Подготовил : учитель истории и обществознания ЦО Ивакин Михаил Викторович «Развитие интеллектуально-познавательной среды посредством проблемного обучения в преподавании истории»
РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ИСТОЧНИКИ Этногра- фические Изобразительные Вещест- венные Письменные научно- популярное ГОС.ЗАКАЗ художественное псевдоистория Учебники. Телепередачи. Док.фильмы. Популярн.энциклопедии. Сайты научное экономика политика культура соц.деление экономика политика культур соц.деление ? НАУЧНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ изложение Монографии Статьи Выступления Романы. Худ.фильмы Игры и т.д. Заказ контрэлит
Какие качества вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен? Умение ставить цель и добиваться ее Умение общаться Умение адаптироваться к ситуации Умение ориентироваться в мире Самостоятельно добывать и применять знания Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные опыт получения, преобразования и применения системы предмет- ных знаний Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) Личностные ценностно- смысловые установки личностной позиции, основы гражданской идентичности. ФГОС : требования к результатам освоения основной образовательной программы
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий Идёт переориентация КИМов с проверки знаний, на умение ими пользоваться! способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии «Смена образовательной парадигмы Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности» Совпадают и государственный и социальный заказы к школе и требования реальной жизни! Важны и знания, но ещё больше умения их добывать и ими пользоваться
Функционально грамотная личность Человек самостоятельный Человек познающий Человек, умеющий жить среди людей
система научно обоснованных методов и средств, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению с целью интеллектуального и творческого развития учеников. 8
Проблемный метод обучения - совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно-познавательных задач содержащих противоречие. 9 Осознанная проблема(затруднение, вопрос) устанавливает цель мысли, а мысль контролирует процесс мышления Ключом ко всякой науке является вопросительный знак
- проблемное изложение; - поисковая беседа и проблемный диалог (ученики решают с помощью учителя поставленную учителем проблемную ситуацию); - эвристический (ученики сами решают проблему, поставленную учителем); - исследовательский метод (ученик(и) самостоятельно ставят и решают проблему) 10
2) Выдвижение версий Актуализация имеющихся знаний 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы 4) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике 3) Составление плана решения проблемы (поиск решения проблемы – открытие нового знания)
Традиционный взгляд на урок истории 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…» 4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?» Проблемно- диалогический урок 1.Постановка проблемы: -«С одной стороны…, но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» - «Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?» 3. Поиск решения 4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?» Технология проблемного обучения Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми
технология ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 1.Учитель создает проблемную ситуацию, а ученики сами формулируют учебную проблему (цель) урока 3.Учитель предлагает ученикам диалог, задания. Ученики открывают новые знания, находят решение. 4.Ученики применя- ют новые знания (продукти вные задания) формирования типа правильной читательской деятельности 1. До чтения – прогнозирование. 2. Во время чтения – задаем вопросы к тексту, ищем ответы в нем, проникаем в смысл, в подтекст. 3. После чтения – анализируем и самостоятельно трактуем информацию 2.Учитель и ученики вспоминают то, что уже известно по проблеме и определяют пути решения, поиска нового Умение оценивать свои и чужие поступки (при нравственной оценке ситуации,гражданского выбора), стремиться к созидательной деятельности Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию, делать выводы Умение доносить свою позицию, понимать других, вести диалог, договариваться, делать что-то сообща Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат ЛИЧНОСТНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД КОММУНИКАТИВНЫЕ
Из летописи «И послал Владимир к Рогволоду, князю полоцкому, говоря: «Хочу взять дочь твою себе в жены». Она же отвечала: «Не хочу разуть раба, а хочу мужа Ярополка». Владимир же собрал воинов многих, пришел к Полоцку, убил Рогволода и сыновей его, и дочь его взял в жены. + начал правление с убийства своего брата – Ярополка Русские былины о Владимире: «Владимир - Красно солнышко» Православная церковь о Владимире: «Владимир - Святой» Побуждающий диалог: Сравни фрагмент летописи и оценку Владимира в былинах и Русской православной церковью - в чем противоречие? ПРОБЛЕМА: Почему Владимир оставил по себе добрую память? Что он такого сделал, что оставил о себе хорошую память? Подводящий диалог: Как можно оценить личные качества, поступки Владимира по этому тексту ? Какую память оставил по себе Владимир? «ВЛАДИМИР – (ПОСТУПАЛ ПЛОХО)» «ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ ХОРОШУЮ» Какой возникает вопрос? К уроку по теме: Древнерусское государство при Владимире Святославиче
: Проблемная ситуация: «Князь Александр Ярославич святой заступник, в Невской битве и Ледовом побоище спас Землю Русскую от посягательства со стороны западных рыцарей, он же - в 1257 году мечом подавил анти ордынское восстание в Новгороде, изгнал княжившего там сына Василия и вместе с ордынцами провёл перепись ». он же - в 1257 году мечом подавил анти ордынское восстание в Новгороде, изгнал княжившего там сына Василия и вместе с ордынцами провёл перепись ».
Проблемная ситуация: «В ходе гражданской войны, имея первоначальный численный перевес, неплохую материальную базу, поддержку интервентов, прекрасный офицерский состав, «белые» - проиграли.» (противоречие) подводится к основному проблемному вопросу урока (учебная проблема): «В чём причины поражения «Белых» и истоки победы «Красных» в Гражданской войне?»
сложным, сопряженным с противоречиями, но доступным; увлекательным, но соответствующим логике науки; ёмким, но способным охватить широкий круг подвопросов; предполагающим научный спор; создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
Побуждающий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы + Развивает творческое мышление + Максимально близок к жизненным ситуациям - Ученики могут увести в сторону от темы - Невозможно рассчитать время на уроке Подводящий диалог Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает логическое мышление + Просчитывается по времени + Ведет к нужному результату коротким путем - Меньше творчества А если в диалоге участвует только 3-5 активных детей? + Каждый третий-четвертый вопрос диалога (или задание) давать для работы в парах: «Полминуты посовещайтесь в парах и договоритесь, какой ответ (или формулировку вопроса) вы даете». Потом спрашиваем 3-4 пары!!!
Задания по поиску решения проблемы должны быть таковыми, чтобы ученик(и) не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа и решения проблемы. Обучение через открытие! (как главный принцип)
Традиционные задания Продуктивные задания Докажите, что жители долины Нила создали государство Расскажите об устройстве Египетского государства и занятиях его жителей.
Какие качества, проявленные древнегреческими гражданами в войнах с персами, необходимы современным гражданам и почему? Докажите, что германцы (славяне, арабы) взошли на ступень цивилизации? 1-2 линии: Овладение исторической картиной мира 3-я линия: Развитие исторического мышления 4-я линия: Нравственное самоопределение 5-я линия: Культурно- гражданское самоопределение В чём была главная причина возникновения неравенства. Почему оно не было характерно для родовой общины? Представь, что ты – человек XXI века – оказался в числе участников четвёртого «крестового похода» (или соратником Пугачёва) За какие действия восставших ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. Умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину Подумайте, какие уроки извлекла княгиня Ольга из убийства князя Игоря? Умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия). Умение «при оценке событий выявлять нравственные ценности», оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.ё Умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
* Осмыслить задание (что надо сделать?) * Найти нужную информацию (текст, рис…) * Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…), запишите, если необходимо, решение в требуемой форме: таблица, список, текст * Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что, во-первых…, во-вторых… и т.д.».) * Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя
23
Родные и фронтовики наших учеников
умение мыслить логично, научно, диалектически, творчески; способствование переходу знаний в убеждения; пробуждение интеллектуальных чувств (удовлетворенности от самостоятельного открытия, уверенности в своих возможностях) пробуждение интереса к научному знанию, предмету осознание учебной деятельности как личностной ценности. (Общепредметный подход )
27 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ