Чувашский Государственный Педагогический Университет им.И.Я.Яковлева Проект: Информационная модель в учебной деятельности. Выполнил: Студент ФМФ гр.МиИ-5г Васильев А.Н. Руководитель: Софронова Н.В.
Учебный план проекта 1)Формулировка основополагающего вопроса 2)Формулировка проблемных вопросов 3)Создание групп 4)Создание презентации, таблицы 5)Внеклассное мероприятие 6)Формулировка выводов 7)Оценка результатов
Вопросы проекта. Тема проекта: Информационная модель в учебной деятельности Основополагающий вопрос: Какие бывают информационные модели в учебной деятельности? Проблемные вопросы: 1 Учебник как информационная модель. 2 Дневник как информационная модель. 3 Карты и атласы как информационные модели.
Группа 1: «Учебник как информационная модель». Группа 2: «Дневник как информационная модель». Группа 3: «Карты и атласы как информационные модели.
Учебник как информацион- ная модель
Основополагающий вопрос Что такое учебник?
К определению понятия "Учебник" К определению понятия "Учебник" По-видимому, изложение методики необходимо открыть определением понятия "учебник". Действительно, что такое учебник? Обычно во всех обсуждениях понятие " учебник " принимается, как нечто само собой разумеющееся: любая книга, рекомендованная для использования учащимися.По-видимому, изложение методики необходимо открыть определением понятия "учебник". Действительно, что такое учебник? Обычно во всех обсуждениях понятие " учебник " принимается, как нечто само собой разумеющееся: любая книга, рекомендованная для использования учащимися.
Почему модель? Потому что в учебной книге отображены определенные стороны будущего реального учебного процесса, который будет выполнен учащимися. Действительно, учащиеся, читая учебный текст, выполняют содержащиеся в нем учебные задания (если они в нем имеются) в виде известных действий: читают, повторяют, решают, отвечают и т. д. Эти действия должны быть в явной или скрытой форме заданы текстом учебника.
Это значит, что в учебнике дано описание вполне определенного педагогического процесса (лучшего или худшего). Педагогический процесс, таким образом, - это материальная реальность, оригинал, определенным образом отображенный автором в учебнике. Почему учебник - модель педагогической системы? Поскольку педагогический процесс всегда осуществляется в рамках конкретной системы управления педагогической системы, постольку учебник отображает отдельные свойства и стороны этой педагогической системы и, таким образом, представляет собой ее модель.
Учебник сам по себе не учит, он учит, только помогая преподавателю, последний решает, когда учащийся должен воспользоваться учебником в дополнение к обучающей деятельности, которую выполняет он сам. Отсюда следует, что учебник не моделирует педагогической системы и не задает учебного процесса - все это делает сам педагог, используя учебник
До сих пор, к сожалению, учебник как модель педагогической системы не используется в этой его фундаментальной роли моделирования и прогнозирования будущего учебно- воспитательного (педагогического) процесса, построенного на его основе. В то же время такая модель допускает научный прогноз и имитацию, исключая сомнительные опыты на учащихся.До сих пор, к сожалению, учебник как модель педагогической системы не используется в этой его фундаментальной роли моделирования и прогнозирования будущего учебно- воспитательного (педагогического) процесса, построенного на его основе. В то же время такая модель допускает научный прогноз и имитацию, исключая сомнительные опыты на учащихся. Здесь возможно одно очень распространенное возражение: учебник сам по себе не учит, он учит, только помогая преподавателю, последний решает, когда учащийся должен воспользоваться учебником в дополнение к обучающей деятельности, которую выполняет он сам. Отсюда следует, что учебник не моделирует педагогической системы и не задает учебного процесса - все это делает сам педагог, используя учебник.Здесь возможно одно очень распространенное возражение: учебник сам по себе не учит, он учит, только помогая преподавателю, последний решает, когда учащийся должен воспользоваться учебником в дополнение к обучающей деятельности, которую выполняет он сам. Отсюда следует, что учебник не моделирует педагогической системы и не задает учебного процесса - все это делает сам педагог, используя учебник.
Дневник как информационн-ая модель
Основополагающий вопрос Для чего нужен дневник ?
Дневник- это лицо ученика. Об ученике прежде всего судят по его дневнику. Так же он является помощником ученика в учебной деятельности. Официальным документом учащегося так же является дневник.
Литература И. Я., История Арифметики, 1959г. Б. Казанский, Разгаданная над пись, 1935г.
Карты и атласы как информационная модель
Основополагающий вопрос Формирование кругозора учащихся с помощью карт и атласов.
Атлас (atlas, geographical atlas) – син. географический атлас -систематическое собрание карт, выполненных по единой программе и изданных в виде книги или набора листов. Внутреннее единство А. обеспечивается сопоставимостью, взаимодополняемостью и увязкой карт и разделов, целесообразным выбором проекций и масштабов (желательно немногочисленных), едиными установками картографической генерализации, согласованной системой условных знаков и единым дизайном.
А. различают: по пространственному охвату – А. планет, мира, континентов и океанов, групп государств, стран (национальный атлас – national atlas), административных единиц или регионов (региональный атлас – regional atlas), городов, городских районов и т.п.; по содержанию – общегеографические атласы (general atlas) и тематические атласы (thematic atlas), в т. ч. физико- и экономико- географические и комплексные, по назначению – научно-справочные атласы (scientific- reference atlas),
краеведческие атласы (country atlas, home region atlas), учебные атласы (atlas for education), школьные атласы (school atlas), военные атласы (military atlas), туристские атласы (tourist's atlas), дорожные атласы (road atlas) и т. п. По формату различают большие, или настольные атласы (large- format atlas), атласы книжного формата (book-format atlas) и малые, или карманные атласы (small, pocket atlas), а по способу создания – традиционные и компьютерные атласы (computer atlas) в "бумажном" варианте или электронные атласы в "безбумажном" электронном виде
Географическая основа карты (topographic base, topograpical basis, base map) – син. топографическая основа карты, жарг. топооснова - общегеографическая часть тематической или специальной карты, используемая для привязки данных, нанесения тематического содержания, ориентирования при работе с картой. Г.о.к. обычно включает следующие элементы: береговую линию, гидрографию, границы, населенные пункты и дорожную сеть.Географическая основа карты (topographic base, topograpical basis, base map) – син. топографическая основа карты, жарг. топооснова - общегеографическая часть тематической или специальной карты, используемая для привязки данных, нанесения тематического содержания, ориентирования при работе с картой. Г.о.к. обычно включает следующие элементы: береговую линию, гидрографию, границы, населенные пункты и дорожную сеть.
Глобус – модель земного шара.
Выводы: Выводы нашей работы. Мы узнали, что : В учебной деятельности необходимы такие информационные модели, как учебник, дневник, карты и атласы(географические и исторические), поскольку они содержат необходимую для школьника информацию.