Диагностическая компетентность как составляющая информационной культуры И.Ю. Тахтобина, методист ЦОКО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Диагностика и мониторинг в начальной школе МОУ СОШ 2 г. Краснокамска учитель Леткеман Л.П.
Advertisements

ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ «Гимназия 2» Людмила Юрьевна Сенькив, зам. директора.
Кузьмина Елена Владимировна Зав. отделом методической работы МОУ ЦДО «Радуга» Алтайский район.
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ.
Методика оценки эффективности образовательной деятельности в рамках проекта «Политехническая школа»
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОТСЛЕЖИВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ ШКОЛЫ,
Мониторинг и управление качеством образования Кто владеет информацией, тот владеет всем. Ли Якокка.
«Мониторинг качества дополнительного образования детей» «Мониторинг качества дополнительного образования детей» Разработано заместителем директора Ункуновой.
«Педагогический контроль в процессе воспитания» МБОУ «Основная общеобразовательная школа 11 им. А.И.Фатьянова»
ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЕДЕННОГО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Программа эксперимента «Мониторинг качества образования в современной школе»
Гилевич М.Е. заместитель директора по УР МОУ «Волосовская средняя общеобразовательная школа 2» 2010 год.
Модель внутриучрежденческой системы оценки качества образования МБОУСОШ 21.
Педагогический мониторинг и диагностика качества образования.
Экспертная оценка деятельности руководителя образовательного учреждения.
Мониторинговая деятельность педагога Образовательный мониторинг - это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности.
Экспертная деятельность органов ГОУО как ресурс повышения качества образования.
ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценки качества образования в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа 1 с углублённым изучением.
Транксрипт:

Диагностическая компетентность как составляющая информационной культуры И.Ю. Тахтобина, методист ЦОКО

Основные составляющие компетентности педагогического работника: профессиональная; коммуникативная; правовая; информационная Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. 593)

Информационная компетентность - качество действий педагога, обеспечивающих эффективное восприятие и оценку информации, отбор и синтез информации в соответствии с системой приоритетов

Диагностика - определение, изучение и оценка параметров, характеризующих объект на текущий момент

«Мониторинг – систематическое наблюдение за каким-нибудь процессом с целью фиксировать соответствие (или несоответствие) результатов этого процесса первоначальным предположениям» Л.П. Крысин Толковый словарь иноязычных слов

Мониторинг (английское Monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс диагностических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния какой-то целостной системы, процесса, явления

Мониторинг = диагностика + анализ + прогноз

Требования, предъявляемые к мониторинговым исследованиям сравнительный характер пролонгированный характер констатирующий характер диагностирующий характер прогнозирующий характер

Уровни мониторинговых исследований Региональный уровень – оценка эффективности инновационных и авторских методик, различных учебно- методических комплексов и т.п. Муниципальный уровень – оценка качества обучения учащихся ОУ различного типа и профиля. Внутришкольный (уровень ОУ) – проблемы усвоения определенного содержания: учебных и личных достижений учащихся, эффективности использования той или иной технологии, методики и т.п.

Объект мониторинга Образовательная система и ее отдельные элементы: - явления (воспитанность, образованность, мастерство педагога и др.) - процессы (процесс нравственного, трудового воспитания и др.) - деятельность (игровая, учебная и др.)

Предмет мониторинга Состояния данной системы образования в определенные периоды времени и конкретные изменения в ней

Субъекты мониторинга – носители мониторинговых функций: субъекты, предоставляющие информацию субъекты, собирающие и обрабатывающие информацию

Мониторинг по сфере применения: Статистический мониторинг. Базируется на данных статистической отчетности, прежде всего на жестко закрепленных данных государственной статистической отчетности и четко отлаженной и регламентированной системе сбора информации. Нестатистический или так называемый «мягкий» мониторинг, который базируется на самостоятельно разрабатываемых исследователями показателях и соответственно частных (уникальных) шкалах измерения данных показателей, с самостоятельно заданными периодами измерения и т.п.

Распределение функциональных обязанностей по исполнению мониторинга зависит от структуры, принятой в конкретном учебном заведении директор ОУ: экономические показатели деятельности ОУ, годовой анализ деятельности ОУ по отдельным проблемам; заместитель директора по учебно – воспитательной работе: педагогическая компетентность учителей, обученность, выполнение государственного стандарта, анализ качества знаний, (м.б. итоги первой сессии первокурсников, трудоустройство выпускников и т.д.); медицинский работник: физическое здоровье детей и педагогов; заместитель директора по научно – методической работе: сбалансированность и гибкость учебных планов; социолог, психолог: обучаемость, эффективность общения, личность педагога. заместитель директора по воспитательной работе: воспитанность и воспитуемость обучающихся; заместитель директора по хозяйственной части: фонды, обеспечение функций учреждения.

Виды мониторинга: По масштабу целей образования: Стратегический Тактический Оперативный По охвату объекта наблюдения: Локальный Выборочный Сплошной

Виды мониторинга: По этапам обучения: Входной или отборочный Учебный или промежуточный Выходной или итоговый По временной зависимости: Ретроспективный Предупредительный или операционный Текущий

Виды мониторинга: По организационным формам: Индивидуальный Групповой Фронтальный По формам объект- субъект отношений: Внешний или социальный Взаимоконтроль Самоанализ

Виды мониторинга: По частоте процедур: Разовый Периодический Систематический По используемому инструменту: Стандартизированный Нестандартизированный Матричный

Виды мониторинга: По задачам, характеру и основным формам: Педагогический Управленческий

Проблемы, которые помогает решить мониторинг: правильное формирование целей мотивирование людей на достижение целей формирование типовых процедур формирование информационной среды

Контур управления Цели более высокого уровня: организационные или даже более широкой системы – миссия, ценности, стратегические цели 1 Определить оперативные цели и задачи 2 Пересмотреть и изменить цели, параметры или нормы 11 Выбрать параметры, определяющие степень достижения 3 Установить нормы или критерии требуемого качественного исполнения 4 Произвести корректирующие действия для улучшения 10 Продолжить без изменений, если коррекция не нужна 9 Получить информацию о текущей деятельности 5 Измерить результаты исполнения 6 Решить, нужны ли корректирующие действия 8 Сравнить измеренные результаты с нормами, критериями 7

Индикатор – доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, позволяющая судить о других его характеристиках, недоступных непосредственному исследованию. Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения. Показатель – обобщенная характеристика свойств объекта или процесса. Различают качественные показатели (фиксирующие наличие или отсутствие определенного свойства) и количественные (фиксирующие меру выраженности, развития определенного свойства)

Эффективность сделанных выводов и принятых решений зависит от количества и качества информации Сбор информации требует времени, а избыток информации может помешать заметить важные детали

Основные требования к информации: информация должна соответствовать уровню, на котором осуществляется контроль; данные должны быть представлены в наглядной форме, облегчающей проверку выполнения норм; всегда должно быть ясно, являются ли данные объективными результатами измерений или расчетными оценками, и, если оценками, то чьими; если данные дублируют друг друга, все противоречия должны быть устранены; информация, необходимая для проведения контроля, должна посылаться тем людям, которые уполномочены осуществлять контроль; если получены отчеты из нескольких источников, в идеале в каждом отчете должны освещаться только те действия, которые выполнялись в подотчетный период

Элементы (модули) «Базы данных» образовательного учреждения 1. Условия функционирования образовательного учреждения (ресурсы) 2. Качество деятельности учреждения 3. Педагогические результаты 4. Удовлетворенность деятельностью образовательного учреждения 5. Финансирование образовательного учреждения

1. Условия функционирования образовательного учреждения (ресурсы) материально-технические (кабинеты и оборудование); кадровые (персонал); методические (программы); информационные (ПК и др.); состав ученического контингента; социально-педагогические связи учреждения (органы общественно- государственного управления, состав учреждений-партнеров)

2. Качество деятельности учреждения Основные показатели работы персонала (административного, педагогического, специалистов службы сопровождения): - характеристики (качественные и количественные) освоенных курсов повышения квалификации, - данные участия в экспериментальных (инновационных) проектах, конкурсах, др. формах обобщения и представления опыта (научные и методические публикации), - состав реализуемых педагогических программ (учебных, внеучебных, предметных, надпредметных) и технологий, - качественные и количественные характеристики используемых учебных пособий и оборудования. - Данные, сгруппированные по методическим объединениям. - Информация о деятельности классных руководителей. Взаимодействие ОУ и общества (качественные характеристики социально-педагогических связей и общественно-государственного управления)

3. Педагогические результаты Характеристики основных видов педагогических результатов: предметных, надпредметных, личностных. Предметные результаты: академическая успеваемость, результаты ЕГЭ, показатели участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах различной направленности и уровня. Творческая активность оценивается по образовательным областям и и направлениям. Надпредметные результаты: самооценка готовности учащихся к решению социальных и личностных проблем (продолжения образования, организации досуга и др.). Личностные результаты: характеристики социального и культурного опыта личности (посещение театров, музеев и т.п., участия в социальных акциях, органах самоуправления). Также личностные результаты отражают показатели продуктивности обучения, к которым относятся исследовательские и проектные работы, освоенные прикладные информационные навыки (работы в Интернете, использования программ представления, обработки информации и др.)

4. Удовлетворенность деятельностью образовательного учреждения Модуль содержит показатели удовлетворенности всех основных субъектов образовательного процесса – администрации, педагогов, учащихся и их родителей. Удовлетворенность деятельностью образовательного учреждения оценивается методом анкетирования. Анкеты для всех групп респондентов содержат позиции оценки, значимые для каждой конкретной группы (администрации, родителей, учащихся, педагогов)

5. Финансирование образовательного учреждения В составе модуля представлены характеристики, позволяющие выявить успешность самостоятельной финансовой политики образовательного учреждения, в том числе: привлечение дополнительных финансовых средств, продажа интеллектуальной собственности.

Главной целью в работе с кадрами ОУ является их ориентация и активизация на повышение профессиональной и педагогической компетентности, на рост их профессионального мастерства Практический пример Мониторинг кадрового потенциала образовательного учреждения

Показатели, характеризующие кадровый потенциал: образование и повышение квалификации; стаж работы по профессии; уровень квалификации (наличие квалификационных категорий); рейтинговая оценка профессионально важных качеств педагога; результативность в работе (качество знаний, умений и навыков обучающихся и выпускников и, как следствие, их поступление в ВУЗы, ССУЗы, трудоустройство) и др.

Показатели (по «КРОХе»): год рождения; образование (ВУЗ, СУЗ, специальность по диплому); преподаваемый предмет, занимаемая должность; педагогический стаж; уровень квалификации (квалификационная категория, год аттестации); повышение квалификации (последние квалификационные и проблемные курсы); сведения об участии в инновационной, экспертной, творческой работе; звания, награды

Качественный анализ результатов аттестации педагогов

Главной целью методической службы является методическое обеспечение реализации образовательных программ, т.е. обеспечение высокого качества результатов образования через содержание обучения, через организацию образовательного процесса Практический пример Мониторинг методической работы

Показатели для мониторинга методической работы: наличие паспортов комплексного методического обеспечения по предметам (и профессиям) по определенной форме; итоги участия педагогических работников и их обучающихся в конкурсах, выставках, научно- технических чтениях, конференциях и других мероприятиях; структурные единицы методической службы и результаты ее деятельности

Основные методы мониторинга: целенаправленное наблюдение и личное участие; социологические опросы, собеседования, обсуждения с руководителями подразделений, педагогическими работниками, обучающимися, родителями; психологическая диагностика: письменные опросы (анкетирование, тестирование); интервьюирование; текущая, собственная статистика; регулярная отчетность и отчетность в исключительных случаях

Наблюдение Метод исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта. Включает в качестве элементов: наблюдателя (субъекта) наблюдения, объект наблюдения и средства наблюдения.

Опрос метод непосредственного (интервью) или опосредованного (анкета) сбора первичной вербальной информации путём регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные в соответствии с целями и задачами исследования

Интервьюирование Способ проведения опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого. Интервью могут быть свободные (глубокие, фокусированные) и стандартизированные (формализованные). Отличие – активное взаимное влияние интервьюера и опрашиваемого – существенно уменьшает достоверность полученных результатов по сравнению с анонимной анкетой

Анкетирование Одно из основных технических средств конкретного исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить на вопросы, представленные в виде опросного листа – анкеты (или анкеты в электронном виде). Вопросы могут быть открытыми (предполагающими свободный ответ) или закрытыми (предполагающими выбор из нескольких предлагаемых в анкете утверждений). Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер.

Тестирование Метод диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты, тестовые задания), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Процесс тестирования может быть разделен на три этапа: - выбор теста (определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста); - его проведение (определяется инструкцией к тесту); - интерпретация результатов (определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования)

МетодПрименение Интервьюирование Оценка понимания задач, оценка способов подготовки Наблюдение и личное участие Определение необходимых и имеющихся знаний Опросы, обсужденияПри возникновении сложных проблем АнкетированиеОпределение необходимых и имеющихся знаний Текущая статистикаАнализ результатов Собственная статистикаАнализ результатов Регулярная отчетностьАнализ результатов для внесения корректив Отчетность в исключительных случаях Производственная необходимость Тестирование знаний и навыков Анализ потребностей. Анализ мотивации Психометрическое тестирование Выявление восприятия знаний и навыков

Мониторинг – не только основа отслеживания курса движения к целям, но и механизм корректировки целей и путей их достижения. Всякие существенные изменения во внешней и внутренней среде обязательно ведут к изменению планов. С этой точки зрения мониторинг – не только процесс выявления отклонений от планов, но и основа для их пересмотра.

Как часто Вы используете разные способы получения информации для мониторинга при планировании и для измерения полученных результатов? Проанализируйте полученные ответы.

Источник информацииникогдаизредкачасто Изучение нормативных и методических документов Наблюдение и личное участие Опросы и обсуждения Текущая статистика Собственная статистика Регулярная отчетность Отчетность в исключительных случаях Анкетирование Тестирование знаний и навыков Психометрическое тестирование

На основании собственного опыта работы перечислите мотивирующие факторы, которые следует учитывать при разработке планов, мониторинге деятельности педагогов

люди работают в организациях для удовлетворения своих собственных потребностей, и эти потребности могут сильно различаться; на людей влияют меры морального и материального вознаграждения, удовлетворение от работы и применяемые санкции; эффективность вознаграждений и санкций быстро снижается по мере роста промежутка во времени между деятельностью и обратной связью, к тому же и причинно- следственная связь между ними становится менее очевидной; мотивация к работе будет низкой, если слаба связь между прилагаемыми усилиями и результатами работы; участие исполнителей в планировании, в установлении норм обычно способствует выполнению планов и нормативных показателей; цели должны восприниматься как желаемые и достижимые: их достижение не должно казаться слишком трудным одним людям и слишком легким – другим; важно обеспечить, чтобы каждый исполнитель был способен достичь требуемых результатов.

Опишите контрольные функции, входящие в Ваши обязанности. Объектом контроля могут быть педагоги, обучающиеся, образовательный процесс, в котором они участвуют. Выберите в качестве примера серьезную задачу или важный вид деятельности, где необходим контроль (диагностика), и кратко опишите их. Ответьте на вопросы применительно к своему примеру. Если Вы обнаружите, что какой-либо элемент контроля отсутствует, напишите (либо укажите), что следовало бы сделать

1. Какие планы исполнения установлены? 2. Как были установлены эти планы? 3. Как часто результаты работы измеряются и сравниваются с нормами? 4. Кто принимает решения о необходимости корректирующих действий? 5. Какие корректирующие действия могут быть осуществлены в случае необходимости? 6. Кто получает обратную связь о своей работе, как и когда?