Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьей Подготовила Шатагина Т.П. МОУ «СОШ 19»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СЕМЬЯ И ШКОЛА. КАКОВО ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ? Сутурина Елена Николаевна, ЗДВР МОУ НОШ 25 с. Бада.
Advertisements

« Партнёрские отношения с родителями, с родителями, как залог успешности как залог успешности обучения обучения и воспитания учащихся » Подготовила: Реутова.
МОУ СОШ 52 Хамидуллина Р.М.. Актуальность темы: комментарии родителей Устарела форма общения школы и семьи - все родительские собрания, как правило, представляют.
Работа с родителями. В помощь классному руководителю Пшукова Марина Хазраиловна МОУ СОШ 1 с.В.Куркужин.
СЕМЬЯ И ШКОЛА. КАКОВО ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ? Вернуть в школу утраченные ценности без семьи, без самого народа невозможно. Ю. П. Азаров.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 13» Г. ТОБОЛЬСКА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЯ Взаимодействие семьи.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СВЕТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ 5 февраля 2008.
«Аналитико – диагностическая деятельность: изучение социального и воспитательного потенциала семьи с целью соединения возможностей семьи и школы» Учитель.
МБОУ ВМР «Гончаровская средняя общеобразовательная школа»
Мониторинг эффективности работы классного руководителя с семьёй «Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо знать его семью» В.А. Сухомлинский.
Организация работы по повышению воспитательного потенциала семьи в условиях ДОУ. Доклад из опыта работы. Комольцева Лариса Савельевна социальный педагог.
Диагностика в работе классного руководителя. Диагностика - от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение.
Педагогика сотрудничества. Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся Фаррахутдинова Г.С.
Семинар на тему: «Воспитание = семья + школа». Дело воспитания оттого только и кажется трудным, что люди, не воспитывая себя, хотят воспитать других. Л.Н.
Внедрение инновационных педагогических технологий в воспитательную работу Зам. директора по УВР Ширяева Г.В.
Система работы классного руководителя с родителями.
Информационная Воспитательно- развивающая Формирующая Охранно- оздоровительная Контролирующая Бытовая.
Три группы родителей: родители – помощники в воспитательной работе с детьми родители – потенциальные помощники в воспитании детей родители не понимают.
Школа, семья, социум. Как помочь друг другу?. Достигнуть успеха в воспитании детей можно только при взаимодействии родителей, педагогов и классных руководителей.
«Формирование у родителей мотивации к осознанному взаимодействию семьи и школы»
Транксрипт:

Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьей Подготовила Шатагина Т.П. МОУ «СОШ 19»

Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему безпроблемной Д.Добсон

Семья – это персональная среда жизни и развития ребенка 1234 Социально- культурный Социально- экономический Технико- гигиенический демографический образовательный уровень родителей и их участия в жизни общества имущественные характеристики и занятость родителей на работе условия проживания, особенности образа жизни структура семьи

гармоническое развитие ребенка; забота о здоровье детей; помощь в учении; трудовое воспитание и помощь в выборе профессии; помощь в социализации личности и ее самореализации; формирование опыта гуманных, эмоционально- нравственных отношений; забота об общекультурном и интеллектуальном развитии; развитие интересов, склонностей, способностей и творчества; подготовка к самовоспитанию и саморазвитию; половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни. задачи семейного воспитания

С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем: усиление расслоения общества (по уровню материального достатка и социальному статусу); рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей; увеличение числа семей, в которых детей воспитывает один родитель; разрушение системы «родители- ребенок», усиливающее взаимное отчуждение детей и родителей; мощное агрессивное воздействие СМИ и глобальной сети ИНТЕРНЕТ способствование успешной социализации и самореализации ребенка в современном обществе; обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка; обеспечение защиты прав, жизни, здоровья и личной безопасности процессы, которые приводят к обострению семейных проблем проблемы

Семья и школа 1 информационная воспитательно- развивающая формирующая охранно- оздоровительная контролирующая бытовая 2 Функции взаимодейтвия Задачи взаимодействия формирование активной педагогической позиции родителей вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями активное участие родителей в воспитании детей

Учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого- педагогической диагностики наблюдение беседу тестирование анкетирование деловые игры материалы детского творчества и творчества родителей

Педагогу важно соблюдать следующие правила Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны и применяться в комплексе Результаты изучения являются конфиденциальной информацией

Занимаясь такой диагностикой, классный руководитель должен ответить на следующие вопросы Что я хочу получить в результате диагностики? Как я буду работать с полученным материалом? Что может измениться в лучшую сторону ?

Виды диагностики предварительная итоговая оперативная

Принципы диагностического инструментария 1 2 точность (соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества) 3 надежность (определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях) 4 5 корректность (определяется качеством диагностического материала) гуманизм (полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о себе) валидность (определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям)

4 блока по основным направлениям взаимодействия Блок 1 Цель использования методики (вид диагностики) Необходимая информация Методы и методики Изучение и сопровождение семьи (предварительная и оперативная диагностика) Социально- демографическая характеристика семьи: социально- демографический портрет семьи; организация и принципы семейного воспитания; взаимоотношения родителей со школой Анкеты и тесты для родителей. Сочинения и рисунки учащихся («Моя семья», «Мой выходной день»…). Описание учащимися своего генеалогического древа. Сочинения родителей. Педагогические консилиумы. Посещение семьи. Психолого- педагогическое консультирование (беседы). Методика незаконченных предложений

4 блока по основным направлениям взаимодействия Блок 2 Привлечение родителей к сотрудничеству со школой (предварительн ая диагностика) Информационн ые запросы родителей; ориентация родителей в сфере образования, наличие свободного времени, материальных и профессиональн ых возможностей Анкеты для родителей. Беседы с родителями. Дискуссионные собрания. Проведение «круглых столов».

4 блока по основным направлениям взаимодействия Блок 3 Информационно- просветительск ая работа с родителями (предварительн ая и оперативная диагностика) Правовая, психолого- педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания. Анкетирование и тестирование родителей. Наблюдение. Беседы с родителями. Обсуждение педагогических ситуаций. Деловые и сюжетно-ролевые игры. Психолого- педагогическое консультирование. Тренинги, практикумы…

Внутришкольный мониторинг (итоговая диагностика) Удовлетворенност ь родителей качеством воспитательно й работы Наблюдение. Анкеты для родителей. Методика незаконченных предложений. Беседы с родителями. «Круглые столы»… 4 блока по основным направлениям взаимодействия Блок 4

Систематизированный результат позволит Легко составить социальный паспорт семьи и представить другую информацию, запрашиваемую администрацией и другими органами. Целесообразно и целенаправленно планировать воспитательную работу с классом в целом и каждым учеником в отдельности. Сделать оптимальный выбор наиболее эффективных методов и приемов работы с учеником, классом и родителями, не вступая в противоречие с традициями и принципами семейного воспитания. Выбирать правильный стиль общения с учеником и его семьей в конкретной ситуации и наиболее эффективные меры педагогического воздействия при подготовке к индивидуальным консультациям (беседам). Избегать или предотвращать развитие конфликтных ситуаций. Плодотворно сотрудничать с родителями, привлекая их к воспитанию, организации внеклассной и досуговой деятельности школьников.

«Это невозможно!» - сказала Причина. «Это безрассудство!» - заметил Опыт. «Это бесполезно!» - отрезала Гордость. «Попробуй...» - шепнула Мечта

Предварительная диагностика Анкета «Знакомство с родителями. Заочное знакомство с ребенком» 1 вариант 1.Каково ваше первое впечатление о школе и педагогическом коллективе, где предстоит учиться вашему ребенку? 2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка? 3. Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребенку? 4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе? 5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива? 6 Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

Предварительная диагностика Анкета «Знакомство с родителями. Заочное знакомство с ребенком» 2 вариант 1. С кем из взрослых в семье ваш ребенок охотнее всего проводит свободное время? 2. С кем из взрослых в семье ваш ребенок бывает более всего откровенен? 3. Как ваш ребенок реагирует на похвалу? 4. Как вы поощряете своего ребенка? Какие формы поощрения действуют лучше, какие хуже? 5. Как ваш ребенок реагирует на порицание? Какие формы порицания оказываются наиболее действенными? 6. Есть ли у ребенка постоянные обязанности по дому? Какие? С кем дружит ваш ребенок? 7. Как часто в доме бывают друзья вашего ребенка? 8. Как ваш ребенок предпочитает проводить свободное время? 9. К каким видам деятельности ваш ребенок проявляет наибольшую склонность?

Методика для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семьи (методика незаконченных предложений) Предлагается для учащихся и родителей (цель: найти совпадения и расхождения во мнениях родителей и детей) для учащихся для родителей -Я радуюсь, когда … - Я огорчаюсь, когда … - Я плачу, когда … - Я злюсь, когда … - Мне нравится, когда … - Мне не нравится, когда … - Я верю, когда … - Если у меня хорошие новости, то я … - Если у меня плохие - новости, то я … - Если у меня что-то не - получается, то я … - Я радуюсь, когда мой ребенок … - Я огорчаюсь, когда мой ребенок … - Я плачу, когда мой ребенок … - Я злюсь, когда мой ребенок … - Мне нравится, когда мой ребенок … - Мне не нравится, когда мой ребенок … - Я верю, когда мой ребенок … - Я не верю, когда мой ребенок … - Я верю, когда говорят, что мой ребенок … - Если у моего ребенка хорошие новости, то я … - Если у моего ребенка плохие новости, то я … - Если у моего ребенка что-то не получается, то я …

Оперативная диагностика Методика незаконченных предложений для объективной диагностики взаимоотношений (предупреждения или предотвращения развития конфликтных ситуаций) Для учащихся: - Школа для меня – это … - Класс, в котором я учусь – это … - Учителя для меня – это люди, которые … - Мои одноклассники – это … - Уроки для меня – это … - Выполнение домашних заданий для моего ребенка – это … - Предметы, которые мне нравятся, - это … - Предметы, которые мне не нравятся, - это … Оперативная диагностика Методика незаконченных предложений для объективной диагностики взаимоотношений (предупреждения или предотвращения развития конфликтных ситуаций)

Оперативная диагностика Методика незаконченных предложений для объективной диагностики взаимоотношений (предупреждения или предотвращения развития конфликтных ситуаций) Для родителей: - Школа, в которой учится мой ребенок, – это … - Класс, в котором учится мой ребенок – это … - Одноклассники моего ребенка – это … - Уроки для моего ребенка – это … - Выполнение домашних заданий для моего ребенка – это … - Предметы, которые нравятся моему ребенку, - это … - Предметы, которые мне не нравятся моему ребенку, - это …

Анкета на выявление уровня заинтересованности родителей учебой ребенка (тест) 1. Сколько учебных предметов у вашего ребенка в этом учебном году? а) 8 б) 10 в) 12 г) 2. Сколько родительских собраний вы посетили в этом учебном году? а) все или пропустила(а) одно; б) пропустил (а) два; в) не посетил(а) ни одного по различным причинам 3. Сколько преподавателей, работающих в классе, вы знаете? а) всех; б) некоторых; в) только классного руководителя 4. Сколько раз в этом году вы просматривали тетради и учебники ребенка? а) систематически б) периодически в) ни разу 5. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по каким-то предметам и вы не способны ему помочь, что вы предпримете? а) обращусь за помощью к учителям и другим людям; б) пойду к директору в) заставлю ребенка серьезнее учить трудные для него предметы. 6. Как вы поступаете, когда к вам приходят друзья ребенка, чтобы позаниматься вместе? а) принимаю их и помогаю в занятиях, если нужно, создаю условия для занятий; б) я их принимаю, несмотря на то, что мне это мешает; в) предпочитаю, чтобы мой ребенок занимался один.

Ключ для обработки результатов: Подсчитайте, под каким пунктом чаще всего совпадают ваши ответы: А) 4-6 ответов. Вы не разделяете мнения о том, что ваш ребенок уже большой и может быть предоставлен самому себе. Вы прекрасно понимаете, что в любом возрасте на его пути встречается много трудностей, и он нуждается в вашей помощи не только в учебе, но и во всем остальном. Б) 4-6 ответов. Вас не очень волнуют вопросы учебы вашего ребенка. Однако помните, что неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации во всей остальной деятельности ребенка. В) 4-6 ответов. Помните, что первый человек, кто должен прийти на помощь в вопросах учебы – это вы и остальные взрослые члены семьи. Постарайтесь все сделать так, чтобы на все вопросы вы смогли бы чистосердечно и уверенно дать ответы под буквой А.