Цели урока: познакомить учащихся с понятием «фольклор»; раскрыть его художественные особенности, показать его роль в жизни и культуре человека; закрепить.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Литература Тема урока: Устное народное творчество.
Advertisements

Колыбельная песня Подготовила: студент 4 курса группы 406 Степанян Л. А.
Занятие по детской литературе по теме "Жанры детского фольклора"
Выполнила:Чугунова Л.В., учитель русского языка и литературы МОУ Кузнецовской основной школы.
С.С.Хайбрахманова МБОУ «СОШ 10» Тема урока -повторить малые жанры фольклора; показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок, объяснить их.
Устное Народное Творчество. Фольклор Искусство народа, или фольклор (происходит от английских слов folk- народ, lore- мудрость, знание, то есть народное.
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Бобровская средняя общеобразовательная школа» Подготовила: Пожидаева А.В.Бобровка 2011 г.
Жизнь человека в русском фольклоре. Малые жанры фольклора (младенчество, детство). Учитель русского языка и литературы ГБОУ ООШ пос. Пионерский Авдеева.
ФОЛЬКЛОР – устное народное творчество Фольклор – английское слово, folk – народ, lore – творчество. Фольклор- это: Песни, частушки Игры, считалки.
КОЛЫБЕЛЬНАЯ лирическая, задумчивая песня, сопровождающая укачивание ребенка. Краткий музыкальный словарь.
Малые жанры фольклора.. Колыбельная песня. Спи, посыпай, Боронить поспевай. Мы те шапочку купим, Зипун сошьем, Зипун сошьем, Боронить сошлем В чистые.
Устное народное творчество Тест по литературе для учащихся 5 класса.
Детский фольклор Работа : Шарофеевой Кати 7 В. Виды детского фольклора Пестушка - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.
Три маленькие тайны Урок о загадках 5 класс. Загадка Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи собирает.
Тема урока: «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО». Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 241 Ларченко Светлана Валерьевна сентябрь.
Ц ЕЛЬ : Узнать, что такое потешки, для кого и когда они создавались. З АДАЧИ : Узнать о возникновении потешек. О чём потешки? Как используются потешки.
-Что же за всадников увидела Василиса в лесу? - Как вы догадались об этом?
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ГАЛКИНОЙ ТАТЬЯНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ МОУ «ООШ с. Междуречье»
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ МИРА Русская народная колыбельная Выполнили: команда «СОКОЛЯТА» МБОУ «СОШ с.Озерки Калининского района Саратовской области» 14dc2523.
Понятие о фольклоре. Детский фольклор. Малые жанры фольклора.
Транксрипт:

Цели урока: познакомить учащихся с понятием «фольклор»; раскрыть его художественные особенности, показать его роль в жизни и культуре человека; закрепить знания учащихся о художественных отличиях жанра фольклора; углубить представление о национальном своеобразии и общечеловеческом значении фольклора; дать представление; развивать речь и кругозор учащихся; воспитывать уважительное отношение к культуре предков.

Проверка домашнего задания Корень учения горек, да плод его сладок. Повторенье – мать ученья. Ученье – свет, а неученье – тьма. Не учась и лаптя не сплетёшь. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Красна птица перьем, а человек ученьем. Учись доброму, так худое на ум не пойдёт. Нетрудно сделать, да трудно задумать.

Фольклор – устное народное творчество. У русского народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство – его опыт, его фольклор. За века бабушки, матушки, нянюшки сложили много песенок, потешек и говорушек.

Колыбельная песня один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.

Баю-баюшки-бай-бай! Поди, бука, под сарай, Мого Ваню не пугай. Я за веником схожу, Тебя, бука, прогоню. Поди, бука, куда хошь, Мого Ваню не тревожь!

Свое название пестушки получили от слова пестовать – нянчить, холить, ходить за кем- нибудь. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Потягушечки! Порастушечки! Поперек толстушечки, Руки – хватушечки. Ноги – бегушечки.

Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки. Что вы ели? Кашку. Пили? Простоквашку. Простоквашка вкусненька, Кашка сладенька, Бабушка добренька! Попили, поели, шу-у-у… Домой полетели, На головку сели, Ладушки запели. Постепенно пестушки сменяются потешками – так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками.

Жаворонки, перепёлушки, Птички ласточки, Прилетите к нам! Весну ясную, весну красную Принесите нам: На жёрдочке, на бороздочке, И с сохой, и с бороной, И с кобылой вороной, С пряльцем, с донцем, С кривым веретёнцем! Зима нам надоела, Хлеб и соль поела, Ручки-ножки познобила, Скотинушку поморила!

СЧИТАЛКА жанр детского фольклора, рифмованная или нерифмованная игровая прелюдия, задача которой распределить роли в предстоящей игре. На златом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной - Кто ты будешь такой? Говори поскорей, Не задерживай Добрых и честных людей!

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

простое описание предмета: Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. содержит элемент сравнения: Не куст – а с листочками, Не рубашка – а сшита, Не человек – а рассказывает. содержит иносказание: Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

Сам алый, сахарный, Кафтан зелёный, бархатный. Золотое решето Чёрных домиков полно. В огороде стоит, Ничего не говорит, Сам не берёт И воронам не даёт.

ПРО ТЕЛЕФОН: …, а не будильник, …, а не радио. ПРО ЛИМОН: …, а не … Составьте загадки по образцу:

1) устно ответить на вопрос 3 на стр. 8; 2) определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся примеры на стр. 8 в разделе «Обогащаем устную речь». Домашнее задание: