Мистические образы в произведениях русской литературы Презентацию выполнила Афиногенова О.Н., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 733 г. Москвы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мастер - во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа ("человек примерно лет тридцати восьми" предстает в лечебнице перед.
Advertisements

персонаж романа "Мастер и Маргарита", историк, сделавшийся писателем. Мастер - во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа.
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все.
Исследовательская работа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Автор работы: Клочкова И. Руководитель: Никишова И.В. Происхождение демонологических образов.
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках: происхождение, становление, развитие» Выполнила: Косикина Анна ученица 6 б класса Руководитель: Тарамалы Ю.О.
Раскрыть образы «нечистой силы» Раскрыть образы «нечистой силы» Дать характеристику героям Дать характеристику героям Определить роль «нечистой силы»
Герои славянских мифов и легенд. В глубокой древности люди обожествляли и одухотворяли предметы и явления природы и окружающей жизни. Они верили в то,
Персонажи славянской мифологии Исследовательская работа ученика 4 класса «А» МОУ «СОШ 4» Кустова Павла.
Экзаменационная работа по литературе на тему: «Воланд и его свита» по произведению Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Выполнила: ученица 11 «Б» класса.
РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Русь языческая. Пантеон славянских богов.
Герои русского фольклора. Русские сказки 4 о животных 4 волшебные 4 бытовые.
Выявить развитие гоголевской традиции Булгаковым по линии изображения мифологического героя (черта).
Михаил Булгаков Роман «Мастер и Маргарита« Урок – презентация по литературе для учащихся 11 класса. Выполнила: учитель русского языка и литературы Кудрявцева.
. Призентация Комаровой Виктории. РУСАЛКИ В сказках и легендах многих народов, занимавшихся мореплаванием (в том числе, и у новгородских славян), часто.
Иван - Царевич Иван – царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж.
Кто есть Воланд? Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо… Положительный или отрицательный герой Воланд?
МКОУ «СОШ с.Бабстово» Ленинский район. Е.А.О.. Древляне Во что верили славяне? Мифы славянской мифологии Вопросы классу.
Верования восточных славян Савкина Виктория 6 «Г».
Отражение языческого мировоззрения в фольклоре Выполнила Шабай Злата ученица 7 класса МБОУ Лицея г.Бирска.
Род – является главным божеством в славянском Пантеоне. Создатель всего, первичный дух, Первобог, Прабог. Рода также называют Вышним богом или Всевышним.
Транксрипт:

Мистические образы в произведениях русской литературы Презентацию выполнила Афиногенова О.Н., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 733 г. Москвы.

Лукоморье У Лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; А. С. Пушкин

Лукоморье – земля половцев

Мировое древо Чаще всего в фольклоре как мировые деревья выступают дуб, ива, липа, калина, вишня, яблоня, сосна. Располагается мировое древо в сказочном пространстве фольклора обычно на горе, посреди моря, в чистых полях близ дороги

Крещение Руси и князя Владимира

Идолы

Перун В восточнославянской мифологии грозный бог, повелевающий небесными явлениями (громом и молнией), покровитель князя и дружины (бог войны), один из главных божеств славянского пантеона, верховный бог Киевской Руси. Самый сильный в природе, борется со злыми силами. Статуя Перуна-громовержца стояла в пантеоне богов князя Владимира.

Дьявол - главный противник Бога Был ангелом в чине херувима, но восстал против Бога, и был свергнут с небес. У Дьявола было много имен: Дьявол - лукавый, клеветник. Сатана - «препятствие», «противник». Мефистофель – «Мефис»- разрушитель, «Тофель» - обманщик. Люцифер, Луцифер «светоносец», «даритель света» название утренней звезды, то есть планеты Венеры; «сын зари».

Сошли с небес сквозь Землю в Ад «Они так стремительно летели вниз, что всюду падали на крыши домов, в леса, в воду и где какие упали, так там и остались. Те духи, что попадали на дома, стали называться домовыми, что в леса - лешими, что в воду – водяными».

Черт В славянской мифологии злой дух. У восточных славян черт - родовое понятие, часто включающее всю нечистую силу (нежить): домовых, леших, водяных и т. д.

Домовой Сварог славянский бог кузнец, бог домашнего очага, отец Дажьбога.

Леший Святобор у западных и восточных славян бог лесов и лесных угодий. Он предопределяет участь, жизнь и судьбу всех обитателей леса, обеспечивая гармонию и согласие в природе.

Водяной Переплут – бог моря и мореходства

Русалки

Прародитель Русалок Признанный прародитель морских дев – как ни парадоксально – «Противоположного полу». Это вавилонский бог Оаннес, который долго менял форму, пока не стал существом с головой и торсом мужчины и рыбьим хвостом вместо ног. А первой рыбохвостой женщиной стала Атаргате – сирийская богиня Луны и рыболовства. мужчина

Соловей Разбойник Стрибог - повелитель ветров. Ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца. Стрибогу молились также мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус».

Кощей Бессмертный и Змей

Смерть Кощея

Змей Горыныч и Огненный змей

Баба-Яга Популярный персонаж фольклора восточных и западных славян, старуха, наделенная магической силой, ведунья. По своим свойствам ближе всего к ведьме.

Избушка на курьих ножках Баба-Яга живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окружённой частоколом из человеческих костей. Часто в доме Бабы- Яги находится Кот, являющийся охранником и советчиком. Иногда эту функцию выполняет мышь.

Баба-Яга Баба-Яга неоднозначный персонаж, чаще всего она отрицательная героиня (сказка «Гуси-Лебеди»). Но иногда помогает (даже по доброй воле) положительным героям (сказка «Лягушка- Царевна»).

Русские народные сказки Вера в дьявола и нечисть на Руси развивалась со времени ее христианизации. В сказках сохраняется пережиток язычества. Героями волшебных сказок являлись наделенные бесовскими чертами языческие боги.

Авторские сказки Авторские сказки основаны на фольклорном материале и многое берут из старинных народных сказок. Но в них по-новому сочетаются фантастические элементы старославянской сказки и драматические факты древнерусской истории. П.П.Ершов «Конек - Горбунок» А.С.Пушкин«Сказка о попе и работнике его Балде»

Н.В. Гоголь – национальный писатель Национальный колорит и фантастика, обращение к преданиям, сказкам, народным легендам свидетельствуют о становлении в творчестве Н. В. Гоголя национального, самобытного начала.

Вакула на черте («Ночь перед Рождеством») Кузнец Вакула летит на черте в Петербург за черевичками царицы.

« Майская ночь или Утопленница» Левко, благодаря покровительству русалочки, находит свое счастье с Ганной.

Солоха Солоха показана Гоголем с лукавой насмешливостью, благодаря чему фантастика воспринимается как условный гротеск, юмор, переключается в бытовой, сатирический план.

Солоха и черт Его Солоха («Ночь перед Рождеством») разъезжает на помеле, заигрывает с чертом, с дьячком. Она и ведьма, и в то же время бойкая и ловкая деревенская баба, которой завидуют другие женщины.

Таков же и образ черта, совмещающий в себе реальные человеческие черты с фантастическими. Он «перепрыгивает с одного копытца на другое и дует себе в кулак, желая сколько- нибудь отогреть замерзнувшие руки». В этом образе нет ничего мистического, таинственного, он воспринимается как пародийный образ, он реален. И описывается как пародия на чиновника: «...сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды».

Романтическая стихия народной фантастики, характерная для Вечеров на хуторе близ Диканьки, сталкивается в повести «Вий» с отчётливо выраженными чертами реалистического искусства.

Хома и Панночка Бурсак Хома Брут и ведьма-панночка представители двух различных, жизненных концепций. Демократическое, народное начало воплощено в образе Хомы, злое, жестокое начало - в образе панночки, дочери богатого сотника.

Вий В восточнославянской мифологии дух, несущий смерть. Имея огромные глаза с тяжелыми веками, Вий не может ничего видеть сам, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей.

Силы, желающие зла Силы, противостоящие народу, выступают в обличье ведьм, колдунов, чертей. Они ненавидят всё человеческое и готовы уничтожить человека с такой же злобной решимостью, с какой панночка-ведьма способна погубить Хому.

Особенность гоголевской фантастики в том, что она основана на сближении людских персонажей с «нечистой силой». Народная фантастика сталкивается с отчётливо выраженными чертами реалистического искусства.

Михаил Булгаков и мистика Дьяволиада и мистика любимые булгаковские мотивы, ярко описанные в романе Мастер и Маргарита. Но в нем мистика играет вполне реалистическую роль и может служить примером гротеско - фантастического, обнажения противоречий действительности.

Сатира Булгакова беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна; время, города и люди слиты в романе «Мастер и Маргарита» в картину живописную и убедительную, недаром есть понятие «Булгаковская Москва».

Карающая сила Жители столицы 30-х годов погрязли в пороках, социальная и литературная жизнь была столь нелепа, алогична, безобразна, что вполне могла казаться сверхъестественной. Воланд карающей силой проносится над Москвой. Его жертвами становятся глумливые и непорядочные люди.

Творит зло, но не своими руками Нечистая сила в романе не творит зло своими руками, а только подталкивает людей к совершению злых поступков. Любой предмет, любой человек может стать оборотнем, втянутый в опасную ситуацию. Такое произошло с Варенухой и Бенгальским.

Как же реагируют люди в романе на волшебство? Все они поначалу просто пугаются, одни уверяют себя, что все сон, гипноз, галлюцинации, а потом изо всех сил стараются не вспоминать о странных событиях. Такие люди не извлекли никакого урока для себя. Единственное что осталось у них это страх перед повторением встречи с нечистой силой. К ним можно отнести Берлиоза.

Иван Бездомный Но есть и другой тип людей. К нему принадлежит Иванушка Бездомный. Он попал в сумасшедший дом. Но в то же время с помощью темных сил стал, как ни странно, лучше, в каком – то смысле духовнее, у него появились новые цели и идеалы.

Мастер и Маргарита Есть в повествовании два человека, которые не боятся Воланда, а уважают его и, наверно, им восхищаются. Они особенные. Поэтому именами этих людей и назван роман.

Булгаковский дьявол При создании образа своего князя тьмы Булгаков ориентировался на классическую немецкую традицию, в том числе и в произношении имени. Атрибутика его Воланда складывалась, помимо всего прочего, под влиянием Мефистофеля из трагедии Гёте «Фауст».

Свита Воланда

Азазелло Азазелло - "демон безводной пустыни, демон-убийца". Падший ангел, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря Азазеллу женщины освоили "блудливое искусство" раскрашивать лицо.

Азазелло и Маргарита Именно поэтому Азазелло передает Маргарите крем, волшебным образом меняющий ее внешность.

Коровьев Фагот - старший из подчиненных Воланду демонов, черт и рыцарь.

Кот-Бегемот Кот-оборотень и любимый шут Воланда.

Гелла Женщина-вампир. Прислуга Воланда

Благородное зло «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Гете. "Фауст"

Потусторонние силы в романе «Мастер и Маргарит» выступают не носителями зла, а покровителями таланта, любви, искренней веры, разоблачителями людских пороков. Именно для этих целей и появились в современной Булгакову Москве Воланд со своей свитой.

Заключение Нет сомнений, что в основе народных сказок лежат как бытовые реалии далекого прошлого, так и древние мифы, потерявшие в ходе эволюции свою социальную значимость. И теперь то, что имело священный характер (миф), приобрело развлекательное значение (сказка), прежние языческие божки, вытесненные христианством, в русских сказках, приобрели сатирический оттенок

Шли годы мифологические герои эволюционировали, менялись приобретали глубину, и вот в произведениях Гоголя они предстают в гротескном и в трагически ужасном виде и при этом не разделены с реальностью.

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» мистика уже играет вполне реалистическую роль и служит примером гротеско- фантастического, сатирического обнажения противоречий действительности..

Темы мистики, нечистой силы и фантастики неиссякаемы, их все также используют и в современной литературе.

Список литературы «ВИЙ И ДРУГИЕ МИСТИЧЕСКИЕ ПОВЕСТИ» - ГОГОЛЬ Н.В.- М.- «БАО ПРЕСС», 2007 Литература: Учеб. Пособие для 9 кл. общеобразоват. Учреждений.-4-е изд.-Маранцман В.Г.-М.: «Просвещение» «Русская литература ХХ века», часть 2 - Москва «Просвещение» 1991 год «Учебник-хрестоматия для 7 класса общеобразовательных учреждений», - КОРОВИНА В.Я.- М.- «ПРОСВЕЩЕНИЕ», «Учебник-хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений», - КОРОВИНА В.Я.- М.- «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2006.