ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ – РАССУЖДЕНИЮ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ ГИА по русскому языку Часть С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сочинение - рассуждение на итоговой аттестации в 9 классе.
Advertisements

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. АНАФОРА Анафора ( от греческого ВЫНЕСЕНИЕ; русский термин – единоначалие), стилистическая фигура; скрепление.
Сочинение –это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого учащийся создаёт собственный текст. Он должен обладать смысловой цельностью, речевой.
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему С2.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания… Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два)
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Готовимся к ГИА. Приемы написания вступительной части сочинения-рассуждения 1) Обобщение, связанное актуальностью предложенной темы. 2) Цепь вопросительный.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего.
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ЧАСТЬ 3 (С 2. 2.) ГИА Язык, который умудрён знаниями, не будет запинаться. Менандр Работа учителя русского языка и литературы ГОУ.
Советы по написанию сочинения-рассуждения Задание 15.3.
Рекомендации к написанию Полякова Наталья Петровна МБОУ Комсомольская СОШ ГИА-2013.
Готовимся к ГИА. Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Основным содержанием такого сочинения.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему (задание С2 ГИА – 9 по русскому языку) По материалам МИОО от
Методика работы над сочинением. Исходное высказывание в сочинении С2 является тезисом, требующим комментария. Им можно как начать работу, так и вынести.
Методика работы над сочинением. Тезисом, требующим комментария, является исходное высказывание или данное вами определение. Им можно начать работу, а.
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА Автор: Стехова Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 21.
С ТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ. О СОБЕННОСТИ СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ Задание С2 ГИА 1.
Транксрипт:

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ – РАССУЖДЕНИЮ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ ГИА по русскому языку Часть С

Что такое « сочинение на лингвистическую тему »? Прилагательное « лингвистический » произошло от слова « лингвистика ». Лингвистика ( языкознание, языковедение ; от лат. lingua язык ) наука, изучающая языки. Основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Как может быть сформулировано задание С 2. Часть 3 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С 2. Напишите сочинение - рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского : « Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом ». Аргументируя свой ответ, приведите 2 ( два ) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К. Г. Паустовского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Критерии оценивания С 2 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос Баллы СК 1 Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет 2 Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса 1 Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне 0

Критерии оценивания С 2 С1К2С1К2 Наличие примеров - аргументовБаллы Экзаменуемый привёл 2 примера - аргумента из текста, верно указав их роль в тексте. 3 Экзаменуемый привёл 2 примера - аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, или привёл 2 примера - аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл 1 пример - аргумент из текста, указав его роль в тексте 2 Экзаменуемый привёл 1 пример - аргумент из текста, не указав его роль в тексте. 1 Экзаменуемый не привёл ни одного примера - аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры - аргументы не из прочитанного текста 0

Критерии оценивания С 2 С1К3С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Баллы Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения : – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена ; – в работе нет нарушений абзацного членения текста 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и / или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и / или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста 0

Критерии оценивания С 2 С1К4С1К4 Композиционная стройность работыБалл ы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 2 Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста 1 В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста 0

Как начинать сочинение ? Тезис – это мысль, которую нужно доказать. Во вступлении вы либо сообщаете о высказывании лингвиста или писателя, формулируете собственную позицию по данному вопросу, либо общие сведения о лингвистическом понятии и его роли в речи. Тезис может состоять нескольких предложений. Но помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.

Как писать основную часть ? Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части вы должны раскрыть не менее двух лингвистических понятий, явлений ( лексическое и грамматическое ), указав их роль в тексте.

Как оформлять примеры в сочинении ? Во - первых, помните о требованиях к примерам : примеров должно быть не менее 2; примеры должны быть из указанного текста ; примеры должны иллюстрировать разные лингвистические понятия ;

Во - вторых, оформлять примеры в сочинении можно с помощью цитирования предложения ( если оно не очень длинное ), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой или косвенной речью. Например : Так, Б. Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика : эпитеты « нескрываемое недоверие » ( предложение 12), « вызывающая агрессия » ( предложение 24), метафора « вынули из души ».

2) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише : Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. Проиллюстрировать названную функцию можно на примере …. предложения текста. Пример использования … можно найти в предложении … Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. Рассмотрим … предложение. В нем использована …. Это подтверждает наш вывод о том, что ….

О чём писать в заключении ? Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Заключение должно представлять собой вывод о справедливости высказывания. В начале заключения можно использовать следующие вводные слова : итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу и т. д. А также выражения : я думаю, я считаю, по моему мнению, по - моему, на мой взгляд, я убеждён, я уверен в том, что … и т. д.

Сколько абзацев должно быть в сочинении ? Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему. Помните : сочинение должно иметь не менее 3,4 – х абзацев : 1 абзац - тезис, 2 абзац - аргумент 1 с примером или примерами, 3 абзац – аргумент 2 с примером или примерами, 4 абзац - вывод.

Рассуждение : тип речи, в котором указываются причины и следствия того или иного явления, положения ; дается объяснение какому - либо явлению, предмету, факту, сообщению и т. д.; основными вопросами рассуждения являются : Почему это есть ? Почему это произошло, случилось ? Почему так ? ОСНОВА РАССУЖДЕНИЯ – причинно - следственные отношения, доказательства.

Строение текста типа рассуждения. ТЕЗИС ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ( аргументы ) ВЫВОДЫ

Композиция рассуждения. 1. Вступление ( зачин ) – сообщаются предварительные сведения о предмете рассуждения. 2. Основная часть : а ) формулирование основного текста ; б ) приведение аргументов как последовательность доказательства тезиса. 3. Заключение - вывод.

Способы грамматической связи между тезисом и доказательствами : - вводные слова : во - первых, во - вторых, следовательно, таким образом, наконец и др.; - союзы : однако, хотя, потому что, так как, для того чтобы, несмотря на и др.

Виды доказательств. 1. Дедуктивные : – от тезиса к доказательствам ( Книга – лучший учитель. Например,…) 2. Индуктивные : - от примера к тексту ( Книга помогает найти ответы на многие вопросы. Значит, книга – лучший учитель.)

3. Прямые. а ) Ссылка на общее суждение, не требующее дополнительных доказательств. ( Каждый человек хочет быть счастливым.) б ) Ссылка на авторитетный источник : цитата ; проверенные, достоверные факты, события ; статистические данные ; положения законов и официальных документов ; законы природы ; выводы, подтвержденные экспериментально ; показания очевидцев ; примеры из художественной литературы ).

Например : « Луну называют богиней ночи. Это - наш молчаливый сосед, на ней нет жизни. Она вращается вокруг Земли на расстоянии икилометров (238,618 миль ). Полный оборот Луны вокруг Земли происходит за 27 дней и 12 часов. Этот факт, описанный Г. Шалаевой в своих трудах, имеет особое значение. Он означает, что мы никогда не сможем увидеть другую сторону Луны ». в ) Указание причин верности, точности, достоверности выдвинутого тезиса. г ) Приведение аналогии, сравнения.

4. Косвенные : - доказательства от противного : через опровержение истинности противоположного тезиса.

Поскольку, так как, так что, если, хотя, несмотря нато, что Виды рассуждения Вводные слова, наречия СоюзыРечевые обороты ДоказательствоВо-первых, во-вторых, следовательно, итак, таким образом, поэтому, потому, тогда, например Поскольку, так как, ввиду того что, вследствие чего, в результате чего, так что, в связи с чем, если Из этого следует, что...; отсюда заключаем, что...; из чего вытекает, что… это позволяет предположить, что… предположим, что … допустим, что… доказательством служит… об этом свидетельствует… ОбъяснениеНапример, таким образом, поэтому Так как, потому что, благодаря тому что, поскольку Причина состоит в следующем… укажем на причины… это объясняется тем, что...; это зависит от...; это связано с тем, что...; это является следствием того, что... РазмышлениеПо-моему, по моему мнению, по моему убеждению, на мой взгляд, как мне кажет­ся, скорее всего, оче­видно, поэтому, потому, отсюда, таким образом Поскольку; так как; так что, если, хотя, несмотря на то, что Я полагаю, что...; попробуем сравнить...; попытаемся разобраться...; причина состоит в том, что...; это можно объяснить тем, что...; всё зависит от того, что...; это позволяет предполо­жить, что...; получается, что...; предположим, что...; допустим, что...; мне близка мысль о том, что...; я согласна с тем, что...; некоторые сомнения у меня возникают, когда...; я могу с уверенностью сказать (утверждать), что...; я убежден, что...; мне хочется сделать вывод о том, что...

Типичные ошибки в композиции текста рассуждения : несоразмерность частей композиции ; затянутое вступление ; недостаточный объем основной части ; слишком большой объем концовки ; отсутствие какой - либо композиционной части ( вступления, заключения ; в этом случае текст как будто оборван ); недостаточная последовательность изложения ( автор « перескакивает » с одного объекта на другой, с одной темы на другую ); несоответствие построения текста адресату, целям и задачам автора.

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Изобразительно - выразительные средства Лексические средства Синтаксические средства олицетворение Аллегория, крылатые выражения, пословицы гипербола, литота ирония сравнение эпитет, метафора Синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорные слова Устаревшие слова Лексический повтор риторический вопрос риторическое восклицание риторическое обращение Антитеза Инверсия Вопросительные, восклицательные предложения Разговорные синтаксические конструкции Односоставные, неполные предложения Ряды однородных членов предложения

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Олицетворение – перенос признака живого лица на неживой ( неодушевлённый ) предмет. Спит черёмуха в белой накидке. И звезда с звездою говорит.

ЭПИТЕТ Эпитет – стилистический приём, образное определение, не только указывающее на признак определяемого явления, но и сообщающее этому признаку дополнительное значение – переносное или символическое. ( например, в стихотворении М. Ю. Лермонтова « Утес »: « тучка золотая », « утес - великан », стоит одиноко », « тихонько плачет »). Э. обычно выражен прилагательным, причастием, наречием или существительным в роли приложения ).

МЕТАФОРА Метафора ( греч. – перенесение ), вид тропа ; перенос признака с предмета на предмет на основе их сходства. « Костёр рябины красной …» « … ситец неба …» « Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком, …» ( С. А. Есенин )

ГИПЕРБОЛА Гипербола ( греч. – преувеличение ), выразительное образное средство, намеренное преувеличение признака предмета или лица. « У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением ». ( Н. В. Гоголь. « Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем »)

ЛИТОТА Литота ( греч.- простота ) выразительное образное средство, преуменьшающее признак предмета или лица. « Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка …» ( А. С. Грибоедов « Горе от ума »)

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ( фразеологические обороты ) Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, используемые в переносном значении. - Я в этом деле собаку съел ! А вы говорите, что я работаю спустя рукава. - Если и дальше будете бить баклуши, в конце месяца останетесь с носом : зарплату не начислю !

Синонимы - слова близкие по значению. Используются для перечисления, точности речи, усиление признака. Впереди рисовалась жизнь новая, необыкновенная.

Устаревшие слова - слова, вышедшие из употребления. Используется для воссоздания исторической обстановки и речи героев, живущих в определенную эпоху, для создания торжественности стиля. Златой порфирою блистает … « порфира » - верхняя торжественная одежда государей, широкий, длинный плащ багряного шелка.

Лексический повтор - повторение слова или словосочетания в предложении или в тексте. Ветер, ветер на всем белом свете …

Ирония ИРОНИЯ - осмеяние, содержащее отрицательную, осуждающую оценку того, что критикуется ; тонкая, скрытая насмешка. Уселся он [ Онегин ] с похвальной целью Себе присвоить ум чужой ; Отрядом книг уставил полку... А. С. Пушкин

Аллегория АЛЛЕГОРИЯ ( греч. allegorein " говорить иначе ") иносказание, толкование заложенного в художественном произведении скрытого, тайного смысла. художественном произведении смысла Примеры аллегорий : весы правосудие, крест страдание, якорь надежда и т. п.

Сравнение СРАВНЕНИЕ сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания. Например : " Конь летит как птица "

АНТИТЕЗА Антитеза ( от греч. – противоположение ), композиционный приём противопоставления : образов, сюжетных ситуаций, стилей, тем в рамках целого произведения ; слов или словесных конструкций со значением АНТОНИМОВ. Ты переводчик – я читатель, Ты усыпитель – я зеватель. ( А. А. Дельвиг. « Переводчику Вергилия »)

Риторическое восклицание РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦ Á НИЕ ( от греч. rhetor - оратор ) – стилистическая фигура : восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания : « Тройка ! Птица - тройка !» ( Н. В. Гоголь ). Р. в. может сопутствовать гиперболизация, например : « Пышный ! Ему нет равной реки в мире !» ( о Днепре ) ( Н. В. Гоголь ).

Риторический вопрос РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПР Ó С ( от греч. rhetor - оратор ) – стилистическая фигура : вопросительное предложение, содержащее утверждение ( или отрицание ), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа : Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар ?… М. Ю. Лермонтов

Риторическое обращение РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩ É НИЕ ( от греч. rhetor - оратор ) – стилистическая фигура : подчеркнутое, однако имеющее условный характер обращение к кому - л.( чему - л.). Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля ! я предан вам душой. А. С. Пушкин

Инверсия ИНВЕРСИЯ ( от лат. inversio - перестановка ) - стилистическая фигура : нарушение общепринятого в данном языке порядка слов. Перестановка слов или частей фразы придает речи особую выразительность Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа... А. С. Пушкин ( Он вознесся выше непокорной главою …)

Разговорные синтаксические конструкции - особая организация речи, которая отражает особенности разговорного стиля. С годами человек нет - нет да и возвращается мыслями к дружбе.

Вопросно - ответные конструкции в диалоге - неполные предложения, образующие диалогическое единство ; из разговорной речи проникают в художественную и публицистическую речь : - Какие новости ?- спросил офицер. - - Хорошие !

Односоставные предложения, неполные предложения, ряды одно ­ родных членов, вводные структуры и др. - могут быть средством выразительности : Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя. ( Есенин ) - Варвара, за доктором ! - За всё я отвечаю в этом мире - за вздохи, слёзы, горе и потери. - К нашему счастью, взошло наконец прекрасное солнце ( Пришв.).

Функции языковых средств выразительности 1. Экспрессивная функция : - эмоциональность отражение личностного взгляда человека на мир, выражение оценки, чувства ; - наглядность - способствует наглядному отражению картины внешнего мира, внутреннего мира человека ; - оригинальное отражение действительности - показ предметов и явлений с новой, неожиданной стороны ; - отражение внутреннего состояния пишущего ; - привлекательность речи, эстетичность.

Функции языковых средств выразительности 2. Стилистическая функция заключается в том, что языковые средства придают тексту определённую стилистическую окраску : книжную, разговорную ; помогают создать комический эффект. 3. Смысловая функция : языковые средства несут дополнительную смысловую нагрузку, т. е. происходит приращение смысла. 4. Текстообразующая функция : языковые средства выразительности соз ­ дают ткань текста, участвуют в построении текста.

ТерминыЗначение термина 1 образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значение какого- либо явления. 2 оборот, в котором резко противопоставляются противоположения понятия. 3 перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. 4 непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления.

Термины Значение термина 6 употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. 7 сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. 8 образное определение. 9 особое расположение слов, нарушающее обычный порядок.

КАКОЙ ВИД ТРОПА ИСПОЛЬЗОВАН ?

А у нас то дожди, то снега, то забота … 1. А у нас то дожди, то снега, то забота … А у нас то капели, ручьи, первоцветы, весна... А у вас там хребты, перевалы, тропинки, пехота … Это мы называем обычно « ВОЙНА ». а ) ряды однородных членов б ) антитеза в ) эпитеты а ) ряды однородных членов

2. Мокрые липы, 2. Мокрые липы, как мокрые курицы, Крыши домов и промокшие улицы… а) сравнение б) метафора в) гипербола а ) сравнение

3. Осень 3. Осень пестрит, копошится, клокочет, Всё, что задумала, выполнить хочет. а) олицетворение б) синонимы в) антитеза а ) олицетворение

4. Зачем ты смотришь мне в глаза ? В них отыграть успели вьюги … а ) риторическое обращение б ) риторическое восклицание в ) риторический вопрос

5. Всю прелесть ситцевой любви Я растеряла по крупицам … а ) эпитет б ) литота в ) метафора а ) эпитет

6. Ты спохватишься поздно, Это знаю и верю, И забрезжит рассвет над тобой земляничный… а) эпитет б) инверсия в) градация б ) инверсия

Домашнее задание : Из текста, предложенного в демоверсии выпишите примеры художественных средств.