Цели мастер - класса : 1. Познавательный аспект : повторить термины ; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности. 2. Развивающий аспект : развивать мыслительную деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли ; продолжать работу по раскрытию творческих способностей ; по развитию критического образного мышления ; создавать условия для развития коммуникативных навыков.
продолжение 3. Воспитательный аспект : развитие ценностных отношений к родному языку ; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи ; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
ПРОБЛЕМА ( сформулируйте её в виде вопроса ) Как сделать так, чтоб язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным ? ы
Как связана проблема с темой урока ? - Для чего могут использоваться средства выразительности ? - Средства выразительности языка - это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.
Сформулируем задачи 1. Повторить термины 2. Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур, и др. средств выразительности. 3. Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.
1. О чём рассказывается в последней главе романа? 3. В первом абзаце автор использует стилистическую фигуру антитезу (противопоставление): «выжженная и потрескавшаяся земля» противопоставлена зеленеющей степи, над которой трепещут «в голубом небе бесчисленные жаворонки». 2. Найдите и прочитайте пейзажную зарисовку в 1-ом абзаце. 3.Какую стилистическую фигуру использует автор в первом абзаце? Назовите её. 1. В последней главе романа рассказывается о возвращении домой и «разоружении» главного героя романа Григория Мелехова. 2. Выразительное чтение наизусть…
4. Какая лексика используется в первом абзаце? 5. Что утверждается при использовании данной лексики? 6. Какой троп вы можете найти в последней строчке романа? Что он подчёркивает? 4. В первом абзаце используется контрастная лексика. 5. С её помощью утверждается мысль о неустроенности человеческого бытия, противопоставленного гармонии природы. Образ истерзанной огнём земли соотносится с изломанной жизнью главного героя: как «выжженная палами степь, чёрная стала жизнь Григория». 6. В последней строчке романа используется троп – оксюморон («холодное солнце»). Оксюморон подчёркивает противоречивость, непредсказуемость земного существования.
7.Найдите описание степного ландшафта в последующих абзацах. Какой приём использует автор? 8. Какой лексикой насыщено данное описание? 9. Приведите примеры антонимов. 7. Используется приём контраста в описании степного ландшафта. 8. Абзацы насыщены антонимичной лексикой: 9. Порушила – осталась; жизнь – смерть; земля – небо; огонь – вода; чужой – родной; чёрный – белый; лес – степь; дождь – солнце; весна – осень; день – ночь.
2.Как описана природа в данной главе? 2. Природа описана как живое существо, олицетворения подчёркивают её одушевлённость: огонь «жадно пожирает сухую траву», «крылатый ветер», «весело зеленеет трава», «прошлись палы». 1. Примеры какой лексики мы можем ещё найти в данном тексте? 1. Мы можем найти примеры цветовой лексики, использованной в пейзажной картине. Она придаёт тексту живописную образность:«бурые верхушки чернобыла», «зелёная трава», «голубое небо», «чёрная земля», «сизая зола», « тёмная пыль».
4. Какой тип речи использовал автор в этих абзацах? Почему вы так думаете? 4. Автор использовал тип речи описание. 3. Какая стилистическая фигура используется в синтаксических конструкциях, чтобы усилить эмоциональную нагрузку речевых построений? 3.В синтаксических конструкциях повторяется приём инверсии, который усиливает эмоциональную нагрузку речевых построений, придаёт тексту интонационную выразительность: «не гнездует над ней птица», « стороной обходит её зверь…».
ТИПЫ РЕЧИ ТИПЫ РЕЧИ 1. ПОВЕСТВОВАНИЕ – это рассказ о каком - то событии в его временной последовательности : Завязка --- развитие события --- кульминация ( напряжённый момент ) --- конец собыбытия ( развязка ). 2. ОПИСАНИЕ – это словесное изображение какого - либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков ( пейзаж, портрет ). 3. РАССУЖДЕНИЕ – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой - либо мысли 3 части : 1 - тезис ( высказывается какая - то мысль, проблема ) 2 - доказательства или опровержение 3 - вывод или заключение.
5. Какой тип речи использует автор в последующих абзацах? 6. Какая часть речи наиболее часто здесь употребляется? Найдите её. 7. Какое лексическое средство выразительности использовано в этих абзацах? 5. В следующих абзацах изобразительный момент уступает место повествовательному. 7. Используются фразеологические обороты: «белый свет», « убить время», « хлеб-соль», «живые- здоровые».они оживляют повествование. 6.Наиболее часто употребляются глаголы: «скитался, не поехал, переправился, добывали, погуляли, поглядели, пролили, окружили, спаслись»
РАБОТА В ГРУППЕ 2 8. При помощи чего создаётся хронологический контекст главы? 8. Хронологический контекст главы создаётся с помощью лексики с временным значением: «раннею весной», «трое суток», «несколько дней», «на исходе пятого дня», «в апреле», «до октября», «с неделю», «ночью», «как-то днём», «с самой осени», «за полгода», «с рассветом», «с той поры», «к Первому маю». Точная временная адресация создаёт ощущение достоверности, документальности происходящего. Слова «мобилизация», «дезертиры», «банда», «амнистия», «служат приметами исторического времени.
РАБОТА В ГРУППЕ 2 9. А что создаёт ощущение достоверности, документальности происходящего? 10. Обозначено ли в тексте художественное пространство? Если да, то чем? 10. Художественное пространство в тексте обозначено географическими названиями (Дон, Астрахань, Вешенская), вмещает лес, степь, дубраву, калмыцкие степи; в заключительном абзаце границы пространства беспредельно раздвигаются, включая в себя «весь огромный, сияющий под холодным солнцем мир». Мысль автора движется от земли к небесам – «к холодному солнцу». 9.Точная временная адресация создает ощущение достоверности, документальности происходящего. Слова «мобилизация», «дезертиры», «банда», «амнистия» служат приметами исторического времени
1. Какое слово является ключевым для понимания идейного содержания главы и всего романа в целом в данном контексте? Почему? 1. Слово «земля» в данном контексте является ключевым для понимания идейного содержания главы и всего романа в целом. Здесь оно выступает сразу в нескольких значениях: в буквальном («выжженная земля», «обуглившаяся земля»); в переносном, равнозначном понятию «жизнь» («всё, что пока роднило его с землёй»; «цеплялся за землю»), а также в качестве синонима к словосочетаниям «родные места», «родной двор», «родной дом», «родной хутор». Мечась между враждебными лагерями, безжалостно уничтожающими друг друга, Мелехов понял, что человек сам в себе и для себя не может быть целью и смыслом жизни, что дороже родного порога ничего нет. Не случайно в конце главы возникает образ освобождённого ото льда берега («лёд отошёл от берега») как символ надёжного пристанища, где человек обретает силу. Мотив всплывания к берегу подсказывает читателю, что Мелехов нашёл, наконец, свой причал. Прощаясь с оружием, Григорий бросает под лёд винтовку, наган и патроны – таков его окончательный выбор, подводящий итог жизненным исканиям.
2. Что понял Григорий Мелехов в конце романа? 3. Случайно ли возникает образ берега? 2.Мелехов понял, что человек сам в себе и для себя не может быть целью и смыслом жизни, что дороже родного порога ничего нет. 3.Образ освобожденного ото льда берега («лед отошел от берега»), выступает как символ надежного пристанища, где человек обретает силу. Мотив всплывания к берегу подсказывает нам, что Григорий нашел, наконец, свой причал. 5. Какой окончательный выбор Делает Григорий? 5.Прощаясь с оружием, Мелехов бросает под лед винтовку, наган и патроны – таков его окончательный выбор, подводящий итог его жизненным исканиям.
РАБОТА В ГРУППЕ 3 4. Найдите в тексте фольклорные истоки русской речи. 4. Числовая лексика, использованная автором, не только воплощает фольклорные мотивы в повествовании: семеро разбойников; первая пуля, вторая, третья; до трёх раз падал с коня Фомин, на третий раз нашёл свою смерть (в сказках судьбу испытывают трижды), но и отмечает важность происходящего. «Апостольское число в контексте главы («двенадцатый казачий полк», «двенадцать обойм патронов») позволяет предположить, что в поисках правды главный герой романа трудился с неослабевающей духовной напряжённостью. 5. В финале романа угадывается намёк на нравственное возрождение Мелехова. Разоружаясь, он не вымыл руки, как Пилат, хотя и стоял у воды, а «тщательно вытер руки о полу шинели» - то есть очистился. 5. Произошло ли нравственное возрождение Григория Мелехова в конце романа?
ГРУППА 3 ГРУППА 3 6. Какую роль выполняет последняя глава романа ? 7. Как сложится мирная жизнь героя ? 6. Последняя глава романа выполняет роль развязки в сложнейшей событийной канве произведения. 7. Финал остаётся что позволяет читателю самому решить, как сложится мирная жизнь героя.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ - Какие цели и задачи мы ставили в начале урока ? 2. Что получилось ? 3. Что не получилось ? 4. Какую практическую помощь вы получили сегодня на мастер - классе для подготовки к экзамену ? 5. О чём мы не должны забывать ?
РОДНОЕ СЛОВО РОДНОЕ СЛОВО Родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.
ВЫ В ОТВЕТЕ !!! ВЫ В ОТВЕТЕ !!! за настоящее, будущее русского языка. СЛУШАЙТЕ !!! ДУМАЙТЕ !!! РЕШАЙТЕ !!! КАКИМ ОН БУДЕТ, НАШ ЯЗЫК … Относитесь к языку как к « дару бесценному », как к сокровищу. Пусть о вас всегда говорят : « Это культурный человек ».