Русская православная церковь и государство ( конец XIV-XVI вв.)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История России 6 класс. Изменения в положении русской православной церкви Полная самостоятельность от греческой церкви Полная самостоятельность от греческой.
Advertisements

1. Флорентийская уния 2. Поместный Собор 1448 года 3. Монастыри в конце XV - начале XVI века 4. Ереси в конце XV - начале XVI века 5. Теория «Москва –
1. Изменения в положении Русской православной церкви В 1448 г. - Собор русского православного духовенства избрал митрополитом епископа Иону. В 1453 г.
Презентация на тему: Церковь и государство в 16 веке Подготовил ученик 7 «А» класса Радченков Евгений.
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В КОНЦЕ XV НАЧАЛЕ XVI в.. Антонина Сергеевна Матвиенко Церковь Петра и Павла в Кожевниках.
Церковь и государство в конце XV-XVI века Д/З: § 22, пункты 1,2,4,читать, вопросы 1,2, пересказ.
Урок истории 6 класс. В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная.
История России 6 класс. присоединение Твери к Москве Присоединение Новгорода к Москве издание Судебника освобождение от ига Золотой Орды 1497 г
Проверка домашнего задания Вторая жена Ивана III? Значение этого брака? Титул и новые символы царской власти? Кто завершил объединение русских земель вокруг.
Проверка домашнего задания Вторая жена Ивана III? Значение этого брака? Титул и новые символы царской власти? Кто завершил объединение русских земель вокруг.
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В КОНЦЕ XV НАЧАЛЕ XVI в. Cоставила учитель истории и обществознания Сычева Л.С.
Миряне последователи Христианства, члены Церкви, не являющиеся священниками не принадлежащие к клиру. Духовенство собирательный термин для обозначения.
Церковь и государство в XVI веке Успенский собор Московского Кремля.
Вспомним! 1)Кто стоял во главе Русского государства? 2) Что представляла собой Боярская дума? 3) Как называется орган, который контролировал поступления.
Россия в середине XVI века Реформы Ивана IV. Процесс складывания самодержавной власти в России Иван III Иван IV Реформаторы ?
Московское государство в конце XV – начале XVI века.
Московское государство в конце XV – начале XVI века.
ДатаСобытие При каком митрополите 988 г г г г е годы 1589 г.
План урока 1. Крестьянство 2. Города, ремесла, торговля 3. Россия и Запад 4. Соперничество церкви и государства за власть 5. Церковь и еретики 6. Василий.
Россия в XVI столетии История России с древнейших времен до к. XIX в.
Транксрипт:

Русская православная церковь и государство ( конец XIV-XVI вв.)

План урока: I Русская православная церковь к началу XV века. II Церковь в период централизации государства: (Теория «Москва-третий Рим».) III Антицерковные движения: 1.Стригольники, жидовствующие и антитринитарии. 2.Нестяжатели и иосифляне(стяжатели). IV Внутреннее устройство и состояние Церкви в XVвеке.

Понятия лекции: Ересь (в пер.-избранный образ мыслей) религиозное направление, отступающее от официально церковной доктрины и вызывающее осуждение, отлучение и репрессии со стороны Церкви и светских властей. Аскетизм – крайняя степень воздержания, отречения от жизненных благ. Символ веры – краткое изложение догматов христианства, которое должен знать каждый верующий. Исихасты – приверженцы мистического учения об исихии – внутреннем покое, отрешённости как способе духовного восхождения к Богу. Автокефалия (буквально) – независимость. РПЦ – Русская православная Церковь. Торговая казнь – вид уголовного наказания, состоявший в публичном битье кнутом на торговой площади и в других публичных местах. Благотворительность - оказание материальной помощи бедным из милости.

I Русская православная церковь к началу XVвека: 1.Церковь в условиях монгольского ига. А. В. Карташев: «Катастрофа монгольского ига – определила рубеж между киевским и московским периодами истории РПЦ» – РПЦ получает правовые и экономические льготы от Золотой Орды – угодья и земли Церкви, церковное имущество признавались неприкосновенными. 1229(1309) – Киевский митрополит Максим переносит свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. 1328(1326) – перенос кафедры киевских митрополитов из Владимира в Москву.

II Церковь в период централизации государства: 1448 – Собор РПЦ, избрание митропалитом Иона – раздел РПЦ на митрополии: Киевскую и Московскую – официальное провозглашение автокефалии РПЦ.

«Москва – третий Рим» Автор Филофей( монах Елезарова монастыря) СУТЬ ТЕОРИИ: « Да ведает твоя держава, благочестивый царь! Один ты во всей поднебесной христианам царь.» Филофей.

III Антицерковные движения: Середина XIV- нач.XVвв. – разворачивается борьба антицерковных течений. Среди них: 1.Стригольничестиво 2.Антитринитарии 3.Жидовствующие 4.Нестяжатели 5.Иосифляне

Стригольничестиво Основатель – (по легенде) ремесленник Карп. Распространение с сер.XIVвека. Центры: Москва, Псков, Новгород… Учение стригольников практически освобождало человека от обязательности официальных, узаконенных обрядов, превращая его религиозные взгляды в частное, личное дело каждого. Идеалом была церковь апостольских времён. Они выступали за достоинство человека, его право быть учителем веры в жизни независимо от принадлежности к духовному сословию…Не признавали сущность исповеди. Отвергали догмат о «загробной жизни». В целом это течение характеризуется как городское, выражающее интересы народа.

Антитринитарии Основатель –Маркиан. Появление в Ростовской земле - 80годы XIVстолетия Полемика в отношении учения «о троичности Бога»Отвержение единосущности трёх ипостасей Бога. Конфликт с РПЦ.

Жидовствующие: Оформление движения конец XVвека. Основатель – киевский еврей Схария. Учение пришло в Новгород из Литвы. Основано на критике эсхатологических представлений и практики новгородской церкви. «Еретики были строгие монотеисты и отрицали все предметы культа, которые хотя бы косвенно напоминали о политеизме, - иконы, мощи, кресты» Н.М.Никольский.

Политика и Церковь: 1448 – IСобор против жидовствующих, под председательствам митрополита Геронтия. Ожесточённая борьба окончилась поражением вероотступников. Итоги: ИванIII приговорил троих еретиков к торговой казни.

Церковь и политика: 1490 – состоялся IIСобор против еретиков, на котором их предали проклятию Борьба с Жидовствующими и Стригольниками по своей сути считается реформаторской, имевшая своими последствиями прогрессивные социально- культурные сдвиги.

Нестяжатели: Основатель – Нил Сорский( ). Зародилось в монастырях в Заволжье. Идейная основа – учение об исихии.

Стяжатели (Иосифляне) Идеолог игумен Волоколамского монастыря Иосиф( ). Учение предполагало строгое общежитие, никакой собственности, обязательный труд и отказ от самого необходимого в быту. В то же время был убеждён, что монастыри должны служить центрами просвещения, благотворительности, духовного и нравственного влияния в обществе.

1503 Прямое столкновение между иосифлянами и нестяжателями. В результате после этого собора светская власть прочно берёт в свои руки Церковь, вводя судебно- правовые ограничения.

IV Внутреннее устройство и состояние Церкви в XVвеке. Середина XIV –XVвека расцвет иконописи на Руси.