Съешь-ка кусочек тОрта. Куда ни посмотришь – всюду тОрты, тОрты, тОрты. Ты добрался до аэропОрта? Не знаешь, где взять бАнты для дочери? Что ты, сейчас.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку (русский язык, 6 класс) по теме: Презентация к уроку "Культура речи. Синтаксическая роль имени прилагательного"
Advertisements

А2. Лексические нормы Паронимы. Задание А2 проверяет владение лексическими нормами, умение правильно употреблять слова в соответствии с их лексическим.
Разработка урока русского языка для 9 класса на тему «Виды придаточных предложений» Автор программы: Т.А. Ладыженская Работу выполнила учитель русского.
Специфика русского ударения разноместность (может быть на любом слоге в слове, ср.: ку'хонный, экспе'ртный, проходно'й); подвижность (может менять свое.
Повторение изученного из раздела « Лексика ». Знакомство с понятием « паронимы »
А 2. Лексические нормы. Паронимия Подготовила Корзунова Ж. В., учитель русского языка, ЗАТО п. Солнечный, 2011 По материалам сборника Единый государственный.
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
Из приведенных паронимов выберите нужное слово: 1) В полку царило (воинствующее - воинственное) настроение. 2)Став старше, мы узнали, что сказки – это.
Лексика Понятие о паронимах. Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях (узнать - признать, одеть - надеть, подпись - роспись),
Повторение изученного из раздела « Лексика ». Знакомство с понятием « паронимы »
Урок русского языка в 7 классе. Паронимы. Автор: Шейкина Ирина Федоровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Пичпандинская СОШ»
Паронимы Паронимы - это слова, сходные по звуча-нию, но различающиеся по смыслу.Например: Абонемент – абонент Абонемент – абонент Артистический – артистичный.
Разработка урока русского языка для 9 класса на тему «Виды придаточных предложений» Автор программы: Т.А. Ладыженская.
Жил на свете сапожник. Денег у него совсем не было. И так он наконец обеднел, что остался у него всего только один кусок кожи на пару сапог. Выкроил под.
Подготовила ученица 9Б класса Витюк Арина. Руководитель Сачкова Е.В.
Обучение аудированию. Рекомендации по использованию эффективных стратегий аудирования 1. Что делать, если вы услышали новые слова, которые вам не знакомы.
Раздельное и дефисное написание частиц.. Цели: 1.Обучающие: -закрепить знания о том, какие частицы пишутся раздельно, какие – через дефис; -тренироваться.
Правильное, налаженное состояние, расположение чего-нибудь. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок. Определенный порядок в расположении.
А 2. Паронимы Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г.Рассказово Тамбовской обл. Заливина Ирина Борисовна Готовимся к ЕГЭ.
Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции? 1. С помощью слов и словосочетаний обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным.
Транксрипт:

Съешь-ка кусочек тОрта. Куда ни посмотришь – всюду тОрты, тОрты, тОрты. Ты добрался до аэропОрта? Не знаешь, где взять бАнты для дочери? Что ты, сейчас никто не ходит в бАнтах. Купи бронирОванный автомобиль. Когда же наконец ты включИшься в работу? Вы созвонИтесь и дадите нам ответ.

8. Прочитайте текст, правильно поставьте ударение в выделенных словах Пожилой врач, эксперт в своей области, подал женщине знак рукой, и она расположилась в кресле. -Что вас беспокоит? – задал он вопрос. - Я работаю в кулинарии и люблю побаловать себя деликатесами: грушевым желе, сливовым вареньем, тортами с кедровыми орехами, кешью и арахисом. Все эти сладости приносят мне несказанное удовольствие. Я не могу отказать себе в моей слабости, но очень боюсь поправиться, ведь моя мечта – стать танцовщицей. Я задала себе задачу: сесть на диету, есть лёгкий суп(например, щавелевый), овощи (вареную свеклу) и творог, нормировать свой вес, похудеть и одновременно стать красивее. Хороший результат должен бы облегчить мою жизнь. Однако вчера вечером моё намерение потерпело фиаско. Я позвала своего мужа-коммиявожера, солгала ему, что собираюсь спать, подождала, пока его охватит дремота и он погрузится в сон, а после этого пробралась к кухонному столу, налила тарелку борща, отрезала ломоть хлеба, разорвала от нетерпения пакет сметаны, отпила половину…

Паронимы – слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Смешение паронимов часто является нарушением литературных норм словоупотребления. За редким исключением паронимы не могут заменять друг друга в одном контексте, так как это искажает смысл высказывания. Умение правильно употреблять в речи паронимы помогает нам более конкретно выразить мысль.

Паронимы бывают: приставочными; суффиксальными; различающиеся конечными буквами.

Приставочные паронимы Уплатить - отдать, внести (деньги) в возмещение чего- либо (чаще всего речь идет крупной сумме денег) Оплатить- заплатить за что- нибудь Одеть кого-либо Надеть на себя Представить - предъявить, сообщить что-либо кому-либо. Познакомить с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем-либо. Признав достойным чего-либо, ходатайствовать о чём-либо Предоставить- отдать кого-что- либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо. Дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо, чем- либо распорядиться.

Суффиксальные паронимы КРАСОЧНЫЙ. Отличающийся яркими красками. КРАСЯЩИЙ. Служащий для окрашивания чего-н., содержащий в себе краску (спец).

Различающиеся конечными буквами База – Основание, основа. Опора чего-либо; опорный пункт. Склад, складской или снабженческий пункт. Базис – Совокупность исторически определенных производственных отношений, образующих экономическую структуру общества и определяющих характер надстройки. Дипломат – Должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью, работой в области внешних отношений Дипломант – Лицо, награждённое дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т. п. Студент, готовящий выпускную, дипломную работу.

Алгоритм действий 1. Определи, какой частью речи являются слова- паронимы. 2. Внимательно прочитай предложения. Может быть, ты найдешь что-нибудь общее в словах, которые сочетаются с паронимами. 3. Подумай, от какого слова они могут быть образованы. Возможно, различие содержится именно в основах! 4. Посмотри, какой частью слова отличаются слова: приставкой, суффиксом и т.д. 5. Если возможно, вспомни отличия в значении. Помни! Если вдруг попадутся слова типа абонент – абонемент, этот алгоритм не сработает.

В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить слово ВРАЖЕСКИЙ? 1) В качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы в сказках иногда выступают животные и растения. 2) Он оказался во ВРАЖДЕБНОМ ему мире. 3) Танковой дивизии удалось сломить ВРАЖДЕБНУЮ оборону противника. 4) Они не были готовы к столь ВРАЖДЕБНОМУ приему местных жителей.

Образец рассуждений Враждебный и вражеский относятся к паронимам – прилагательным. Враждебный – вражда (неприязнь, взаимная ненависть, недоброжелательные отношения) + суффикс -ебн-. Значение - выражающий враждебное отношение. Вражеский – враг (человек, борющийся за иные, противоположные интересы, противник) + суффикс –еск-. Значение - принадлежащий врагу. Значит, паронимы образованы от разных слов, поэтому и различие следует искать, исходя не столько из суффиксов, сколько из основы слов. В вариантах 2, 3, 4 по контексту выражается отношение: враждебный мир, враждебная оборона, враждебный прием. А в варианте 1 по контексту должна указываться принадлежность: вместо враждебные силы нужно говорить вражеские силы. Таким образом, правильный вариант 1.

Объясните значение паронимов гуманный – гуманитарный, жизненный – житейский, информационный – информативный, информация – информатизация, каменный – каменистый, злой – злостный, виноватый – виновный, гордость – гордыня, будничный – будний, враждебный – вражеский, военный – воинский, водный – водяной, косный – костяной, великий – величественный, конный – конский, консервация – консервирование, дипломатичный – дипломатический, дипломат – дипломант, инженерный – инженерский, артистичный – артистический, безответный – безответственный, ледяной – ледовый, искусный – искусственный, красочный – красящий, демонстративный – демонстрационный, болотный – болотистый, вековой – вечный, раздражение – раздражительность, действительный – действенный – действующий, нетерпимый – нестерпимый, доверчивый – доверительный, пугливый – пуганый – пуганный, представить – предоставить,

В каком предложении вместо слова ВИНОВАТЫЙ нужно употребить ВИНОВНЫЙ? 1) Самым мучительным для Вадима было то, что он все равно ощущал себя ВИНОВАТЫМ, хотя друг с легкостью простил его за эту ложь. 2) Суд признал чиновника ВИНОВАТЫМ в совершении мошенничества. 3) Подросток смотрел на всех испуганным и ВИНОВАТЫМ взглядом. 4) Антонина демонстративно пошла мыть посуду, а он сидел, чувствуя себя ВИНОВАТЫМ в том, что неожиданно нагрянул в гости.

В каком предложении вместо слова РАЗДРАЖЕНИЕ нужно употребить РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ? 1) Получив деньги, он испытывал приятное РАЗДРАЖЕНИЕ во всём существе и желание немедленно их потратить. 2) В РАЗДРАЖЕНИИ он становился неприятным и как будто чужим человеком. 3) Хозяйка дома отличалась злобным нравом и РАЗДРАЖЕНИЕМ. 4) У меня очень чувствительная кожа, которая болезненно отзывается на любое внешнее РАЗДРАЖЕНИЕ.

В каком предложении вместо слова ЗНАМЯ нужно употребить ЗНАМЕНИЕ? 1) Имя этого человека стало ЗНАМЕНЕМ современной молодёжи. 2) Популярность этого актёра настолько велика, что он стал ЗНАМЕНЕМ своего времени. 3) Появление кометы у многих народов считается ЗНАМЕНЕМ беды. 4) Из рук Пушкина и Лермонтова принял Некрасов ЗНАМЯ русской поэзии.

В каком предложении вместо слова ЖЕЛАННЫЙ нужно употребить ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ? 1) Наконец-то мы услышали ЖЕЛАННЫЕ слова благодарности от людей. 2) Располагая материал драмы в ЖЕЛАННОМ порядке, Шекспир чередовал поэзию и прозу. 3) Каждый раз в ожидании ЖЕЛАННЫХ гостей все дружно готовились к встрече. 4) Он был для неё ЖЕЛАННЫМ другом, с которым она хотела бы поговорить в эту трудную минуту жизни.

В каком предложении вместо слова ДОЖДЕВОЙ нужно употребить ДОЖДЛИВЫЙ? 1) На темной листве блестела одна- единственная ДОЖДЕВАЯ капля. 2) День обещал быть ДОЖДЕВЫМ и ветреным. 3) Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки. 4) Из сада хлынул чистый ДОЖДЕВОЙ воздух, дурманящий запах цветущей липы.

Выберите из пары паронимов слово, которое уместно использовать в приведенных предложениях. 1. Молодой рабочий быстро (освоил, усвоил) профессию токаря. 2. Все вокруг привлекало взгляд: и (близкие, ближние) озера, и дальние холмы. 3. На вопрос мальчик отвечал с каким-то (виновным, виноватым) видом. 4. Осенью хозяйки занимаются (консервированием, консервацией) овощей. 5. Вся обстановка настраивала нас на (откровение, откровенность). 6. Письмо наконец нашло своего (адресата, адресанта). 7. Над нами возвышалась (великая, величественная) вершина горы. 8. Он сердцем милый был (невежа, невежда). 9. Судьба (крепостников, крепостных) всецело зависела от помещика.