Методология современного урока 12/4/20131. Урок – это форма организации учебно- воспитательного процесса в школе Предметно-классно-урочная система 12/4/20132.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методология современного урока 12/10/ Урок – это форма организации учебно- воспитательного процесса в школе Предметно-классно-урочная система 12/10/20132.
Advertisements

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Самоанализ урока. Требования к уроку 1. Научность. 1. Научность. 2. Воспитывающий и развивающий характер каждого урока. 3. Осуществление связи с жизнью,
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Мотивация и стимуляция учащихся в процессе обучения.
Каким должен быть современный урок Учитель русского языка и литературы МБОУ Огудневской СОШ д.Огуднево ЩМР МО Смирнова Т.В.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
ЛИЧНОСТНО- КОММУНИКАТИВНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ МОДЕЛЬ «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Анализ современного урока В помощь учителю
Транксрипт:

Методология современного урока 12/4/20131

Урок – это форма организации учебно- воспитательного процесса в школе Предметно-классно-урочная система 12/4/20132

Урок есть форма организации педагогического процесса на самом уроке 12/4/20133 Цели педагогического процесса на уроке Принципы построения педагогического процесса Содержание обучение Методы работы с содержанием Средства обучения Форма урока как организация педагогического процесса

Урок как форма организации процесса познания учащимися действительности Назначение урока - организовывать познавательный процесс ребенка, стимулировать его, направлять и развивать. 12/4/20134

Урок есть форма организации познания действительности самим учителем Учитель рефлексирует свою деятельность, оценивая ее успешность ; Познание самого себя и своей деятельности – залог роста и развития мастерства и путь к успеху. 12/4/20135

Урок есть процесс организации взаимодействия и взаимосвязи двух познавательных процессов – учителя и ученика От учителя к ученикам и обратно; От незнания к знанию. 12/4/20136

Педагогическая структура урока Цель урока : стратегическая образовательная – освоение конкретного предметного материала; воспитательная– укрепление личностных качеств ( воля, усидчивость, аккуратность, ответственность) ; развивающая – формирование интеллектуальных, коммуникативных компетенций. 12/4/20137

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ МОДЕЛИ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАЖДОГО РЕБЕНКА НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (СПОСОБНОСТЕЙ, ИНТЕРЕСОВ, СКЛОННОСТЕЙ) В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ГДЕ УЧЕНИК ВЫСТУПАЕТ ТО В РОЛИ ОБУЧАЕМОГО, ТО В РОЛИ ОБУЧАЮЩЕГО, ТО В РОЛИ ОРГАНИЗАТОРА УЧЕБНОЙ СИТУАЦИИ. 12/4/20138

Принципы обучения Идеи,положения, которыми руководствуется учитель при подготовке и проведении урока; Каждая образовательная модель предъявляет к уроку особые требования. 12/4/20139

Дидактические принципы модели Принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка Принцип целостности картины мира Принцип учёта индивидуальных возможностей и способностей школьников Принцип прочности и наглядности Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей 12/4/201310

Методы обучения Степень самостоятельности ученика в приобретении знаний: Репродуктивный; Частично-поисковый; Поисковый; Исследовательский. По уровню открытости элементов для учеников: Объяснительно-иллюстративный; Программированный; Эвристический; Проблемный; Модельный. 12/4/ По способу предъявления учебной информации: Словесные; Наглядные; Практические.

Соотношение педагогической и методической структуры урока 12/4/ Пед.структураЦелиЗадачиПринципыСодер- жание Мето- ды Сред- ства Метод.структура 1.Орг.момент 2. Актуализация ранее изученного 3. Формирование новых знаний 4.Закрепление полеченных знаний 5.Дом.задание

Типы уроков Урок формирования новых знаний и умений Первичное введение; Поисковая деятельность; Учебное исследование; Изложение новых знаний; Обобщенное предъявление; Формирование мнемических умений; Обучение приемам анализа, синтеза и др.; Формирование навыков самоконтроля и самооценки; Освоение правил планирования, изложения по вопросу. Комбинированный урок Совмещает два первых типа 12/4/ Урок актуализации ранее усвоенных знаний Повторение; Восстановление; Актуализация,как основа новой темы; Закрепление; Анализ; Углубление и расширение; Обобщение и систематизация Контроль и оценивание уровня освоения; Применение в новых условиях.

Виды уроков Арт-урок; Урок-экскурсия; Урок-лекция; Киноурок; Урок-игра; Телеурок; Компьютерный урок; Урок-семинар; Урок-беседа; Урок-дискуссия; Модульное обучение; Урок-практическая работа; Урок-рассказ; Урок-самостоятельная работа; Урок-тренинг; Урок-самостоятельная работа; Театрализованный урок; Урок концентрированного погружения; 12/4/201314

Интегрированный урок Интегрировать на уроке можно любые компоненты Содержательная интеграция : понятия, законы, явления, факты, интеллектуальные и практические навыки и умения. Педагогическая интеграция: цели, методы, средства, методы, средства. Формы интеграции: Предметно-образная – целостное представление о предмете; Понятийная – понятийное поле понятия; Мировозренческая – духовно-нравственное обоснование; Деятельностная – обобщение способов деятельности, их перенос и применение в новых условиях; Концептуальная – практикуются в разработке новых идей, предложений, способов решения 12/4/201315

Арт-технология урока Обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества Варианты использования искусства на уроке: Построение всего урока на одном из видов искусств; Включение элементов искусств как средств деятельности учителя; Использование элементов различных жанров и видов искусств как способов организации познавательной деятельности учащихся. Театрализованный урок; психодрама; имитационное моделирование; урок диалога культур; устный журнал; заочные путешествия, учебные игры. 12/4/201316

Арт-технологии – передышка в погоне за теорией 1.Соединяют интеллектуальную деятельность с чувствами и поведением, помогают облегчить переход от второй сигнальной системы к первой и наоборот; 2.Научает рефлексии; 3.Удовлетворяе жажду действий; 4.Раскрепощает внутренние силы, облегчает ему общение, речевую деятельность, способы самовыражения; 5.Обучает проектированию, прогнозированию, предугадыванию, мысленному эксперименту. 12/4/201317

Ситуация успеха в учебной деятельности Успех – это эмоциональное переживание, он может переживаться многократно. Успешность – качественная характеристика результатов учебной деятельности учащегося. Успех сугубо индивидуален. Его значимость определяется нормами. Ситуация успеха создается педагогом и представляется: Эмоциональная подготовка к решению учебной задачи; Создание условий для успешного решения; Осознанное отношение к результату своего труда. 12/4/201318

Вопросно-ответная система урока ( метод управления взаимодействием учеников и учителей в процессе познания, заключающийся в дозировке обмена информацией посредством вопросов и ответов) «Каков вопрос – таков и ответ» Сущность вопросно-ответной ситуации состоит в процедуре перевода незнания в знание – это ядро познания. Требования к вопросу Что в нем неизвестно, что востребовано; Место нахождения неизвестного, зону поиска; Какой интонацией задавать вопрос; Рамки ответа ( глубину, полноту, продолжительность) 12/4/201319

Роль вопросов на уроке Функции вопросов Воспитательная; Мотивационная; Коммуникативная; Контрольная; Поисковая. Дидактическая направленность Репродуктивно-мнемические (60-70%); Репродуктивно- познавательные (20-30%); Продуктивно- познавательные (10%). Классификация вопросов На определение понятий, уточнение (Что это?); На раскрытие способов осуществления действий (Как это было? Как надо выполнить?) На расширение знаний и получение доп.информ.? На выявление личного мнения и отношений (Что думаешь…?) На возникновение причин (Почему это произошло?) На поиск способов решения проблем. 12/4/201320

Работа с источниками информации Знакомство со структурой разных текстов; Обучение различным видам анализа текстов; Знакомство с типами чтения; Изучение методов переработки полученной информации ( аппликация, причинно-следственные связи, новая информация, сравнение, «Я-суждения», пересказ своими словами, логическая схема, наглядная форма); Сохранение информации ( конспект, план, выписки, цитаты, схемы, таблицы, картотека, библиографический список); Использование информации (реферат, доклад, сообщение, статья в газету или сборник, письма, сочинения,, контрольные, проверочные, практические работы, зачеты, экзамены). 12/4/201321

Домашнее задание - это тот же процесс обучения, основанный на познании, но протекающий в новых условиях. Ученику предлагается по возможности самостоятельно выполнить часть учебной работы при предварительном обучении способамее выполнения. Функции Средство целесообразной и полезной организации внеучебного времени учащихся; Способ приучения детей к систематической самостоятельной интеллектуальной работе; Тренинг, способствующий лучшему и более прочному усвоению изучаемого материала; Метод воспитания нравственных качеств - трудолюбия, ответственности, чувства долга и др.; Средство самоконтроля степени самостоятельности учения учениками; Снятие с учителя доли ответственности за качество обучения и переложение ее на семью и ученика 12/4/201322

Педагогические условия Задавание интересных заданий; Дифференциация заданий; Обучение учащихся умениям учиться; Контроль за качеством; Индивидуальные, групповые или коллективные; Краткосрочные или долгосрочные. Правила задавания Для задавания на дом необходимо освободить специальное время; Задавать д.з. при полном внимании всего класса; Добиться, чтобы содержание д.з. было понято всеми без исключения учащимися; Разъяснять д.з. таким образом, чтобы ученики знали не только то, что нужно сделать, но и как сделать. Необходимо вооружить их методикой выполнения д.з. 12/4/201323

12/4/ Схема анализа урока в ПГЛ

1. Четкость и корректность целей. Их направленность на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Реализация трех функций обучения: обучающей,развивающей, воспитывающей. Способ постановки цели на уроке ( учитель доводит цель до учащихся; учитель и учащийся вместе формируют цель урока; учащиеся сами формулируют цель урока) 12/4/201325

2. Работа над развитием мотивации: Учебно-познавательных мотивов; Осознание личностной и общественной значимости изучаемого материала. 12/4/201326

3. Реализация принципов обучения для устойчивого развития: Самоактуализации, творческого развития индивидуальности, выбора. Опережающего развития в обучении : решение на уроке творческих задач, жизненных (практических) ситуаций, формирование метапредметных умений, работа над развитием («выращиванием») мышления учащихся. 12/4/201327

4. Оптимальность содержания урока: А) Формирование личностных УУД. Б) Формирование, развитие организация использования обучающимися метапредметных УУД. В) Формирование предметных знаний, умений и навыков. 12/4/201328

5. Эффективность методов и организационных форм урока: Оптимальность методов и приёмов обучения ( их целесообразность, способность наилучшим образом привести к достижению целей урока); Использование практикоориентированных технологий; Способы включения учащихся в исследование Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Целесообразие использования средств ИКТ. 12/4/201329

6. Уровень познавательной самостоятельности школьников. Репродуктивный Частично-поисковый Исследовательский ( продуктивный). 12/4/201330

7. Действенность контрольно-оценочных процедур. Организация рефлексии продвижения в учебном материале; Способы организации контрольно- оценочной деятельности на уроке. 12/4/201331

8. Характер отношений всех участников учебного процесса. 12/4/201332