ХОТИМ МЫ ТОГО ИЛИ НЕ ХОТИМ, СЕГОДНЯ СТАНОВИТСЯ ПРОШЛЫМ, А ЗАВТРА – НАСТОЯЩИМ. В. С. ЛАЗАРЕВ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Advertisements

Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
1 ФГОС НОО Содержание Примерной основной образовательной программы НОО.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
ФГОС НОО Примерная основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральный.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Основные образовательные программы начального общего образования школ: первые результаты анализа Копотева Г.Л.
. Разработка основ образовательной программы образовательного учреждения с учетом требований федеральных образовательных стандартов и специфики образовательного.
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения Медникова Л.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 10 – 12 марта 2010 года.
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
ФГОС НОО Родительское собрание МОУ Саккуловская СОШ 2011.
О подготовке к переходу на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Корректировка программы Согласно Закону Об образовании ФГОСу начального общего образования в каждом ОУ должна быть разработана ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Транксрипт:

ХОТИМ МЫ ТОГО ИЛИ НЕ ХОТИМ, СЕГОДНЯ СТАНОВИТСЯ ПРОШЛЫМ, А ЗАВТРА – НАСТОЯЩИМ. В. С. ЛАЗАРЕВ

5 ноября 2008 года Президентская инициатива: «Наша новая школа» Послание Федеральному Собранию

5 пунктов президентской инициативы 1. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов 2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности 3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей 4. Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно 5. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения

1 этап –подготовка педагогического коллектива к проектированию (изучение нормативных документов); Педагоги должны быть достаточно информированы о концепции, содержании и условиях реализации ФГОС второго поколения. Педагоги также должны иметь представление об особенностях проектной деятельности (целях, этапах, требованиях к промежуточным и окончательным результатам, их оформлению и т.д.).

2 этап – изучение социального заказа (государство, родители, дети); Характеристика социального заказа: -Ученик должен обладать не только определенным объемом знаний по предметам, но и эрудицией, высоким уровнем сформированности самостоятельности, способности к самообразованию, уметь брать на себя ответственность за свое образование и духовно-нравственное развитие, максимально раскрывать свой творческий потенциал, не просто приспосабливаясь к изменчивым реалиям социума, а активно участвуя в позитивном преобразовании общества.

3 этап – формирование рабочей группы по разработке проекта: определить состав рабочей группы; назначить руководителя рабочей группы; определить порядок ее работы; поставить перед группой общую задачу и задачу следующего этапа.

Результаты 3 этапа- назначен руководитель рабочей группы; определен список участников рабочей группы; обеспечена подготовка рабочей группы к разработке проекта модернизации начальной ступени образовательного учреждения; определены задачи членов рабочей группы по разработке проекта модернизации начальной ступени образовательного учреждения.

4 этап На этом этапе должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?»

Для этого необходимо определить, какие изменения требуется произвести: в образовательных целях; в учебном плане; в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности; в образовательных технологиях; в условиях реализации образовательных программ; в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

5 этап - разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы

6 этап- разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы

7 этап-экспертиза и утверждение разработанного проекта.

Главная задача руководителя - предельно четко сформулировать представление о школе будущего и наметить конкретные пути, средства, в том числе и создать условия, для достижения желаемого состояния.

Санитарно-гигиеническое благополучие образовательной среды - соответствие условий физического воспитания гигиеническим требованиям; обеспеченность горячим питанием, наличие лицензированного медицинского кабинета, динамического расписания учебных занятий, учебный план, учитывающий разные формы учебной деятельности и полидеятельностное пространство; состояние здоровья учащихся.

Информационно-техническое обеспечение образовательного процесса – обоснованное и эффективное использование информационной среды (локальной среды, сайта, цифровых образовательных ресурсов, мобильных компьютерных классов, владение ИКТ- технологиями педагогами) в образовательном процессе;

Правовое обеспечение реализации ООП – наличие локальных нормативно-правовых актов и их использование всеми субъектами образовательного процесса; Материально-техническое обеспечение образовательного процесса – обоснованность использования помещений и оборудования для реализации ООП.

Программно -методическое обеспечение образовательного процесса – обоснование использования списка учебников для реализации задач ООП; наличие и оптимальность других учебных и дидактических материалов, включая цифровые образовательные ресурсы, частота их использования учащимися на индивидуальном уровне.

Управление образовательным процессом – наличие баланса между внешней и внутренней оценкой (самооценкой) деятельности всех субъектов образовательного процесса при реализации ООП, участие общественности (в том числе родительской) в управлении образовательным процессом;

Кадровый потенциал – наличие педагогов, способных реализовать ФГОС. Диагностика готовности учителей к работе по ФГОС.

Учитывая новые требования к профессиональной компетенции педагога, руководителю образовательного учреждения необходимо организовать обучение педагогов как в самом образовательном учреждении (корпоративная форма обучения на рабочем месте), так и во внешних учреждениях дополнительного профессионального образования.

1. необходимо ознакомить педагогов со всеми нормативными документами, касающимися перехода на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения; 2. с программно-методическим обеспечением образовательного процесса; 3. с особенностями планирования и контроля учебных достижений; 4. с новыми технологиями обучения, позволяющими реализовать системно- деятельностный подход.

1. В чем новизна в определении целей, задач, содержания образования, заявленных в декларируемых установочных документах федерального государственного образовательного стандарта нового поколения ? 2. Как понимать результаты общего образования в рамках концепции новых стандартов ? 3. Как опираться на существующие учебно- методические комплексы при реализации стандартов нового поколения ?

Лекции - обучение с помощью вербальных (словесных) средств передачи профессиональных знаний преподавателем Семинары - обучение в процессе переработки, систематизации и воспроизведения информации, полученной в лекции или самостоятельно Моделирование - проигрывание производственных и педагогических ситуаций с помощью разработки их моделей, воспроизводящих реальные условия работы Анализ ситуаций - моделирование и анализ типичных педагогических ситуаций и способов их решения Педагогические чтения - обучение в ходе ознакомления с информацией об опыте лучших работников школы

Обучение на собственных открытых уроках - обучение в процессе подготовки урока по новому стандарту вместе с консультантом или наставником и в процессе его анализа вместе с посещавшими урок специалистами; Педагогические мастерские - обучение в процессе совместной разработки образцов профессиональной деятельности (планов уроков, учебных планов и программ и т.д.) под руководством одного из наиболее опытных и знающих учителей; Самоанализ и самооценка - обучении в процессе анализа и оценки своей деятельности по разработанным критериям; проводится примерно за неделю-две до экспертной оценки; Участие в управлении реализацией проекта введения ФГОС, работа в составе методического объединения;

Круглые и дискуссионные столы по проблемам - обучение в ходе организуемых дискуссий по проблемам введения ФГОС: самостоятельных выступлений и выслушивания различных альтернативных точек зрения; Проблемно-деловые игры - обучение в ходе решения актуальной проблемы введения ФГОС в процессе специально организованной игровой деятельности ; Ролевые игры - обучение с помощью моделирования ролевого поведения: постановка обучаемого на чье-либо место с целью приобретения в ходе проигрывания его роли опыта требуемого поведения или деятельности ; Рефлексивно-ролевые игры - обучение в ходе ролевой игры с помощью переоценки (рефлексии) чьего-либо или собственного опыта деятельности по совместно разработанным критериям его эффективности;

Уроки-панорамы - обучение в качестве участника урока, который ведет коллега, а также в качестве участвующего в его последующем обсуждении, а также в качестве участвующего в его последующем обсуждении; Тренинги умелой деятельности - обучение в группе в процессе специально организованных упражнений, закрепляющих вырабатываемые умения, например, по общению, ведению дискуссий и т.д. Обучение в группе - обучение в процессе выполнения задач, поставленных перед группой сотрудников за счет общения, выполнения групповых поручений.

Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно Основная образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ Примерная основная образовательная программа разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов Разработка примерных основных образовательных программ обеспечивается уполномоченными федеральными государственными органами Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования могут принимать участие в разработке примерных основных образовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) 28

Представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности образовательного учреждения.

ФГОС НОО СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НОО РАЗДЕЛ 1Пояснительная записка должна раскрывать: цели реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения; общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования. 30

Планируемые результаты - система обобщенных личностно- ориентированных целей образования, обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, являются основой для разработки основных образовательных программ начального общего образования образовательных учреждений являются содержательной и критериальной основой для разработки учебных программ и учебно-методической литературы, системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы 31

Базисный учебный план - нормативная основа для разработки учебного плана образовательного учреждения Базисный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей в том числе и внеурочную деятельность В учебном плане образовательного учреждения отражаются основные показатели базисного учебного плана: состав учебных предметов; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; общий и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся; направления внеурочной деятельности, формы ее организации, а также привлекаемые для ее реализации ресурсы 32

Примерная программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования: устанавливает ценностные ориентиры начального образования; определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте; выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию. 33

является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. концептуальной и методической основой разработки образовательным учреждением собственной программы Структура: Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников Основные направления и ценностные основы духовно- нравственного развития и воспитания Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания 34

комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. 35

объектом системы оценки содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты функциями являются: ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование (управление) системы образования 36

разработана и утверждена основная образовательная программа; нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС, в том числе разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ; приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников; определен список учебников и учебных пособий ;

определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся; разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов; обеспечены кадровые, финансовые, материально- технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Рабочая программа- документ, созданный на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач Образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного предмета.

составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или курсу (элективному, факультативному, курсу дополнительного образования)

Рабочая программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно для каждого класса (параллели)

1. титульный лист (название программы); 2. пояснительная записка; 3. содержание тем учебного курса; 4. календарно-тематический план; 5. требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе; 6. перечень учебно-методического обеспечения; 7. список литературы (основной и дополнительной). 8. аннотация, приложения к программе.

На титульном листе указывается: наименование образовательного учреждения (полностью); поля для согласования/утверждения программы; название Программы (предмет, курс); адресность (класс или ступень обучения); уровень обучения (базовый или профильный) сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория или разряд); название населенного пункта, в котором реализуется рабочая программа; год разработки рабочей программы.

Описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД обучающихся Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД Описание преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

Программа представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы

цель и задачи основные направления принципы основное содержание виды деятельности и формы занятий с обучающимися условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся. планируемые воспитательные результаты.

реализация национального воспитательного идеала - «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Выбор приоритетов Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

Муниципальное образовательное учреждение Вольгинская средняя общеобразовательная школа Программа оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования 2010

Систему оценки личностных результатов Оценку метапредметных результатов Оценку предметных результатов

Что диагностируемМетоды оценкиКонтингент учащихся Ответственный Логические операции Психологическое тестирование 1-4 классСоциальный педагог Умение использовать знаково-символические средства Методика «Кодирование» 1 классУчитель начальных классов Развитие регулятивных действий Задача «Выкладывание узоров из кубиков» 1 классУчитель начальных классов Выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля Психологическая диагностика Психолого- педагогическое наблюдение 1-4 класс Учитель начальных классов Умение работать с информацией Наблюдение1-4 классУчитель начальных классов Коммуникативные действия Типовые задачи для оценки коммуникативных действий Психолого- педагогическое наблюдение 1-4 классУчитель начальных классов

Кто я и чего хочу Чему я научился на ВСЕХ предметах» Чему я научился на РАЗНЫХ предметах Достижения ВНЕ учебы

Внеурочная деятельность составляет 1350 учебных часов (при 5-дневной и 6-дневной учебной неделе), отводимых на обеспечение индивидуальных запросов и потребностей учащихся и их семей (в том числе этнокультурных),

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Общеинтел лектуальное направление Общекуль турное направление Социальное направление Духовно- нравственное направление Спортивно- оздоровительное направление

Место в образовательном пространстве Субъекты в образовательном пространстве Формы организации пространства Кабинет информатикиУчитель ученики Поисковые и научные исследования, просмотр фильмов Пришкольная площадкаУчитель ученики Проекты Внешкольное пространство Учитель, родители, ученики Экскурсии, исследования

Место в образовательном пространстве Субъекты образовательного пространства Формы организации пространства Классный кабинетУчитель ученики Групповые занятия, социально-ролевая игра Школьный краеведческий кабинет Учитель русского языкаПрезентации Внешкольное пространство Учитель, родители, ученики Экскурсии

Место в образовательном пространстве Формы организации пространства Кабинет ИЗОУчитель ученики Проекты, групповые занятия Пришкольная площадкаУчитель ученики Экскурсии, социально- ролевая игра Актовый залУчитель, родители, ученики Презентации, ярмарка

Место в образовательном пространстве Субъекты образовательного пространства Формы организации пространства Классный кабинетУчитель ученики Групповые занятия Актовый залУчитель, родители, ученики Презентации Учреждения поселкаУчитель, родители, ученики Экскурсии

Место в образовательном пространстве Субъекты образовательного пространства Формы организации пространства Спортивный залУчитель, воспитатель ГПД, ученики Групповые занятия Пришкольный стадионУчитель ученики Дни здоровья, физкультурные праздники, массовые соревнования Тренажерный залУчитель ученики Групповые занятия

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Материалы, обеспечивающие реализацию стандарта

«Расстояние неважно, важен первый шаг»