Лингвопоэтический анализ текста. Лингвопоэтический анализ текста. Тема: «Языковые тайны чудотворца А.Пушкина». 1.Цели урока: - пробуждение духовных начал.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стихи и проза. Ритм и рифма. Каждый пишет, как он слышит, Каждый слышит, как он дышит, дышит, Как он дышит, так и пишет,- Не стараясь угодить. Маклак Л.В.
Advertisements

Александр Сергеевич Пушкин Отрывок из поэмы «Евгений Онегин» Зима!.. Крестьянин торжествуя…
А. С. Пушкин Отрывок из романа «Евгений Онегин». Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь;
Презентация к уроку (10 класс) по теме: Вспоминая роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Свечаревская С. А. учитель русского языка и литературы.
В гостях у словарей «Устаревшие слова» Мингазова Регина, 6 класс МБОУ «Параньгинская СОШ»
Александр Сергеевич Пушкин ЗИМА. Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды.
Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле.
Тема урока "Роль деепричастий в речи" Красота, украшая, раскрашенный, замораживая, морозно, подморозить, разморозив.
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Учитель русского языка и литературы МОУ.
Горбунова Наталья Ивановна МОУ Остроленская СОШ Нагайбакский район Челябинская область.
Литературный калейдоскоп Творчество Александра Сергеевича Пушкина.
«Поверить алгеброй гармонию» А.С.Пушкин Сочинение – вид творческой работы, где учащиеся проявляют свою личность, индивидуальность, развивают навыки письменной.
В 1826 году А. С. Пушкин пишет знаменитое стихотворение « Зимняя дорога ». Поэт очень любил бывать в дороге. В долгой езде он находил много хорошего.
«Стихи Н.А.Некрасова на уроке русского языка» Богаткина О.В., учитель русского языка и литературы МОУ Гимназия 44 г. Иркутска.
М.В.Ломоносов. Оды. урок литературы в 7 классе урок литературы в 7 классе.
Работу подготовила Ученица 7 «Г» класса Утробина Алёна М.В. Ломоносов «Теория трёх штилей»
Восприятие текста Лингвистический анализ текста Выразительное чтение Заучивание наизусть Письмо по памяти Творческая работа.
Изучение языка художественных произведений на уроках русского языка и литературы Литвиной Татьяны Михайловны, МОУ «СОШ16» п. Солнечнодольска Изобильненского.
Пейзажная лирика. Лирика – это художественное выражение чувств, переживаний, настроения, связанных с какими-то событиями или состоянием человека.
Транксрипт:

Лингвопоэтический анализ текста. Лингвопоэтический анализ текста. Тема: «Языковые тайны чудотворца А.Пушкина». 1.Цели урока: - пробуждение духовных начал человека; - поэтапное формирование внутренней потребности обучающихся в развитие творческих возможностей; - свободное (раскрепощённое) владение родным языком: - выявление естественных связей русского языка и литературы; 2.Ситуации реализации интеграции: - ситуация возникновения процесса художественного мышления и речи; - эвристические ситуации; - ситуации критики и воплощения.

3.Форма реализации предлагаемой модели: - учебные знания на интегративной основе 4.Главный показатель уровня развития художественного мышления и речи: - образная речь, адекватная замыслу восприятие художественных текстов.

Словарь урока: лингвопоэтика. Словарь урока: лингвопоэтика. Лингва + поэтика = язык + выразительные средства языка, создающие языковые тайны. И нам их раскрыть.

Дело не в том, чтобы заставить читателя – читать, а в том, чтобы заставить его думать. Дело не в том, чтобы заставить читателя – читать, а в том, чтобы заставить его думать. Ш.Монтескье Глубокое понимание художественного текста предполагает знание «языковых кодов», которые «шифруют» мысль художника.

Встаёт заря во мгле холодной; На нивах шум работ умолк; С своей волчихою голодной Выходит на дорогу волк; Его почуя, конь дорожный Храпит – и путник осторожный Несётся в гору во весь дух А.Пушкин,1831г. - Давайте вместе прочитаем… - Какие чувства вызывают эти строки ? - Какие картины возникают в сознании? - Всмотритесь в синтаксис – он откроет секрет его выразительности и создать в воображении поэтические картины… - Какие слова и выражения остановили ваше внимание? - Какие зрительные образы рождают эти слова в вашем воображении?

Стихотворение (отрывок из «Евгения Онегина») написано в 1831г. - простота слога; - обращение к разговорно – бытовой лексике: дорога, дорожный, заря, мгла, нива, шум, чуять --- почуя; - общеславянская лексика: волк, конь, волчиха, путник Чуять Обратимся к Толковому словарю: Чуять – Попробуйте заменить слово «чуять» «чуя» словом «услыша»… Что изменилось? Почему?

Зима!... Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как – нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая А.Пушкин - Какие слова и выражения остановили ваше внимание? - Какие ощущения передают эти строки? - Какая строчка, на ваш взгляд, самая важная? - Какие образы – ассоциации рождают эти слова «крестьянин, обновляет, торжествуя, плетётся рысью, бразды, взрывая, кибитка удалая»?

Языковой синтез = слияние разговорно – бытовой лексики + высокой лексики: крестьянин, дровни, путь, лошадка, почуя ---- картины….; торжествуя, бразды, взрывая --- картины….; Теория трёх штилей: Высокий: понятные русским «высокие» (церковно – славянские) слова. Этим штилем надлежало писать героические поэмы, оды, торжественные речи. Средний: образовывали слова русского языка с добавлением некоторых церковнославянских слов. Низкий: составляли только русские, в том числе простонародные

ПОДУМАЙТЕ И ОТВЕТЬТЕ Каковы значения слов? Каким было значение слова анекдот во времена Пушкина? Но дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней, Хранил он в памяти своей. («Евгений Онегин»)

Какие значения имеет слово погода в первом и втором предложениях? 1. Брожу над морем, жду погоды, 2. В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе.

О каком времени суток идет речь в одном из лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»? Люблю я дружеские враки И дружеский бокал вина Порою той, что названа Пора меж волка и собаки... («Евгений Онегин»)

Разрушение стилистических и языковых стереотипов и традиций. Пушкин становится реформатором литературного языка