Прежде чем говорить о том, с чего начинается и как проводится научное исследование, попробуем выяснить, что же такое наука. Наука – выяснение нового,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология научного исследования. Планирование и выбор методики исследования Сбор информации Какие исследования, опыты Если в основе выбранной методики.
Advertisements

Исследовательская тетрадь школьника «Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади». Аристотель.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ « ПРОЛОГ » «О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг…» (А.С.Пушкин)
«Организация научно-исследовательской работы школьников »
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВСЕ, ЧТО Я ПОЗНАЮ, Я ЗНАЮ, ДЛЯ ЧЕГО МНЕ ЭТО НАДО И ГДЕ И КАК Я МОГУ ЭТИ ЗНАНИЯ ПРИМЕНИТЬ»
Методика проведения исследовательской части работы по химии и экологии учитель химии и биологии высшей квалификационной категории Хафизова Э.М.
Организация исследовательской деятельности учащихся.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Этапы работы над проектом Заместитель директора по УВР МОУ «Лицей 3» г. Старый Оскол МОУ «Лицей 3» г. Старый Оскол Зиновьева Лариса Петровна.
Критерии оценивания исследовательских работ подготовила учитель математики МБОУ « Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В. М.» Одинцова.
МКОУ « Солигаличская СОШ ». Под исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с выполнением творческой задачи с заранее.
1. Определение объекта исследования. 2. Установление предмета исследования. 3. Формирование цели. 4. Выдвижение научной гипотезы. 5. Формулировка задач.
Наглядное представление статической информации 8 класс.
Методика оформления исследовательских работ с учащимися начальных классов. (консультация для педагогов начальных классов) Разработала: Гедгафова Л.М.,
ПРОЕКТ НА ТЕМУ:. Требования к исследовательской работе Определение темы исследования: –цели –задач –методов Где и как будут использованы полученная информация.
Методические рекомендации по проведению учебного исследования.
Организация исследовательской деятельности младших школьников.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.
ГОУ НПО ПУ 31 Гурьевск2008 Анисимова Т.В.. Основные требования к проекту 1.Наличие значимой проблемы 2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость.
Транксрипт:

Прежде чем говорить о том, с чего начинается и как проводится научное исследование, попробуем выяснить, что же такое наука. Наука – выяснение нового, неизвестного, процесс получения новых знаний. И ученый, и ученик учатся, т.е. получают знания, выясняют новое. Только ученый выясняет то, чего не знает никто, т.е. занимается наукой, исследует, а ученик выясняет нечто новое для себя. И так, с чего начинается научное исследование? Первое - необходимо подобрать учащегося для исследовательской деятельности

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЛАСТИ ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНИКА Необходимо учитывать предпочтения детей Среди школьников есть гуманитарии, и есть любители точных наук; у одних лучше получится наблюдать, у других экспериментировать или работать с литературой; кто-то ориентируется на будущую профессию, а кто-то еще не определился кем станет

ВЫБОР ТЕМЫ ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ Тема должна быть подъемной для исполнения, что обязательно отразиться в ее названии Традиционная женская одежда большеюганских ханты Примеры : Традиционная женская одежда большеюганских ханты Хантыйские обычаи и обряды или Хантыйские обычаи и обряды Объект исследования должен быть доступен Динамика прорастания семян огородных сорняков на песчаных почвах в Среднем Приобье Примеры : Динамика прорастания семян огородных сорняков на песчаных почвах в Среднем Приобье Популяция орлана-белохвоста в Сургутском районе или Популяция орлана-белохвоста в Сургутском районе

ВЫБОР ТЕМЫ ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ Флора п. РусскинскиеФлора Сургутского района Тема должна быть конкретизирована (сравните Флора п. Русскинские и Флора Сургутского района ), чтобы полученные результаты соответствовали названию темы Желательно наличие доступной литературы по данной теме Соответствующие методы исследования должны быть также доступны и легки в освоении и исполнении. Примеры : - для исследования шумового загрязнения необходимо соответствующее хорошо работающее оборудование - для исследования химического состава воды нужны четко прописанные методики и наличие оснащенной для этого лаборатории - для исследования пищевого поведения муравьев нужен блокнот и карандаш, но о-о-о-очень много терпения и т.д. и т.п - для исследования пищевого поведения муравьев нужен блокнот и карандаш, но о-о-о-очень много терпения и т.д. и т.п.

ВЫБОР ТЕМЫ ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ « Бытовое водоснабжение п. Русскинские» «Химическое качество питьевой воды». Подумайте об актуальности темы и ее новизне (хотя и актуальность, и новизна не обязательны для учебного исследования). Например, « Бытовое водоснабжение п. Русскинские» гораздо интереснее, чем просто «Химическое качество питьевой воды». Желательно, если выбранная тема будет интересна и школьнику, и его руководителю.

ФОРМУЛИРУЕМ НУЛЕВУЮ ГИПОТЕЗУ На основе имеющихся у нас знаний и анализе теоретической литературы формулируем нулевую гипотезу Нулевая гипотеза представляет собой наши предположения о конечных результатах исследования. Конечные результаты могут подтвердить или опровергнуть нулевую гипотезу. Примеры: «Кислородный режим водоемов бассейна р. Большой Юган тема «Кислородный режим водоемов бассейна р. Большой Юган». Нулевая гипотеза: «Кислородный режим водоемов может существенно различаться в зависимости от их происхождения и гидрологических режимов» «Почему школьники начинают курить». тема «Почему школьники начинают курить». Нулевая гипотеза: «Основной причиной начала курения школьников мы считаем желание подростков казаться взрослее».

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ РАБОТЫ Цель – это направление, в котором мы хотим получить новые результаты по теме исследования. Цель должна соответствовать теме Примеры для использованных выше примеров: - Изучить традиционную женскую одежду юганских ханты - Проследить динамику прорастания семян сорных растений в течение вегетационного периода - Исследовать схему бытового водоснабжения в п. Русскинские и качество воды, поступающей жителям - Определить причины, побуждающие подростков начать курить

ОПРЕДЕЛЯЕМ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Определяя задачи исследования, мы определяем план действий, что является предметом изучения, на каких объектах мы будем этот предмет исследовать. Пример постановки задач для темы Динамика прорастания семян огородных сорняков на песчаных почвах в Среднем Приобье 1)Заложить площадки для учета всходов сорных растений 2)Путем еженедельных учетов установить количество жизнеспособных семян каждого вида. 3)Установить стратегии прорастания для каждого из этих видов 4)Разработать рекомендации по борьбе с сорняками с учетом их биологии.

МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ Традиционная женская одежда большеюганских ханты Например, по теме «Традиционная женская одежда большеюганских ханты» нам надо собрать данные о распространении традиционной одежды, видах этой одежды, методах ее изготовления и используемых материалах. Для этого мы планируем сколько и каких людей мы хотим опросить. Дополнительным материалом для этой темы экспозиция в местном краеведческом музее, имеющиеся литературные данные. Почему школьники начинают курить Для темы «Почему школьники начинают курить» мы определяем контингент опрашиваемых (размер группы, возраст и пол, школа). Динамика прорастания семян огородных сорняков на песчаных почвах в Среднем Приобье» Для темы «Динамика прорастания семян огородных сорняков на песчаных почвах в Среднем Приобье» выбираем места и количество закладываемых площадок.

ВЫБОР МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ Для каждой поставленной задачи подбираем методику. Методика должна быть апробирована и состоятельна или однозначна и не требующей доказательств. Например для психологических исследований нам придется выбрать одну из опубликованных методик, тогда как для изучения динамики прорастания сорняков мы будем просто подсчитывать всходы каждого вида с последующим их удалением. Но уже для определения жизненности этих всходов нам придется либо применить, либо разработать самим шкалу жизненности.

ПЕРВИЧНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ДАННЫХ Наблюдение или опыт, результаты, которых не занесены на бумагу, не существует. Любые наблюдения, результаты опытов должны быть запротоколированы, т.е. оформлены письменно. Правила регистрации первичных данных Писать мягким карандашом или шариковой ручкой с синей или черной пастой; Писать следует разборчивым, обязательно понятным почерком; Нельзя сокращать слова, за исключением общепринятых сокращений, таких как «т.е.», «т.д.», «т.п.»; Каждая запись должна начинаться с даты, а в полевых условиях – с места наблюдений; Описывать надо только то, что видите, стараясь не делать выводов. Если необходимо записать свои соображения по поводу наблюдений, надо это делать так, чтобы знать точно – где наблюдения, а где мысли о них. Писать необходимо подробно,т.к. часто между моментом наблюдений и обработкой результатов проходит немало времени, и в небрежно сделанных записях разобраться трудно

МЕТОДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Обязательно надо продумать как будут представлены полученные результаты. Не откладывайте это на период написания работы. Может оказаться, что у вас не хватает фотографий или зарисовок, или вы забыли измерить какой-то параметр, который будет нужен для построения рядов и таблиц. Табличные и графические методы представления материалов нужны для облегчения восприятия слушателям и читателям вашей работы, а также для облегчения анализа полученных данных. Для этого шире используйте графики, диаграммы, карты, рисунки и фотографии.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ ОПЫТОВ И НАБЛЮДЕНИЙ Любая обработка первичных научных данных сводится к концентрации информации в максимально сжатом виде. Обычно результаты опытов или наблюдений можно представить в виде таблиц, графиков, схем и диаграмм, которые позволяют легко заметить определенные тенденции, уловить какие-то закономерности. - первое, что делают, это сводят результаты в таблицы; - По данным таблицы строят графики. Можно построить обобщенный график на основе подсчитанных средних показателей; - Некоторые данные удобнее изображать в виде столбчатой гистограммы(например: высоту и количество ) - В том случае, когда речь идет о доле чего-либо, удобнее использовать секторную диаграмму. Работа с таблицами, графиками, диаграммами, гистограммами помогает глубже вникнуть в содержание данных, сделать какие-то выводы; Закончив обработку материалов, сделав выводы- переходите к заключительному этапу исследования – оформлению полученных результатов в виде научного отчета