НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МОУ «СОШ 8» Г. ЧИТА ДВИНЯНИНА Л.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рожнева Л. А Влияние устной речи на усвоение письма и чтения.
Advertisements

Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Логопедическое сопровождение «трудных» детей и подростков в ГОУ ст.Платнировская школа-интернат VIIIвида Краснодарского края Подготовила: учитель-логопед.
Частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры.
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Структурное подразделение «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» ГОУ гимназия 622 Трудности формирования.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Определение Виды дисграфии Пути коррекции и профилактики.
Преемственность в работе школьного и дошкольного звена по предупреждению и устранению дисграфии и дислексии.
Почему не каждому дается грамота? Консультация для родителей и педагогов.
МОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната для слепых и слабовидящих детей г. Королёва Букиной Татьяны Алексеевны ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Родительское собрание в 1А классе. Подготовила учитель – логопед: Тихонова Н.Л.
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. Дисграфия и дислексия – это частичные специфические нарушения процессов письма и чтения, проявляющиеся в стойких, повторяющихся.
Нарушение письменной речи младших школьников.. Учитель-логопед Лейнгард Оксана Зуфаровна МБОУ СОШ 87.
Влияние нарушений речи на грамотность письма учащихся младшей школы.
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
Подготовила учитель-логопед МБСКОУ СКО школы-интернат VIII вида: Базаева Ю.Ю. г. Шатура.
Транксрипт:

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МОУ «СОШ 8» Г. ЧИТА ДВИНЯНИНА Л.В.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися; дисграфия и дислексия у детей являются весьма распространенными явлениями: Бельгия – 5%, Великобритания – 4%, Греция – 5%, Финляндия – 10%, Соединенные Штаты Америки - 8,5 %. По данным А.Н.Корнева, дислексия наблюдается у 4,8 % учащихся 7-8 летнего возраста.

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ степень несформированности сторон речи; недостаточно четкая артикуляция; особое зрение на буквы; неравное развитие полушарий мозга; зеркальный характер письма;

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ наследственный фактор; у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек; двуязычие в семье; отрицательная связь мать – ребенок; экран телевизора.

ПРЕДПОСЫЛКИ ПИСЬМА 1. Различение на слух всех звуков речи 2. Правильное произношение всех речевых звуков 3. Владение простейшими видами анализа 4. Достаточный уровень сформирован- ности зрительно-пространственных представлений

ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ОШИБОК п/пПричины ошибокВиды ошибок 1.Нарушения фонематического восприятия. 1.Замена и смешение звуков и букв. 2. Искажения слов. 3. Слитное написание слов и их произвольное деление. 4. Неумение вычленить предложение из текста и слова из предложения. 2.Нарушения звукового анализа и синтеза. 1.Пропуски букв и слогов. 2. Недописывания букв и слогов. 3. Перестановки букв. 4. Наращивания слов лишними буквами и слогами. 5. Нарушение смягчения согласных. 3.Несформированность лексико- грамматической стороны речи. 1. Аграмматизмы. 2. Слитное написание предлогов и раздельное – приставок. 4.Несформированность пространственно-временных представлений. 1. «Зеркальное» письмо. 2. Смешение графически сходных букв. 3. Произвольное деление слов. 4. Повторное чтение строк.

Образцы работ

Соотношение дисграфических ошибок в одной работе. п/п Тип ошибки.Количество в одной работе. 1.Смешения графически сходных букв0.8 2.Нарушение смягчения согласных букв0,32 3.Недописывание букв0,16 4.Пропуск букв и слогов0,16 5.Слитное написание 2-3 слов0,12 6.Неумение определить границы предложения в тексте 0,11 7.Произвольное деление слов0,11

Возрастная динамика количества специфических ошибок в одной работе.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫЕ ОШИБКИ смешение графически сходных букв; смешения мягких и твердых согласных; недописывания букв; пропуск букв; ошибки, связанные с нарушением выделения предложения из текста и слов из предложения.

Пропуск, замена, недописывание, смешение букв (2007/2008уч.г.) 2-А2 - Б2 - В2 - ГВСЕГО% 1 четв четв А3 - Б3 - В3 - ГВСЕГО% 1 четв четв год А4 - Б4 - В4 - ГВСЕГО% 1 четв четв

Пропуск, замена, недописывание, смешение букв (2008/2009уч.г.) 2 - А2 - Б2 - В2 - ГВСЕГО% 2 четв А3 - Б3 - В3 - ГВСЕГО% 2 четв А4 - Б4 - В4 - ГВСЕГО% 2 четв

Количество учащихся по параллелям, допускающих дисграфические ошибки

Развитие фонематического анализа 1. Знакомство со звуками. Знакомство со звуками. 2. Интонационное подчёркивание.Интонационное подчёркивание. 3. Выделение звука в слове.Выделение звука в слове. 4. Развитие слогового анализа и синтеза.Развитие слогового анализа и синтеза. 5. Различие гласных и согласных звуков. Ударные гласные.Различие гласных и согласных звуков. Ударные гласные. 6. Различие твёрдых и мягких согласных.Различие твёрдых и мягких согласных. 7. Определение полного звукового состава слова.Определение полного звукового состава слова.

Знакомство со звуками Паровоз пыхтит: «п-п-п» В чайнике кипит вода, крышка стучит: «б-б-б» Гусь гогочет: «г-г-г» Пулемёт строчит: «д-д-д»

Интоннационное подчёркивание Игры-звукоподражания: - Как жужжат пчёлы? (ЖЖЖ). Давай поговорим на пчелином языке. Вот так: - « Давай друЖЖЖить! Ты где ЖЖЖивёшь? А я ЖЖЖИву в этом ЖЖЖилище. ЖЖЖилище.

Выделение звука в слове Игра в доктора Звукова. Игра Учит правильно выговаривать звуки, часто вместо лекарства прописывает скороговорки.

ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ И ДЛЯ ПЕРЕНОСА Анимированные плакаты для учащихся 1 класса1 класса Разработчик: Носенко Людмила Дмитриевна МОУ гимназия 1 г. Красный Сулин Ростовской области

Различие твёрдых и мягких согласных. Однажды Тим и Том решили отправиться в путешествие. Что возьмет каждый из друзей с собой? ( РЮКЗАК, РАНЕЦ, КОТЕЛОК, КОНСЕРВЫ, САХАР, ЛОЖКИ, МИСКИ, ВЕРЕВКА, БИНОКЛЬ, КОМПАС, КАРТА, ТЕПЛЫЕ ВЕЩИ, ЛЕДЕНЦЫ, КОНФЕТЫ, КЕДЫ, КРОССОВКИ, БЕРЕТ, КЕПКА, ПАНАМКА)

Различие гласных и согласных в слове Мню Мум НюняНюня Подбери имя для утят

Определение полного звукового состава слова Игра «Дом в лесу» В домиках живут СЛОН, ВОЛК, ЛИСА, АИСТ. Цапля пришла проведать кума Аиста. Как ей попасть в нужный дом и не угодить на обед к Волку или Лисе?

Формирование фонематического восприятия Учим различать фонемы: - сходные по артикуляции;сходные по артикуляции - сходные по написанию;сходные по написанию - буквы, обладающие свойством зеркальности.буквы, обладающие свойством зеркальности.

-Сходные по артикуляции фонемы б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш, с-ш, з-ж, ц-с, ч-ть, ч-щ, р-л.р-л. Шутки-чистоговорки: Ол-ол-ор- у Ромы топор; ло-ло-ро- у Лены перо; ал-ар-ал - темный подвал; ри-ри-ри - купили сухари; ли-ли-ли - мы улицу мели; ре-ре-ре - метель в январе; ле-ле-ле - катались на осле.

Сходные по написанию фонемы б-д, в-д, п-т, и-м, и-ш, ц-щ, ш-щ, Р-Ь, П-Н, П-И, И-Н, Г-Т, Р-В, З-В. Запомни наши «опоры»: Звук Б – «взрываются» губы Буква Б – хвост белки (вверх) Звук Д – язык упирается в десны Буква Д – хвост дятла (вниз) (вниз)

Буквы, обладающие свойством «зеркальности» Б, В, Г, Д, Е, Ё, З, И, Й, К, Л, Р, С, У, Ц, Ч, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.

Для предупреждения «зеркальности» можно использовать такие упражнения: 1. Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве. 2. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные буквы, так и ложные (зеркальные). 3. Найти недостающие элементы букв. Игра «Буква сломалась». 4. Игра «Найди недостающие элементы букв». 5. Демонстрация букв в разном положении. 6. Игра «Узнай букву». Предъявление букв разного шрифта. Работа с изографами.Работа с изографами. 7. Нахождение букв в геометрических фигурах. 8. Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочки. 9. Реконструирование букв. Например: из буквы П сделать букву Н.

Изографы

Я-дисграфик? Это тест для всех от мала до велика, кто хочет знать, находится ли он в группе риска. Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца кроме большого, всего 8 вариантов). Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке к какой фаланге какого пальца было прикосновение.

Результат: Если ребенок дал неправильных ответов более 30%, то это говорит о риске возникновения дислексии и дисграфии. Сверьте свой результат…

Сравнительный анализ количества специфических ошибок нарушений письма в первых классах

Вывод Предлагаемые приемы дают положительный результат: чтение без ошибок и более грамотное письмо.

Литература

РЕСУРСЫ