А.И.Солженицын Разработана учителем МОУ СОШ 46 г.Улан-Удэ Караваевой Татьяной Павловной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Я – не я, и моя литературная судьба – не моя, а всех тех миллионов, кто не доцарапал, не дошептал, не дохрипел своей тюремной судьбы, своих лагерных открытий.
Advertisements

Учитель Лебедева Е.И.. «Молиться надо о духовном: чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал…»
Александр Исаевич Солженицын Писатель. Общественный деятель. Личность. Александр Исаевич Солженицын Писатель. Общественный деятель. Личность.
Родился 11 декабря 1918 г в Кисловодске. Предки писателя по отцовской линии были крестьяне. Отец, Исаакий Семенович, получил университетское образование.
Русский писатель, общественный деятель. Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 в Кисловодске, в семье казаков. Отец, Исаакий Семенович, погиб на.
А.И.Солженицын- летописец эпохи 11. Xll
« Противостояние А.И.Солженицына государственной власти» Автор – Дороганова Галина Викторовна, учитель литературы МОУ СОШ 2 города Карасука.
Александр Исаевич Солженицы н Родился 11 декабря 1918 в Кисловодске в крестьянской семье через несколько месяцев после смерти отца
Жизнь и творчество Александра Исаевича Солженицына Такой сосредоточенности на одном авторе, может быть, никакая литература не знала и не узнает никогда.
Подготовила: Ситчихина Е.М, Преподаватель литературы.
Р АЗМЫШЛЕНИЕ. А КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ … Где начинается любовь, там логика уходит в подполье. Иногда бывает такой парадокс: нередко любовь и дружба находят.
Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын. родился 11 декабря 1918 г. в Кисловодске родился 11 декабря 1918 г. в Кисловодске11 декабря1918Кисловодске11 декабря1918Кисловодске.
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь.
Урок - аналитическая беседа «Кто виноват в судьбе Матрены?» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор») Мельшиан Наталия Эдуардовна, учитель русского.
«Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши…» А.Твардовский Жизнь и творчество Александра Солженицына Александра Солженицына.
Александр Alexander Солженицын Solzhenitsyn. Родился в крестьянской семье. После окончания школы поступил на физико- математический факультет университета.
Презентация на тему: «Жизнь и творчество Александра Солженицына» Работу выполнил ученик 9 А класса МОУ СОШ 1 Левокумского района Хомутов Иван Учитель Шурупова.
Александр Исаевич Солженицы н Родился 11 декабря 1918 в Кисловодске в крестьянской семье через несколько месяцев после смерти отца
В этом году исполняется шестьдесят пять лет со дня Победы советских войск над фашистами Германией в Великой Отечественной войне. Об этом событии мы узнаем.
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
Транксрипт:

А.И.Солженицын Разработана учителем МОУ СОШ 46 г.Улан-Удэ Караваевой Татьяной Павловной

Чтобы стать великим человеком, нужно уметь искусно пользоваться всем, что предлагает судьба. Ларошфуко

Мера жизни не в её длительности, а в том, как вы её использовали. Монтень

Оглавление Введение Биография и творческий путь писателя Произведения

Введение Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец-то по праву заняло своё место в истории русской литературы советского периода. После издания «Архипелага ГУЛАГа» (а оно произошло лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой литературе не оставалось произведений, которые представляли бы большую опасность для советского режима. Эта книга раскрывала всю сущность тоталитарного государства. Пелена лжи и самообмана, всё ещё застилавшая глаза многим нашим согражданам, спадала. После всего, что было собрано в этой книге, что было раскрыто с поразительной силой эмоционального воздействия, с одной стороны, и с силой документального свидетельства – с другой, уже ничего не удивительно и не страшно. Однако начинался А. И. Солженицын как писатель не с повестей и романов, а с рассказа «Один день Ивана Денисовича», написанного в 1959 году. Он первым показал советскому читателю ту оборотную сторону жизни, о которой предпочитали молчать; он осудил бесчеловечную систему и создал реалистический характер подлинно народного героя. Поэтому исследование данного произведения с позиции современного читателя было и остаётся актуальным. К тому же, несмотря на всеобщий интерес к произведениям Солженицына, творчество его по-прежнему остаётся недостаточно исследованным. Цель моей работы – определить связь между основными темами творчества А. Солженицына и фактами его биографии, проследить жизненный и творческий путь писателя

Александр Исаевич Солженицын родился в Кисловодске. В 1924 г. Вместе с матерью переехал в Ростов-на-Дону. 15 лет они ютились по углам, снимали за большую плату комнаты в гнилых избушках. Собственное жильё, которое они наконец получили, было частью перестроенной конюшни. Матери было сложно устроиться на работу: ей ставили в вину социальное происхождение- дочь богатого землевладельца, «кулака». Она умерла во время Великой Отечественной войны, когда сын был на фронте. Он смог прийти на могилу матери лишь через 12 лет после её кончины, отбыв заключение в лагере и ссылку… Уже в молодости Солженицын осознал себя писателем. В 1936г. он задумывает исторический роман о начале Первой мировой войны и начинает собирать материалы к нему. В 1941г. Солженицын окончил физико- математический факультет Ростовского университета. Ещё раньше, в 1939г., он поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы и искусства. БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЯ

Закончить этот институт ему не дала война. После обучения в артиллерийском училище в Костроме в конце 1942 г. будущий писатель был отправлен на фронт и назначен командиром батареи звуковой разведки. Солженицын прошёл боевой путь от Орла до Восточной Пруссии, получил звание капитана, был награждён орденами. Казалось, ничто не предвещало катастрофы. Но 9 февраля 1945 г. его арестовали: военная цензура обратила внимание на переписку Солженицына с его другом Николаем Виткевичем. Там содержались резкие оценки Сталина и установленных им порядков, говорилось о лживости современной советской литературы. Солженицына осудили на 8 лет лагерей и вечную ссылку. Отбывал он срок в Новом Иерусалиме под Москвой, потом на строительстве жилого дома в Москве. Затем – в «шарашке» ( секретном научно- исследовательском институте, где работали заключённые) в подмосковном посёлке Марфино.

гг. он провёл в лагере (в Казахстане), был на общих – самых тяжёлых – лагерных работах. Срок заключения окончился в феврале 1953 г., и недавний узник стал преподавать математику в районном центре Кок-Терек Джамбульской области Казахстана. Так началась «бессрочная ссылка», длившаяся 3 года. 6 февраля 1956 г. Верховный суд Советского Союза освободил Александра Исаевича от ссылки, а через год его и Виткевича объявил полностью невиновными: критика Сталина и литературных произведений Была признана справедливой и не противоречащей социалистической идеологии. В 1956 г. Солженицын переселился в Россию – в небольшой посёлок Рязанской области, где работал учителем. Через год он обосновался в Рязани. В годы ссылки и преподавания в Рязанской обл. и Рязани, Солженицын работал над романом « В круге первом» и над «художественным исследованием» « Архипелаг ГУЛАГ», не надеясь на их публикацию.

Ещё в лагере у Солженицына обнаружили раковое заболевание, и 12 февраля 1952 г. Ему была сделана операция. Во время ссылки Солженицын дважды лечился в Ташкентском онкологическом диспансере, использовал различные целебные растения. Вопреки ожиданиям медиков, злокачественная опухоль исчезла. В своём исцелении недавний узник усмотрел проявление Божественной воли – повеление рассказать миру о советских тюрьмах и лагерях, открыть истину тем, кто ничего не знает об этом или не хочет знать. Первые сохранившиеся произведения Солженицын написал в лагере. Это были стихи и сатирическая пьеса «Пир победителей». Зимой 1950/51 гг. писатель задумал рассказ об одном дне заключённого. В 1959 г. Практически за месяц была написана повесть и названа «Щ- 854(один день одного зека)». «Щ-854» - лагерный номер главного героя, Ивана Денисовича Шухова. Осенью 1961 г. с повестью познакомился главный редактор журнала «Новый мир» А.Т.Твардовский и лично добился от Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущёва согласия на публикацию. Ради этого Солженицын изменил название – «Один день Ивана Денисовича» - и был вынужден смягчить некоторые детали жизни заключённых. Солженицын стал известен всей стране. Чтобы прочитать его повесть, за номером «Нового мира» в библиотеки записывались в огромные очереди.

Текст повести передавали из рук в руки, перепечатывали на пишущей машинке. «Один день Ивана Денисовича» стал для многих откровением. Впервые о лагерном мире была сказана неприкрытая правда. Автор и редакция «Нового мира» получали множество писем. Одни читатели благодарили писателя за честное изображение событий. Другие клеймили Солженицына как «врага» и «клеветника». Появились публикации, в которых утверждалось, что писатель сгущает краски. Но преобладало восторженное восприятие рассказа. Солженицын на короткое время был признан официально. Спустя несколько месяцев после «Одного дня Ивана Денисовича» в первом номере «Нового мира» за 1963 г. был напечатан ещё один рассказ Солженицына «Матрёнин двор». Он, как замечал сам автор, «полностью автобиографичен и достоверен».Прототип главной героини – знакомая Солженицына, владимирская крестьянка Матрёна Васильевна Захарова, у которой жил писатель после ссылки в Казахстан. В гг. были опубликованы ещё три рассказа Солженицына. После 1966 г. сочинения автора «Ивана Денисовича» не печатали на Родине более 20 лет.

В 1955 г. Солженицын задумывает, а в гг. пишет повесть «Раковый корпус». В ней отразились впечатления автора от пребывания в Ташкентском онкологическом диспансере и история его исцеления. Повесть была высоко оценена Твардовским. Но все попытки напечатать её в «Новом мире» оказались неудачными. «Раковый корпус» распространялся в «самиздате». Повесть вышла впервые на Западе в 1968г. В середине 60-х гг., когда власть не желала больше вспоминать о репрессиях сталинских времён, в Солженицыне стали видеть опасного противника. В сентябре 1965 г. у одного из друзей писателя, хранившего его рукописи, был устроен обыск. Солженицынский архив оказался в КГБ. С 1966 г. сочинения писателя перестают печатать, а уже опубликованные изымают из библиотек. КГБ распространяет слухи, что во время войны Солженицын сдался в плен и сотрудничал с немцами. В марте 1967 г. Солженицын обратился к 4 съезду Союза советских писателей с письмом, где говорил о губительности власти цензуры и о судьбе своих произведений. Он потребовал от Союза писателей опровергнуть клевету и решить вопрос о публикации «Ракового корпуса». Руководство Союза писателей не откликнулось на этот призыв. Начинается бескомпромиссное противостояние Солженицына власти. Он пишет публицистические статьи, которые расходятся в рукописях.

Отныне публицистика становится такой же значимой частью его творчества, как и художественная литература. Он распространяет открытые письма с протестами против нарушения прав человека, преследований инакомыслящих в Советском Союзе. В ноябре 1969 г. Солженицына исключили из Союза писателей. В 1970 г. Солженицын становится лауреатом самой авторитетной международной премии – Нобелевской. С 1958 г. писатель работал над книгой «Архипелаг ГУЛАГ» - историей репрессий, лагерей и тюрем в Советском Союзе. В 1968 г. Завершил этот огромный трёхтомный труд. В 1973 г. Сотрудники КГБ Захватили один из экземпляров рукописи. Преследования писателя усилились. В конце декабря 1973 г. На Западе вышел первый том «Архипелага…». Книга нанесла сокрушительный удар мифам о прогрессивном и гуманном социализме, якобы построенном в Советском Союзе.

Солженицыну в анонимных звонках и письмах угрожали смертью. По указке властей советские газеты обвинили автора в предательстве интересов Родины, симпатиях к фашизму, именовали «провокатором и подстрекателем». Отклики сторонников писателя распространялись в рукописях. 12 февраля 1974 г. Солженицын был арестован и спустя сутки выслан из Советского Союза в Западную Германию. Сразу после ареста писателя его жена распространила в «самиздате» солженицынскую статью «Жить не по лжи» - призыв к гражданам СССР отказаться от соучастия во лжи, которой от них требовала власть. Вскоре Солженицын с семьёй поселился в швейцарском городе Цюрихе, а в 1976 г. переехал в город Кавендиш в американском штате Вермонт. В эмиграции писатель напряжённо работает над огромным произведением «Красное колесо», посвящённым предреволюционным годам России. Солженицын говорит, что вернётся на родину лишь тогда, когда туда вернутся его книги, когда там будет напечатан «Архипелаг ГУЛАГ». Журналу «Новый мир» пришлось выдержать долгую борьбу с властями, чтобы начать публикацию «Архипелага».

К началу 90-х гг. в России были изданы все главы произведения писателя. В мае 1994 г. Солженицын вернулся в Россию. Он пишет книгу воспоминаний «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов», выступает в газетах и на ТВ с оценками современной политики российских властей. Писатель обвиняет их в том, что проводимые в стране реформы непродуманны, безнравственны и наносят ущерб обществу. После этого творческие беседы Солженицына были отменены, а близкие к правительственным кругам газеты отвернулись от него. В 1998 г. он напечатал книгу «Россия в обвале». В ней писатель резко критикует экономические реформы. Он размышляет о необходимости возрождения русского национального самосознания о возвращении к традициям.

На протяжение 18 – 19 столетий русская культура создала образ писателя – пророка, своим словом обличающего неправду и возвещающего истину. Солженицын, наверное последний замечательный русский писатель, естественно соединяющий дар писателя и призвания проповедника. Единственный высший смысл своей жизни он выразил в нескольких словах: «Я пишу правду о русской истории».

Произведения «Раковый корпус» «Один день Ивана Денисовича» «Архипелаг ГУЛАГ» Женские образы в творчестве А.И.СолженицынаЖенские образы в творчестве А.И.Солженицына

«Раковый корпус» В России всегда были люди, которые не могли молчать тогда, когда молчание было единственным способом выжить. Одним из таких людей стал Александр Исаевич Солженицын. Российский читатель узнал о нем в начале шестидесятых после публикации в журнале Новый мир рассказа Один день Ивана Денисовича. Это произведение ввело в литературу новую лагерную тему. В рассказе А. И. Солженицын стремился показать характер русского народа, лагерную жизнь глазами простого русского человека. Потом писатель начинает работу над историческим произведением Архипелаг ГУЛАГ, материалом для которого служат письма узников сталинских лагерей. После выхода в свет Архипелага за рубежом А. И. Солженицын был насильственно выдворен из родной страны. И только через полтора десятилетия великий писатель получил возможность вернуться на Родину. В конце восьмидесятых состоялось возвращение А. И. Солженицына российскому читателю, благодаря тому же Новому миру, в котором С. П. Залыгин начал печатать Архипелаг ГУЛАГ. Стало ясно, что молчать о творчестве писателя нельзя. Ведь Солженицын лучше, чем какой-либо другой писатель, отвечает на вопрос Кто мы есть?.

А. И. Солженицын родился в семье зажиточных крестьян. Специального литературного образования он не получил, но последние два предвоенных года проучился на филологическом факультете Московского института философии и литературы. Был призван в армию, окончил артиллерийское училище. Незадолго до окончания войны, в феврале 1945 года, в Восточной Пруссии уже капитана А. И. Солженицына постигает арест, тюрьма и лагерь. Сам Солженицын о своем аресте писал: Страшно подумать, что б я стал за писатель (а стал бы), если б меня не посадили. Лагерный срок окончился в день смерти Сталина, и тут же обнаружился рак; по приговору врачей жить оставалось меньше месяца. Это был страшный момент в жизни писателя. В близости смерти, в ожидании своей участи А. И. Солженицын видел возможность постановки самых важных, последних вопросов человеческого существования. Прежде всего о смысле жизни. Болезнь не считается с социальным статусом, ей безразличны идейные убеждения, она страшна своей внезапностью и тем, что делает всех равными перед смертью. Но А. И. Солженицын не умер, несмотря на запущенную злокачественную опухоль, и считал, что возвращенная ему жизнь с тех пор имеет вложенную цель. После выписки из Ташкентского онкологического диспансера в 1955 году А. И. Солженицын задумал написать повесть о людях, стоящих на пороге смерти, об их последних мыслях, действиях. Реализована идея была только почти через десять лет. Попытки напечатать Раковый корпус в журнале Новый мир успехом не увенчались, а в свет повесть вышла в 1968 году за границей.

В Раковом корпусе сталкиваются два героя. Один, прототипом которого в какой-то степени служит сам писатель, Олег Костоглотов, бывший сержант- фронтовик, ожидавший в онкодиспансере смерти и чудом спасенный. Другой Павел Русанов, ответственный работник, профессиональный стукач, посадивший в тюрьму немало безвинных людей и на их страданиях построивший свое благополучие. Вспоминая о тех, чьими судьбами он несправедливо распорядился, он не испытывает угрызений совести, в его душе только страх перед возможным возмездием. Споры Костоглотова и Русанова, их борьба за выживание идут в то время, когда рушится сталинская машина, и для одного это луч света, а для другого развал созданного по крупицам мира. Немалую роль в осмыслении происходящего играет литература. Костоглотов задумывается над отечественной словесностью. Не случайно появился в палате томик Льва Толстого. Писатель Солженицын напоминает о гуманизме литературы XIX века с его главным законом Толстого любви человека к человеку. Между Русановым и Костоглотовым помещается проповедник нравственного социализма Шулубин. Первые читатели сочли бы, что он-то и выражает мечты самого писателя. Но впоследствии А. И. Солженицын сказал: Шулубин, который всю жизнь отступал и гнул спину, совершенно противоположен автору и не выражает ни с какой стороны автора.

Намного ближе автору старички Николай Иванович и Елена Александровна Кадмины, прошедшие через лагерь и обретшие опыт и глубину жизни. Именно у них был Олег после того, как неожиданно, под воздействием рентгена, отступила странная болезнь. Костоглотов знает, что после выздоровления его ждет вечная ссылка в Уш-Тереке, но он как бы заново учится ценить то, что дано человеку. В Раковом корпусе почти не видно гулаговской реальности, она лишь чуть- чуть приоткрывается где-то вдали, напоминает о себе вечной ссылкой Костоглотова. Будни ракового корпуса писатель рисует спокойными, сдержанными красками. Здесь изображена жизнь, скованная не колючей проволокой, а самой природой. Угроза гибели нависает над человеком уже не со стороны государства, а изнутри человеческого тела, вызревая опухолью. А. И. Солженицын словно приветствует все живое, снимая паутину с того, что наполняет человеческое существование, согревает его. Тему жизнелюбия писатель рассматривает и с другой стороны. Самодовольное жизнелюбие Максима Чалого столь же слепо и цинично, как и отношение к жизни Павла Русанова. Этих людей не останавливают духовные ценности, они способны смять все на своем пути.

Им чужда идея раскаяния, одна из заветных для А. И. Солженицына, в них спит или отсутствует совесть, поэтому труден их путь к людям, к истине, к добру. Это отчасти ответ на вопрос, который задает Олег Костоглотов: Какова все-таки верхняя цена жизни? Сколько можно за нее платить, а сколько нельзя? Для Олега больничная палата стала школой. Понятна тяга его к простой жизни. В финале Олег после сомнений и колебаний все-таки отказывается от свидания с Верой Гангарт, которое могло бы стать решающим в их непростых отношениях. Он боится внести разлад в уже надломленную судьбу Веры и понимает, что их разделяет его болезнь, его положение ссыльного. Выразительна сцена, когда перед отъездом Олег заходит по просьбе Демки, больного соседа-мальчишки, в зоопарк, где пережитое заставляет видеть прообраз измученного общества. Эта сцена как стон, как крик. Самое запутанное в заключении зверей было то, что, приняв их сторону и, допустим, силы бы имея, Олег не мог бы приступить взламывать клетки и освобождать их. Потому что потеряна была ими вместе с родиной и идея свободы. И от внезапного их освобождения могло стать только страшней. Повесть А. И. Солженицына Раковый корпус была выбрана мной для рецензирования потому, что она помогла мне понять смысл жизни, вопросы истины и добра. Это произведение, как никакое другое, научило меня, что надо в жизни ценить, за что нести ответственность

«Один день Ивана Денисовича» В творчестве А.И.Солженицына присутствуют не только крупные эпические полотна, но и произведения малого жанра - рассказа. Сжатие времени и концентрация пространства - один из основных законов в художественном мире писателя. Рассказ Один день Ивана Денисовича - повествование об одном счастливом дне заключенного щ стал дебютным выступлением автора в печати. Он был написан всего за три недели в 1959 году. После ХХII Съезда КПСС, в конце 1961 года, друг Солженицына по марфинской шарашке, выдающийся германист и переводчик Лев Копелев отнес рукопись в журнал Новый мир, главным редактором которого тогда был А.Т.Твардовский. Для ее публикации в 11 за 1962 год потребовалось личное разрешение Н.С.Хрущева. Рассказ принес А.Солженицыну известность, а потом и славу. В 1963 году писатель был выдвинут на соискание Ленинской премии, которую, как пишет литературовед А.Архангельский, к счастью, не получил. К счастью - потому что этот короткий период партийно-советского признания мог перерасти в затяжной союз, итогом которого стала бы постепенная сдача всех позиций и творчество, подчиненное логике компромисса

Героя рассказа, Ивана Денисовича Шухова, Солженицын наделил не своей собственной биографией интеллигента - офицера, арестованного за неосторожные высказывания о Ленине Сталине в письмах другу, а гораздо более народной - крестьянина - солдата, попавшего в лагерь за однодневное пребывание в плену. Писатель сделал это сознательно, ибо именно такие люди, по мнению автора, и решают, в конечном счете судьбу страны, несут заряд народной нравственности, духовности. Обыкновенная и в то же время необыкновенная биография героя позволяет писателю воссоздать героическую и трагическую судьбу русского человека ХХ столетия. Читатель узнает, что Иван Денисович Шухов родился в 1911 году в деревне Темченево, что он, как и миллионы солдат, честно воевал, после ранения он, не долечившись, поспешил вернуться на фронт. Бежал из плена и вместе с тысячами бедолаг - окруженцев попал в лагерь как якобы выполнявший задание немецкой разведки. Какое же задание - ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто - задание.

У Шухова осталась на воле семья. Мысли о ней помогают Ивану Денисовичу сохранить в заключении человеческое достоинство и надежду лучшее будущее. Однако передачи присылать он жене запретил: Хотя на воле Шухову легче было кормить семью целую, чем здесь одного себя, но знал он, чего те передачи стоят, и знал, что десять лет их с семьи не потянешь. Так лучше без них. В лагере Иван Денисович не стал придурком, то есть тем, кто за взятку или какие-нибудь услуги начальству устроился на теплое местечко в лагерной администрации. Шухов не изменяет вековым мужицким привычкам и себя не роняет, не унижается из-за сигареты, из-за пайки и уж тем более не вылизывает тарелки и не доносит на товарищей. По известной крестьянской привычке Шухов уважает хлеб ( носит его в специальном карманчике, в чистой тряпочке ); когда ест, снимает шапку. Не гнушается он и приработками, а «на чужое добро брюха не распяливает».

Никогда не симулирует Шухов болезни, а заболев всерьез, ведет себя в санчасти виновато ( «Вот что…Николай Семенович…я вроде это…болен,» - совестливо, как будто зарясь на чужое, сказал Шухов). Особенно ярко народный характер персонажа вырисовывается в сценах работы. Иван Денисович и каменщик, и печник, и сапожник. «Кто два дела руками знает, тот еще и десять подхватит»,- говорит Солженицын. Даже в условиях неволи Шухов бережет и прячет мастерок в его руках обломок пилы превращается в сапожный нож. Мужицкий хозяйственный ум не может смириться с переводом добра. И Шухов, рискуя опоздать в строй и быть наказанным, не уходит со стройки, чтобы не выбрасывать цемент. «Кто работу крепко тянет, тот над соседями вроде бригадира становится», - говорит писатель. Человеческое достоинство, равенство, свобода духа, по Солженицыну, устанавливаются в труде, именно в процессе работы зеки шумят и даже веселятся, хотя весьма символичным является то факт, что заключенным приходится строить новый лагерь, тюрьмы для самих себя. Шухов на протяжении рассказа переживает всего один лагерный день («Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из- за високосных годов – три дня лишних набавлялось»…).

День относительно счастливый, когда, как признает Солженицынский герой, «выдалось много удач: в карцер не посадили, на соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся». Тем не менее даже этот «ничем неомраченный» день оставляет у читателя довольно тягостное впечатление. Ведь хороший, совестливый человек Иван Денисович постоянно должен думать только о том, как уцелеть, прокормиться, не замерзнуть, добыть лишний кусок хлеба, не вызвать гнев надзирателей и лагерных офицеров… Можно только догадываться, как тяжело приходится ему в менее счастливые дни. И все-таки Шухов находит время размышлять о родной деревне, о том, как там обустраивается жизнь, в которую он рассчитывает включиться после освобождения. Его беспокоит, что мужики не работают в колхозе, а все больше уходят на отхожие промыслы, зарабатывают не пыльной работой – раскрашиванием ковров. Иван Денисович, а вместе с ним и автор, размышляет: «Легкие деньги – они и не веселят ничего, и чутья такого нет, что вот, мол, ты заработал. Правильно старики говорили: за что не доплатишь, того не доносишь. Руки у Шухова еще добрые, смогают, не уж он себе на воле ни печной работы не найдет, ни столярной, ни жестяной?»

Среди критиков долгое время не утихали споры, положительный ли герой Иван Денисович. Смущало то, что он исповедовал лагерную мудрость («Кряхти да гнись. А упрешься – переломишься»), а не бросался, как почти все герои советской литературы, «в бой с недостатками». ( К чему приводила в тех условиях эта «борьба» А.Солженицын показал на примере кавторанга Буйновского). Еще большие сомнения вызывало следование героя другому лагерному правилу: «Кто кого сможет, тот того и гложет». В рассказе есть эпизод, когда герой отбирает поднос у слабака, с большой выдумкой «уводит» толь, обманывает жирномордого повара. Однако каждый раз Шухов действует не для личной пользы, а для бригады: накормить товарищей, заколотить окна и сохранить здоровье солагерников. Наибольшее недоумение у критиков вызывала фраза о том, что Шухов «уж сам не знал, хотел он воли или нет». В ней, однако, есть весьма существенный для писателя смысл. Тюрьма, по Солженицыну, огромное зло, насилие, но страдание и сострадание способствуют нравственному очищению. «Жилистое, не голодное и не сытое состояние» приобщает человека к более высокому нравственному существованию, объединяет с миром. Недаром же заявлял писатель: «Благословляю тебя, тюрьма, что ты была в моей жизни».

Иван Денисович Шухов – герой не идеальный, а вполне реальный, взятый из гущи лагерной жизни. Нельзя сказать, что у него нет недостатков. Он, например, по-крестьянски робеет перед любым начальством. Не может, в силу малообразованности, вести ученый разговор с Цезарем Марковичем. Однако все это не умаляет главного в солженицынском герое – его волю к жизни, стремления эту жизнь прожить не в ущерб другим и чувство оправданности собственного бытия. Эти качества Ивана Денисовича не смогли истребить долгие годы, проведенные в ГУЛАГе.

«Архипелаг ГУЛАГ» Имя А. И. Солженицына у многих из нас ассоциируется с названием произведения, открывшего правду о событиях, которые имели место в нашем государстве во время правления великого тирана, увековечившего себя и дела свои в шестидесяти шести миллионах убитых и замученных (именно такую цифру называет Солженицын) и навсегда оставшегося самой загадочной и жестокой персоной, когда- либо стоявшей у власти на Руси. Архипелаг ГУЛАГ произведение не только о тюрьмах и лагерях, это еще и глубочайший анализ периода в истории государства Российского, который позднее получил название эпохи культа личности. Основной темой Архипелага я бы назвал правду. Правду о том, что творилось в Советском Союзе в тридцатые и сороковые годы. В преамбуле своего повествования Солженицын так и говорит: В этой книге нет ни вымышленных событий, ни вымышленных лиц. Люди и места названы их собственными именами. Если названы инициалами, то по соображениям личным. Если не названы вовсе, то лишь потому, что память людская не сохранила имен, а все было именно так. Солженицын пишет саму жизнь, и она предстает перед нами во всей ее наготе, в мельчайших подробностях.

Она балансирует на грани смерти. Личность человека, его достоинство, воля, мысль растворяются в элементарных физиологических потребностях организма, находящегося на грани земного существования. Солженицын срывает пелену лжи, которая застилала глаза многим, в том числе и самой сознательной части нашего общества интеллигенции. Солженицын подшучивает над их бело-розовыми мечтами: Если бы чеховским интеллигентам, все гадавшим, что будет через двадцать тридцать сорок лет, ответили бы, что через сорок лет на Руси будет пыточное следствие, будут сжимать череп железным кольцом, спускать человека в ванну с кислотами, голого и привязанного пытать муравьями, клопами, загонять раскаленный на примусе шомпол в анальное отверстие (секретное тавро), медленно раздавливать сапогом половые части, а в виде самого легкого пытать по неделе бессонницей, жаждой и избивать в кровавое' мясо, ни одна бы чеховская пьеса не дошла до конца, все герои пошли бы в сумасшедший дом. И, обращаясь прямо к тем, кто делал вид, что ничего не происходит, а если и происходит, то где-то стороной, вдалеке, а если и рядом, то по принципу авось не меня, Солженицын бросает от всех туземцев Архипелага: Пока вы в свое удовольствие занимались безопасными тайнами атомного ядра, изучали влияние Хайдеггера и Сартра и коллекционировали репродукции Пикассо, ехали купейными вагонами на курорт или достраивали подмосковные дачи, а воронки непрерывно шныряли по улицам, а гебисты стучали в двери органы никогда не ели хлеба зря; пустых тюрем у нас не бывало никогда, а либо полные, либо чрезмерно переполненные.

Интересен тот факт, что в своем повествовании Солженицын не выводит героя, а как бы обобщает в своем исследовании миллионы реальных судеб, характеров. Автор воссоздает общую психологию обитателя тоталитарного государства. За дверями террор, и уже понеслись неудержимые потоки в лагеря, схватывались люди ни в чем не виновные, а потому не подготовленные ни к какому сопротивлению. Создавалось впечатление... что от ГПУ НКВД убежать невозможно. Что и требовалось. Мирная овца волку по зубам. Среди факторов, которые сделали возможным весь тот ужас, Солженицын указывает на отсутствие гражданской доблести у русского челодека. Эта извечная покорность, которая воспитывалась в русском мужике веками крепостного права, и дала возможность для культа личности. Органы также были сильны тем, что сделали ставку на самое сильное в человеке природные инстинкты. Подросток, чье взросление было не простым процессом, который имел проблемы с противоположным полом, кто ощущал себя слабым, вот идеальный кандидат в следователи ГПУ. Нет более жестокого человека, чем человек слабый, получивший власть над телами и судьбами других людей. Органы культивировали все самое низменное в человеке.

Зверь в чекисте не был ограничен какими-либо рамками. С людьми эти индивидуумы не имели ничего общего. Ибо то, что отличает человека от зверя, в органах не очень ценилось. Плюс стройная социалистическая теория. Плюс власть блатных в лагерях. И результат чудовищный по своим масштабам геноцид против русского народа, который уничтожил лучшую его часть, и последствия которого будут заметны еще несколько веков (во время Отечественной войны 1812 года французов называли басурманами - как же сильны были предания о татаро-монгольском иге). В художественном плане Архипелаг ГУЛАГ также весьма интересен. Сам автор называет свой труд опытом художественного исследования. При строгой документальности это вполне художественное произведение, в котором наряду с известными и безвестными, но одинаково реальными узниками режима действует еще одно фантасмагорическое лицо сам Архипелаг, по трубам которого перетекают с острова на остров люди, переваренные чудовищной тоталитарной машиной. Архипелаг ГУЛАГ оставляет неизгладимое впечатление. Размышлять о его значении как о еще одном гвозде в крышку гроба коммунизма советского образца можно долго, но я считаю, что главная ценность Архипелага в воспитании той самой гражданской доблести, носителем которой является сам автор, который до глубокой старости сохранил способность видеть суть вещей, за что он и страдает до сих пор (новая власть, разглядев в Солженицыне вечного борца, задвинула его, закрыла его передачу на телевидении). Но мы, знающие правду, донесем ее до других.

«Женские образы» Так уж сложилось, что в большинстве литературных произведений главными героями становятся мужчины: мужественные, сильные и со своими слабостями - они чаще становятся главными действующими лицами произведений, особенно прозаических. Но наша жизнь - это переплетение человеческих судеб. И, конечно, в литературе совершенно невозможно обойтись лишь "сильными мира сего". Женские образы - это особая тема. Они играют разные роли в произведениях: иногда они являются катализаторами событий, непосредственными их участниками; зачастую без них сюжет не имел бы такого эмоционального настроя, красочности. Как и у любого автора, женские образы у Солженицына имеют свои характерные особенности. Но, как известно, одинаковых людей не бывает, поэтому и женщины в его произведениях - отдельная судьба. В таком объемном произведении, как "В круге первом", написанном в основном о мужских судьбах, женщины играют непосредственную роль. В этом романе им отведена участь верных подруг, вольных, в отличие от мужчин, но несвободных по разным причинам. Солженицынские героини поражают глубиной своей души. И Симочка, и Клара, большинство других героинь некрасивы внешне. Автор и его герои любят их за внутренний мир. Образ девушки Агнии силен своей необычностью, чем-то мистическим в нем. Эта девушка была откуда-то не с земли.

По несчастью для себя она была утонченна и требовательна больше той меры, которая позволяет человеку жить. Есть в ней нравственность, одухотворенность. И еще одно качество, принадлежащее большинству женских образов писателя. По крайней мере, тех, в которых автор вкладывал особый смысл. Эта особенность - человеческая странность. Героини Солженицына как бы "не от мира сего". Часто они одиноки, их не понимают даже самые близкие люди. Порой их внутренний мир настолько сложен, необычен и велик, что, будь он разделен на несколько человек, никто из них не чувствовал бы себя обделенным. Они редко находят себе собеседников, которые смогли бы проникнуться к ним соучастием, выслушать и понять. Девушку Клару считает странной даже ее отец. И вдруг случается чудо. Она находит родственную душу в И.Володине, чрезвычайно умном, много знавшем и видевшем, глубоком человеке, который и сам является странноватым даже для собственной жены. "…Много вопросов набралось у Клары, на которые вот Иннокентий мог бы ответить!» Вообще, эта девушка, как и Симочка, находит теплоту и душевное взаимопонимание среди людей, научившихся ценить и разгадывать внутренний мир других, не смотря поверхностным взглядом, видеть душевную красоту и наполненность.

Как уже было сказано, женщины у Солженицына не имеют внешней привлекательности, и все внимание направлено на внутренний мир, образ жизни, мыслей, действий. Отсутствие красоты позволяет объективно оценить женский образ по общечеловеческим критериям. Произведение "Матренин двор" написано целиком о женщине. Несмотря на множество не связанных с нею событий, Матрена является главным действующим лицом. Вокруг нее развивается сюжет рассказа. И эта пожилая женщина имеет много общего с молодыми девушками из романа "В круге первом". В нее внешности есть, да и было в молодости, что-то нелепое, странное. Чужая среди своих, она имела свой собственный мир. Осуждаемая, непонятная в том, что не такая, как все. "В самом деле! - ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было!…"У Матрены непростая трагическая судьба. И тем сильнее становится ее образ, чем больше раскрываются тяготы ее жизни: несчастная молодость, беспокойная старость. И в тоже время, в ней нет сверхвыраженной индивидуальности, да и тяги к философским рассуждениям, как у Клары и Агнии. Но зато сколько доброты и жизнелюбия! В конце произведения автор говорит о своей героине слова, характеризующие ее назначение: "Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город.

Ни вся земля наша".Есть у Солженицына женские образы, как бы противопоставленные верным женам заключенных, девушкам с воли, с глубокой душой и добродушной труженице-старушке. Так, совсем не похожие на свою сестру Дабнара и Динера, красавицы, жившие в спокойном благополучии всеобщего благоговения, не слишком вызывают симпатию автора: за их внешней оболочкой, в общем, ничего не стоит. Во всяком случае, им далеко до "странной" Клары с ее одухотворенностью, богатством мыслей. Они легкомысленны и приземлены, хотя и прекрасны внешне. Такого рода женские образы проскальзывают в произведениях, подчеркивая прелесть высоко духовных героинь и свою внутреннюю непривлекательность. Их порой больше, как, например, соседок и родственниц Матрены, лицемерных и расчетливых. Но количеством не подчеркнута их правота, а скорее наоборот: все они незаметные тени или просто кричащая толпа, которая забывается за более нравственным и глубоким. Сам автор, пройдя сложный и разнообразный жизненный путь, повидав много разных людей, обосновал в своем сердце образ женщины - прежде всего человека: той, что поддержит и поймет; той, что, имея свою внутреннюю глубину, поймет и твой внутренний мир, воспримет тебя таким каков ты есть. Солженицын упоминает "праведника" в рассказе "Матренин двор" и не случайно. Это может с какой-то стороны относится ко всем положительным героям. Ведь все они умели смириться с чем бы то ни было. И в то же время оставаться борцами - борцами за жизнь, за доброту и духовность, не забывая о человечности и нравственности.