Урок в 10 классе по теме: Учитель истории МОУ «Гимназия 1» г. Курчатова Курской обл. О.В.Говорова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Предыстория народов России. Начало Руси. 2. Славяне в VIII-IX веках. Религия древних славян.
Advertisements

Восточные славяне VI –VIIIвв. Религия восточных славян.
ознакомиться с занятиями, верованиями и бытом восточных славян.
Презентация по истории на тему: Восточные славяне Выполнила: Кузьмина И.М., учитель истории и ИКН МОУ «Нурумбальская СОШ»
Славяне в VI – VII вв.. Концепции происхождения и прародины славян Миграционная ( Пришли на Восточно-Европейскую равнину ) Автохтонная «дунайская» ( С.
Восточные славяне в древности История России, 10 класс.
Презентация к уроку по истории (6 класс) по теме: Восточные славяне в древности
«Восточные славяне». Презентация подготовлена Симоновой Юлией Сергеевной Студенткой 1 курса, таможенной академии группы Т-113.
Происхождение и ранняя история восточных славян IV – VIII вв.
Ход урока: 1.Проверка Д/З (тест, карточки) 2.Изучения нового материала: Происхождение и расселение восточных славян; Занятия восточных славян; Внешний.
Где расселялись восточные славяне? А. Большая часть Восточно-Европейской равнины. Б. Средняя Азия. В. Побережье Балтийского (Варяжского) моря. Какое занятие.
Восточные славяне в древности. Учебный материал по истории России 10 класс.
ЗДРАВСТВУЙТЕ,РЕБЯТА! Сегодня актированный день и урок пройдет в дистанционной форме. 1.Откройте пожалуйста учебники на странице параграф 1, внимательно.
Вот повесть минувших лет. Повесть временных лет. «…По многим временам осели славяне по Днепру, где ныне Венгерская земля и Болгарская, и от тех славян.
В ОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ Урок по отечественной истории.
Восточные славяне в древности Заполните схему Родственники ? Племя ? Родовая Племенной община союз.
6 класс Индоевропейцы VI – IV тыс. до н. э. Балтославянские индоевропейские племена IV тыс. лет назад Балты, славяне. V век до н. э.
История славян. Восточные славяне. Подготовила Учитель истории Скворцова Л.М. МБОУ.
Восточные славяне ИСТОРИЯ РОССИИ 6 КЛАСС Разработал: Соломатина Л.А. МБОУ Анопинская СОШ.
Восточные славяне в древности.. VI-VIII века – деление славян на группы Славяне Южные: Сербы Хорваты Болгары Восточные: Русские Украинцы Белорусы Западные:
Транксрипт:

Урок в 10 классе по теме: Учитель истории МОУ «Гимназия 1» г. Курчатова Курской обл. О.В.Говорова

План: 1. Занятия восточных славян. 2. Общественный строй восточных славян. 3. Религия славян.

Основные понятия и термины: Перелог, подсечно-огневое земледелие Вече, вождь, территориальная, соседская община Племя Язычество, идол, капище, погребальный обряд

Занятия восточных славян. Занятия Скотоводство коровы, лошади овцы, козы, свиньи Земледелие просо, пшеница, рожь, ячмень, овес, горох, бобы, лён, конопля Охота Бортничество Залежное Подсечно- огневое Пашенное С 10в. на Руси появилось улейное пчеловодство

Занятия восточных славян

Основные сельскохозяйственные орудия труда Основные сельскохозяйственные орудия: плуг(на юге), соха (на севере), серп, коса, деревянный цеп, каменные жернова. Для изготовления сельскохозяйственных орудий славяне использовали железо. На юге с 8 в. широкое распространение получил плуг.

«Путь из варяг в греки» Путь "из варяг в греки", название водного торгового пути в Киевской Руси,связывавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Он шёл из Варяжского (Балтийского) моря по р. Неве в Ладожское озеро, затем по р. Волхов в Ильменское озеро, далее по р. Ловать, откуда волоком в Днепр. Впервые термин встречается в "Повести временных лет". Путь возник в конце 9 начале 10 вв. Наибольшее значение имел в 10 1-й трети 11 вв. Южная его часть хорошо знали византийцы. По сведениям Константина Багрянородного (10 в.), кривичи и др. подвластные Киеву племена весной свозили в Смоленск, Любеч, Чернигов и др. города большие (на 3040 чел.) долблёные ладьи "однодерёвки", которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по Днепру. Путь "из варяг в греки", название водного торгового пути в Киевской Руси,связывавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Он шёл из Варяжского (Балтийского) моря по р. Неве в Ладожское озеро, затем по р. Волхов в Ильменское озеро, далее по р. Ловать, откуда волоком в Днепр. Впервые термин встречается в "Повести временных лет". Путь возник в конце 9 начале 10 вв. Наибольшее значение имел в 10 1-й трети 11 вв. Южная его часть хорошо знали византийцы. По сведениям Константина Багрянородного (10 в.), кривичи и др. подвластные Киеву племена весной свозили в Смоленск, Любеч, Чернигов и др. города большие (на 3040 чел.) долблёные ладьи "однодерёвки", которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по Днепру.

Торговля Внешняя торговляВвозимые товары Вывозимые товары Византия Скандинавские страны Польша Хазария Германия Франция Венгрия Волжская Болгария Чехия Арабский халифат ИЗ ВИЗАНТИИ Золото, паволоки, вино овощи, масло, посуда из стекла и серебра книги предметы культа ИЗ ЗАПАДНО ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН Медь, свинец, серебро, ремесленные изделия оружие С ВОСТОКА Серебряные дирхемы посуда и предметы быта Мех Воск Оружие из булата Челядь мёд

Расселение восточных славян в 8-9вв. У восточных славян к VIII – IX вв. сложилось 12 союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье (район от низовьев р.Припяти и Десны до р.Роси) обитали поляне, к северо- западу от них, южнее Припяти, - древляне, западнее древлян до Западного Буга – бужане (позже именовавшиеся волынянами), в верховьях Днестра и Прикарпатье – хорваты (часть крупного племени, распавшегося в ходе расселения на несколько частей), ниже по Днестру – тиверцы, а в Поднепровье южнее полян – уличи. На днепровском Левобережье, в бассейнах рек Десны и Сейма, обосновался союз северян, в бассейне р.Сож (левый приток Днепра севернее Десны) – радимичи, на верхней Оке – вятичи. Между Припятью и Двиной (к северу от древлян) обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги – кривичи. Самая северная славянская общность, расселившаяся в районе озера Ильмень и р.Волхов вплоть до Финского залива, носила название «словене», совпадавшее с общеславянским самоназванием. У восточных славян к VIII – IX вв. сложилось 12 союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье (район от низовьев р.Припяти и Десны до р.Роси) обитали поляне, к северо- западу от них, южнее Припяти, - древляне, западнее древлян до Западного Буга – бужане (позже именовавшиеся волынянами), в верховьях Днестра и Прикарпатье – хорваты (часть крупного племени, распавшегося в ходе расселения на несколько частей), ниже по Днестру – тиверцы, а в Поднепровье южнее полян – уличи. На днепровском Левобережье, в бассейнах рек Десны и Сейма, обосновался союз северян, в бассейне р.Сож (левый приток Днепра севернее Десны) – радимичи, на верхней Оке – вятичи. Между Припятью и Двиной (к северу от древлян) обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги – кривичи. Самая северная славянская общность, расселившаяся в районе озера Ильмень и р.Волхов вплоть до Финского залива, носила название «словене», совпадавшее с общеславянским самоназванием.

Религия славян Они считают, что один только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую- либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание: если спасутся, тот час же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания… Они считают, что один только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую- либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание: если спасутся, тот час же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания… Прокопий Кесарийский Прокопий Кесарийский Язычество – Язычество – идолопоклонство, вообще религия, основанная на поклонении многим богам, в отличие от христианства, магометанства, буддизма, иудейства. идолопоклонство, вообще религия, основанная на поклонении многим богам, в отличие от христианства, магометанства, буддизма, иудейства. Прокопий Кесарийский

Славянский пантеон Имя божества Предназначение 1РОД Бог неба и земли 2ПЕРУН Бог грома и молний 3ДАЖДЬБОГ Бог солнечного света, тепла, плодородия. 4ВЕЛЕС Бог плодородия. «Скотий бог» 5СТРИБОГ Бог ветра 6КУПАЛА Летний бог. Бог влаги, росы 7ЯРИЛА Сын Велеса. Бог весеннего солнца 8СВАРОГ Бог неба. Повелитель Вселенной 9МОКОШЬ Богиня урожая, земли, женской судьбы 10ХОРС Бог солнца

Священное место – гора Богит Священное место - Гора Богит Богит - гора на границе Тернопольской и Хмельницкой областей Украины, 417м. над уровнем моря, с ІХ по ХVII в.. была центром Славянского культового комплекса в Медоборах.

Збручанский идол Недалеко от Богита в реке Збруч в 1848 году нашли так называемого Збручянского Свентовита. В первых заложенных здесь шурфах была выявлена керамика скифов - святилище на горе Богит существовало со скифских времен (6-7 в. до н.э.). На самом высоком месте городища-святилища было сооружено святилище-площадка значительных размеров (70х50 м). Центральным сооружением здесь был алтарь - возвышение поперечником 9 м, выложенное из камня. В центре его расчищена квадратная яма, окруженная плоскими камнями. Было установлено, что величина и конфигурация этого углубления в центре пьедестала полностью отвечает размерам нижней части Збручанского кумира (образ Свентовита). Недалеко от Богита в реке Збруч в 1848 году нашли так называемого Збручянского Свентовита. В первых заложенных здесь шурфах была выявлена керамика скифов - святилище на горе Богит существовало со скифских времен (6-7 в. до н.э.). На самом высоком месте городища-святилища было сооружено святилище-площадка значительных размеров (70х50 м). Центральным сооружением здесь был алтарь - возвышение поперечником 9 м, выложенное из камня. В центре его расчищена квадратная яма, окруженная плоскими камнями. Было установлено, что величина и конфигурация этого углубления в центре пьедестала полностью отвечает размерам нижней части Збручанского кумира (образ Свентовита).

Четыре грани Збручанского идола Збручский идол хранится в Краковском археологическом музее. В Москве, Киеве и Тернополе имеются копии идола в натуральную величину.

Капище Капище (от старославянского капь изображение, идол), культовое сооружение у восточных и прибалтийских славян дохристианского периода. К. упоминается в "Слове о законе и благодати" митрополита Илариона (11 в.) и др. письменных источниках. Одно из древнейших К. открыто при раскопках на Перыни, под Новгородом.

Требище Требище (требище, bomos) -- место, где приносятся и потребляются жертвы. Как и многие другие слова, связанные с культом, этот комплекс тоже полисемантичен. Основа его -- "треба" ("треба") -- жертва, жертвоприношение: "Иже требу кладет богом, да потреблять я"; "Требы, кладомыя вилам (русалкам)"; "Требы идольскыя..." "творяще требу кумиром". "Всяко село, в нем же требы бывают или присягы поганьскы -- да отдають в божий храм со всем именьем".

Вопросы: 1. Назовите виды хозяйственной деятельности восточных славян. 2. На карте проследите, по каким рекам, их притокам и озёрам проходил «путь из варяг в греки». Какие ещё торговые пути проходили по Восточно-Европейской равнине? Куда они вели? Какое имели значение? 3. Перечислите особенности общественного строя восточных славян.