Роль классного руководителя в формировании благоприятного психологического климата в классе Михайлова Н. В. педагог-психолог МБОУ «ЦППРК «Семья»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитательная система класса. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий.
Advertisements

Воспитательная система класса Мастер – класс для классных руководителей. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа.
Социально- психологические основы формирования ученического коллектива.
«От инновации – к школе сотрудничества и взаимодействия»
Сообщение учителя начальных классов Семиной Ольги Валентиновны по теме: «Организация эффективной воспитательной работы в школе. Повышение роли классного.
«Трудный класс». Школьный класс в образовательной среде.
Педагогический совет: «Воспитательная система класса».
МКУ ДО «Кежемский районный центр детского творчества» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Кодинск-2014.
«Роль и функции классного руководителя в условиях модернизации системы образования» Зам. директора по ВР МБОУ Асекеевская СОШ Бакирова Э.Ю.
Конкурс «Самый классный классный» Номинация «Классный руководитель младшего звена» Программа включения ребенка с диагнозом задержка психического развития.
Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса.
«Психология делового общения» Элективный курс: МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» г. Бийск 2009.
Психологический климат в коллективе. Что же такое «психологический климат?» Понятие "психологический климат школы" можно определить как динамическую обобщенную.
Программа индивидуального развития ученика. Работа классного руководителя 8 класса МОУ «Алгашинская СОШ» Малькова А. В.
Индивидуально- групповой Ценностно- ориентационный Функционально- деятельностный Пространственно- временной Диагностико- аналитический.
Программа воспитательной работы с классом «Твой выбор» Составила: Пелагеина Елена Владимировна МБОУ гимназия г. Советский.
Групповая сплоченность и конформное поведение План 1.Межличностная совместимость. 2.Групповая сплоченность. 3.Конформность.
Развитие инициативы и самодеятельности учащихся в классном коллективе.
МОУ Голицынская СОШ 1 Коллектив. Групповая сплоченность и методы ее создания Педагог-психолог Педагог-психолог Трипуть М.В. Голицыно, 2009.
Адаптация первоклассников к школьным условиям Адаптация первоклассников к школьным условиям Трофименко Наталья Владимировна, учитель начальных классов.
Транксрипт:

Роль классного руководителя в формировании благоприятного психологического климата в классе Михайлова Н. В. педагог-психолог МБОУ «ЦППРК «Семья»

Что такое малая группа? Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личностных контактов. Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личностных контактов. Для существования малой группы должны выполнятся 2 условия: непосредственное общение лицом к лицу и общие цели. Для существования малой группы должны выполнятся 2 условия: непосредственное общение лицом к лицу и общие цели.

Структурная характеристика школьного класса Экспрессивная деятельность класса Экспрессивная деятельность класса Групповые структуры Групповые структуры Система групповых ожиданий Система групповых ожиданий Сплоченность класса Сплоченность класса Групповая идентичность Групповая идентичность

Экспрессивная деятельность класса На момент становления класса авторитетный учитель – шаблон экспрессивной деятельности На момент становления класса авторитетный учитель – шаблон экспрессивной деятельности

Групповые структуры Формальные отношения Формальные отношения Неформальные отношения Неформальные отношения

Социометрическая структура класса Статус Статус Взаимность эмоциональных предпочтений Взаимность эмоциональных предпочтений Система отвержений Система отвержений

Социометрическая структура класса звезды звезды предпочитаемые предпочитаемые отвергаемые отвергаемые изолированные изолированные

Система групповых ожиданий

Динамика развития класса 1. Формирование представлений друг о друге 2. Формирование групповых норм 3. Появление межличностных конфликтов 4. Повышение сплоченности класса 5. Возникновение элементов сложившейся группы 6. Доминирование эмоциональной активности 7. «Высший этап зрелости»

Групповая идентичность

Школьный класс в образовательной среде Пространственная среда Пространственная среда Социальная среда Социальная среда

Параметры описания Классы 1-й класс3(4)-й класс5-й класс6, 7, 8-й классы 9-й класс10,11-й классы Внутре нная логика развит ия класса как малой группы Экспресси вная деятельно сть класса Отношения часто ситуативны, Закрепляют ся шаблоны экспрессивн ой деятельност и Может сохраняться или изменяться под воздействием авторитетных учителей Сформирован устойчивый шаблон Распадает ся, индивидуа лизируютс я Групповы е структуры Класс состоит из подгрупп, состав неустойчив межличност ные предпочтени я и отвержения упрочняютс я Устойчивы, обозначены неформальны е роли, УстойчивыУсложняют ся Эмоциональные отношения преобладают над деловыми Система групповых ожиданий Не сформиров ана, Оформляют ся фрагменты внутригрупп овых норм Появляются собственно внутригруппов ые нормы, независимые от внешних норм, Внутригруппов ые нормы в апофеозе. поощрения и наказаний « отработаны ». возрастает роль общешкольных норм в связи с перспективой продолжения обучения Основана на общечелов еческих нормах Сплоченно сть класса Не выражена появляются устойчивые взаимосвязи между подгруппам и. Высокая, потенциал межличностны х конфликтов сохраняется ВысокаяЧасто снижается, к выпуску возрастает Формиров ание групповой идентично сти Не сформиров ана, В процессе формирован ия; сохраняется соперничест во с аут- группами Четко осознается групповое « Мы », дифференцир уются « наши » и « не наши » Чувство « мы » обострено, аут- группы дифференциру ются на « контактные » и « неконтактные » Чувство « Мы » сохраняет актуальность « Мы » вступает в противоре чие с личностно й идентифик ацией

«Внутренне конфликтный класс» Задачи: В работе с самим классом: создание условий для сплочения коллектива; создание условий для сплочения коллектива; формирование навыков конструктивного общения друг с другом; формирование навыков конструктивного общения друг с другом; разрядка отрицательных эмоций, связанных с неблагоприятным эмоциональным фоном в классе; разрядка отрицательных эмоций, связанных с неблагоприятным эмоциональным фоном в классе; создание условий для повышения самооценки учащихся. создание условий для повышения самооценки учащихся. В работе с родителями: создание условий для формирования у родителей ответственной позиции, связанной с необходимостью пси­хологической помощи детям; создание условий для формирования у родителей ответственной позиции, связанной с необходимостью пси­хологической помощи детям; обучение родителей способам психологической поддержки учащихся. обучение родителей способам психологической поддержки учащихся.

Как превратить класс в высокоразвитую малую группу? создание разнообразных форм коллективной деятельности детей: веревочный курс, спорт, творчество и т.д. создание разнообразных форм коллективной деятельности детей: веревочный курс, спорт, творчество и т.д. разнообразная работа с родителями: совместные праздники, выходы, тематические собрания, подключение пап. разнообразная работа с родителями: совместные праздники, выходы, тематические собрания, подключение пап. выработка общих норм и правил в группе; выработка общих норм и правил в группе; нахождение сильных сторон класса: формирование успешности нахождение сильных сторон класса: формирование успешности разработка системы поручений и самоуправления; разработка системы поручений и самоуправления; общность педагогических нормативов относительно формирования личности учащихся. общность педагогических нормативов относительно формирования личности учащихся.

Превращение класса в высокоразвитую малую группу возможно лишь в процессе целенаправленной развивающей работы всех участников образовательного процесса