Урок – мастерская в 7 классе. Союзы в художественной речи. Автор работы – учитель русского языка и литературы МБОУ «Малобикшихская СОШ» Канашского района Чувашской Республики Автор работы – учитель русского языка и литературы МБОУ «Малобикшихская СОШ» Канашского района Чувашской Республики Иванова Зоя Алексеевна.
Столкновение с ситуацией – сопоставление предложений: объясните свой выбор союза. Пословицы. Поставьте знаки препинания. 1. Правой рукой строит … левой – разрушает. 2. Апрель с водою … май с травою. 3. Мороз не велик … стоять не велит. 3. Своя земля … в горести мила. 4. Коси..коса… пока роса… роса долой – и ты домой. 5. Истина может порой быть затемненной… никогда не гаснет.
Сколько значений у союза? Чичиков не заметил, как въехал в середину обширного села… (Гоголь). Чичиков не заметил, как въехал в середину обширного села… (Гоголь). (Не заметил чего? Как въехал …- изъяснительный союз). Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. (Есенин). Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. (Есенин). ( Роняю как? Как дерево роняет… - сравнительный союз).
Проблемы урока 1. Активизировать познавательный процесс в умении ставить знаки препинания перед союзами в простых и сложных предложениях. 2. Научиться чувствовать союз, то есть уметь правильно выбирать союз в конкретной ситуации, в контексте. 3. Научить писать правильно союзы.
Цели урока, сформулированные учащимися. Я …
Гипотезы урока. 1.Роль союзов в текстах велика: в русском языке есть все элементы искусства. в русском языке есть все элементы искусства. 2. Музыкальность русской речи достигается и точным употреблением союзов в речи, так как часто равноправие между частями в сложносочиненных предложениях относительное, то есть нет интонации законченности первого простого предложения, а наблюдаются смысловые отношения между двумя предложениями в тексте.
Урок – мастерская – это урок, на котором мы будем учиться обращаться со словом методом исследования различных текстов, раскрывать в соразмышлении и сопереживании духовную сущность слова. Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Всеохватным русским языком. С. Данилов С. Данилов
Лингвистическая разминка «Узнай союз». 1.Зайди за (то) здание, увидишь нужный тебе дом. 2.Мост старый, ехать по( этому) мосту опасно. 3. Ты, наверное, то (же) устал. 4. Если идти по (тому) переулку, выйдешь к площади. 5. Грибы собирать интересно, за (то) обрабатывать их довольно скучно. 5. Спой, пожалуйста, то (же), что ты пел на концерте. 6. Поздно уже, а по (тому) пора спать. 7. В незнакомой реке купаться опасно, по (этому) будьте осторожны. 8. Что (бы) вырастить дерево, нужно много лет. 9. Не знаешь, что(бы) мне надеть на день рождения?
Ответы к лингвистической разминке. 1.Ты, наверное, тоже устал. 2. Грибы собирать интересно, зато обрабатывать их довольно скучно. 3. Чтобы вырастить дерево, нужно много лет.
Анализ текстов. Объясните конструкцию предложения и знаки препинания в нем. Объясните конструкцию предложения и знаки препинания в нем. 1. Он вышел и - покончил дело… Машинально подошел к окну, чтоб отворить его и дохнуть ночным воздухом, и - вдруг весь вздрогнул. чтоб отворить его и дохнуть ночным воздухом, и - вдруг весь вздрогнул. Достоевский Достоевский
И.Северянин. «Отчего?» Отчего снег бесследно пропал, Отчего снег бесследно пропал, И ручьи отчего потекли? Отчего соловей засвистал, И цветы отчего зацвели? Отчего так внезапно весь мир Пробудился от долгого сна? - «Оттого, - прошептал мне зефир, - Оттого, что настала весна».
А.А.Фет «Я пришел к тебе с приветом…». 1.Какую роль в стихотворении играют союзы? «Что» -8 раз – почему? «И» - 2 раза, «Но» -1 раз, «Как» -1 раз. 2. Какой глагол часто употребляется? (Рассказать – 4 раза, причем 6 раз он пропущен. 3 Какова цель употребления союзов, особенно союза «что»? 4. О внешнем или о внутреннем состоянии поэта сообщает это стихотворение? 5. Что используется для этого? ( лексические повторы: лес проснулся – весь проснулся; веткой каждой – каждой птицей); Параллельные конструкции, акцентированные анафорой: Рассказать, что …; Использование лексики, обозначающей эмоциональное состояние: страсть, счастье, веселье, песня.
Самостоятельная работа учащихся в группах. 1 группа – А.А.Ахматова «Мужество». 2 группа – И.А.Бунин «Слово». 3 группа – А.С.Пушкин – «И мысли в голове волнуются в отваге…». 4 группа – М.Ю.Лермонтов «По небу полуночи ангел летел…».