Написание сжатого изложения Подготовка к ГИА Учитель русского языка и литературы Лысенко Л.Т. МБОУ СОШ 72 г. Хабаровск.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Готовимся к написанию сжатого изложения» ГИА Репина Наталья Павловна, Репина Наталья Павловна, учитель русского языка и литературы Репина Наталья.
Advertisements

Иван Тургенев Воробей Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв.
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Учитель русского языка и литературы Лебедева Евгения Игоревна.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И.Тургенев) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха.
Стратегии для развития навыков чтения 10 класс Подготовила: Жантлеуова Дина Изимбергеновна.
Как важно главное найти… Написание сжатого изложения Подготовка к ГИА. 9 класс.
« Воробей » И. С. Тургенев
И. С. Тургенев Стихотворение в прозе «Воробей» Комплексный анализ текста автор: учитель МБОУ «Бичурская СОШ 1» Позднякова Антонида Акимовна.
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Главная задача - научить ся кратко, в обобщенной форме передать воспринятую информацию.
Методика обучения сжатому изложению Ресурсный центр.
Презентация по русскому языку 9 класс Выполнила: Пикалева И.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 143» Г. Казань, РТ.
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Третье февраля. Сжатое изложение (подготовка к ГИА) Сжатое изложение (подготовка к ГИА)
Подготовка к выполнению части 1 задания ГИА. - это передача в письменной форме содержания прочитанного или прослушанного текста Типы изложения: подробное.
Написание сжатого изложения Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г. Гусь- Хрустального Владимирской области Ишунькина А.В год.
Информационная обработка текста Основные приёмы сжатия (компрессии) текста: 1. исключение второстепенной информации, повторов, подробностей, деталей; 2.
Подробное изложение «Воробей» (по рассказу И.С.Тургенева) Презентацию подготовила Ермилова Людмила Серафимовна, учитель русского языка и литературы МОУ.
Т ЕМА УРОКА : ПИШЕМ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ «Коротко и ясно, оттого и прекрасно». пословица.
Транксрипт:

Написание сжатого изложения Подготовка к ГИА Учитель русского языка и литературы Лысенко Л.Т. МБОУ СОШ 72 г. Хабаровск

Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности. При этом необходимо понять услышанный текст, осознать его, правильно выделить главную информацию и оставить второстепенную

Три приёма сжатия информации

1). Исключение подробностей, деталей ( удаление, исключение); Чем бы современный школьник ни занимался в будущем- медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. - Чем бы современный школьник ни занимался в будущем, он может и должен представить себя за компьютеро м

2 ).Обобщение конкретных, единичных явлений( объединение, обобщение). Однажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам Оскар П, шведский король. Каково же было изумление труппы, когда за дочкой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета. Оскар П, шведский король, прислал за Анной Павловой роскошную карету

3). Сочетания исключения и обобщения (замена, упрощение); В ГЕЛЬСИНГФОРСЕ, КОПЕНГАГЕНЕ, СТОКГОЛЬМЕ О ГАСТРОЛЯХ РУССКИХ ТАКЖЕ ПИСАЛИ ГАЗЕТЫ, НАЗЫВАЛИ ИХ ВЫСТУПЛЕНИЯ ОТКРОВЕНИЕМ НОВОГО ИСКУССТВА. - Иностранные газеты называли выступления откровением нового искусства

Способы сжатия материала: Сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок… засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру все было готово. На другой день приступила она к исполнению своего плана, засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру всё было готово

Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги сделались высокими буграми… Буран свирепел час от часу, бушевал всю ночь так, что глубокие овраги сделались высокими буграми

Сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… всё одел в белый мрак, непроницаемый, как мрак самой тёмной осенней ночи! Разыгрался пустынный ветер, взрыл снеговые степи, все одел в белый мрак.

Разбивка сложного предложения на сокращенные простые; Бугры в деревне оголились, на реке свинцовые наливы, поля вдали траурные, пегие; чернеющие прогалины - как черные острова в белом снежном море. Бугры в деревне оголились. На реке свинцовые наливы. Поля вдали траурные. Чернеют прогалины

Перевод прямой речи в косвенную; Свернули с шоссе на проселок. Проехали ещё с полкилометра. -Дальше давайте своим ходом,- объявил шофер. - Тут недалеко. Поднимитесь по склону- там и домик. -Свернули с шоссе на просёлок, проехали ещё с полкилометра А дальше шофер попросил нас пойти пешком, потому что до дома было недалеко

Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда( ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей- камнем упал перед самой её мордой – весь взъерошенный, искаженный с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Чтобы выполнить задания, необходимо вспомнить определения: ТЕКСТ- ЭТО РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ СТРУКТУРНОЙ И СМЫСЛОВОЙ ЗАВЕРШЕННОСТЬЮ. МИКРОТЕМА- ТЕМА КАЖДОЙ СМЫСЛОВОЙ ЧАСТИ ТЕКСТА. ОДНА МИКРОТЕМА СООТВЕТСТВУЕТ ОДНОМУ АБЗАЦУ. ТЕМА ТЕКСТА – ЭТО ТО, О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ТЕКСТЕ

ИДЕЯ ТЕКСТА (ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ) – ЭТО ТО ГЛАВНОЕ, ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР СИНОНИМЫ – СЛОВА ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ, РАЗЛИЧНЫЕ ПО ЗВУЧАНИЮ, НО БЛИЗКИЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОМУ ЗНАЧЕНИЮ. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА –ОСОБЕННО ВАЖНЫЕ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ КОНКРЕТНОГО ТЕКСТА.

литература: Русский язык. Подготовка к ГИА. Написание краткого изложения издание 3, переработанное и дополненное Изд-во «Экзамен»,М., 2012