Музыке эпохи Отечественной войны 1812 года исторически «не повезло». До нас дошло множество стихотворений той поры, всевозможных карикатур. А вот музыка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Отечество – Отечество – родная земля, отчизна, где кто родился, вырос, корень, земля народа, к коему кто по рождению, языку и вере принадлежит; родина.
Advertisements

Отечественная война 1812 года, вызвав мощное патриотическое движение широких народных масс, показала всему миру огромные возможности русского народа.
Цель. Закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества. Познакомить детей с некоторыми моментами истории России, связанными с защитой Отечества,
LOGO Война 1812 года. В Европе с конца XVIII века шли войны. Одним из величайших полководцев того времени стал император Франции Наполеон Бонапарт. Наполеона.
«Изображение Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы».
История Интересные факты Литература Искусство
LOGO Война 1812 года.. В Европе с конца XVIII века шли войны. Одним из величайших полководцев того времени стал император Франции Наполеон Бонапарт. Наполеона.
LOG O B Война 1812 года 200 лет 200 лет. В Европе с конца XVIII века шли войны. Одним из величайших полководцев того времени стал император Франции Наполеон.
Выполнила ученица 8 Ф класса МАОУ « Лицей 4» г. Чебоксары Салмина Мария Музыка первой половины XIX века.
Отечественная война 1812 года составила:Белобородова В.Г.
ЗМОУ «Средняя общеобразовательная школа 4» Государственные символы России Автор - учитель музыки Горожанцева Елена Павловна Г.Заречный Свердловской области.
Образ защитника Родины «Нету счастья выше, нету чести выше, чем любимой Родине служить!» А.С. Ерикеев. А.С. Ерикеев.
Музыкальный руководитель Павлова М.Б Сергей Васильевич Рахманинов - крупнейший мировой композитор начала 20-го века, талантливый пианист и дирижер. Творческий.
Война 1812 года. Ребята, я хочу рассказать вам о войне, которая была очень давно – 200 лет назад. Началась эта история во Франции, в конце XVIII века,
М.Ю. Лермонтов ( ). Славься битвой исполинской, Славься ввек Бородино! П.Вяземский.
Урок мужества «Подвиг народа бессмертен» "Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве". Генерал Кульнев Я.П. Генерал Кульнев Я.П.
«Глинка положил начало всему, чем живёт наше музыкальное искусство. К какому явлению русской музыки ни обратись – все нити поведут к Глинке…. У истоков.
Михаил Иванович Глинка. Опера «Иван Сусанин» Выполнила: Мясникова Юлия.
История создания военной песни «Священная война» Исполнитель : Кузьмина Анастасия Антоновна Руководитель :Шевелева Наталья Александровна МБОУ "РСОШ имени.
Тема: Изображение войны 1812 года в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого и в живописи.
Транксрипт:

Музыке эпохи Отечественной войны 1812 года исторически «не повезло». До нас дошло множество стихотворений той поры, всевозможных карикатур. А вот музыка войны 1812 года практически никогда не исполняется. Ноты военных песен, маршей, хоров стали библиографической редкостью и дошли до нас лишь в единичных экземплярах. Они хранятся в крупных государственных библиотеках.

Алябьев Александр Андреевич Жуковский Василий Андреевич Вяземский Петр Андреевич Шаховский Александр Хмельницкий Николай Иванович Участниками военных действий 1812 года были поэт Жуковский, Вяземский, драматург Шаховский, Хмельницкий, композитор Алябьев. Молодой московский ополченец поэт Василий Андреевич Жуковский написал стихотворение«Певец во стане русских войной» уже после отхода русских войск из Москвы, перед сражением при Тарутине. Стихотворение сразу стало популярным. Вскоре композитор Дмитрий Степанович Бортнянский положил его на музыку. По жанру это застольная песнь с хоровым припевом, которую войны поют после боя: Наполним кубок круговой! Дружнее руку в руку! Запьем вином кровавый бой И с падшими разлуку. Бортнянский Дмитрий Степанович

Ну а горькие потери войны воплощались в траурных маршах, «Марш на смерть Генерала от инфантерии князя Петра Ивановича Багратиона» был написан композитором –любителем Павлом Долгоруковым. Это одна из лучших фортепьянных пьес того времени. Музыка не могла быть иной, потому что солдаты называли Багратиона «красой русских войск». А поэт Державин многозначительно уточнил его фамилию: «Бог-рати-он». Князь Петр Иванович погиб спустя 17 дней после Бородинского сражения от ран.

«Марш, игранный на трубах при погребении его светлости князя Дмитрия Владимировича Голицына» принадлежит руке композитора Александра Андреевича Алябьева. Добровольно вступив в русскую армию, композитор прошел в её рядах путь защитника Отечества вплоть до Парижа. На военную тему А. А. Алябьевым были написаны патриотические и гусарские песни, в том числе на стихи легендарного партизана Дениса Давыдова.

Пожар Москвы тоже оказался для музыкантов предметом изображения. Тому свидетельствует фортепьянная фантазия Даниэля Штейбельта «Изображение объятой пламенем Москвы». Это произведение имеет литературный сюжет или программу. Музыка иллюстрирует все этапы московского пожара: -приход в Москву войск Наполеона; - разгорающийся пожар; - сражение французов с ополченцами. Для образа французов Штейбельт использовал мелодию французской песни «Марсельеза», столь популярной в годы Октябрьской революции, а заканчивается фантазия блестящей вариацией на тему русской народной пляски«Камаринская»- так виделся композитору символ непобедимости русского духа.

Еще одна фортепьянная пьеса Д. Штейбельта заслуживает внимания, она называется «Торжественный марш на вход в Париж Его Величества Императора Александра I». В основу фортепьянной пьесы легла легенда: «Император Александр I вовсе не планировал штурмовать эту европейскую столицу, центр европейской культуры. К французам вообще и к парижанам в частности русские не испытывали ни чувства вражды ни чувства мести. Но войти в Париж было необходимо, это должно стать завершением всей военной кампании. «Кто владеет Парижем, тот владеет Францией» - говорили тогда. Обстановка у стен Парижа накалялась, и тогда русским полкам был отдан приказ собрать у стен города военные оркестры и играть музыку французских авторов. Парижане оценили «намек» и поняли, что русские вовсе не желают крови и войны. Ворота были открыты, и русский император торжественно въехал в Париж. Таким образом, Париж был взят без единого выстрела».

Катарино Камилло Альбертович Кавос Событиям войны 1812 года посвятили свои произведения многие русские композиторы. Однако попытки композиторов – современников событий 1812–1814 годов отразить в оперном искусстве народно- патриотическую тематику не сразу принесли достойные плоды. Например,в опере «Иван Сусанин» Катарино Камилло Альбертовича Кавоса (1815 г.) тема высокого подвига и самопожертвования во имя Отечества получила неглубокое истолкование. В основу сюжета оперы «Иван Сусанин» легло реальное историческое событие войны с поляками 1613 года. В период наполеоновского нашествия подвиг крестьянина казался особенно созвучен с героизмом русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Спустя двадцать лет, в 1836 году, в одноимённой опере М.И. Глинки проблема народности в русской музыке получила принципиально иное освещение. В 1812 году Михаилу Глинке было всего 8 лет. Спасаясь от нашествия наполеоновской армии, семья Глинки покинула имение в Смоленской губернии. Рассказы о героизме партизан, услышанные в детстве, глубоко запали в душу будущего композитора. Они послужили толчком к созданию отечественной героико- трагической оперы «Иван Сусанин», ознаменовавшей рождение нового стиля классического реализма. В этой опере композитор выразил уважение к русскому народу, его могучей силе и душевной красоте, прославил героический подвиг простого русского крестьянина, пожертвовавшего своей жизнью во имя Родины.

Интересна история создания торжественной увертюры П.И. Чайковского «1812 год». Организаторы Московской художественно-промышленной выставки 1882 года предложили Чайковскому написать музыкальное сопровождение к торжествам по случаю освящения храма Христа Спасителя, возведение которого было посвящено разгрому Наполеона. Ожидалось, что освящение храма состоится во время работы выставки. Чайковский решил создать нечто, соответствующее значительности события, а также патриотическим настроениям сограждан. «Вещь будет громкая», пообещал он и слово сдержал, включив в большой симфонический оркестр военный Духовой оркестр, колокола и даже артиллерийский салют.

Василий Иванович Агапкин Русские композиторы обращались к теме Отечественной войны и в связи с её столетним юбилеем. Музыкальной заставкой моего следующего слайда является прекрасная и удивительная по силе, нежная и тревожная по содержанию мелодия…из марша «Прощание Славянки». Автором этого бессмертного произведения был наш соотечественник, офицер русской и Советской Армии, полковник Василий Иванович Агапкин, прослуживший в войсках более 60 лет. Марш «Прощание Славянки» был написан в 1912 году, как бы к юбилею – 100-летия разгрома Наполеона в России, а также в преддверии одной из самых страшных войн - Первой мировой. Своей музыкой, смело разрушив бравурность военных маршей, зовущих на бой, композитор берёт за сердца слушателей, заставляя глубоко задуматься о смысле жизни, о женщине – Славянке, провожающей своего любимого мужа или отца на фронт.

В советское время к теме войны 1812 года обратился С.С. Прокофьев. Мысль об Оперном произведении на сюжет «Войны и мира» Л.Н. Толстого родилась у него ещё в 1930-е годы. Великая Отечественная война заставила его заняться воплощением своей задумки. В трудных условиях эвакуации в Нальчике, затем в Тбилиси Прокофьев с необычайной одержимостью писал свою самую любимую оперу. Помимо прозы Льва Толстого, в либретто были использованы стихотворения поэтов первой четверти 19 века, тексты народных песен, воззвания и письма М.И. Кутузова. Позднее Прокофьев рассказывал: «В эти дни приняли ясные формы бродившие у меня мысли написать оперу на сюжет романа Толстого «Война и мир». Как-то по особому близки стали страницы, повествующие о борьбе русского народа с полчищами Наполеона в 1812 году и об изгнании наполеоновской армии с русской земли».

В те же годы над темой, связанной с Отечественной войной 1812 года, работал Т.Н. Хренников, создавая музыку к драматическому спектаклю- комедии Театра Красной Армии «Давным-давно» по пьесе А.К. Гладкова. Спектакль был поставлен в 1942 году и имел огромный успех.

В 1970-х годах Т.Н. Хренников создал балет «Гусарская баллада», который был поставлен в 1980 году в Большом театре в Москве.

Отечественная война 1812 года имеет свою музыкальную историю. С точки зрения сегодняшнего дня в школе на уроках музыки дети изучают и слушают произведения М.И. Глинки (опера «Иван Сусанин»), С.С. Прокофьева (опера «Война и мир») таким образом, обращаясь к исторической теме войны 1812 года. Я надеюсь, что рассказывая об этих музыкальных произведениях, я вношу посильный вклад в воспитание молодого поколения, достойного воинской славы своего Отечества.

dvafisha.ru/afisha/exhibition/prezentaciya_programmi_meropriyatiiy _posvyashennih_200-letiu_otechestvennoiy_voiyni_1812_goda x.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text =% landsmann.nopaper.php zniknov ru.wikipedia.orgwiki / Кавос Т. Н. Хренников. Источник: Большая советская энциклопедия Интернет-ресурсы: