Законы воспитания: –Закон единства, целостности, неразрывности воспитания, –Закон золотой середины, –Закон золотого совпадения, –Закон оптимального закаливания,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование классного коллектива по методике А.Н.Лутошкина Одним из важных критериев оценки деятельности классного руководителя является сформированный.
Advertisements

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 6» Классный руководитель: Работкина Светлана Геннадьевна.
Анкетирование КАКОЙ У НАС КОЛЛЕКТИВ?. «Песчаная россыпь» Присмотритесь к песчаной россыпи сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них.
Уровни развития коллектива 8-Б класс Характеристика уровней по А. Н. Лутошкину с. Верхопенье – 2010 г. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ.
Муниципальное казённое учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1г. Нижнеудинск» Классный коллектив: технология формирования Опыт работы Сергеенко.
Педагогический совет «Взаимодействие классного руководителя с учителями- предметниками»
Психология формирования ученического коллектива. Аннотация Предлагаемая презентация кратко рассматривает психологические особенности, основные этапы и.
Анализ воспитательной деятельности МО классных руководителей МОУ СОШ 24.
Педагогический совет: «Воспитательная система класса».
Технология коллективно творческое дело Подготовили: Жекотова Л.В. и Никитина Л.С. – педагоги доп.обр.
АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ учителя начальных классов ССОШ 2 АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ учителя начальных классов ССОШ 2 Поташина И.М.
«От инновации – к школе сотрудничества и взаимодействия»
Актуальные компетентности в деятельности классного руководителя в условиях реализации современной модели образования Петренко И.В. Руководитель ГМО классных.
Воспитательная программа 2б Тявина В.Я. «Цветок Дружбы» 1 – 4 класс.
Здравствуйте! Здравствуйте! Я – Я – Шушарина Шушарина Ольга Ольга Леонидовна Леонидовна.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ Выполнили : гр. ПМНО -22 Гаджиева Э. Пилипишена О.
Самоуправление в лицее 1580 при МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
Из опыта воспитательной работы классного руководителя МОУ СОШ 2 ст.Курской Бойко Светланы Николаевны.
Солнечный город. Цель воспитательной системы Развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, которые способствуют становлению.
Транксрипт:

Законы воспитания: –Закон единства, целостности, неразрывности воспитания, –Закон золотой середины, –Закон золотого совпадения, –Закон оптимального закаливания, –Закон должной мотивации.

Коллектив Цель воспитания Фактор формирования и развития личности

Класс это особая групповая индивидуальность, имеющая свои отличительные психические свойства, не сводимые к свойствам отдельных индивидов, имеющая свое лицо, свой умственный и нравственный облик. (Г.А. Роков)

Развитие классного коллектива возможно только в процессе системной деятельности. Наличие воспитательной системы позволяет сделать более эффективным педагогический процесс формирования коллектива.

Воспитательная система класса – социально педагогическое явление, которое представляет собой совокупность компонентов, содействующих развитию личности в коллективе.

Компоненты воспитательной системы Управление. Освоенная среда системы Отношения и взаимоотношения Деятельность Субъекты деятельности Ценностно – смысловое ядро

Системообразующие признаки коллектива: Организационное единство Психологическое единство коллектива Ценностно – ориентационное единство

Проблемы педагогической деятельности классных руководителей Недостаточный уровень понимания, а, следовательно, организации системной деятельности по формированию классного коллектива, Недостаточно отчетливое видение образа ожидаемого результата, что затрудняет и процесс анализа, целеполагания и планирования, Недостаточная освоенность методики формирования коллектива, затруднения в подборе содержания и форм деятельности, методов диагностики эффективности воспитательного процесса в классе,

Организация развития коллектива: Понимание особенности групповой динамики (Развитие коллектива как социальной группы), Умение выделять уровень развития коллектива (Соответственно этап его формирования), Знание системообразующих признаков коллектива. Использование их как критерии оценки перехода на следующий этап развития

Принципы Принцип параллельного действия, Принцип динамики развития, Принцип перспективы, Принцип насыщения и чередования, Принцип ответственной зависимости, Принцип изменения роли классного руководителя.

«Песчаная россыпь» «Мягкая глина» Мерцающий маяк» «Алый парус» «Горящий факел» нет общих интересов, общих дел, отсутствует твердый авторитетный центр, группа существует формально. скрепляющим звеном является дисциплина и требования старших авторитетны организаторы, актив, не у всех хватает сил подчиняться коллективным требованиям. коллектив сплочен, но еще не готов идти наперекор бурям все качества предыдущего этапа, помощь тем, кому трудно

«Песчаная россыпь» Все вместе, но каждый сам по себе. Нет того, что «сцепляло» бы людей. Не желают идти навстречу друг другу. Нет общих интересов, дел. Отсутствие твердого авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы. Этап 1

Особенности этапа:. В новой ситуации учащийся испытывает информационный голод Цель этапа: Создать условия для ориентации в новом коллективе.

Задачи:, Изучить индивидуально – личностные Особенности учащихся родителей, педагогов, Работающих в классе, Создать привлекательный образ классного руководителя, учителей – предметников. Удовлетворить потребности учащихся и их родителей в информации о нормах, требованиях, режиме, содержании, формах деятельности, традициях нового коллектива, о педагогической позиции классного руководителя

Роль классного руководителя: Источник информации, Хранитель традиций, Командир, Организатор, Правоохранитель, Аналитик.

Показатели завершения этапа: Ученики и их родители знают к кому в школе необходимо обращаться, если возникнет необходимость, Классный руководитель имеет первичную информацию об учениках и их родителях, чтобы действовать тактично, имеет возможность выделить проблемы, Наблюдается комфортное самочувствие всех участников образовательного процесса, Наблюдается рост интереса. Ученики и их родители знают к кому в школе необходимо обращаться, если возникнет необходимость, Классный руководитель имеет первичную информацию об учениках и их родителях, чтобы действовать тактично, имеет возможность выделить проблемы, Наблюдается комфортное самочувствие всех участников образовательного процесса, Наблюдается рост интереса.

Основные формы работы: Контрольный сбор, Социальная паспортизация (информационная анкета, индивидуальное собеседование с учениками и родителями, тестирование, анализ документов учащихся), Памятки для учащихся, родителей (Первые страницы дневника), видеолетопись школы, встречи с директором школы. Контрольный сбор, Социальная паспортизация (информационная анкета, индивидуальное собеседование с учениками и родителями, тестирование, анализ документов учащихся), Памятки для учащихся, родителей (Первые страницы дневника), видеолетопись школы, встречи с директором школы.

«Мягкая глина» В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия на сплочение коллектива. Дети редко приходят на помощь друг другу. Существуют приятельские группы, которые мало общаются, ссорятся. Хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как некому поддержать. Этап 2

Особенности этапа:. Осознав нормы и требования, стремятся определиться со стратегией поведения. При этом образ поведения уже имеется. Важно дать высказаться по поводу ближних и дальних перспектив каждому, а не предъявлять жестких требований (нет навыка совместной деятельности) Важно, чтобы все дети прошли через Совет дела. Цель этапа: Обеспечить организационное единство класса

Задачи: Реализовать процесс дальнейшего знакомства, Организовать совместную деятельность по определению общих задач, законов, перспектив деятельности, Учить логике коллективной, творческой деятельности через работу в Совете дела, Закрепление «условного рефлекса» на режимные моменты жизни класса, школы, места встречи класса, выработанные совместно требования и нормы жизни, Учить навыкам «хорошего слушания»

Роль классного руководителя: Лучший слушатель, «Штурман» в Совете дела, Организатор, Правоохранитель,

Показатели завершения этапа: Есть организационное единство, но еще не сложилось взаимопонимание, сопереживание, взаимопомощь.

Основные формы работы: «Вечер знакомства и «Огонек» Расскажи мне о себе»; Школа творческих дел; Классный час «Умеешь ли ты слушать?»; тренинг организаторских умений; Совет дела»

«Мерцающий маяк» В штормовом море маяк Приносит уверенность и опытному, и начинающему мореходу. Горит маяк не всегда. В формирующемся коллективе преобладает желание трудиться сообща, жить дружно, бывать вместе. Но желание это еще не все. В группе есть на кого опереться, но им трудно найти общий язык со всеми. Проявление активного всплеска, но не у всех. Этап 3

Особенности этапа: Имея информацию, и сориентировавшись в новой для себя обстановке, учащиеся определяют и реализуют стратегию и тактику своего поведения: Одни удовлетворены и готовы сотрудничать, другие стремятся уклониться от этих требований, т. к. они противоречат их интересам. Происходит групповая дифференциация. На этом этапе могут возникать конфликты. Коллектив работает неритмично, повышено эмоциональное напряжение, предельное усилие актива и бездеятельность другой части. Наиболее сложный в формировании этап

Цель этапа: Формирование эмоционально – волевого и интеллектуального единства класса. (психологическое единство)

Задачи: Изучение степени комфортности каждого ученика, динамику межличностных отношений, Обеспечить взаимозависимость результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива, Создать возможность переживания состояния неудовлетворенности разобщенностью, недостаточным единством и приобретения опыта коллективных переживаний, Обеспечить разнохарактерную деятельность, позволяющую выделить и закрепить лидерство учащихся и группировок с положительными ценностями, Учить методам анализа и самоанализа, Обеспечить возможность высказывания и обсуждения любой точки зрения.

Роль классного руководителя: «Теневой педагогический центр», «Резонанс самочувствия», Наблюдатель, Стимулирующий анализ и обсуждение

Показатели завершения этапа: Развитие эмоционально – чувственной сферы и детей и воспитателя, способности к эмпатии, (умение сопереживать, сочувствовать, понять, Принять).

Основные формы работы: Индивидуальная работа, конструирование педагогических ситуаций, работа через официальный актив, неформальных лидеров. «Успех приносит каждый», «День рождение класса», «Портрет одноклассника»

«Алый парус» Символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности долгу. «Один за всех и все за одного».Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям. Не хватает мужества признать свои ошибки, но постепенно положение может быть исправлено. Этап 4

Особенности этапа: Ощущение защищенности и уверенности в своем классе Значимо мнение коллектива, потому, что подкреплено доброжелательным отношением. убежденность, что поймут и оценят Цель этапа: Сформировать ценностно – ориентационное единство в процессе социально – значимой деятельности.

Задачи: Организовать деятельность, где происходит самореализация опыта учащихся, Создавать ситуации, выводящие из тени наблюдателей и зрителей, Поддерживать инициативы отдельных учащихся и микрогрупп, Учить анализировать результаты и соотносить с индивидуально – личностными затратами участников общего дела, Создавать ситуации самоанализа: «Я - коллективу», «Коллектив для меня»

Роль классного руководителя: Консультант, «Лакмусовая бумага» состояния (чутко реагирует на неблагоприятные состояния, создает ситуации для коррекции), Дискуссионный центр,

Показатели завершения этапа: Готовность содействовать, т. е. соотносить ценности коллектива с личными ценностями.

Основные формы работы: Тренинг навыков общения, Защита проектов, Ролевые дискуссии, Профильный десант».

«Горящий факел» Живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность не только за себя, но и за каждого. Настоящий коллектив – тот, где бескорыстно приходят на помощь, делает все, чтобы принести пользу людям. Этап 5

Особенности этапа: В коллективе каждый получает возможность самоопределения. Добровольное объединение усилий, взаимопомощь, проявление товарищества. Проявление самоуправления как массовое порождение социально – ценных идей. Цель этапа : Реализовать позитивные возможности данного коллектива в деятельности, направленной на достижение социально – значимого результата, в сотрудничестве с другими коллективами.

Задачи: Организовать поиск «Объектов общественной заботы, Поддерживать потребности в самосовершенствовании, Создавать условия для освоения навыков исследования социальных проблем»,

Роль классного руководителя: «Нравственный камертон»,

Основные формы работы: Направленность дела: Ради чего? Для кого? Что это улучшит в окружающей жизни? Суд над фактом, Рукописный журнал, Научно практическая конференция.

Программа изучения развития классного коллектива Показатели развития Признаки проявления развития коллектива Ярко проявляются (Алый парус) Проявляются (Мерцающий маяк) Слабо проявляются (Мягкая глина) Очень слабо проявляются (Песчаная россыпь) Дисциплина и взаимная требовательност ь Преобладают разумные, справедливые требования друг к другу. Требования принимаются и выполняются каждым Разумные, справедливые требования предъявляются и выполняются большинством Разумные, справедливые требования предъявляются и выполняются меньшинством, преимущественно активом Требовательн ость друг к другу отсутствует, дисциплина поддерживает ся педагогами Сотрудничество и согласованность в работе Все учащиеся легко распределяют между собой работу, согласуют свои действия как со своим классом так и с другими классными коллективами Большинство распределяют между собой работу, при согласовании действий встречаются затруднения, но они быстро преодолеваются, работа выполняется успешно Работает лишь актив, при согласовании действий наблюдаются ссоры, пререкания, обиды В коллективе не налажено сотрудничеств о, каждый действует в одиночку