Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка Наумова Т.В. МБОУ «Русско-Янгутская СОШ»
Ключевые компетенции – это различные универсальные средства, инструменты (способы, методы, приёмы) достижения человеком значимых для него целей (результатов)
Ключевые компетенции в преподавании русского языка языковаялингвисти- ческая коммуникати -вная культуро- ведческая
Лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений; Языковая компетенция, т.е. практическое владение родным языком, его словарём, грамматическим строем, соблюдением языковых норм; Коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания. Культуроведческая, т.е. постижение национальной культуры своего народа, осознание значимости родного языка в жизни народа, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания.
Коммуникативная компетенция формирование и развитие навыков речевого общения Репродуктивный уровень (адекватно понимать информацию текста) Продуктивный уровень (создавать текст)
Методы активного чтения
1.Введение условных обозначений при чтении текста: ? – сомнение, вопрос !!! – важно, обратить внимание ! – хорошо запомнить ( ) - выписать
2. Заполнение таблицы в ходе чтения Что мне известно из текста Что нового я узнал из текста
3. Составление учеником вопросов, на которые он хотел бы получить ответ в тексте
4. Расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности, составление опорной схемы, которая отражает развитие мысли, смысловое развёртывание текста
Например, Вдали от своей земли всё кажется чужим: и люди, и обычаи, и природа. Почему? Родина – это кусочек тепла, любви, всей души своей земли. Родина – это святое для людей, самое дорогое, самое главное в жизни. И забыть это – значит навсегда опустошить свою душу, превратиться в ничтожное, малодушное существо. Даже если уезжаешь за границу ненадолго и знаешь, что скоро вернешься домой, даже тогда вспоминаешь пословицу «На чужой сторонушке рад своей воронушке».
5. Постановка прямых и скрытых вопросов к тексту: Как вы понимаете слово милосердие? В чём вы видите причины снижения нашей отзывчивости? Что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь? Может литература воспитать в человеке чувство милосердия?
6. Поиск в тексте ответов на поставленные вопросы: Укажите предложение(-я), в котором(-ых) автор объясняет…
Задания для осмысления понятия проблема текста
1. Прочитайте текст. Сказка всегда считалась выдумкой, но выдумкой полезной, которая помогала человеку. Сказка и радеет, и учит, и заставляет задуматься над теми «намёками», которые кроются в ней. Она всегда поднимала проблему – то, что волновало человека. Именно поэтому сказку называют сокровищницей суждений и размышлений народа о разных явлениях жизни. Назовите проблемы, которые звучат в известных вам сказках: «Репка», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка», «Журавль и лиса», «Мужик и медведь». Например, «Теремок» - жилищная проблема.
2. На примере данной таблицы соотнесите темы и проблемы ТемыПроблемы 1. ПриродаА. Любовь к чтению 2. Чтение, книгиБ. Роль искусства в современной жизни 3. ИскусствоВ. Отношение человека к природе
Продолжите перечень следующих проблем своими примерами: Философские (о добре и зле;_____________); Нравственные (дружба в жизни человека;____); Социальные (личность и общество;________); Экологические (отношение человека к природе;____________________________).
Установите соответствие Цитатный материал П р облема 1. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства, то, что люди не любят во мне, - есть мои пороки. (Н.Чернышевский ) А. Самовоспитание, самосовершенствование – великий и долгий труд души. 2. Чем больше трудностей в борьбе, Тем победа будет краше; Не в этом ли величье наше, Чтобы велеть самим себе? (Лопе де Вега) Б. Труд всегда был и остаётся основанием человеческой жизни и культуры. (А. Макаренко) 3. Почин всего дороже (пословица) В. Личностные качества человека.
Упражнения
«Редактор» Задание: исправить лексические и грамматические ошибки 1) Это произведение вызывает у меня эмоции радости, счастья. 2) Настя, читая книгу, систематически то плачет, то смеётся. 3) Её красоту он описывает длинными волосами и белыми, как перлы, зубами. 4) Теперь можно подвести итог смысла этой повести. 5) Мармеладов и Катерина Ивановна встретились, когда оба были вдовцами. 6) Толстой изображает возвращение Болконского на старом могучем дубе. 7) Татьяна молода и наивна, воспитанная на романах. 8) Я живу на восьмом этаже, слева от меня продуктовый магазин. 9) Шум дождя капает на землю. 10) Парус один плавает в море. 11) Толстой создал в своём романе три семьи. 12) Человек должен жить честно и благородно, хотя это нелегко и трудно. 13) По-моему, мне кажется, это разные вещи. 14) Тёркин воевал на войне.
«Перевёртыши» Замените перифразы словами с прямым значением. Старый Свет - Северная Венеция – Улыбка Фортуны - Предел мечтаний – Водная артерия - Сердце России – Мастер пера - Макушка Земли – Ночное светило - Королева цветов – Туманный Альбион - Последний шаг – Закат жизни - Второе дыхание – Гвоздь программы - Лебединая песня – Пик славы - Цветы жизни –
Упражнения на пересказ Перескажите текст от 1-го(2-го) лица. Попробуйте перенести действие в иное время (эпоху, другую страну). Какие потребуются изменения? Представьте себе: вы только что пережили то, что пережил автор. Расскажите об этом в своём дневнике, в письме к другу…
Ситуативные упражнения Вы автор текста. Попробуйте написать несколько черновых вариантов вступления к проблеме. Задайте несколько вопросов автору. Закончите предложение, которое начиналось бы со слов: «никогда», «о, сколько раз»,»зачем только», «неужели».
Упражнения на восстановление Вам даны первая и последняя строчки текста. Воссоздайте отсутствующий текст Напишите короткий диалог, который мог бы состоятся между… Подберите ряд синонимов (антонимов) к словам… Вы – детектив (художник, историк, журналист). Задайте несколько вопросов автору (герою)…