ЧИТАЕМ » ИКОНУ РОЖДЕСТВА Ищенко А. Е. - моу сош 4 ст. Кущевская Краснодарского края.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обучающиеся 4 «А» класса МБОУ СОШ 4 г. Льгова Преподаватель ОПК: Стрельникова Г.Н. Кл. руководитель: Шестопалова Т.В. Иконография: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.
Advertisements

Выполнила: ученица 5 «Б» класса Шукайлова Ангелина.
Автор презентации: Учитель основ православной культуры МОУ СОШ 7 пос. Тюменский, Туапсинского района, Краснодарского края КАЛИНИНА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА.
Около двух тысяч лет отмечают этот праздник миллионы людей одной веры в разных странах. Православное рождество в России – отмечают в ночь на 7 января.
Январь, как ни один другой месяц, богат праздниками, самый главный из которых Рождество. Рождеству предшествует сочельник, за Рождеством идет Крещение.
25 декабря 2013 г.Яковлева Л. А. Курганская область. Петуховский район, МОУ «Новогеоргиевская СОШ» Составила: Учитель биологии и химии Первой квалификационной.
Презентация к занятию по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: презентация "Рождество"
Авторы презентации учащиеся 6 класса МБОУ Велистовская ООШ: Александрова Кристина Крутова Юлия.
900igr.net С Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события. В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собралось множество народу, и свободных.
Выполнили: Райская Александра Щербаков Фёдор Обучающиеся 4 «Б» класса МБОУ СОШ 4 г. Льгова Преподаватель ОПК: Стрельникова Г.Н. Кл. руководитель: Козлова.
Евангельская история для детей В те дни вышло от кесаря Августина повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город.
Рождество Христово Из истории православных праздников.
Рождество Христово праздник великого обновления мира, день спасения и всеобщей радости навечно.
Презентация к уроку по теме: Рождество Христово
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. Иисус Христос родился более двух тысяч лет назад в городе Вифлееме.
Занимательные факты (старшая группа) по теме: Презентация о Рождестве Христовом.
Рождество Христово. Какая иллюстрация изображает праздник Рождества?
Ночь накануне Рождества Смысл названия рассказа О. Генри «Дары волхвов»
Рождество! И земля, и небо Соединились в Младенце Христе, И живительным истинным хлебом Обладаем теперь мы все. Рождеством в Вифлеемских яслях Торжеством.
Урок Основы Православной культуры и технология 3 класс ТЕМА: Рождество Христово (2 УРОКА) Учитель начальных классов высшей категории Негосударственного.
Транксрипт:

ЧИТАЕМ » ИКОНУ РОЖДЕСТВА Ищенко А. Е. - моу сош 4 ст. Кущевская Краснодарского края

Иконография Рождества Христова так же значительна и многопланова, как и сам праздник. Она очень «сюжетна» на иконе изображаются многие события, о которых упоминается в Евангелиях от Матфея и от Луки и Священном Предании. Суть праздника утверждение истинности воплощения Бога Слова, пришедшего на землю во плоти ради спасения человечества от рабства греха – выражена и в иконографии. На иконе мы видим основные события, сопровождавшие пришествие в мир Сына Божия Иисуса Христа, икону можно «читать» как книгу

КОВРОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ Так называемая « ковровая » композиция иконы изображает события, произошедшие в разных местах в разное время как бы одном плане, уровне, мы видим их одновременно. Акценты же расставляются с помощью цвета и расположения частей изображения.

БОГОРОДИЦА « Дева днесь Пресущественнаго раждает …» В центре композиции иконы Рождества Христова – Богоматерь. Именно Ей принадлежит исключительная роль в устроении человеческого спасения. Обычно Она представлена лежащей, что подчеркивает реальность Рождества и тем самым Боговоплощения.

БОГОРОДИЦА Богородица изображена отвернувшейся от спеленатого Христа. Это положение Богоматери указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец принадлежит уже не Ей, а всему миру. Также этот поворот символизирует обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать заступницей и утешительницей.

ГОРА ГОРА Гора, в которой мы видим пещеру с яслями, традиционно ассоциируется с Богоматерью, а пещера в таком случае может быть истолкована как Ее чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло Солнце правды Христос.

« В вертеп вселился еси Христе, ясли Тя восприяху … » Рядом с Девой Марией Богомладене ц, лежащий в яслях.

Ближайшими ко Христу изображаются животные вол и осел. Они не упоминаются в Евангелии, но традиция связывет их изображение с прочтением этого сюжета как исполнения пророчества Исайи : Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего ; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет ( Ис. 1:3). Толкователи этого сюжета сходятся на том, что вол это символ рожденных в законе, Израиля, а осел символ язычников. И между ними изображается божественный Младенец, освобождающий их из - под ярма : одних из - под ярма закона, других поклонения идолам.

ЖИВОТНЫЕ На русской почве из - за утери понимания первоначального смысла этого изображения вол и осел часто заменяются на обычных в сельском обиходе корову и лошадь.

Пастухи На иконе Рождества непременно изображаются пастухи и волхвы. Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя, это простые, безыскусные души, ничтожные мира сего. После Господь во время Своей проповеди возвысил образ пастуха, сказав о Себе Я есмь Пастырь добрый. Пастыри в изображениях Рождества выражают тот удивительный детский восторг, упоение чудом, на которые способны лишь чистые сердцем и нищие духом. Тут же изображается и благовестие им ангелов.

Волхвы « Тебе кланятися, Солнцу Правды » Волхвов в каком - то смысле можно противопоставить пастухам. Они люди ученые, познавшие всю мудрость человеческую и доступную познанию язычников Премудрость Божию, разлитую в природе. Волхвы искали на небе и на земле только истину и не остановились ни перед какими препятствиями, когда благая весть о рождении Того, Кто сказал о Себе Я есмь Путь и Истина и Жизнь явилась им в виде звезды

Волхвы Волхвы обычно изображаются мужами трех возрастов : старец, зрелый мужчина и юноша. Это подчеркивает то, что Божественное Откровение дается людям независимо от возраста и жизненного опыта.

Звезда Вверху мы видим полукруг неба с изображенной на нем звездой, из которой иногда исходит луч. Именно звезда привела к месту рождения Спасителя волхвов и пастухов. Поэтому внимание персонажей часто оказывается сосредоточенным на звезде. Звезда, таким образом, определяет ось композиции, и луч, падающий на ясли Младенца, указывает на главное чудо этого момента Рождение Сущего прежде век, положение в ясли Необъятного, повитие пеленами Того, Кто « покрывает небо облаками ».

Звезда «… и звездою учахуся » Как пишет свт. Иоанн Златоуст, звезда была не просто физическим явлением, но особой разумной ангельской силой. Трактовалась звезда и как Святой Дух. В некоторых поздних изображениях Рождества в XVII XVIII вв. звезда заменяется ангелом.

ДАРЫ ВОЛХВОВ Дары волхвов Богу золото, ладан и смирна. Иоанн Златоуст пишет, что они символизируют науку, любовь и послушание, которые восточные мудрецы приносят Богу. Блаженный Августин и святитель Григорий Двоеслов видят в дарах волхвов исповедание Христа Царем ( приношение золота ), Богом ( приношение ладана ) и Человеком, готовым умереть ( приношение смирны ).

Ангелы « Слава в вышних Богу » В верхней части композиции представляется ангельское воинство, славословящее и поющее : Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а заодно и всех людей. Это совместное пение вызывает в памяти литургию, когда люди поют ангельскую песнь Свят Господь Саваоф и уподобляются в этом ангелам. Тогда действительно оказывается, что небо опустилось на землю благодаря пришествию Бога во плоти.

Сцена Омовения Христа В нижней части иконы представлено омовение Младенца Христа, которое совершают две женщины. Одна из них, повитуха, была приведена в пещеру праведным Иосифом. Увидев чудесные роды, она позвала в пещеру другую женщину, у которой все происходящее вызвало сомнение. Описание последующих событий читаем в Предании : « И только протянула Саломея палец, как вскрикнула, и сказала : Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается как в огне... и тогда предстал перед нею ангел Господень и сказал ей : Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи Его, и наступит для тебя исцеление и радость. И подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав, поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея...»

Сцена Омовения Христа Изображение купания Младенца вновь акцентирует истинность пришествия Бога во плоти, свидетельствует о действительном Боговоплощении, также в купании Младенца можно видеть прообраз Крещения Господня.

Иосиф Обручник И последний необходимый элемент иконографии Рождества изображение сидящего в задумчивости Иосифа. Такая поза связана с его сомнениями после Благовещения.

Иосиф Обручник Сомнения Иосифа в иконографии Рождества материализуются в фигуру старца в козлиных шкурах, стоящего над ним. Эта фигура вызывала и вызывает у исследователей множество споров. Одним этот странный старец кажется просто пастухом, пришедшим побеседовать с Иосифом о тайнах Домостроительства Божия ; другим Иаковом, апокрифическим сыном Иосифа, якобы сопровождавшим отца в Вифлеем и также бывшего свидетелем Рождества Спасителя ; третьим воплощением сомнений Иосифа в образе диавола ( который иногда представляется с рожками или хвостиком ). Последнее толкование является наиболее распространенным. В таком случае кривая клюка старца символизирует ложь, на которую он опирался в беседе с Иосифом. В их этом диалоге, по мнению исследователей, показано столкновение двух миров : рационалистического, не желающего верить в чудо, а значит и в любые формы жизни духовной, и мира Духа, в котором человек неподвластен земным законам.