Литература 9 класс Дополнительный материал к изучению жизни и творчества Н.В. Гоголя Учитель русского языка и литературы А.П. Бойко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Оптина П устынь в жизни Н.В.Гоголя подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия 1» г.Почепа Щемелинина Людмила Александровна.
Advertisements

Христос воскрес! И я – тоже! Евангелие от Иоанна 8:28-36.
Русские писатели в Оптиной пустыни. Возникновение Оптиной пустыни Оптина пустынь возникла в конце XIV – начале XV века. На этом месте был глухой лес,
1.Услышь мольбу и вздох души моей! Хочу Тебя, мой Бог, любить сильней. Хочу Тебя, мой Бог, хочу Тебя, мой Бог, Любить сильней, любить сильней. 2.Хочу любить.
В поисках смысла жизни По книге протоиерея Игоря Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»
1 Что такое свобода, по вашему мнению? 4 6:15 Что же, будем грешить, потому что мы не под Законом, а под благодатью? Ни в коем случае! 16 Вы ведь знаете,
Даже хрупкую траву. 1) Даже хрупкую траву, Что растёт всего лишь день один Одевает так Господь И росой её поит.
"Сергий Радонежский – молитвенник и заступник за Русскую землю"
(Житие Наставление Молитвы) МОУ Большелиповицкая сош Тамбовский район Ученица: Амзоян Нарине 11 класс Учитель: Слеткова Тамара Гавриловна.
(в миру Варфоломе́й); 3 мая3 мая 1314 (дата условная) 25 сентября 1392) сентября 1392 монах Русской церкви, основательмонахРусской церкви Троицкого.
Основные принципы Христианства Краткий обзор учения Библии о спасении.
Как вы думаете, что это?. Что говорит об этом Бог в Библии? 25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, 26 много потерпела от многих.
" Большинство не понимает христианства. Некоторые поняли ; поняли, что самое главное – понуждать себя и делать заповеди Христовы, и каяться в.
Биография Сергия Радонежского г. Старый Оскол МБС(К)ОУ «С(К)ОШ23» Учитель Юшина Светлана Николаевна.
Подвижник веры – Варнава Ветлужский 12+. Подвижник веры – Варнава Ветлужский «Не стоит село без праведника, а город без святого» (Народная мудрость) Варнава.
Много раз мальчик в слезах тайно просил Бога послать ему способности к учению. И его молитва была услышана. Отрок Варфоломей священник Сергий Симаков.
28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: 29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, 30 ибо видели очи мои спасение Твое,
Вопросы для повторения: Почему верующие люди называют природу Божиим творением? Есть ли какая связь понятий «Творец мира» и «Божья тварь»? Как вы считаете,
Скиты Валаама Скиты Валаама. Скит во имя св. Иоанна Предтечи.
Повесть Н.В. Гоголя «НОС» …Сбежал от меня…НОС…тот, кто ко мне этого подлеца представит, получит достаточное вознаграждение…
Транксрипт:

Литература 9 класс Дополнительный материал к изучению жизни и творчества Н.В. Гоголя Учитель русского языка и литературы А.П. Бойко

ГОГОЛЬ И ОПТИНА ПУСТЫНЬ

Оптина пустынь прославила Русь своими святыми старцами. Она стала обителью утешения для всех обездоленных. Сюда за исцелением и надеждой приходили и нищие, и немощные, и знать, и великие русские писатели и философы. Оптина пустынь прославила Русь своими святыми старцами. Она стала обителью утешения для всех обездоленных. Сюда за исцелением и надеждой приходили и нищие, и немощные, и знать, и великие русские писатели и философы.

Здесь в последние годы жизни искал прибежища во многом и от светской суеты, но и во многом от самого себя, от той стороны своего я, которую он полагал недостаточно чистой, Н.В. Гоголь. Здесь в последние годы жизни искал прибежища во многом и от светской суеты, но и во многом от самого себя, от той стороны своего я, которую он полагал недостаточно чистой, Н.В. Гоголь.

Оптина Пустынь стала тем духовным источником, припав к которому Гоголь словно прозревает. писатель трижды побывал в Оптиной Пустыни: В ИЮНЕ 1850 года, в июне и сентябре 1851 года. По свидетельству А.К.Толстого, после посещения Оптиной он изменился и внешне и внутренне: «...Он был очень скуп на слова, и все, что ни говорил, говорил, как человек, у которого неотступно пребывала в голове мысль, что «с словом надобно обращаться честно...»». писатель трижды побывал в Оптиной Пустыни: В ИЮНЕ 1850 года, в июне и сентябре 1851 года. По свидетельству А.К.Толстого, после посещения Оптиной он изменился и внешне и внутренне: «...Он был очень скуп на слова, и все, что ни говорил, говорил, как человек, у которого неотступно пребывала в голове мысль, что «с словом надобно обращаться честно...»». «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», говорится в Евангелии от Иоанна, где слово не только возвеличено, но и обожествлено. Отныне мысль о божественной сущности слова становится для Гоголя основополагающей: «Оно есть высший подарок Бога человеку». Отсюда особая ответственность тех, кто наделен этим божественным даром: со словом надо обращаться трепетно, бесконечно бережно. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», говорится в Евангелии от Иоанна, где слово не только возвеличено, но и обожествлено. Отныне мысль о божественной сущности слова становится для Гоголя основополагающей: «Оно есть высший подарок Бога человеку». Отсюда особая ответственность тех, кто наделен этим божественным даром: со словом надо обращаться трепетно, бесконечно бережно.

ОБИТЕЛЬ ИЗРАНЕННЫХ ДУШ Религиозно-мистически настроенный Гоголь, впервые посетив монастырь, был поражен. Оптинская братия с ее знаменитыми старцами открывала для Гоголя новые духовные горизонты. Никакой другой монастырь так глубоко не задел чувств писателя, в житии тамошних монахов он усматривал особенное благочестие и послушание, особенно праведную жизнь. Религиозно-мистически настроенный Гоголь, впервые посетив монастырь, был поражен. Оптинская братия с ее знаменитыми старцами открывала для Гоголя новые духовные горизонты. Никакой другой монастырь так глубоко не задел чувств писателя, в житии тамошних монахов он усматривал особенное благочестие и послушание, особенно праведную жизнь.

Опора и прибежище есть монастырь для Гоголя. Сохранилось предание, повествующее о желании Николая Васильевича поселиться в скиту Оптиной Пустыни, сделавшись иноком. Просьба была направлена к старцу Макарию, о котором сам Гоголь говорил: это единственный из всех известных мне людей, кто имеет власть и силу повести на источники воды живой. Пошел я к старцу одним, вышел другим. Сохранилось предание, повествующее о желании Николая Васильевича поселиться в скиту Оптиной Пустыни, сделавшись иноком. Просьба была направлена к старцу Макарию, о котором сам Гоголь говорил: это единственный из всех известных мне людей, кто имеет власть и силу повести на источники воды живой. Пошел я к старцу одним, вышел другим.

Опора Гоголя - священнослужители и монахи Гоголь, скрытный и хитрый человек в обыденной жизни, но необыкновенно искренний в своем творчестве, искал опоры среди священнослужителей и монахов, он вечно борется с собой. Гоголь, скрытный и хитрый человек в обыденной жизни, но необыкновенно искренний в своем творчестве, искал опоры среди священнослужителей и монахов, он вечно борется с собой. Гоголь был мистически настроенный человек, монахи Оптиной Пустыни были поражены набожностью великого светского писателя, тщательностью и аккуратностью, с которой он подходил к исполнению религиозных обрядов. Гоголь был мистически настроенный человек, монахи Оптиной Пустыни были поражены набожностью великого светского писателя, тщательностью и аккуратностью, с которой он подходил к исполнению религиозных обрядов.

Борьба с собой, со своими бесами, по собственному признанию Гоголя, составляла процесс самого творчества, вечный поиск себя, своего места (места и не в обществе, не в жизни даже, а и в самом географическом значении этого слова). Рвущаяся и мечущаяся душа его часто отдавалась различным влияниям, иногда он сам себе становился противен: вам около меня грязно, а мне с собой страшно; иногда он не понимал себя, не мог рационально объяснить свои поступки и тогда лукавил или молчал, а то и прямо напускал тумана на свою личность или был крайне критичен к себе: во мне заключалось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и при том в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке. Борьба с собой, со своими бесами, по собственному признанию Гоголя, составляла процесс самого творчества, вечный поиск себя, своего места (места и не в обществе, не в жизни даже, а и в самом географическом значении этого слова). Рвущаяся и мечущаяся душа его часто отдавалась различным влияниям, иногда он сам себе становился противен: вам около меня грязно, а мне с собой страшно; иногда он не понимал себя, не мог рационально объяснить свои поступки и тогда лукавил или молчал, а то и прямо напускал тумана на свою личность или был крайне критичен к себе: во мне заключалось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и при том в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке.

Макарий Оптинский - преподобный оптинский старец (20.11/ / ). Старец оптинский Макарий не дал своего благословения на постриг Гоголя. Надо думать, причины отказа крылись не в болезни писателя. О. Макарий, пастырь с ничем не сравнимым опытом, мог уловить черты характера Гоголя (того подлинного Гоголя, каким он не открывался никому), посчитал их несовместимыми с монашеским званием и не дал своего согласия на поступление в скит монастыря. Это обстоятельство не послужило поводом для охлаждения отношений между старцем и писателем. По воспоминаниям старца оптинского иеросхимонаха Варсонофия: Николай Васильевич желал поселиться в скиту и скорбел незадолго до кончины, что не случилось стать монахом.

Гоголь ПИШЕТ о. Филарету: Ради Самого Христа, молитесь обо мне, отец Филарет. Просите вашего достойного настоятеля, просите всю братию, просите всех, кто у вас усерднее молится и любит молиться, просите молитв обо мне. Путь мой труден; дело мое такого рода, что без ежеминутной, без ежечасной и без явной помощи Божией не может двинуться мое перо и силы мои не только ничтожны, но их нет без освеженья свыше. Говорю вам об этом неложно. Ради Христа, обо мне молитесь. Покажите эту записочку мою отцу игумену и умоляйте его вознести свои мольбы обо мне грешном, чтобы удостоил Бог меня недостойного поведать славу имени Его, не посмотря на то, что я всех грешнейший и недостойнейший. Он силен, милосердый, сделать все и меня, черного как уголь, убелить и возвести до той чистоты до которой должен достигнуть писатель, дерзающий говорить о святом и прекрасном. Ради Самого Христа, молитесь. Мне нужно ежеминутно, говорю вам, быть мыслями выше житейского дрязгу и на всяком месте своего странствия быть в Оптинской пустыне. Бог да воздаст вам всем сторицею за ваше доброе дело. Ваш всей душою Николай Гоголь. Гоголь ПИШЕТ о. Филарету: Ради Самого Христа, молитесь обо мне, отец Филарет. Просите вашего достойного настоятеля, просите всю братию, просите всех, кто у вас усерднее молится и любит молиться, просите молитв обо мне. Путь мой труден; дело мое такого рода, что без ежеминутной, без ежечасной и без явной помощи Божией не может двинуться мое перо и силы мои не только ничтожны, но их нет без освеженья свыше. Говорю вам об этом неложно. Ради Христа, обо мне молитесь. Покажите эту записочку мою отцу игумену и умоляйте его вознести свои мольбы обо мне грешном, чтобы удостоил Бог меня недостойного поведать славу имени Его, не посмотря на то, что я всех грешнейший и недостойнейший. Он силен, милосердый, сделать все и меня, черного как уголь, убелить и возвести до той чистоты до которой должен достигнуть писатель, дерзающий говорить о святом и прекрасном. Ради Самого Христа, молитесь. Мне нужно ежеминутно, говорю вам, быть мыслями выше житейского дрязгу и на всяком месте своего странствия быть в Оптинской пустыне. Бог да воздаст вам всем сторицею за ваше доброе дело. Ваш всей душою Николай Гоголь.

Оптина пустынь. Современный вид. Пребывание в Пустыни сказалось и на творческой активности Гоголя, там он тщательно обдумывал план второго тома Мертвых душ, в котором имел намерение описать некий образ праведного человека, взявшего на себя миссию перевоспитать(!) Чичикова. Мы имеем все основания предполагать, чей образ мог бы быть запечатлен в типаже этого праведника, под чьим влиянием и руководством могла бы свершиться духовная революция, не прими судьба писателя то роковое направление, которое привело его к гибели. Пребывание в Пустыни сказалось и на творческой активности Гоголя, там он тщательно обдумывал план второго тома Мертвых душ, в котором имел намерение описать некий образ праведного человека, взявшего на себя миссию перевоспитать(!) Чичикова. Мы имеем все основания предполагать, чей образ мог бы быть запечатлен в типаже этого праведника, под чьим влиянием и руководством могла бы свершиться духовная революция, не прими судьба писателя то роковое направление, которое привело его к гибели.