Комплексный анализ текста как способ подготовки учащихся к выполнению части С на ЕГЭ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы и приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы.
Advertisements

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 9 КЛАСС. ГИА-9.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, которые последовательно выполняются учениками. Время выполнения работы –
Из опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории Меркуловой Э. А. МБОУ ЧСОШ им. А. А. Яковлева.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Итоги пробного экзамена по русскому языку май 2011.
Рекомендации. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание,
Ваша работа должна показать : 1.насколько глубоко и полно вы поняли смысл текста; 2.способны ли вы зрело судить о проблемах, затронутых в тексте; 3. можете.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. ПЛАН: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример.
Урок-зачёт в 10 классе « Комплексный анализ текста». Выполнила: Воеводина Г. В. Учитель русского языка и литературы МБОУ СШ »2.
«КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» (подготовка к ГИА) Руководитель: УХАБИНА М. Г., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Над проектом работала Карзанова Е.В. Юрьев-Польский 2009 Тайны текста.
усиление субъектной позиции ученика; алгоритмизация действий учителя и ученика; средство формирования познавательной активности; личностная направленность.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения по блоку С.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НОВОЙ ФОРМЕ. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Семинар для учителей русского языка и литературы «Проведение промежуточного муниципального мониторинга образовательных достижений учащихся 9-х классов.
Государственная итоговая аттестация по русскому языку 2012 год.
Транксрипт:

Комплексный анализ текста как способ подготовки учащихся к выполнению части С на ЕГЭ.

Часть С ЕГЭ по русскому языку позволяет составить представление не только о сформированности ключевых умений, но и о общем развитии ученика, о его социальной и нравственной зрелости, о его общей культуре.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Недостатки, выявленные в работах учащихся(часть ): Недостатки, выявленные в работах учащихся(часть С): пересказ вместо четко сформулированной темы и идеи текста; неумение верно оформлять собственное письменное высказывание, отсутствие логики в следовании микротем, бедность лексико-грамматического строя речи выпускника, отсутствие умения аргументированно выражать личностную позицию; личностная позиция проявляется слабо: заметны общеязыковые штампы, недостаток собственного взгляда на поднимаемую в тексте проблему. Выбранные выражения демонстрируют неумение ставить необходимые акценты, слабость и нечеткость сформированности смысловых структур; неумение проводить языковой анализ научного и публицистического стилей речи, выделять характерные для них средства выразительности ; большое количество орфографических и пунктуационных ошибок. Недостатки, выявленные в работах учащихся(часть ): Недостатки, выявленные в работах учащихся(часть С): пересказ вместо четко сформулированной темы и идеи текста; неумение верно оформлять собственное письменное высказывание, отсутствие логики в следовании микротем, бедность лексико-грамматического строя речи выпускника, отсутствие умения аргументированно выражать личностную позицию; личностная позиция проявляется слабо: заметны общеязыковые штампы, недостаток собственного взгляда на поднимаемую в тексте проблему. Выбранные выражения демонстрируют неумение ставить необходимые акценты, слабость и нечеткость сформированности смысловых структур; неумение проводить языковой анализ научного и публицистического стилей речи, выделять характерные для них средства выразительности ; большое количество орфографических и пунктуационных ошибок.

КЛЮЧЕВЫЕ УМЕНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЧАСТЬЮ С умение анализировать содержание и форму исходного текста; умение анализировать содержание и форму исходного текста; умение выражать личностную позицию; умение выражать личностную позицию; умение последовательно излагать мысли; умение последовательно излагать мысли; умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических форм и лексическое богатство языка; умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических форм и лексическое богатство языка; владение нормами литературного языка; владение нормами литературного языка; орфографические и пунктуационные умения. орфографические и пунктуационные умения. умение анализировать содержание и форму исходного текста; умение анализировать содержание и форму исходного текста; умение выражать личностную позицию; умение выражать личностную позицию; умение последовательно излагать мысли; умение последовательно излагать мысли; умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических форм и лексическое богатство языка; умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических форм и лексическое богатство языка; владение нормами литературного языка; владение нормами литературного языка; орфографические и пунктуационные умения. орфографические и пунктуационные умения.

НЕОБХОДИМО ВЫРАБАТЫВАТЬ ЧУВСТВО ЯЗЫКА, РАЗВИВАТЬ АНАЛИТИЧЕСКИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ УЧЕНИКОВ КАК НА УРОВНЕ СОДЕРЖАНИЯ, ТАК И НА УРОВНЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ, ЧТО ОЧЕНЬ ТЕСНО ВЗАИМОСВЯЗАНО. РЕШАЯ ЭТИ ЗАДАЧИ, СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ К КОМПЛЕКСНОМУ АНАЛИЗУ ТЕКСТА.

РАБОТА С ТЕКСТОМ ДАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: РАЗВИВАЕТ У УЧАЩИХСЯ ЯЗЫКОВОЕ ЧУТЬЕ; ВЫРАБАТЫВАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ЗОРКОСТЬ, СПОСОБСТВУЕТ УСТРАНЕНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ, СТИЛИСТИЧЕСКИХ И РЕЧЕВЫХ ОШИБОК; ПОВЫШАЕТ ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ; РАЗВИВАЕТ КОММУНИКАЦИОННОЙ ФОН; РАЗВИВАЕТ АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК НА УРОВНЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ, ТАК И НА УРОВНЕ СОДЕРЖАНИЯ. РАЗВИВАЕТ У УЧАЩИХСЯ ЯЗЫКОВОЕ ЧУТЬЕ; ВЫРАБАТЫВАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ЗОРКОСТЬ, СПОСОБСТВУЕТ УСТРАНЕНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ, СТИЛИСТИЧЕСКИХ И РЕЧЕВЫХ ОШИБОК; ПОВЫШАЕТ ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ; РАЗВИВАЕТ КОММУНИКАЦИОННОЙ ФОН; РАЗВИВАЕТ АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК НА УРОВНЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ, ТАК И НА УРОВНЕ СОДЕРЖАНИЯ.

ПЛАН АНАЛИЗА ТЕКСТА. 1.Прочитайте текст. 2. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? 3.Какокого типа речи текст? 4. К какому жанру относится текст? 5. Какое настроение преобладает в тексте? 6. Определите тему текста. 7. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. 8. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план. 9.Как связаны эти части? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства языка. 10. Отметьте основные образы текста. 11. Понаблюдайте над лексикой текста. 12. Понаблюдайте над фонетическими средствами, которыми пользуется автор. 13. Какими морфологическими средствами пользуется автор? 14.Понаблюдайте над синтаксисом и пунктуацией текста. 15. Сформулируйте идею текста. 16. Каково ваше впечатление от текста?

КОНЕЧНЫЕ ЦЕЛИ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА: КОНЕЧНЫЕ ЦЕЛИ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА: - БОЛЕЕ АДЕКВАТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА УЧАЩИМИСЯ; - УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ РЕЧЕВЫХ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ, Т.Е. РЕЧЕВОЙ И ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ; - ГРАМОТНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА СВОИМИ СЛОВАМИ; - СОЗДАНИЕ УЧАЩИМИСЯ СОБСТВЕННОГО ОРИГИНАЛЬНОГО ТЕКСТА НА ОСНОВЕ ДАННОГО (СОЧИНЕНИЕ).

Работа с текстом начинается с 5 класса. С каждым следующим учебным годом она усложняется таким образом, чтобы к выпускным экзаменам ученик не испытывал трудностей, сдавая ЕГЭ по русскому языку. с 5 класса. с 5 класса. Работа с текстом начинается с 5 класса. С каждым следующим учебным годом она усложняется таким образом, чтобы к выпускным экзаменам ученик не испытывал трудностей, сдавая ЕГЭ по русскому языку. с 5 класса. с 5 класса.

Пример комплексного анализа текста в 5 классе Прощальными ра(с,з)катами прогр..мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со…нце еще щедро отдает свое тепло. В август… в природ… улавливаю(тся,ться) приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть. Разн..травье превратилось в душистые скирды. Небо ра(с,зчистилось) от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет,когда в нем зазв..нят пр..щальные поклики птиц. Когда в полдень припекает со…нце, замечае(тся,ться) особое нежное томление земли. Зеленая листва отслужила свое и начинает блекнуть. Пол…няли краски летней поры. Со…нце выплыва..т теперь в глубокой т…шине и посеревших от ноч…ной прохлады туманах. Задания к тексту: 1.Озаглавьте текст. 6. Вставьте пропущенные буквы. 2. Тема текста. 7. Произведите фонетический разбор слова еще. 3. Основная мысль текста. 8. Найдите и выпишите из текста эпитеты. 4. Стиль текста. 9. Разберите слова по составу: прохлада, душистые. 5. Тип текста. 10. Произведите морфологический разбор одного глагола. 11. Найдите в тексте и подчеркните однородные члены. 12. Понаблюдайте за приходом осени в вашем крае. Напишите небольшое сочинение об этом. Прощальными ра(с,з)катами прогр..мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со…нце еще щедро отдает свое тепло. В август… в природ… улавливаю(тся,ться) приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть. Разн..травье превратилось в душистые скирды. Небо ра(с,зчистилось) от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет,когда в нем зазв..нят пр..щальные поклики птиц. Когда в полдень припекает со…нце, замечае(тся,ться) особое нежное томление земли. Зеленая листва отслужила свое и начинает блекнуть. Пол…няли краски летней поры. Со…нце выплыва..т теперь в глубокой т…шине и посеревших от ноч…ной прохлады туманах. Задания к тексту: 1.Озаглавьте текст. 6. Вставьте пропущенные буквы. 2. Тема текста. 7. Произведите фонетический разбор слова еще. 3. Основная мысль текста. 8. Найдите и выпишите из текста эпитеты. 4. Стиль текста. 9. Разберите слова по составу: прохлада, душистые. 5. Тип текста. 10. Произведите морфологический разбор одного глагола. 11. Найдите в тексте и подчеркните однородные члены. 12. Понаблюдайте за приходом осени в вашем крае. Напишите небольшое сочинение об этом.

К классам задания по комплексному анализу текста выходят на новый уровень.

Пример карточки для 9 класса Текст. Саврасов пр…шел сюда на …краину села Молвитина чтобы посмотреть (в)близи на старую церковь. Пр…шел и остался (на)долго. То ощ…щение весны которым он жил все эти дни когда ехал в санях по о(т,тт)аявшей дороге вдыхая пьянящий мартовский воздух (с,з) десь у околицы обычного (не)приметного русского села пр…обрело особую красоту и силу. Он увидел (с,з)десь то чего ждал что смутно надеялся увидеть. Ради этого он проехал столько верст. Задания. 1. Выпишите из слов со скобками наречия, раскройте скобки. 2. Выпишите все слова с приставкой ПРИ. Произведите их морфемный разбор. 3. Спишите текст, расставляя знаки препинания. 4. Выпишите третье предложение текста. Обозначьте грамматические основы, части предложения и средства связи частей. Определите виды придаточных. 5.Кто такой Саврасов? Чему посвящено его творчество?

Пример карточки для классов А) Александр отказывался от всех переговоров потому что он лично чу…ствовал себя оскорбле(н,нн)ым. Б) И так точно, вследстви… своих личных свойств, привычек, условий и целей, действовали все те неперечислимые лица, учас…ники этой войны. В) Наполеон начал войну с Россией потому что он н… мог н… приехать в Дрезден, н… мог н… отуманит(?)ся почестями. Г) Провидение заставляло всех людей, стремясь к достижению своих личных целей, содействовать исполнению одного огромного результата о котором (н…) один человек (н… Наполеон, н… Александр, н… еще менее кто-либо из учас…ников войны) н… имел н… малейшего чаяния. (По Л.Н.Толстому.) ЗАДАНИЯ. 1.Внимательно прочитайте предложения. Расположите их в такой последовательности, чтобы получился текст. Спишите полученный текст, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя необходимые буквы. 2.Найдите в тексте сложноподчиненные предложения с придаточными причины. Обратите внимание на смысловое, интонационное и пунктуационное выделение причинного значения в этих предложениях. 3.Выпишите из предложения Б) слово, образованное приставочным способом, произведите его морфемный и словообразовательный разбор. 4.Выскажите в 4-5 предложениях свое мнение по поднятой в полученном тексте проблеме. А) Александр отказывался от всех переговоров потому что он лично чу…ствовал себя оскорбле(н,нн)ым. Б) И так точно, вследстви… своих личных свойств, привычек, условий и целей, действовали все те неперечислимые лица, учас…ники этой войны. В) Наполеон начал войну с Россией потому что он н… мог н… приехать в Дрезден, н… мог н… отуманит(?)ся почестями. Г) Провидение заставляло всех людей, стремясь к достижению своих личных целей, содействовать исполнению одного огромного результата о котором (н…) один человек (н… Наполеон, н… Александр, н… еще менее кто-либо из учас…ников войны) н… имел н… малейшего чаяния. (По Л.Н.Толстому.) ЗАДАНИЯ. 1.Внимательно прочитайте предложения. Расположите их в такой последовательности, чтобы получился текст. Спишите полученный текст, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя необходимые буквы. 2.Найдите в тексте сложноподчиненные предложения с придаточными причины. Обратите внимание на смысловое, интонационное и пунктуационное выделение причинного значения в этих предложениях. 3.Выпишите из предложения Б) слово, образованное приставочным способом, произведите его морфемный и словообразовательный разбор. 4.Выскажите в 4-5 предложениях свое мнение по поднятой в полученном тексте проблеме.

Много очень полезного и интересного материала для комплексного анализа текста содержится в пособии Т.М.Пахновой « Русский язык. Комплексная работа с тек стом.9-11 классы». Задания направлены прежде всего на то, чтобы учащиеся глубоко осмыслили содержание текста, увидели, что именно в тексте проявляется живая сущность слова, поняли, что именно общение с текстом показывает нам, как в языке все взаимодействует, все взаимосвязано: и лексика, и фонетика, и морфология, и синтаксис. Много очень полезного и интересного материала для комплексного анализа текста содержится в пособии Т.М.Пахновой « Русский язык. Комплексная работа с тек стом.9-11 классы». Задания направлены прежде всего на то, чтобы учащиеся глубоко осмыслили содержание текста, увидели, что именно в тексте проявляется живая сущность слова, поняли, что именно общение с текстом показывает нам, как в языке все взаимодействует, все взаимосвязано: и лексика, и фонетика, и морфология, и синтаксис.

ТЕКСТ 117. Перестройка изменила не сам русский язык, она изменила условия его употребления. Исчезли границы между разными формами языка и между сферами его употребления. Языковая стихия обрушилась и захлестнула весь народ. Оказывается, что почти каждый может выступать публично, а некоторые еще и обязаны. Сегодня политические деятели различаются не только внешностью, взглядами, но и языком. «Языковые портреты политиков стали обязательной частью их образа, инструментом в политических кампаниях и даже объектом пародирования. Публичная речь во многом стала отражением индивидуальности, как, вообще говоря, и должно быть. Таким образом, социальных различий в речи теперь меньше, а индивидуальных больше. (М.Кронгауз. Из статьи «Язык мой – враг мой.) Задания к тексту: 1.Определите стиль текста. 2.Объясните значение слова пародирование. 3.Сравните слова компания-кампания. Придумайте с ними предложения. 4.Напишите сочинение на тему «Языковой портрет…», укажите в названии конкретное лицо, речевая характеристика которого является отражением его индивидуальности Приведите примеры. Сделайте выводы.портрет Перестройка изменила не сам русский язык, она изменила условия его употребления. Исчезли границы между разными формами языка и между сферами его употребления. Языковая стихия обрушилась и захлестнула весь народ. Оказывается, что почти каждый может выступать публично, а некоторые еще и обязаны. Сегодня политические деятели различаются не только внешностью, взглядами, но и языком. «Языковые портреты политиков стали обязательной частью их образа, инструментом в политических кампаниях и даже объектом пародирования. Публичная речь во многом стала отражением индивидуальности, как, вообще говоря, и должно быть. Таким образом, социальных различий в речи теперь меньше, а индивидуальных больше. (М.Кронгауз. Из статьи «Язык мой – враг мой.) Задания к тексту: 1.Определите стиль текста. 2.Объясните значение слова пародирование. 3.Сравните слова компания-кампания. Придумайте с ними предложения. 4.Напишите сочинение на тему «Языковой портрет…», укажите в названии конкретное лицо, речевая характеристика которого является отражением его индивидуальности Приведите примеры. Сделайте выводы.портрет

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ В ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЧАСТИ С ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

УМЕНИЕ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ, АВТОРСКИЙ, ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ – ЭТО И ЕСТЬ КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ. Ведь это не только подготовка к грядущим испытаниям, но и развитие образного и логического мышления.