"Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?» Нина Чавчавадзе Грибоедов Александр Сергеевич (1795 – 1829) - русский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Александр Сергеевич Грибоедов Выполнили ученики 9 В класса Куйдина Ксения и Малофеев Антон.
Advertisements

Александр Сергеевич Грибоедов 4 (15) января 1795 г. – 13 января (11 февраля) 1829 г.
Александр Сергеевич Грибоедов ( г.) Ученица 9 «А» класса Уначева Светлана.
«К ВАМ АЛЕКСАНДР АНДРЕИЧ ЧАЦКИЙ…» анализ I действия.
Бессмертная комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме: Тест на знание текста комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Комедия «Горе от ума Год написания: Публикация: 1825.
Размышления над комедией Размышления над комедией Александра Сергеевича Грибоедова « Горе от ума »
Грибоедов: личность и судьба ( ) Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего же пережила тебя любовь моя! Н.А. Грибоедова.
А.С. Грибоедова «Горе от ума» Бавижева Хабиба Ибрагимовна Учитель русского языка и литературы 2015 год.
Герои комедии Грибоедова А.С. «Горе от ума». Автор: Зеленцова Настя.
Фамусовское общество в комедии А.С.Грибоедова Горе от ума Выполнил: Ученик 9 В класса Анищенко Михаил.
А. С. Грибоедов противопоставил «век нынешний» и «век минувший. Но Грибоедов сравнивает не только разные эпохи и поколения, но и людей одного возраста.
А.С.Грибоедов 1794 – 1829 г. Комедия «Горе от ума» Автор презентации: Поломошнова Т.А. А.С.Грибоедов закончил работу над комедией в 1924 году. В 1926 году.
ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич (Знаменитейший из русских драматургов)
А.С. Грибоедов ( ) «Человек необыкновенный» А.С. Пушкин.
А.С. Грибоедов «Горе от ума» «Век нынешний» и «Век 2011.
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» Автор произведения А.С.Грибоедов.
Типичный московский барин начала XIX века. Он привык быть барином, никем иным он и представить себя не может. Фамусов уверен в себе, любит себя, самонадеян.
«Горе от ума»… все живет своей нетленной жизнью, переживет и еще много эпох, и все не утратит своей жизненности. И.А. Гончаров.
Транксрипт:

"Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?» Нина Чавчавадзе Грибоедов Александр Сергеевич (1795 – 1829) - русский писатель, дипломат. Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 января 1795 года в Москве, в старинной дворянской семье.

В 11 лет поступил в Московский университет и в 1810 году окончил два факультета - юридический и словесности. В 1812 году он поступил добровольцем в армию, но участия в боевых действиях принять ему не пришлось. В 1817 году Александр Грибоедов был зачислен в Коллегию иностранных дел, служить ему пришлось не в Москве, а в Петербурге. В 1818 году Грибоедов назначается секретарем русской миссии в Тегеране, а в 1822 году - еще и секретарем по дипломатической части генерала А.П.Ермолова. Переехав в Тифлис (ныне - Тбилиси), Грибоедов работает над своим главным произведением - комедией "Горе от ума" (вначале названной "Горе уму"). Работа была завершена в 1824 году в Петербурге. Цензура запретила публиковать текст пьесы, лишь небольшие отрывки были изданы в 1825 году в альманахе "Русская Талия". В апреле 1828 года он был назначен послом в Тегеран Женился на юной 16-летней княжне Нине Чавчавадзе. 11 февраля 1829 года при разгроме русской миссии в Тегеране фанатиками-мусульманами Александр Грибоедов был убит. Его похоронили в Тифлисе в пантеоне Грузии - на горе Давида.

К.С. Станиславский писал: «Как из зерна вырастает растение, так точно из отдельной мысли и чувства писателя вырастает его произведение… Все эти мысли, мечты, вечные муки и радости писателя становятся основой пьесы, ради них он берётся за перо. Передача на сцене чувств и мыслей писателя, его мечтаний и радостей становится задачей спектакля». Эта же задача стоит и перед нами: понять, что волнует драматурга, над чем он размышляет и над чем призывает размышлять зрителя.

«Горе от ума» – произведение драматическое, в связи с чем стоит вспомнить особенности данного рода литературы. ДРАМА, -ы, ж. 1. Род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актерами на сцене. 2.Литературное произведение такого рода с серьезным сюжетом, но без трагического исхода. Драмы Чехова. (Толковый словарь Ожегова). Следует отметить, что прямое выражение авторской точки зрения в драматическом произведении содержится в ремарках. КОМЕДИЯ, -и, ж. 1. Драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом. (Толковый словарь Ожегова)

Эпоха, изображенная в пьесе "Горе от ума". Первая четверть XIX века… Победоносно закончена война 1812 года. Но русский народ - победитель Наполеона и освободитель Европы – по-прежнему скован цепями крепостничества. Вопиющая несправедливость не оставляет равнодушными многих прогрессивно настроенных людей – атмосфера российского общества проникнута настроением ожидания, перемен, реформ, которые никак не может осуществить нерешительное правительство Александра I. Новые настроения и идеи вылились в создание декабристских обществ. Наступила эпоха декабризма, так трагически и жертвенно завершившаяся 14 декабря 1825 года на Сенатской площади.

« Горе от ума» - величайший памятник русской обличительной литературы. Всей совокупностью своих тем, идей и образов комедия направлена против мракобесия, умственного застоя и духовного ничтожества косного и корыстного общества бар-крепостников, против фамусовского мира, где действуют «знатные негодяи», мелкие подхалимы, отъявленные мошенники и плуты, доносчики и «зловещие старухи», объединённые непримиримой враждой к «свободной жизни», глашатаем которой выступает Чацкий. С громадным темпераментом Грибоедов сорвал маску внешнего благолепия с истинного отвратительного облика этого подлого и пошлого мира, где меняли людей на борзых собак, грабительством добывали почести и богатство, «разливались в пирах и мотовстве», а ученье считали «чумой».

Сюжет. Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается из-за границы к своей возлюбленной Софье Павловне Фамусовой, которую не видел три года. Молодые люди росли вместе и с детства любили друг друга. Софья обиделась на Чацкого за то, что тот неожиданно бросил её, уехал в Санкт-Петербург и «не писал трёх слов». Чацкий приезжает в дом Фамусова с решением жениться на Софье. Вопреки его ожиданиям, Софья встречает его очень холодно. Оказывается, она влюблена в другого. Ее избранник молодой секретарь Алексей Степанович Молчалин, живущий в доме её отца. Чацкий не может понять, "кто мил" Софье. В Молчалине он видит только "жалчайшее созданье", не достойное любви Софьи Павловны, не умеющее любить пылко и самоотверженно. Кроме того, Чацкий презирает Молчалина за старание угодить каждому, за чинопочитание. Узнав, что именно такой человек покорил сердце Софьи, Чацкий разочаровывается в своей возлюбленной. Чацкий произносит красноречивые монологи, в которых обличает московское общество (идеологом которого выступает отец Софьи Павел Афанасьевич Фамусов).Однако в обществе проходят слухи о сумасшествии Чацкого, пущенные раздосадованной Софьей. В конце пьесы Чацкий решает покинуть Москву. В комедии соблюдены только 2 классических единства: места и времени (действие происходит в доме Фамусова в течение суток); третье единство действия отсутствует, в произведении 2 сюжетные линии: любовь Чацкого и противостояние Чацкого и московского общества. Основная идея трагикомедии: протест свободной личности «против гнусной российской действительности». (А. С. Грибоедов).

Александр Андреевич Чацкий Его простой и в то же время многообразный эмоциональный портрет отражает положительного героя, страдающего максимализмом, который проявляется во всех действиях и чувствах. Если вдруг он влюбляется, то так, что «…ему мир целый казался прах и суета!». Александр Чацкий оскорбительно честен, имеет незаурядный ум, постоянно «алчущий познаний». Его знания позволяют трезво видеть проблемы политики, ущемление русской культуры, вопрос о гордости и чести, но в то же время Чацкий абсолютно слеп в делах любовных. Страстно рвётся в бой, причём со всеми сразу. Но его часто ожидают разочарования. Он противостоит страданию, закрываясь огромным количеством различных дел: жениться на Софье, открыть всем глаза, спасти Россию. Михаил Ленин в роли Чацкого, 1915

Павел Афанасьевич Фамусов Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог это рьяная защита века покорности и страха. Этот человек зависим прежде всего от традиций и общественного мнения. Он поучает молодежь: Учились бы, на старших глядя. А что является, в понимании Фамусова, тем самым опытом старших поколений? Это ярко видно на примере его отзывов о покойном дядюшке Максиме Петровиче, который не то на серебре на золоте едал. Максим Петрович, вельможа времен матушки Екатерины, является для Фамусова образцом для подражания, потому что когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб. Лесть и низкопоклонство в цене у этого персонажа комедии. Мерой ценности человека для Фамусова являются чины и деньги. Своей дочери Софье он говорит: Кто беден, тот тебе не пара. Полковник Скалозуб, как считает Фамусов, подошел бы Софье в качестве мужа, потому что он не нынче завтра генерал. В образе Фамусова мы без труда можем найти знакомые черты нашего современника. Ведь до сих пор многие используют в своей жизни ту же шкалу ценностей, какая была у русского барства начала XIX века. Константин Станиславский в роли Фамусова

Алексей Степанович Молчалин Алексе́й Степа́нович Молча́лин персонаж стихотворной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», секретарь Фамусова, коллежский асессор, живущий у него дома. Молчалин принимает значительное участие в развитии сюжета произведения, в списке действующих лиц он помещён одним из первых, хотя в самом произведении он появляется не так часто, по сравнению с другими действующими лицами. Молчалин карьерист, умеет подслужиться, приспособленец. У него два таланта «умеренность» и «аккуратность». Не имеет никаких нравственных представлений о счастье и долге гражданина. Имя Молчалина стало нарицательным, обозначающим льстецов, подхалимов, послушных исполнителей всех распоряжений руководства, скрывающих своё собственное мнение. Еще в середине XIX века Белинский писал: «Не говорите: вот человек, который подличает из выгод, подличает бескорыстно, по одному влечению души, скажите: вот Молчалин!». Николай Верещенко в роли Молчалина

Сергей Сергеевич Скалозуб Скалозуб полковник, быстро сделавший себе военную карьеру: Скалозуб В тринадцатом году мы отличались с братом В тридцатом егерском, а после в сорок пятом. Фамусов Да, счастье, у кого есть эдакий сынок! Имеет, кажется, в петличке орденок? Скалозуб За третье августа; засели мы в траншею: Ему дан с бантом, мне на шею. Он хвастлив, по службе продвигается за счёт своих товарищей: Довольно счастлив я в товарищах моих, // Вакансии как раз открыты; // То старших выключат иных, // Другие, смотришь, перебиты. Скалозуб по- военному прямолинеен, что, впрочем, не вредит ему в обществе. С. А. Головин в роли Скалозуба

Софья Павловна Фамусова Софья Павловна Фамусова – 17-летняя дочь Фамусова. После смерти матери воспитывалась «мадамой», старой француженкой Розье. Другом детства Софьи был Чацкий, который стал и ее первой любовью. Но за 3 года отсутствия Чацкого девушка очень изменилась, как изменилась и ее любовь. На формирование Софьи повлияли, с одной стороны, московские привычки и нравы, с другой стороны – книги Карамзина и других писателей-сентименталистов. Девушка воображает себя героиней «чувствительного» романа. Потому она отвергает язвительного и смелого Чацкого, а также Скалозуба – глупого, но богатого. На роль платонического воздыхателя Софья выбирает Молчалина. В статье «Мильон терзаний» И. Гончаров сравнил Софью с Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. И главное, оценил в ней все достоинства характера реалистического. Две характеристики заслуживают особого внимания: «Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения и слепоты, в котором жили все», «Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота - все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга». Ольга Молочная в роли Софьи

Конфликт в пьесе. Социальный конфликт. Основной конфликт отражает внутренние противоречия в русском обществе первой четверти XIX века. В конфликте Чацкого с фамусовской Москвой отразилось столкновение двух враждебных общественных сил: прогрессивно настроенных дворян и реакционного лагеря дворян- крепостников. Конфликт в пьесе движет всем действием. Наличие двух конфликтов определяет развитие двух сюжетных линий пьесы, которые постоянно взаимодействуют и усиливают друг друга. Конфликт личного характера – это любовная драма Чацкого и Софьи.

Характер монологов Чацкого изменяется по мере развития конфликтов: от беззлобной насмешки, иронии через язвительное и злое остроумие, гневное обличение к горечи, ненависти и разочарованию человека, чьи лучшие чувства втоптаны в грязь. Социальный конфликт развивается по нарастающей. Особое место в его развитии занимает монолог Чацкого «А судьи кто?..» (действие 2, явление 5).

Личный конфликт Получает развитие через попытку Чацкого расположить к себе Софью и выяснить, кого же она любит (действие 3, явление 1)

Кульминация обоих конфликтов происходит в третьем действии. Общественные отношения достигают своего высшего напряжения. Заканчиваются личные отношения героев.

Чацкий превосходно понимает свою несовместимость с миром Фамусовых и Молчалиных. Его афоризмы резки и тверды: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»; «Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары». Эти отточенные реплики Чацкого как бы очерчивают границу между ним и «веком минувшим», но не отжившим еще, не умершим. В конце III действия Грибоедов ремаркой подчеркивает, как сценически откровенно стало одиночество Чацкого: «Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам». Это уже итог. Чацкий еще долго в сенях фамусовского дома будет прощаться с прошлым, слушать вздор Репетилова, отрезвится позором Софьи, но путь «Вон из Москвы!» указан ему уже здесь.

И. А. Гончаров, сравнивая Чацкого с Онегиным и Печориным, подчеркивает, что Чацкий, в отличие от них, - «искренний и горячий деятель» : «ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век, и в этом все его значение и весь ум», и поэтому-то «Чацкий остается и останется всегда в живых». Он «неизбежен при каждой смене одного века другим». «Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо через гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и всё ещё живет своею нетленной жизнью, переживет и ещё много эпох и все не утратит своей жизненности.

Используемые материалы: 1. Русская драматургия XIX века/Сост., автор примеч. С. К. Никулин. – М.: Современник, И. А. Гончаров. «Мильон терзаний» (критический этюд)//А. С. Грибоедов. «Горе от ума». – Ленинград: Детская литература, – С Литература. 9 кл. Методическое пособие / Т. Ф. Курдюмова, О. Б. Марьина, С. А. Леонов, Е. Н. Колокольцев. – 5-е изд., испр. – М.: Дрофа, images.yandex.ru 5. video.yandex.ru