Изобразительно- выразительные средства языка Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 2» г. Кимры Тверской обл. Телегина С. А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
Advertisements

Переносное значение слова: это значение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании какого-то.
Тема урока: Литература как искусство слова Основополагающий вопрос: Что делает художественную речь красивой и образной?
Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
Поэзия Что делает художественную речь красивой и образной?
Образ русской зимы в творчестве русских поэтов. снег мороз иней зима игры сугробы ёлка.
СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность. Глаза, как небо,
Употребление глаголов в речи. Чему учат данные пословицы? Умел ошибит..ся, умей поправит..ся. С умным знат..ся – ума набрат..ся. Кто любит трудит..ся,
Средства художественной выразительности Лебедева Ю.А. учитель начальных классов МОУ СОШ 56 г.Ярославль.
Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег. Афанасий Фет.
Тема: Художественные средства в литературе Тема: Художественные средства в литературе Выполнила ученица 10 класса Алмухамбетова Ирина.
Урок по развитию речи на тему: «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Зима»»
Зимний пейзаж УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 6 класс УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ Зимний пейзаж 6 класс.
Урок подготовила М.А.Игумнова, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории.
Описание природы. Зима. "И оживают картины природы…"
Сравнение метафора метонимия перифраз.. Сравнение – образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему.
Лошакова Екатерина ученица 6 б класса МОУ СОШ 103 Советского района города Волгограда Лошакова Екатерина ученица 6 б класса МОУ СОШ 103 Советского района.
С любовью к природе Выполнила: Дюсенгалиева Динара Рахметулловна заведующая МДОУ д/с «Радуга»
Средства художественной выразительности. Эпитет – это одно слово ( обычно прилагательное ) в переносном смысле, которое говорит об отношении автора к.
«Зима в произведениях русских поэтов, композиторов, художников» Урок литературы в 5 классе.
Транксрипт:

Изобразительно- выразительные средства языка Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 2» г. Кимры Тверской обл. Телегина С. А.

эпитеты статные осины высоко лепечут над нами; томительный свет белой ночи; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит… погубленных березок вялый лист, еще живой и клейкий, как сено из-под дождика, душист. (А. Т. Твардовский) Красочные определения предмета или явления (чаще всего выражены прилагательными)

Задание 1. Какие эпитеты использует автор для создания художественных образов? Сквозь волнистые туманы пробирается луна, На печальные поляны льет печально свет она. А.С. Пушкин Ночевала тучка золотая На груди утеса – великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя. М. Ю. Лермонтов Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый… М. Ю. Лермонтов

сравнение Там, как черная железная нога побежала, поскакала кочерга.(К. И.Чуковский) Мелкий грибной дождь… чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. (К. Г. Паустовский) Это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность.

Формы выражения сравнения : Сравнительным оборотом с союзами: как, будто, как будто, словно, точно ( В саду звезды раскидались, как красные, синие белые лепестки гиацинтов.) Существительным в творительном падеже ( Змейкой мчится по земле белая поземка. ( С. Маршак) Существительным в родительном падеже ( Лак на скрипке был цвета крови ) Сравнительной степенью ( Из мрака куст ползет, мохнатей медвежонка. ( В. Луговской) С помощью слов: похожий на, похож на, подобен, напоминает, схож с… ( Кленовый лист напоминает нам янтарь. ( Н. Заболоцкий) Придаточным сравнительным предложением ( Спина его ссутулилась, словно за шиворот сунули подушку ) Отрицанием, т. е. не сопоставлением, а противопоставлением Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, Мороз – воевода дозором обходит владенья свои. (Н. А. Некрасов )

Задание 2. Как сравнения позволяют поэтам добиться яркой выразительности? 1. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя… А. С. Пушкин 2. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит… А.С.Пушкин 3. Осыпался с березы лист И, как ковер, устлал дорогу… Идешь, как будто по водам, Нога шумит… А красных мухоморов ряд, Что карлы сказочные, спят… А. Н. Майков 4. Вода недвижнее стекла. И в глубине ее светло. И только щука, как стрела, Пронзает водное стекло. Н. Рубцов 5. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой, Подвязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку. С. Есенин

метафора Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно. А. С. Пушкин На холмах пушки, присмирев, Прервали свой голодный рев. А. С. Пушкин Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком… С. А. Есенин Употребление слова или выражения в переносном значении на основании сходства между предметами. Это сравнение неявное, скрытое.

Задание 3. Что помогают читателю увидеть, понять, представить метафоры в данных отрывках? Цветочная поляна – мой космодром. (В.Солоухин) Ель рукавом мне тропинку завесила. (А. Фет) И битвы поле роковое Гремит, пылает здесь и там. (А. С. Пушкин ) Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Ф. И. Тютчев Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Своим лучом приветливым касаясь Всех городов, поднявшихся вдали. Н. М. Рубцов

олицетворение Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит… Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя… С. Есенин Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся… А. Фет Наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, речью.

Задание 4. Какие образы создают авторы с помощью олицетворений? Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь нагнувшись над метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел. С. А. Есенин Сбежались отовсюду облака. Окружили они, поймали и закрыли солнце. Но оно упрямо вырывалось то в одну, то в другую дыру. Наконец, вырвалось и засверкало над огромной землей еще горячей и ярче. (А. П. Гайдар) Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильна, ты молода, ты добра…Ты вся в надеждах на светлое будущее, его ты строишь своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны. ( А. Н. Толстой)