Тексты изложений Развитие речи Из опыта работы Степаненко Валентины Ивановны, учительницы начальных классов высшей категории Лахденпохской средней школы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тексты изложений Развитие речи Из опыта работы Степаненко Валентины Ивановны, учительницы начальных классов высшей категории Лахденпохской средней школы.
Advertisements

Кижи – остров сокровищ. Кижи – остров сокровищ. Остров Кижи знаменит тем, что на нём расположен замечательный памятник деревянного зодчества. Главное.
«Ты тоже родился в России В краю полевом и лесном…»
«Мир вокруг нас» 4 класс. Карелия находится на северо-западе нашей страны. Её площадь172,4 кв.км. Протяжённость с севера на юг – 670 км, с запада на восток.
Автор-составитель: Печенкина Светлана Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ 44» Миасский городской округ 2015 г. 2 класс УМК любой.
Тема: Осенью в лесу. Цель: Развитие связной речи. Задачи: - познакомить с названиями осенних грибов; - развивать воображение; - повторить темы: «Имя существительное»,
Автор-составитель: Печенкина Светлана Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ 44» Миасский городской округ 2014 г. 2 класс УМК любой.
Автор-составитель: Печенкина Светлана Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ 44» Миасский городской округ 2014 г. 2 класс УМК любой.
Автор-составитель: Печенкина Светлана Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ 44» Миасский городской округ 2015 г. 2 класс УМК любой.
Карелия Подготовил ученик 8 «А» класса Егоров Владимир.
Интегрированный урок по предмету «Окружающий мир» в 3 классе Учитель МОУ «Лахденпохская СОШ» Степаненко Валентина Ивановна.
Историческая викторина «Россия – Родина моя» (2-е классы) Подготовили: Гулая Л.В., Павленко М.Ю., Будянская Л.А.
Калевала В прошлом - Ухта Сосновая мука, мох, пшеничная мука Такая пропорция муки и коры была возможна для карел только в благополучные времена: обычно.
Пейзаж родной земли Каждый народ любит природу родной страны. О её красоте поют песни, пишут стихи и картины… Самая красивая для человека природа там,
Мартюкова Н. День Победы. Война началась в 1941 году. Было тяжёлое время. Много потерь понесла наша страна. Люди помогали раненным солдатам. И даже дети.
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ Кожемякина Наталья Ивановна МДОУ д/с 141 воспитатель высшей категории.
Животные тайги Ученики 3 «А» класса МОУ Гимназия 2 МАНЫШЕВ ДМИТРИЙ ЧЕРНЕГА ДАНИЛА НОСКОВ МАКСИМ.
УДИВИТЕЛЬНАЯ КАРЕЛИЯ наглядное пособие по географии 8 класса Подготовлено учителем географии МБОУ «СОШ 25 г.Салаира» Чепаиновой Е.Г.
Растительный мир. Водоросли-жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Другие имеют вид тонких шелковистых нитей.
О чём может рассказать герб Окружающий мир 4 класс (10-11 лет) МКОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа» Автор Степаненко Валентина Ивановна,
Транксрипт:

Тексты изложений Развитие речи Из опыта работы Степаненко Валентины Ивановны, учительницы начальных классов высшей категории Лахденпохской средней школы 2

Разнообразна по содержанию социально-ориентационная деятельность, в процессе которой у детей в начальных классах формируется отношение к обществу, Родине, своему народу,его традициям, языку, к природе, к себе как гражданину. В ходе названной деятельности дети знакомятся с общественным устройством своей страны, её общественным устройством своей страны, её государственным строем, символикой, узнают о своих правах. Начальная школа – это время формирования человеческой личности. Формирования личности идёт не только во время внеклассной работы, но и на каждом уроке. Специфика работы учителя начальной школы в том, что он преподаёт не один предмет, а все предметы учебного плана. На каждом уроке можно найти возможность решать проблему воспитания гражданина и патриота своей Родины. Хочу рассказать, как я использую уроки по развитию речи в своей работе для достижения этой цели на основе местного краеведческого материала. Эти уроки разработаны и подготовлены мною на протяжении нескольких лет.

Понятие об изложении учащиеся получают во втором классе и на протяжении учебного года упражняются в письменном пересказе текста по вопросам учителя. Есть три способа работы с текстом. Поработав над содержанием текста, предложить учащимся план в виде небольших подробных вопросов, требующих для ответа 1-2 слов, которые помещены рядом с вопросом. В вопросе также подчеркивается слово, с которого необходимо начинать ответ на вопрос. Второй вариант предполагает запись на доске только самих вопросов без опорных слов для ответа на них. Третий вариант может быть использован в классах с хорошей речевой подготовкой учащихся. Здесь используется не подробный вопросник, а вопросный план, которым могут служить вопросы, предлагаемые для беседы по содержанию и ответ на которые будет состоять не из одного, а из 2-3 предложений. В третьем классе осуществляется обучение подробному изложению по готовому или коллективно составленному плану. В четвёртом классе изложение может быть подробным или сжатым. Подготовка к написанию изложения включает не только работу над орфограммами, но и словарно-лексическую работу. При отборе текстов учитывалась их воспитательная направленность и познавательная ценность. Они знакомят учащихся с явлениями природы, жизнью животных и растений, памятными местами и природными памятниками Карелии.

Вопросы: 1. Как называется картина? 2. Кто её написал? 3. Что изобразил художник на своей картине? (огромные глыбы скал) 4. На что они похожи? (на древний замок) 5. Что мы видим рядом со скалами? (ветви могучих деревьев) 6. Что виднеется за скалами? (тихая гладь залива) 7. Что воспевает в своей картине художник? (суровую красоту нашего края) Опишите картину И.Шишкина « Вид на острове Валааме».

Заповедник «Кивач». Заповедник создан в 1931 году. Лес – основное богатство заповедника. Здесь растут ель, сосна, карельская берёза, осина, вяз, чёрная ольха. Очень богат животный мир заповедника. Здесь водятся бурые медведи, белки, зайцы, лисицы, рыси, куницы, росомахи. Учёные ведут в заповеднике опыты по изучению леса. В заповеднике запрещена охота и рыбная ловля, рубка деревьев. На его территории находится знаменитый водопад «Кивач», давший имя заповеднику. Вставьте пропущенные буквы в словах: с.сна, б.рёза, м.дведи, л.сицы, л.сов, д.ревья, запр.щено. Запомните, как пишутся слова: заповедник, богатство, учёные. Заповедник – это уголок природы, где под особой охраной находятся лес, звери, птицы и рыбы. 1. В каком году был создан заповедник? В 1931году 2. Что является основным богатством Лес заповедника? 3. Какие деревья растут в заповеднике? Ель, сосна, карельская берёза, вяз, осина, чёрная ольха 4. Какие животные здесь водятся? Бурые медведи, белки, зайцы, лисицы, рыси, куницы, росомахи 5. Что проводят учёные в заповеднике? Опыты 6. Что запрещено в заповеднике? Охота, рыбная ловля, рубка лесов 7. Что находится на его территории? Водопад «Кивач»

Ладожское озеро. Самое большое озеро Карелии – Ладожское озеро. Южные берега Ладожского озера низкие и песчаные, а северные берега - высокие и скалистые. Весной и осенью на озере часто бывают сильные бури и штормы. Вода Ладожского озера чистая и пресная. В его водах водится лосось, форель, палия, осётр, щука, сиг, ряпушка, корюшка. На Ладожском озере около пятисот островов. Самые красивые – Валаамские. 1.Какое самое большое озеро Карелии? Ладожское 2. Какие берега низкие и песчаные? Южные 3. Какие берега высокие и скалистые? Северные 4. Когда бывают сильные бури и штормы? Весной и осенью 5. Какая вода в озере? Чистая и пресная 6. Какая рыба водится в водах Ладоги? Лосось, форель, палия, осётр, щука, сиг, ряпушка, корюшка 7. Сколько островов на Ладожском озере? Около пятисот 8. Какие самые красивые? Валаамские

Карельская берёза. Карельская берёза – это жемчужина наших лесов. Ствол карельской берёзы покрыт бугорками и наплывами. Она ценится своей красивой древесиной. Её древесина идёт на отделку мебели. Из карельской берёзы делают шкатулки и другие художественные изделия. Многие лесные хозяйства выращивают карельскую берёзу в лесных питомниках из семян. Лесоводам помогают школьники. Карельская берёза занесена в Красную книгу. 1. Что такое карельская берёза для наших лесов? жемчужина 2. Чем покрыт её ствол? бугорками и наплывами 3. Чем она ценится? древесиной 4. Куда идёт её древесина? на отделку мебели 5. Что из неё делают? художественные изделия 6. Где выращивают карельскую берёзу? в лесных питомниках 7. Кто им помогает? школьники 8. Куда занесена карельская берёза? в Красную книгу

Клюква. Адрес клюквы – моховое болото. Там хозяйничает мох сфагнум. Он всё болото заполонил, все деревья и кусты задушил. А вот клюкву одолеть не смог. Снизу мох отмирает, а сверху растёт. Вместе с ним, точно лёгкий поплавок на зелёной волне, поднимаются стелющиеся стебельки клюквы. Когда клюква созреет, кажется, будто кто-то рассыпал красные бусы по зелёной бархатной скатерти. Клюква – кислая и очень полезная для здоровья ягода. В ней много витаминов. Собирают её поздней осенью. Но не все знают, что самой хорошей клюква станет тогда, когда пролежит морозную зиму под снегом Примерный план. 1. Адрес клюквы. 2. Как растёт клюква. 3. Клюква – полезная ягода Запомните, как пишутся слова: сфагнум, стелющиеся. Разберите по составу слова рассыпал, снизу, сверху, поплавок. Подберите имена прилагательные, объясните написание окончаний: Болото (какое?) …, поплавок (какой?) …, на волне (какой?) …, ягода (какая?) …, по скатерти (какой?) …, осенью (какой?) …, станет (какой?) …, зиму (какую?) ….

Грибы Без грибов трудно представить себе природу Карелии. Среди редких берёз прячутся в траве крепкие боровики. Розовеют мокрые сыроежки. Краснеют нарядные мухоморы. В ельнике растут скользкие грузди. На низких пнях жмутся друг к дружке опята на тоненьких ножках. 1. Без чего трудно представить себе природу Без грибов Карелии? 2. Где прячутся крепкие боровики? Среди редких берёз 3. Что делают мокрые сыроежки? Розовеют 4. Что делают нарядные мухоморы? Краснеют 5. Где растут скользкие грузди? В ельнике 6. На чём жмутся друг к дружке опята? На низких пнях Проверьте согласные в словах: ре.ких, берё., кре.кие, сколь.кие, ни.ких, дру., дру.ке, но.ках. Подберите признаки к предметам: боровики (какие?) …, сыроежки (какие?) …, мухоморы (какие?) …, грузди (какие?) …. Укажите слова, которые описывают действия грибов: боровики (что делают?) …, сыроежки …, мухоморы …, грузди …, опята ….

Лось. Лось – большой лесной зверь. Он ест траву и ветки. Зимой трава засыпана снегом. Тяжело животным добывать пищу. Лесники подвозят им ветки и соль. Взрослым помогают школьники. 1. Кто такой лось? Большой лесной зверь 2. Что он ест? Траву и ветки 3. Чем засыпана трава зимой? Снегом 4. Что тяжело добывать животным? Пищу 5. Что подвозят им лесники? Ветки и соль 6. Кто помогает взрослым? Школьники Объясните, какими буквами обозначена мягкость согласных в словах: лось, большой, зверь, добывать, соль, школьники.

Кижи – остров сокровищ. Остров Кижи знаменит тем, что на нём расположен замечательный памятник деревянного зодчества. Главное сооружение Кижского ансамбля – двадцатиглавая Преображенская церковь. Высота её 35 метров. Замечательные мастера построили церковь без единого гвоздя. Рядом стоит Покровская церковь. Между ними расположена высокая колокольня. В Кижи каждое лето приезжают туристы из разных уголков нашей страны. Привлекают Кижи и туристов из зарубежных стран. Мы гордимся Кижами! Примерный план. 1. Чем знаменит остров Кижи? 2. Описание Кижского ансамбля. 3. Кижи привлекают туристов. Разберите по составу слова деревянного, построили, приезжают, привлекают. Названия церквей Преображенская, Покровская. Обратить внимание, как пишутся слова сооружение, двадцатиглавая, колокольня, зодчество.

Наша столица. Оля с мамой поехали в Петрозаводск. Девочке очень хотелось увидеть столицу Карелии. Ехали поездом. На привокзальной площади было много людей, стояли автобусы, троллейбусы, такси. Оля с мамой сели в троллейбус. Он катился по широкой улице- проспекту Ленина. По сторонам росли липы, стояли красивые дома. Вот Петрозаводский университет, гостиница «Северная», кинотеатр «Победа». Назовите слова, написанные с большой буквы. Проверьте написание безударных гласных в корнях слов: х.телось, по.здом, ст.яли, к.тился, ст.р.нам, р.сли, д.ма. Обратите внимание на написание слов: республика, троллейбус, проспект, универмаг. План. 1. Поездка в город Петрозаводск. 2. На привокзальной площади. 3. Проспект Ленина

Синеглазая Карелия. Наша республика называется Карелия. На земле Карелии много рек и озёр. Озёра – глаза земли, которыми она глядит в небо. Поэтому Карелию называют синеглазой. Все реки Карелии очень красивые. Воды карельских рек прозрачны. Это Шуя и Суна, Водла и Кемь. Наши реки не длинные, но довольно быстрые и бурные. На них много порогов и водопадов. Из-за бурного течения реки не замерзают даже в сильные морозы. 1. Как называется наша республика? Карелия 2. Чего много на земле Карелии? Рек и озёр 3. Как называют озёра? Глазами земли 4. Как поэтому называют Карелию? Синеглазой 5. Какие реки Карелии? Очень красивые 6. Какие воды наших рек. Прозрачны 7. Опишите реки Карелии. Не длинные, быстрые, бурные. Много порогов и водопадов. 8. Почему реки не замерзают? Из-за бурного течения Укажите слова, которые необходимо писать с большой буквы. Почему? Обратите внимание на написание слов: из-за, поэтому, синеглазая, прозрачны, довольно, течения. Вставьте пропущенные буквы в словах: з.мле,.зёра, гл.за, гл.дит, зам.рзает.

Герб Карелии. Герб – это условное изображение. Он является символом государства, города. Герб обязательно отражает исторические традиции и составляются по определенным правилам. Герб Карелии выполнен на трёхцветном щите варяжского типа. На нём изображён разъярённый медведь. Красный цвет символизирует пролитую кровь, синий – карельские реки и озёра, зелёный – леса Карелии. 1.Что такое герб? условное обозначение 2. Чем он является? символ государства 3. Что отражает герб и как он составляется? исторические традиции, по определённым правилам 4. На чём выполнен герб Карелии? на трёхцветном щите варяжского типа 5. Кто на нём изображён? разъярённый медведь 6. Что символизируют цвета? красный – пролитую кровь, синий – реки и озёра, зелёный – леса Карелии

Герб Лахденпохского района. Герб Лахденпохского изображён на трёхцветном щите варяжского типа. В верхней части щита изображён корабль. Это символ мореплавания и торговли. В правой части изображён сноп. Сноп говорит о том, что наш район сельскохозяйственный. В левой части изображены летящие журавли. Журавли стали символом благоразумия. Правая часть поля переходит в стилизованное изображение сосны, а левая – ели. Это элементы государственного герба республики Карелия. Авторами герба Лахденпохского района являются директор школы Нейкен Л.Л. и преподаватель художественной школы Степаненко В. Я.

Вопросы к тексту. 1. На чём выполнен герб? на трёхцветном щите варяжского типа 2.Что изображено в верхней части? корабль 3. Что он символизирует? мореплавание и торговлю 4. Что изображено в правой части? сноп 5. О чём говорит сноп на гербе? сельскохозяйственный район 6. Что изображено в левой части? журавли 7. Символом чего стали журавли? благоразумия 8. Во что переходят правая и левая стилизованное изображение части поля? сосны и ели 9. Кто является авторами герба? директор школы Нейкен Л. Л. и преподаватель художественной школы Степаненко В. Я.

На Валааме. На Ладожском озере около пятисот островов. Но самые красивые – Валаамские. Красотой Валаам обязан камню, лесу и воде. Хвойные леса являются одним из главных богатств Валаама. На Валааме растёт много древесных пород, которых нет в природных условиях Карелии. На острове Валаам был основан один из известнейших монастырей – Валаам. Природа Валаама привлекала многих художников. Здесь побывали И. Шишкин, Ф. Васильев, А. Куинджи. В настоящее время сюда приезжает много туристов полюбоваться красотой острова. Примерный план. 1. Чем интересен остров Валаам. 2. Валаам- монастырь. 3. Валаам привлекает людей Обратить внимание на написание слов настоящее, известнейших, полюбоваться. Написать на доске И. Шишкин, Ф. Васильев, А. Куинджи.

Мой родной город. Мой родной город – Лахденпохья. Расположился он на берегу Ладожского озера в глубокой впадине на побережье Яккимваарского залива. Город вырос на месте древнего поселения Сиеклахти. Лахденпохья – очень красивый город. Особенно красив весной, когда распускается черёмуха, цветёт сирень. Наш город отличается своей архитектурой. Дома раскинулись между покрытых соснами скалистых холмов. Рядом с многоэтажными домами соседствуют деревянные постройки. В нашем городе живут замечательные люди. Приезжайте в Лахденпохья! Примерный план. 1. Место расположения нашего города. 2. Отличие нашего города от других городов. 3. Приезжайте к нам! Обратить внимание, как пишутся слова многоэтажные, деревянные, замечательные, Якимваарский залив, поселение Сиеклахти.

Рыбаки-поморы. Круглый год промышляют в Белом море рыбаки. Они ловят корюшку, сёмгу, беломорскую сельдь. Зимой охотятся на морского зверя. Это охота на тюленей и нерпу. Летом рыбаки собирают ещё и морские водоросли. 1.Где промышляют круглый год моряки? в Белом море 2. Какую рыбу они ловят? беломорскую сельдь, корюшку, сёмгу, 3. На какого зверя они охотятся зимой? на тюленя и нерпу 4. Что собирают рыбаки летом? морские водоросли Найти в тексте однокоренные слова: Из каких двух корней состоят слова беломорская и водоросли. море, беломорскую, морского, поморы.

«Калевала». Финский учёный Э. Лённрот часто бывал во многих деревнях Карелии. Он записывал народные песни о далёкой старине. Такие песни называются руны. Они похожи на русские былины. Знатоков и исполнителей рун называли рунопевцами. Руны Лённрот обрабатывал, дополнял. Так родилась замечательная книга «Калевала». «Калевала – это карело- финский эпос о подвигах и приключениях героев сказочной страны. Особое место занимает история борьбы народа солнечной страны Калевалы с жителями Похъёлы, края мрака и холода. В центре этой истории – борьба за чудесную мельницу Сампо. Главные герои – мудрый Вяйнямёйнен и кузнец Илмаринен. Герои «Калевалы» одерживают победу. Примерный план. 1. История создания «Калевалы» 2. Что такое «Калевала». 3. О чём говорится в эпосе. Э. Лённрот, рунопевцы, карело-финский эпос «Калевала», жители Похьёлы, мельница Сампо, мудрый Вяйнямёйнен, кузнец Илмаринен.

М. Пришвин в Карелии. Михаил Пришвин несколько раз бывал в Карелии. Он с интересом знакомился с жизнью людей, слушал и записывал сказки. Он любил бродить по лесу. С рыбаками плавал на лодке, охотился. М. Пришвин написал книгу о Карелии и её людях для детей. Она называется «Кладовая солнца». Книги писателя помогают нам лучше понять красоту родного края и полюбить его. Вопросы к тексту. Как часто бывал М. Пришвин в Карелии? (несколько раз) Чем занимался он в Карелии? (знакомился с жизнью людей, слушал и записывал сказки) Как называется книга, которую он написал для детей? ( «Кладовая солнца») Что дают нам его книги? (понять и полюбить красоту родного края)

Используемая литература. 1. А. А. Плешаков. Природа Карелии. Знай, люби, береги! Петрозаводск. «Карелия».1992 г. 2. Т. А. Бабакова. Младшим школьникам о природе Карелии. Петрозаводск. «Карелия» г. 3. А. Г. Блюдник. Младшим школьникам о Карелии. Петрозаводск. «Карелия» г. 4. Л. И. Шитикова. Край, в котором ты живёшь. Петрозаводск. «Карелия» г. 5. Л. Л. Нейкен. Лахденпохья. Петрозаводск. «Карелия» г.