ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ (МУНИЦИПАЛЬНОМ) УРОВНЕ Научный сотрудник ИЭПП Ильясова Г.У.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва Тема: «Бюджетная политика Российской Федерации» Синицин Н.А.
Advertisements

1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Выполнила студ ФЭУТ 4-2 Шустрова Кира. Введение. При планировании финансового обеспечения городского хозяйства приоритет отдается социальным критериям.
Государственное регулирование экономики (на примере Свердловской области)
«Развитие общественных институтов» Оптимизация государственных расходов в социальной сфере, "экономичность" и эффективность государства Совершенствование.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Подготовил Ст-т 3 к 2 гр Умардибиров Гамзат. Инвестициями называются все виды денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты.
ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Центр прикладной экономики Новации бюджетного законодательства.
Виды эффективности инвестиционных проектов
ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ЛЕСНОМ СЕКТОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Проф. А.П.Петров Доклад на круглом столе «Лесное хозяйство России: состояние.
Система государственного стратегического планирования Министерство экономического развития Российской Федерации Москва,
Разработка программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры МСАЖКХ РТ.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Тема 2. Финансирование организаций социальной сферы.
«Основное содержание приказов Министерства регионального развития Российской Федерации 99, 100 и их применение при подготовке инвестиционных программ на.
Муниципальное задание как основа формирования бюджета и инструмент бюджетирования, ориентированного на результат Л.И.Максименко, май 2010.
Зейналов А.А.1 Магистерская диссертация Зейналов Александр Алиевич «Совершенствование методического обеспечения принятия решений о привлечении.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ.
Транксрипт:

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ (МУНИЦИПАЛЬНОМ) УРОВНЕ Научный сотрудник ИЭПП Ильясова Г.У.

Содержание доклада Предмет исследования и тенденции в развитии государственных инвестиций Формирование портфеля инвестиционных проектов и программ муниципалитета Роль разных уровней государственной власти в осуществлении инвестиций в различных отраслях Планирование бюджета в инвестиционной сфере Инвестиционная программа Источники финансирования инвестиций Отбор подрядчиков Мониторинг и оценка эффективности реализации проектов Региональные и муниципальные инвестиции в странах Восточной Европы Выводы

Предмет исследования Предмет исследования - инвестиции капитального характера, осуществляемые государственными органами в рамках некоммерческих и коммерческих проектов в инфраструктуру, их подготовка, регулирование, оценка эффективности, мониторинг процесса в целом. Цель исследования - выявление общих черт и различий в осуществлении и регулировании инвестиционной деятельности на разных уровнях власти в разных странах, описание разработки и реализации инвестиционной политики на региональном и местном уровне, анализ субъективных и объективных факторов, влияющих на осуществление и эффективность инвестиций.

Тенденции в развитии государственных инвестиций на разных уровнях власти Государственные инвестиции в целом (относительно ВВП) - рост в странах с относительно низким уровнем дохода на душу населения (Греция, Испания, Португалия. Ирландия); наибольшее сокращение наблюдалось в странах с высоким доходом на душу населения и традиционно высоким уровнем затрат на социальное обеспечение (Швеция, Австрия, Германия, Бельгия) Соотношение федерального и регионального (муниципального) уровней - в развитых странах региональные инвестиции составляют в общем объеме инвестиций государства гораздо больше 50% (в США до 75%); В развивающихся странах – очень высокая доля федеральных средств в финансировании инвестиционных проектов (Румыния – до 90%)

Взаимодействие разных уровней государственной власти в осуществлении инвестиций в различных отраслях Отрасли народного хозяйства по степени закрепленности за уровнями государственной власти ЦентрРегионы /муниципалитеты Наибольшая степень закрепленности - услуги коллективного потребления, всегда предоставляются бесплатно Международные связи, внешняя торговля, регулирование процессов иммиграции, общественный порядок, безопасность + Местная полиция, пожарная служба, санитарная служба, транспорт + Средняя степень закрепленности - неоднозначное понимание стратегии финансирования и распределения расходов Промышленность, государственный транспорт и телекоммуникации, проведение научных исследований и разработок ++ Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и защита окружающей среды ++ Наименьшая степень закрепленности – социальная сфера: обеспечивают индивидуальное потребление, предоставляются как платно, так и бесплатно Здравоохранение, образование, культура ++

Формирование портфеля инвестиционных проектов и программ муниципалитета определение результатов инвестиционной деятельности муниципалитета и конечного общественно значимого результата этой деятельности оценка масштабов и распределения расходов по стратегическим целям, тактическим задачам и бюджетным программам выработка стратегических целей и тактических задач муниципалитета Основные требования: Бюджет Бюджет – должен обеспечивать потребности в расходах с субнациональными доходами, (включая налоговые поступления и целевые трансферты) Цели Цели - сочетают интересы центрального правительства и субнациональных уровней власти; ясно сформулированы, поддаются мониторингу

Планирование бюджета в инвестиционной сфере Совместить все виды финансовых инвестиций, включая концессионное финансирование, займы и инвестиции частного сектора, а также контракты с частным сектором Правильно рассчитать и установить эффективные тарифы Осуществлять управление контрактами и обеспечить соответствие контрактным условиям Определить и осуществлять оплату услуг Корректировать бюджет в свете новых приоритетов

Инвестиционная программа регионального (муниципального) уровня должна отражать: Существующее положение вещей в отрасли на местном уровне Существующий уровень потребностей Наличие дополнительных резервов развития в каждой области, планируемый уровень потребностей Необходимый капитал и возобновляемые издержки для реализации услуг, затраты, в которые обойдется проект налогоплательщикам Общие издержки для реализации и эксплуатации проекта Детальное описание механизма финансирования проекта Администрирование проекта Обеспечение снабжения Как инвестиционный проект может способствовать развитию малого бизнеса и улучшению занятости

Источники финансирования инвестиций Капитальные гранты Заимствования на фондовых рынках Фонды муниципального развития -необходимость соотносить мероприятия по осуществлению инвестиций с теми обязательствами, которые эти действия налагают на региональные и муниципальные власти. Основное требование при выборе источников

Ограничения на объемы заимствований Прямые: ограничение уровня задолженности и соблюдения разумных показателей долговой нагрузки ограничение расходов на обслуживание долга или процентной ставки Косвенные: ограничение объемов бюджетного дефицита и утверждение бюджета вышестоящими органами власти ограничение на использование/целевое назначение заемных средств

Мониторинг и оценка эффективности реализации проектов Мониторинг предполагает наличие следующих позиций: сочетание количественных и качественных индикаторов эффективности сбалансированность индикаторов программы для достижения конечной цели репрезентативность, корректность и надежность данных наличие достаточного количества индикаторов сбалансированность затрат и результатов возможность использования индикаторов на постоянной основе Оценка эффективности основывается на: определении степени достижения поставленной цели бенчмарках принятых стандартах мониторинге отдельных этапов осуществления проекта

Возможности Highway Performance Monitoring System (HPMS) Федеральной администрации шоссейных дорог США (FHWA) Ежегодная оценка состояния и эффективности использования объектов (федеральных шоссейных дорог) Предварительная оценка потребностей отрасли Выявление условий и стимулирование отрасли Анализ инвестиционных стратегий Оценка издержек и стоимости услуг

Потенциальные возможности системы HPMS для субфедеральных уровней Позволяет пользователям проводить весовой анализ каждого из элементов, включенных в комплексные индексы Разработка рейтингов шоссейных дорог. Она включает порядок разработки четырех типов индексов: состояния, безопасности, уровня сервиса и комплексный (объединяющий первые три) Инвестиционные сметы, получаемые на основе HPMS, могут служить в качестве бенчмарков для бюджетов инвестиционных проектов, а также для мониторинга и оценки эффективности их осуществления и использования Позволяет оценить различные сценарии планируемых мероприятий по модернизации объектов отрасли Возможности оценки широкого спектра сценариев при распределении бюджетных средств (при подготовке бюджета проекта на любом уровне и при множестве допущений)

Практика региональных и муниципальных инвестиций стран Восточной Европы перед вступлением в ЕС (Чехия, Венгрия, Польша, Румыния) Нормативная база регулирования процесса финансирования в рассматриваемых странах практически отсутствует. (Распределение основывается на соображениях дефицита тех или иных услуг в отдельных регионах, а иногда предусматривает полный патронаж по отношению к отдельным регионам, редко связано с региональными экономическими различиями или разницей в уровне налоговых доходов) Центральные правительства чаще всего направляют средства на инвестиционные цели в регионы и на места в форме грантов или прямых целевых расходов На практике региональные и местные уровни власти в странах Центральной и Восточной Европы осуществляют значительные инвестиции за счет собственных ресурсов, т.е. за счет превышения бюджетных доходов над расходами, заимствований и доходов от продажи активов (их возможности в этом направлении по ряду причин в целом сокращаются, находясь в прямой зависимости от уровня их экономического развития, по крайней мере, в наименее развитых странах)

ВЫВОДЫ Повышается мотивированность властей местного звена в повышении эффективности капитальных инвестиций - высокая эффективность может быть достигнута лишь на пути понимания властями комплексной ответственности за весь спектр инвестиционной деятельности Доля инвестиций регионального и муниципального звена растет в условиях общей тенденции к усилению децентрализации в сфере фискального федерализма в целом и процесса капитального инвестирования в частности Объем и цели инвестиционных программ должны согласовываться с интересами разных уровней власти и определяться с учетом их краткосрочного и долгосрочного воздействия на государственные финансы Механизм финансирования должен быть достаточно гибок, должна быть предусмотрена возможность регулярной корректировки в процессе реализации программы В области заимствований на местном уровне основной является задача повышения ответственности по обязательствам, при этом необходимо подключать и гражданское население к рассмотрению проблем местной администрации Для построения прозрачной системы мониторинга и оценки эффективности проекта в целом необходимо разведение в учете заемных и собственных средств местных органов власти, а также степени участия частного капитала Необходима налаженная система сбора и анализа информации, способствующая совершенствованию всех процедур подготовки, реализации и мониторинга инвестиционных проектов