Цель: работать над повышением уровня общей культуры человека через совершенствование речевой культуры.работать над повышением уровня общей культуры человека.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что изучает этот раздел науки о языке? Что изучает этот раздел науки о языке? На какие группы делятся все части речи? На какие группы делятся все части.
Advertisements

Имя числительное Морфологические нормы, связанные с употреблением имени числительного.
Имя числительное – часть речи, которая обозначает отвечают на вопросы Количество предмета Порядок предметов при счёте Сколько? Какой ? количественное.
Выполнила: Мантюхина Н.О.. Цель - формирование навыков употребления порядковых числительных в речи. Задачи : 1) обучение различению количественных и порядковых.
Культура речи Морфологические нормы Составила – учитель русского языка и литературы Сторожева Т.Ю.
Для начала склонения числительного необходимо определить его разряд.
Ошибки в образовании формы слова. Нормативное образование и употребление падежный форм имен числительных Склонение имен числительных, обозначающих целые.
Числительные вокруг нас Выполнил работу: Сербин Антон, 11 Б класс МБОУ «СОШ 90» ЗАТО Северск Томская область. Руководитель работы: Т.В. Изместьева.
И мя числительное
Имя числительное. Задумайтесь Найдите числительное в предложениях: (16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в.
Имя числительное Презентацию подготовила Митрошина М.Ю. Prezentacii.com.
Имя числительное Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 40 города Твери Королева Ирина Ивановна.
Презентацию подготовила Митрошина М.Ю., учитель русского языка и литературы МКОУ «Лицей 2»
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ Хохлова М.С., ГБОУ СОШ 2043.
- На какой вопрос отвечают порядковые числительные ? - Как изменяются порядковые числительные ? - Что означают порядковые числительные ? - Как употребляются.
1. Сложным является числительное: а) сто пятнадцать; б) тридцать шесть; в) сорок; г) двести. 2. Составным является числительное: а) девяносто; б) шестнадцать;
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Имя числительное Составили уч-ся 8 класса Аношкина Екатерина Коротких Дарья Руководитель: учитель русского языка Смирнова Надежда Эксановна МОУ «Уржумская.
Семнадцатое января Урок русского языка в 10 классе УМК под редакцией Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина Бутакова Н.П., учитель русского языка.
Числительные ( ) Повторите, где находится ударение, где пишется мягкий знак. один одиннадцать сто два двенадцать двадцать двести три тринадцать.
Транксрипт:

Цель: работать над повышением уровня общей культуры человека через совершенствование речевой культуры.работать над повышением уровня общей культуры человека через совершенствование речевой культуры.

Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. С.И.Ожегов

Качества высококультурной речи можно представить в виде схемы: Высококультурная речь Точность Выразительность ЧистотаЛогичностьБогатствоУместность

Исправь ошибки. Исправь ошибки. Подарю подарки Я одел пальто, шапку Приехал с города Сижу на парте Заведующий клуба Оплатите за проезд Моё день рождение было Более красивее Кто крайний в очереди? В рассказе рассказывается Положьте вещи на место Белье моем

Ошибки в ударениях. Остановимся на характерных ошибках в ударении. Надо говорить: баловáть( балýю, балýешь), звонúт ( звонúм, позвонúшь), облегчúм, предложúть, арáхис, берёста, граждáнство, договóр, досýг, завúдно, каталóг, квартáл, красúвее, кулинáрия, кýхонный, мизéрный, обеспéчение, пулóвер, свёкла, столяр, тóрты, фенóмен, щавéль, экспéрт. Для лучшего запоминания к некоторым словам можно применять так называемые мнемонические, то есть неформальные, правила. Например, подбирать ритмичные слова: éль – щавéль; берёза – берёста; вúдно – завúдно; диалóг – каталóг; кóрты – тóрты; маляр – столяр и т.п.

Правильное произношение некоторых слов можно объяснить, а значит и запомнить. Например, «фенóмен» происходит от греческого phainomenon - являющееся. Поэтому английское мен («человек») здесь лишь кажущееся. Прилагательное мизéрный происходит от французского (восходит к латинскому) miser- бедный. А так как во французском языке ударение падает всегда на последний слог, то и произносить надо мизéр, мизéрный. Пулóвер в речи многих людей превращается в пуловéр и даже в полувер (полуневер – полуатеист?). А ведь это слово английское (pull´over - «надевать через голову»), и произносят его «по-английски» - с ударением на второй слог. Ударения в словах квартáл и договóр падают на последний слог. Ударение на первый слог в этих словах принято среди «производственников», такое произношение можно считать профессионализмом (как и компáс в «морской» лексике, а не общепринятое литературное произношение кóмпас).

Будь внимателен! Напомним об именах существительных, в которых наблюдаются трудности с определением рода: Род географических названий совпадает с родом определяемого слова: город Токио (м. р.), река Миссисипи (ж. р.), озеро Лох-Несс (ср. р.). Род несклоняемых названий животных и птиц – мужской: кенгуру, пони, шимпанзе, какаду марабу, но можно сказать и так: Кенгуру несла в сумке кенгурёнка; Пони кормила своего жеребёнка. Род составных слов обычно определяется по первому слову: роман-газета, театр-студия, диван-кровать – м.р., кресло-кровать, кафе-бар – ср.р. В аббревиатурах – по опорному слову: РФ (Российская Федерация) – ж. р., МГУ (Московский Государственный Университет) – м. р., УВД (Управление Внутренних Дел) – ср.р. Однако слово вуз (высшее учебное заведение) со временем стало восприниматься как самостоятельное слово мужского рода и даже пишется строчными буквами. В ряде часто употребляемых слов столь же часто происходят речевые ошибки. Напомним: - рельс, толь, тюль, шампунь, рояль, кофе, табель – слова мужского рода; но табель о рангах – ж.р. (устаревшее); - плацкарта (не плацкарт), туфля ( проверим – туфелька, ж.р.), тапка ( тапочка), манжетка – словенского рода; - яблоко, повидло – среднего рода. - задира, тихоня, соня, забияка, неженка, неряха, невежа, невежда, лакомка и т. п. – общего рода.

Наиболее распространенные ошибки Часты ошибки в употреблении форм глаголов: правильно – положите, а не положьте. Это форма повелительного наклонения глагола положить (положи – положите, напиши – напишите, но отрежь – отрежьте). Часто делают ошибки в этой форме глагола ехать (ехай или едь – неправильно; надо – поезжай). Кстати, глагол совершенного вида положить употребляется только с приставкой. Парный ему глагол имеет другой корень – класть. Ошибки в управлении в предложениях с однородными членами: Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы. Первое сказуемое не согласуется с дополнением тайны. Исправим: Учёные хотели вникнуть (во что?) в тайны природы и познать (что?) их. Синтаксические ошибки весьма широко распространены в устной и письменной речи и проникли в средства массовой информации. Вот несколько наиболее типичных. Те, кто не набрали нужное количество голосов, не прошли на выборах. В этом сложноподчинённом предложении придаточное предложение ошибочно: подлежащее и сказуемое не согласованы. Исправим: Те, кто не набрал нужное количество голосов, не прошли на выборах.

Ошибки в употреблении числительных. В живой речи ошибки в употреблении числительных слышишь на каждом шагу. Часто неправильно строят формы составных порядковых числительных, особенно обозначающих большие числа. В таких числительных склоняется только последняя часть (к две тысячи третьему году, до две тысячи двадцать второго года – правильно). Чтобы проверить себя, можно просклонять (изменить) порядковое числительное поменьше: в двадцать пятой квартире, к шестьдесят второму дому и т. п. Мы видим, что в этих словосочетаниях изменилась лишь последняя часть, значит, аналогичным будет изменение и в других подобных числительных: в пятьсот семьдесят восьмом номере, к тысяча семьсот третьему году. Склонение сложных (двести, шестьсот и т.д.) и составных (триста двадцать семь, девятьсот сорок один и т.д.) количественных числительных тоже вызывает затруднения. В таких числительных изменяется каждая часть.

Например: 459- (сколькими?) четырьмя / стами / / пятью / десятью / / девятью. Задание: просклонять числительные 642, 1378 И. шестьсот сорок два, тысяча триста семьсот восемь. Р. шестисот сорока двух, тысячи трехсот семидесяти восьми. Д. шестистам сорока двум, тысяче трёмстам семидесяти восьми. В. шестьсот сорок два (-ух), тысячу триста семьдесят восемь. Т. шестьюстами сорока двумя, тысячью тремястами семьюдесятью восьмью. П.о шестистах сорока двух, тысяче трёхстах семидесяти восьми.

Обратим особое внимание на формы слова тысяча. Ошибки при склонении этого слова происходят из-за его особого положения на стыке существительных и числительных: оно сходно с существительными 1-го склонения ( встреча, дача) во всех формах, кроме творительного падежа, поэтому часто уподобляется в речи существительным. Числительные сорок, девяносто, сто имеют только две формы. Во всех падежах, кроме именительного и винительного, форма такая: сорока, девяноста, ста. Также только две формы и у числительного полтора (ы).В.,Р., Д.,Т., П. падежах - полутора.

Собирательные числительные употребляются избирательно, с некоторой даже дискриминацией: со словами, обозначающими лиц мужского пола (в том числе с прилагательными, перешедшими в существительные) и детёнышей животных (пятеро друзей, двое постовых, семеро козлят); с личными местоимениями (Их оставалось только трое...), с отдельными словами, объединёнными понятием человек: люди, дети, ребята ( трое людей, четверо детей, шестеро ребят), с существительными, не имеющими формы единственного числа ( двое санок, очков и т.п.)

Сложнее дело обстоит со словом сутки: двое, трое, четверо суток, но пять, шесть, семь…суток. В остальных случаях собирательные числительные не употребляются: не трое сестёр, а три сестры, не трое медведей, а три медведя. Запомнить эти формы помогут названия всем известных произведений (А.П.Чехов «Три сестры», Л.Толстой «Три медведя»). Если человеку 21 год, говорят: двадцатиоднолетний - это правильно. Если составное числительное заканчивается на два, три, четыре, существительное при нём ставим в формы единственного числа: тридцать два (три, четыре) юноши. Форма множественного числа начинает применяться с чисел на пять, шесть и т.д. ( двадцать пять юношей). Осторожными надо быть с десятичными дробями: именно они определяют форму существительного: Температура 37˚(градусов) - тридцать семь градусов, температура 36,6˚ (градуса)- тридцать шесть и шесть десятых градуса.