Формирование познавательной активности, развитие индивидуальных способностей и наклонностей воспитанников во внеурочное время Сизенцова Елена Владимировна,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени.
Advertisements

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ». Захарова Елена Анатольевна.
Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста в актуальных для них видах деятельности и образовательных областях Воспитатели: Якимова Татьяна.
Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Выполнила Самарина Светлана Юрьевна Воспитатель 1 категории.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Линия чувств направлена на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской.
Интегрированные занятия в детском саду семинар для воспитателей Автор: старший воспитатель МБДОУ д/с 39 Галина Геннадьевна Решкина г.Арзамас.
Насыщенность образовательной среды в соответствии с возрастными возможностями детей. Воспитатель: Голосная С.В.
Выполнила : Матвеева С. А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово 2012 г.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ АВТОР: ПЕТРОВА ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА ВОСПИТАТЕЛЬ МБОУ СОШ 19.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 424 г.Челябинска Реализуемые программы: «Развитие» Л.А. Венгера;
Вопросы по теме: Основные задачи музыкального развития,, воспитания и обучения детей на различных возрастных этапах. Возрастные особенности музыкального.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик» комбинированного вида п.Чернянка Белгородской области» Муниципальное дошкольное.
Современные образовательные технологии на уроках иностранного языка Презентацию подготовили учителя МО иностранных языков МБОУ гимназия год.
Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Савинский детский дом-интернат.
А ЛЯМКИНА О ЛЬГА А ЛЕКСАНДРОВНА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА 44.
«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников и пути его реализации в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР» Учитель –логопед –
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Транксрипт:

Формирование познавательной активности, развитие индивидуальных способностей и наклонностей воспитанников во внеурочное время Сизенцова Елена Владимировна, воспитатель ГС(К)ОУ школы-интерната 3 Воспитанники XXI группы сирот ГС(К)ОУ школы- интерната 3

Активность ребенка Активность ребенка Собственная активность ребенка Активность ребенка, стимулируемая взрослым

Познавательная активность Активность Умственная Биологическая Социальная Адаптивная Продуктивная Интеллектуальная Познавательная Познавательная активность – это качество, личностное образование

Познавательная активность определяется как: Избирательная Избирательная направленность активного внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо); Проявление Проявление умственных способностей субъекта познания (С.Л. Рубинштейн); Особый Особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий уровень сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон); Готовность Готовность (т.е. способность и стремление) к энергичному овладению знаниями (Н.А. Половникова)

В современных условиях воспитание познавательной активности учащихся (воспитанников) является важнейшей социально-педагогической проблемой

Основная проблема познавательной активности в школе-интернате VIII вида У детей, обучающихся в школе VIII вида процесс формирования личности осложняется прежде всего тем, что они не умеют обобщать и использовать накопленный общественный опыт. Это явление социальным вывихом Л.С. Выготский называл социальным вывихом, имея в виду, что умственно отсталому ребенку трудно осваивать имеющийся социальный и культурный опыт. Главная задача: вправить ребенка в окружающую среду

Л.С. Выготский считал, что: То, что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сумеет сделать завтра самостоятельно

Ключом педагогической технологии становится организованная, целенаправленная интеллектуально- познавательная деятельность Реальное Латентное Опосредованное ОБУЧЕНИЕиВОСПИТАНИЕ

Латентное: обеспечивается на основе чувственного и информационного опыта, который создает базу ясных и неясных знаний (по терминологии Н. Н. Поддьякова). Накопление спонтанного опыта может быть организовано через обогащенную предметную среду; специально продуманную и мотивированную самостоятельную деятельность (бытовую, трудовую, конструктивную); созидательную продуктивную деятельность; познавательное интеллектуальное общение со взрослым. Реальное: которому отводится сравнительно незначительная доля времени в общем образовательном процессе, происходит как специально организованная познавательная деятельность всей группы или отдельной подгруппы детей. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении способствуют развитию представлений на основе эвристических методов, когда понятия и зависимости открываются ребенком самостоятельно, и он сам начинает понимать важнейшие закономерности. Опосредованное: предполагает включение широко организованной педагогики сотрудничества, игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля, взаимообучения в созданной детьми игротеке, использование различных видов праздников и досугов.

Это означает, что мы должны сообща решать следующие задачи: -способствовать развитию познавательной сферы ребенка и активному овладению им способами познавательно-практической деятельности, имеющими социальное происхождение; - обогащать познавательную сферу ребенка информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности; - передавать детям информацию посредством слова, т. е. много рассказывать, черпая различные доступные и близкие ребенку сведения из разнообразных сфер жизни; - поощрять возникновение проблемных вопросов;

побуждать детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов; побуждать постигать взаимосвязь объектов ближайшего и отдаленного окружения; поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования; направлять поисковую деятельность детей; помогать использовать в самостоятельной игровой деятельности знания, умения переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации; приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками и опосредованно создавать проблематику познавательного общения

Многогранность развивающей среды специального коррекционного образовательного учреждения, сложность и многообразие протекающих в ней процессов обуславливают выделение внутри нее нескольких составляющих пространств

интеллектуального развития и творчества: образуют все игровые зоны, поскольку у любого ребенка ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра; физического развития: в наибольшей степени стимулирующее двигательную активность детей; игрового развития; экологического развития; компьютерное пространство, которое вводит детей в мир информатики и способствует активизации познавательной деятельности, формированию ребенка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение

Среда, её элементы С целью анализа структурных компонентов развивающей среды были выделены ее основные элементы: 1. Предметно-игровая среда, которая должна включать: 1. крупномасштабные игровые и дидактические пособия; 2. возможность изменения цветовой и звуковой среды; 3. вариативное использование предметов; 4. полифункциональное использование помещений; 5. зоны для релаксации; 6. наличие личного пространства каждого ребёнка

2. Характер взаимодействия педагога с детьми: 1. установление партнерских отношений; 2. учет индивидуальных и личностных особенностей; 3. наличие творческого подхода. 3. Использование современных технологий для воспитания и обучения детей с целью максимального развития их способностей: 1. интегрированные занятия; 2. активное обучение; 3. развивающее обучение; 4. обучение-подготовка; 5. обучение с личным примером; 6. проблемное обучение Среда, её элементы

Выводы Своевременное и адекватное стимулирование познавательных интересов, развитие процессов познавательной активности детей выступают первейшим условием формирования познавательной активности

Основное направление деятельности: Стимулирование разного вида активности детей, обеспечивающей оптимальный уровень индивидуального развития ребенка 1.Реализация единства внутренней и внешней стороны воспитательного процесса; 2.Организовывать познавательные процессы; 3.Обогащать и разнообразить содержание учебного материала, которым овладевают дети; 4.Организовывать разнообразное многостороннее насыщенное общение детей; 5.Побуждать детей к активной познавательной деятельности, оживляя занятия элементами занимательности, применяя индивидуальные задания, игровое обучение Требования к организации развивающей среды

Указатель информационных источников Большой психологический словарь /под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е издание, доп. и пер. – СПб., Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – СПб.: Речь, Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. – Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных и образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. – Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии Петрова В.Г., Белякова И.В. К вопросу о разнообразии форм обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием // Дефектология Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения: Автореф. дис. к.п.н.: Омск, Cлепович Е.С. Поляков А.М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. – СПб.: Речь, Е.В. Комаровская. О некоторых аспектах проблемы повышения познавательной активности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (из обзора литературы). Альманах Института коррекционной педагогики.

Спасибо за внимание! FINE!