Целевой анализ урока как системы с позиций деятельностного подхода Белоненко С. А., учитель начальных классов высшей категории, МБОУ «Кисловская СОШ»,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?». УРОК – основная организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении определенных образовательных,
Advertisements

Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения Учитель начальных классов МКОУ «СОШ 19»
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС Фирюлина Н.И., методист МБОУ ДПО «ИМЦ Тисульского района»
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. Какой он? « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи Подготовила: Пичугина И.В., учитель.
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Реализация системно- деятельностного подхода через урок в системе развивающего обучения Л.В.Занкова МОУ «Ульканская СОШ г.
Системно – деятельностный подход как инструмент реализации ФГОС нового поколения Выступление Бабуриной Елены Васильевны руководителя ШМО предметной области.
Педагогические технологии и приёмы формирования универсальных учебных действий Из опыта работы Миняевой Е.Н., учителя начальных классов МБОУ «Ромодановская.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
« Личностно - ориентированный подход к учащимся с различными учебными возможностями » МОУ СОШ с УИОП 16 Мартынова Т.Н. – руководитель кафедры.
Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС.
14 марта 2012 г. Деятельностный подход на уроках математики.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Транксрипт:

Целевой анализ урока как системы с позиций деятельностного подхода Белоненко С. А., учитель начальных классов высшей категории, МБОУ «Кисловская СОШ», Томского района, Томской области. 2012

Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Педагог академик М.Н. Скаткин)

«Урок – это творимое учителем педагогическое произведение. М.Н. Скаткин

Типы урока деятельностной направленности по целеполаганию: 1. уроки открытия нового знания; 2. уроки рефлексии; 3. уроки общеметодологической на- правленности 4. уроки развивающего контроля.

Анализ эффективности урока с позиций деятельностного подхода, ключевым моментом которого является характер деятельности учащихся. При этом определяются следующие основные характеристики урока:

Цель деятельности. Выращивание функционально грамотной личности, т.е. личности, способной и готовой с помощью ЗУН решать различные задачи.

Участники процесса деятельности.. Учитель – организатор процесса познания. Ученик – субъект поисково- исследовательской деятельности. Родители – активные помощники учителя.

Способы деятельности. «Открытие» нового знания, поисково-исследовательская деятельность, образовательные технологии (проблемно – диалоговая, проектная, информационно – коммуникативная технология типа читательской деятельности).

Система оценивания деятельности. Трехуровневый подход к оцениванию: обязательный минимум программные требования индивидуальный максимум. При оценивании процесса и результата отметка ставится только за результат решения задачи, объект оценивания – предметные ЗУНы, общеучебные умения, ключевые компетенции. Рефлексия.

Деятельность учителя и учащихся. Сотрудничество, в котором ценится собственное мнение ребенка.

Основные организационные формы деятельности. Фронтальная и коллективная (пары и группы).

«Наиболее эффективный путь усвоения знаний – не наблюдение, не объяснение и демонстрация, а экспериментальное «нащупывание». Организуйте живой процесс обучения, где память играет вспомогательную роль. Знания добываются опытным путём, а не изучением правил и законов. Организуйте учебную работу так, чтобы ребёнку пришлось действовать самому, чтобы он экспериментировал, исследовал, выбирал и классифицировал информационный материал». Селестен Френе

В ходе деятельности Произошло осмысление сущности управления деятельностью других. Осознали, что управление может быть ненасильственным.

Управление Управление – деятельность по реализации целей. Управление – воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или на группу. Управление – взаимодействие субъектов.

Тип управления насильственный ненасильственный стратегия формирования – вмешательство извне (деятельность и воздействие). стратегия развития – содействие раскрытию, реализации и развитию (взаимодействие)

Взаимодействие как сотворчество его субъектов (учащихся и учителя), обеспечивающее раскрытие их личностных потенциалов.

Ненасильственные действия Помощь (учитель, обеспечив постановку учеником цели своей деятельности, пытается содействовать ему в достижении цели и таким образом вступает в совместную деятельность). Совет (содействие в сфере планирования) Продление сотрудничества (учитель узнаёт о цели ученика, продолжает с ним сотрудничество и затем предоставляет ему поддержку, на которую он может рассчитывать). Передача истины (инструкция) Тренировка (воздействующий совершенствует искусство другого человека в сфере побуждений, принятых им как личностью).

«Рефлексия – размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ.» С.И. Ожегов. Рефлексия – мыслительный процесс, с помощью которого человек может отслеживать своё состояние, поведение, деятельность, собственный процесс мышления.

Вопрос есть средство фиксации знания о незнании, причем если этот вопрос ставит сам ученик, то тем самым он фиксирует знание о своем незнании, выводя, соответственно, себя в рефлексивную позицию.

Чтобы вопрос был для ученика проблемным, чтобы он выводил его к знанию о своем незнании (т.е. в рефлексивную позицию), этот вопрос должен быть поставлен себе самим учеником, быть его собственным (или переживаться как таковой).

"Что я сейчас делаю?", "Зачем я это делаю?", "Почему я делаю то, что делаю сейчас?", "Почему я понял именно так?", "Почему я сначала понял так, а затем иначе?", "Почему?", "Как?" и "Зачем?"

Прием "Спроси себя" "Спроси себя, нет ли более простого метода решения задачи" "Спроси себя, что ты делаешь " "Спроси себя, чего от тебя хотят"

Рефлексивное управление - управление внутренним миром ребёнка, его чувствами, мыслями.

Рефлексивная культура личности характеризуется готовностью и способностью человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умением обретать новые смыслы и ценности; умением адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений; умением ставить и решать неординарные практические задачи; способностью личности работать в условиях неопределённости.

Действия учителя Создание ситуации рефлексивного анализа Фиксация внимания обучающихся в ходе анализа на ключевых моментах субъектного опыта обучающихся Рефлексию своей деятельности.

Действия ученика Анализ своего субъектного опыта в рефлексивной позиции. Понимание субъектного опыта других. Осознание стратегий и установок учителя.

Поле взаимодействия Совместная деятельность педагога и обучающихся по поводу актуализации и анализа субъектного опыта в рефлексивной позиции.

Результат взаимодействия Структура субъектного опыта учащихся (ценностные отношения, знания и умения).

Конструктивно- организационная стадия

Принципы диалога: свободный обмен мнениями между равноправными собеседниками; выявление позиции и аспекта видения каждого участника коммуникации; возбуждение самопознания (рефлексии) посредством целенаправленных вопросов; применение иронии и шутки как способа активизации мышления; применение аналогий; выявление противоречий на уровне схематизации.

Конструктивные и неконструктивные воздействия учителя. п/пп/п Неконструктивные (не интенсифицирующие) воздействия Конструктивные (интенсифицирующие) воздействия) 1 Окружающая действительность (изучаемый предмет) показывается Окружающая действительность (изучаемый предмет) предъявляется 2 Выдаётся готовая инструкция.Инициирует к конструированию плана действий. 3 Проблемная ситуация ставится и решается учителем. Проблемная ситуация ставится и решается совместно с учащимися. 4 Даются только самые общие рекомендации («работать», «запомните», «будьте внимательны » и др.) Анализируются конкретные ситуации, подчёркивается важность информации для жизни, развития. 5 Даётся оценка только в форме «правильно-неправильно» Оценивается по множеству критериев. 6 Предъявляются универсальные требования. Индивидуализируются требования

Действия учителя Определение интенсифицирующего воздействия Реализация интенсифицирующего воздействия.

Действия ученика Восстановление прежнего опыта в рефлексивной позиции Построение отношения к прежнему опыту Выделение в индивидуальном опыте «сильных» сторон и недостатков Опора на свои индивидуальные ресурсы в процессе поиска общих ориентиров деятельности.

Поле взаимодействия Совместная деятельность учителя и обучающихся по поводу построения учащимися своей деятельности.

Результат взаимодействия Самоопределение участников образовательного процесса в предстоящей деятельности.

СТАДИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ Смысл деятельности на этой стадии состоит в педагогической поддержке учащихся. Такая педагогическая поддержка предполагает реализацию учителем разнообразных организационных, контрольных и регулирующих действий.

Стабилизирующие приёмы поощрение учащихся к самостоятельному поиску нужных решений учебных задач; создание условий для выбора школьниками учебных заданий и форм работы; оказание дозированной помощи учащимся; побуждение учащихся к самостоятельному оцениванию результатов своей работы и их коррекции.

Действия учителя реализация обратных связей консультирование обучающихся

Действия ученика планирование собственной деятельности; реализация плана; кооперирование с другими субъектами по поводу достижения целей совместной деятельности.

Поле взаимодействия Совместная деятельность учителя и обучающихся по поводу реализации поставленных целей.

Результат взаимодействия Достижение целей совместной деятельности и своей деятельности.

СТАДИЯ СИСТЕМНОЙ РЕФЛЕКСИИ

рефлексия обучающимися своего учебного опыта; рефлексия обучающимися своей деятельности; рефлексия обучающимися общения и совместной деятельности; рефлексия обучающимися своей личности; рефлексия обучающимися деятельности учителя; рефлексия учителем своей деятельности и деятельности учащихся

Алгоритм осуществления системной рефлексии «Я» – как чувствовал себя в процессе учебной деятельности, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли собой. «Мы» – на сколько комфортно работалось мне в малой группе, я помогал товарищам – они помогали мне, чего было больше, какие у меня были затруднения в общении с группой. «Дело» – я достиг цели учения, мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы (просто интересно, в чём я затруднялся, как мне преодолеть свои проблемы).

Действия учителя Инициирование системной рефлексии Активизация системной рефлексии

Действия ученика Рефлексия своей деятельности Рефлексия как субъекта общения Рефлексия деятельности учителя

Поле взаимодействия Совместная рефлексивная деятельность учителя и обучающихся по поводу проведённой работы.

Результат взаимодействия Оценка степени достижения целей совместной деятельности и индивидуальной деятельности.

Саморефлексия учителя. Каким видят меня мои воспитанники? Чувствуют ли они мою любовь? Верят ли они мне? Думают ли они, что я их понимаю? Есть ли у них основания считать меня другом? Справедлив ли я? Нравится ли им, как я с ними общаюсь? Хотел бы я, чтобы они разговаривали со мной, как я сними? Хотел бы я, чтобы меня так воспитывали, как я их? Каких тем я избегаю в разговоре с ними? Почему? Чувствуют ли они себя понятыми, принятыми? От чего они страдают? Знаю ли я всё об их переживаниях?

Спасибо за внимание!