«Потребность образования лежит в каждом человеке: народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания» Л.Н.Толстой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Жизнь и творчество Акмуллы Выполнила:Садыкова Ляйсан Ученица 9А класса Башкирской гимназии 140.
Advertisements

«Башкиры мои, надо учиться!» Башкиры, всем нам нужно просвещенье! Невежд немало, редкость - обучение. Страшней медведя – шатуна незнанье- Усилим, братья,
Полное имя Акмуллы Мифтахетдин Камалетдинович Искужи Ишбулдин Мустафа Мифтахетдинов.
Исследовательская работа На тему «История жизни М.Акмуллы». Выполнили обучающиеся 9Б класса, члены кружка «Юный краевед» Иванова Людмила и Давыдов Никита.
Мифтахетдин Акмулла Жизнь и Творчество. Приготовила и оформила ученица 8 А класса Лицея 58 Чурина Ольга.
Наш Акмулла Мифтахетдин Акмулла МБОУ СОШ с. Николаевка муниципального района Бирский район Республики Башкортостан Выполнил : Ученик 8 класса МБОУ СОШ.
Творческая работа «Жизнь и творчество Мифтахетдина Акмуллы».
Выполнила ученица 11 класса МБОУ СОШ с.Озёрный МР Учалинский район РБ Булякбаева Алия Аликовна Руководитель – Янтурина Римма Вазировна.
Мифтахетдин Акмулла. Баш ҡ орттарым, у ҡ ыу кәрәк! Баш ҡ орттарым, у ҡ ыу кәрәк! Баш ҡ орттарым, у ҡ ыу кәрәк, у ҡ ыу кәрәк! Баш ҡ орттарым, у ҡ ыу кәрәк,
Мифтахетдин Акмулла Жизнь и Творчество. Начало Мифтахетди́н Акмулла́ (башк. Мифтахетдин А ҡ мулла; настоящее имя Мифтахетди́н Камалетд́инов (башк.Мифтахетдин.
Выполнила: Лутфуллина А.И., ученица 11 «Б» класса МБОУ СОШ 2 с. Аскино Руководитель: Фатхутдинова Вилена Фавзатовна.
Презентация на тему Творчество М. Акмуллы. Постыдно жить невеждою убогим, Постыдно жить невеждою убогим, Уподобив себя четвероногим. Уподобив себя четвероногим.
Родился 14 декабря 1831 года в башкирской деревне Туксанбаево Белебеевского уезда (в настоящее время Миякинского района Республики Башкортостан). Отец.
В ЫДАЮЩИЙСЯ МЫСЛИТЕЛЬ И ПЕДАГОГ XIX ВЕКА. Письмо Акмулле Уважаемый Мифтахетдин Акмулла! Пишет Вам большая поклонница вашего творчества Настя. Я искренне.
Пусть горы не дано тебе свернуть – Не отступай, однажды выбрав путь. Бессмертным не на том – на этом свете Стал Афлятун, об этом не забудь. М. Акмулла.
Тема исследовательской работы: «Поучения и наставления в произведениях Акмуллы». Выполнила: ученица МБОУ СОШ 2 10 «А» СОШ 2 10 «А» класса Гареева Рита.
Тема: «Потомки великого поэта и просветителя – Мифтахетдина Акмуллы». Выполнила: Ишбулдина Алсу Айдаровна, ученица 9 класса, МБОУ СОШ с.Тятер- Арасланово.
МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА (1892–1941) – ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ ПОЭТЕССА, ПРОЗАИК, ПЕРЕВОДЧИК, КОТОРАЯ СВОИМ ТВОРЧЕСТВОМ ОСТАВИЛА ЯРКИЙ СЛЕД В ЛИТЕРАТУРЕ 20.
Мифтахетдин Акмулла Сэсэн, просветитель, сын народа Сэсэн, просветитель, сын народа Выполнила: Минязова Ляйсан Рустемовна ученица 11 класса МОБУ СОШ с.
АбайКунанбаев Выполнил:Суракбаев Шерхан 8 класс.
Транксрипт:

«Потребность образования лежит в каждом человеке: народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания» Л.Н.Толстой

«Башкиры мои, надо учиться!» Башкиры, всем нам нужно просвещенье! Невежд немало, редкость - обучение. Страшней медведя – шатуна незнанье- Усилим, братья, к знанию влеченье. Вот истина: ты можешь при старанье Подняться в небо, плавать в океане. Уменьем наделяет нас и силой Не дух святой, не волшебство, а знанье. Кто просвещен и ремеслу обучен, Тот славен, горд, в общении не скучен, Источник мудрости ему доступен. А неуч с унижением не разлучен. Сложением шести и единицы Десятки,как не бейся, не добиться, Смещеньем стрелок время не ускорить, Без помощи наук мечтам не сбыться.

Могила Акмуллы. Мусульманское кладбище города Миасса. «Яркую жизнь поэта-сэсэна и труженика, полную горьких разочарований и творческих взлетов, прожил Мифтахетдин, прозванный Акмуллой за честность и правдивость. Жизнь Акмуллы трагически оборвалась 8(20) октября 1895 года.

Деревня Туксанбаево

Важнейшие даты из жизни поэта – просве- тителя Мифтахетдина Акмуллы( ) 14(16) декабря 1831 г.-родился в д. Туксанбай(Туксанбаево)Кулььиль- Минской волости 12-го Башкирского кантона белебеевского уезда Оренбургской губернии,ныне Миякинского района Республики Башкортостан. Отец-Камалетдин, Мать - Бибиуммугульсум Отец-Камалетдин, Мать - Бибиуммугульсум 15 марта 1834 г - по данным переписи (ревизских сказок ) отмечено, что у 29- летнего Камалетдина – сына муллы д. Туксанбай Искужы Ишбулдина имеется 3- летний сын Мифтахетдин гг.- учится в медресе д. Менеузтамак гг. –продолжает обучение в медресе д. Анясово гг.- живет в д. Туксанбай. Женится гг.- был шакирдом в Старлибашевском мэдрэсэ, где получал уроки у знаменитого поэта- суфыя Шамсетдина Заки гг.- учил детей казахов и башкир в г.Оренбург, Троицк, Кокчетав и казахских аулах, занимался различными ремеслами гг. –возвращается в родную деревню Туксанбай 1867г.- написал стихотворение « Письмо отцу» 1867г.- входит в конфликт с казахским баем Исангильде гг.- сидит в тюрьме в г. Троицк гг.- находясь в заточении создал стихотворение «Шикайат Султану Губайдулле», «Исянгильде и Батучу», «Мое место в зиндане». 1871г.- благодаря Ахметбая Бакирову освобождается из тюрьмы 1871г.-был в гостях в Петербурге у мусульманской интеллигенции Губайдуллы Джигангирова, Гатауллы Баязитова. Благодаря им освобождается от арестантской роты, написав заявление на имя императора Александра II.

Важнейшие даты из жизни поэта – просве- тителя Мифтахетдина Акмуллы( ) гг.- жил среди кустанайских, кокчетавских, акмолинских, Петропавловских и Сибирских казахов. Занимается преподавательской деятельностью. Пишет стихи. 1881г.- Живет у казаха Муктагана в Тау Карагае, учит детей. Среди башкир и казахов прославляется как талантливый сэсэн, поэт- просветитель. 1884г- В г.Троицке знакомится с религиозным деятелем, знаменитым ишаном Зайнуллой Расулевым.До конца своих дней они остаются в дружеских отношениях. 1889г.- После смерти религиозного деятеля, историка, просветителя, джадидиста Шигабутдина Марджани ( ) создал произведение «Памяти Шигабутдина Марджани» 1892г- В г. Казань издается первая книга «Дамелла Шихабетдин хєґрєттењ мєрѕиєће» 1893г- побывал в родной деревне Туксанбай 1894г.- в г. Уфе с Мухаметсалимом Уметбаевым проводит праздник сэсэнов. Здесь же договаривается с Ризой Фахретдиновым привести свои рукописи для издания отдельной книгой 1895год,8 октября – погиб вблизи железнодорожной станции Сыростан под Златаустом.Похоронен на мусульманском кладбище г. Миасса. 1907г.- в городе Казань издается книга «Мэшхур шагыйремез Акменланын Шихабетдин эл-Мэржэни мэрсиясе вэ башка шигырьлэре» 1931г.- башкирским ученым Закиром Шакировым в деревне Гаитово Яланкатайского района Уральской области с рукописной книги переписывается стих «Башкиры, надо учиться» 1981г.- в городах в Москве, Уфе, в деревне Туксанбай Миякинского района проводятся торжественные мероприятия,посвященные 150- летию со дня рождения М.Акмуллы 1981г-создан музей в деревне Туксанбай Миякинского района 1989г.- Решением Миякинского районного Совета народных депутатов учреждена премия имени Акмуллы за произведения литературы и искусства

Вывод: Акмулла – сын башкира Камалетдина, муллы из Туксанбаево.

Годы жизни Мифтахетдина Акмуллы Годы жизни Мифтахетдина Акмуллы 1831 – 1895 гг 1831 – 1895 гг

Основные темы в поэзии М.Акмуллы М. Акмулла КТО?

Основные темы в поэзии М.Акмуллы М. Акмулла КТО? 1 Учитель, поэт-просветитель

Основные темы в поэзии М.Акмуллы М. Акмулла КТО? 1 Учитель, поэт-просветитель 2 Носитель человеческих ценностей

Основные темы в поэзии М.Акмуллы М. Акмулла КТО? 1 Учитель, поэт-просветитель 2 Носитель человеческих ценностей 3 Продолжатель, создатель фольклорных традиций башкирского народа

Основные темы в поэзии М.Акмуллы М. Акмулла КТО? 1 Учитель, поэт-просветитель 2 Носитель человеческих ценностей 4 Акмулла – сатирик, борец за справедливость 3 Продолжатель, создатель фольклорных традиций башкирского народа

Поэзия Акмуллы ТемыЖанрыФормы Гражданская Насихат Рубаи 2. Философская 2. Мадхия 2. Миниатюра 3. Пейзажная 3. Марсия 3. Двустишье 4. Газель 4. Хитаб 5. Кубаир 6. Мактуб 7. Послание

План анализа стихотворения «Исянгильде Батышу» 1.Каков жанр произведения? 2.Какова главная мысль? 3.Чем недоволен Акмулла? 4.Что он говорит о своём доносчике и о роде Карагызов?

«Иди в просторный мир, в науку, в гору, Удача ждёт тебя в такую пору. … Веди в пути беседу не спеша Пиши о том, к чему лежит душа. Старайся всюду добрый след оставить, Как на бумаге – след карандаша»