БАСНИ И БАСНОПИСЦЫ. АВТОР: Главицкая Нина Ученица 5 «А» класса МОУ «СОШ 5» Учитель Потапова Т.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала;
Advertisements

И.А.Крылов Свинья под дубом. Свинья под дубом вековым Наелась желудей до сыта, до отвала.
Басня Малый эпический жанр МБОУ гимназия 34 г. Орла Подготовила ученица 5 «Б» класса Бухарина Виктория.
Второстепенные члены предложения. Дополнение. Учитель: Самопалова Татьяна Константиновна.
Иван Андреевич Крылов БасниБасни. Литературная игра «Путешествие в мир басен»
Задание 1 1) При помощи вводных конструкций говорящий (пишущий) выражает своё отношение к тому, что он сообщает. 2) Вводная конструкция в предложении.
Обличение человеческих пороков в баснях И.А.Крылова.
Иван Андреевич Крылов( ) «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И.А. Крылов.
Иван Крылов «Его басни переживут века» К.Н.Батюшков.
МОАУ СОШ с УИОП 47 города Кирова Воробьёва Ольга Юрьевна.
БАСНИ 1 Басня стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. Действующими лицами обычно выступают животные,
Внеклассное мероприятие по литературе классов Представление баснописца И. А. Крылова Великий баснописец.
Анна Гладырь 4 «А» класс Учитель: Андреева Ирина Анатольевна Дубровицы МОУ «Дубровицкая средняя общеобразовательная школа общеобразовательная школа.
Басни дедушки Крылова МОУ «Кашинская ООШ», учитель русского языка и литературы, Федина Н.М.
Иван Андреевич Крылов БасниБасни. Басня Басня – краткий рассказ,чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Цель басни – осмеяние человеческих.
ОУ СОШ 26 Урок по литературе в 5 классе Иван Андреевич Крылов выполнила учитель русского языка и литературы Апалёнова О.В год ОУ СОШ 26 Урок по литературе.
Елена Александровна Шамаро, учитель русского языка и литературы МБОУ – Погарская СОШ 1.
Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней М.Исаковский Крылов.
Басни И. А. Крылова. Выполнила: Лапина Л.В. Учитель МОУ «СОШ 89» Г. Барнаула.
Учитель русского языка и литературы – Миминошвили Малхаз Кукуриевич.
Транксрипт:

БАСНИ И БАСНОПИСЦЫ. АВТОР: Главицкая Нина Ученица 5 «А» класса МОУ «СОШ 5» Учитель Потапова Т.В.

ЦЕЛИ. Выявление цели басни Исследование творчества баснописцев: Эзопа, Крылова. Определение понятий басня, мораль, аллегория.

ЗАДАЧИ. Научиться выявлять аллегорический смысл басни; Доказать, что в баснях действительно есть нравоучительный смысл. Основополагающий вопрос: Нужны ли нам баснописцы?

ЭПИГРАФ. Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. П.А.Вяземский.

БАСНОПИСЦЫ. Он баснописец и поэт народный – вот в чём его великость. ЭЗОП. Федр - в Древнем Риме. Бабрий - в Греции. Лафонтен во Франции. Лес- синг -в Германии. КРЫЛОВ.

ЭЗОП. Возникновение басни связывают с легендарным древнегреческим баснописцем Эзопом; Имя Эзопа мы впервые встречаем у историка Геродота мимоходом, в рассказе о Египте. Он упоминает его как историческое и достаточно известное лицо и сообщает о нём три вещи; он был баснописец; он жил на острове Самосе и был рабом некого Иадмона; было это в первой трети шестом веке, примерно до 560г. до н.э.; и он за что-то был убит в Дельфах, так что дельфийцам пришлось платить за него выкуп. На этом кончаются факты и начинает работать народная фантазия. Басни Эзопа написаны в прозе.

«Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать её, но не могла. Ушла она и говорит: «Он ещё не дозрел». Иной не может доделать что - либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай».

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ (1769 – 1844) Родился в семье армейского офицера. 10 лет было мальчику, когда умер отец. С 11 лет он начал работать в канцелярии Калязинского земского суда.(Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья.) Самостоятельно изучил французский и итальянский языки. Занимался математикой, литературой. Проработал библиотекарем 30 лет. Литературную деятельность начинал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился своими баснями.

ТЕОРИЯ. Басня – это краткий аллегорический рассказ в стихах или прозе, высмеивающий человеческие пороки и недостатки общественной жизни. Мораль – это нравоучительный вывод. Аллегория – это изображение жизненной ситуации, при котором в конкретном мы можем увидеть обобщающий смысл, когда одно явление изображается через другое.

БАСНЯ. Свинья под Дубом. Свинья под Дубом вековым Наелась жёлудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у дуба корни стала. « Ведь это дереву вредит,- Ей с Дуба Ворон говорит, - Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».- «Пусть сохнет, - говорит Свинья,- Ничуть меня то не тревожит; В нём проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б жёлуди : ведь я от них жирею». « Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут, - Когда бы в верх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти жёлуди на мне растут». _______________________________ Невежда так же в ослепленье Бранит науки и ученье, И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

ВЫВОДЫ. Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще являются условные басенные звери. Мораль басни «Свинья под Дубом» заключается в том, что Крылов хотел доказать той части дворянства, которая выступала против просвещения, её неправоту. Басня своим содержанием метко разила противников Крылова, показывая всем их истинное лицо.

БАСЕННАЯ МОРАЛЬ – выводы басни, которые вошли в обиход нашей разговорной речи в качестве пословиц и поговорок. 1. Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться. 2. У сильного всегда бессильный виноват. 3. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт. 4. Хоть ты и в новой коже, Да сердце у тебя всё то ж. 5. Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку. 6. Ай, Моська! Знать, она сильна, Что лает на Слона!

ВЫВОДЫ. Баснописцы нам нужны, благодаря им, мы учимся различать порок и добродетель на простых и доступных примерах, через частное показывается общее. В басне «Стрекоза и Муравей» Крылов показывает не сценку из жизни насекомых, а то, что праздность и лень приводят к печальным последствиям.