Технология организации преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обеспечение ПРЕЕМСТВЕННОСТИ между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата Н.В.Долинина, методист МБОУ.
Advertisements

Зам. директора по НМР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2» г. Пскова Назарова Е.В. Алгоритм организации преемственности между ступенями начального.
Технология организации преемственности между начальной и основной школой в условиях внедрения ФГОС.
Образовательная система «Школа 2100». Что такое Образовательная система «Школа 2100»? Единство более 100 ученых-авторов и 40 тысяч учителей-практиков,
1 Организация преемственности между начальной и основной школой Опыт решения проблемы – алгоритм «8 шагов»
1 (на примере Образовательной системы «Школа 2100»). Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового.
Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 17 1.
Обеспечение ПРЕЕМСТВЕННОСТИ между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего федеральному.
1 Алгоритм организации преемственности между начальной и средней школой Составитель: Аксёнова Л.В.
«Выстраивание преемственности между начальной и основной школой как одна из важнейших задач нового федерального государственного образовательного стандарта.
УМК «ШКОЛА 2100». Образовательная система «Школа 2100» - это: 1. Концепция и научно-теоретические материалы, созданные авторским коллективом под научным.
Обеспечение ПРЕЕМСТВЕННОСТИ между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего федеральному.
Эффекты реализации алгоритма преемственности «Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного.
1 Построение развивающей образовательной среды как перспективная цель образовательного учреждения Информация к размышлению. (часть 2. Построение развивающей.
ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ? АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. ЗАРИФМУЙТЕ ПРОБЛЕМУ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ТЕМУ.
Подготовила учитель МОУ СОШ 2 г. Торопца Н.И. Полевкова.
Моим коллегам. Что же означает название? Век, в который мы живем Бесконечность Живем в настоящем, готовя будущее! Школа 21.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Построение образовательного процесса на второй ступени школьного образования при реализации ФГОС.
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД МОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
Транксрипт:

Технология организации преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего ФГОС

Преемственность новых стандартов ФГОС Официально принят, действует. Первые ученики начали учиться по нему 1 сентября 2011 года Официально принят в начале 2011 года. Начался процесс экспертизы учебников 5-9 кл. под этот ФГОС. Самый поздний срок его введения – 1 сентября 2015 года Проект опубликован, идет жаркое обсуждение и доработка. Единая система целей-результатов

КТО будет учить? Образовательная система «Школа 2100» ЗАЧЕМ учить? (цель) ЧТО изучать? (содержание)КАК учить? (технологии) Проблемный диалог (самим открывать знания) Продуктивное чтение (понимать смысл текстов) Оценивание успехов (адекватная самооценка) Проектная технология (самостоятельные дела) Союз авторов, методистов, 40 тыс. педагогов; система повышения квалификации, журнал «Нач.шк.+до и после» Научная концепция: «Педагогика здравого смысла» Цель: Функционально грамотная личность. УМК от д/с до старшей школы авторский коллектив Премия Правительства РФ ФГОС Федеральный перечень учебников реализующих ФГОС ( уч.г.): УМК «Школа 2100» признан одной из четырех СИСТЕМ УЧЕБНИКОВ предостерегаем от формального подхода: -Система учебников – это связи, а не набор! -Мало взять учебники, нужно работать в системе целей и технологий © ?!

Проблема в нашей школе: нет преемственности

Что такое ОТСУТСТВИЕ преемственности? Мы вам подготовили таких замечательных детей, а вы… Да ваши дети ничего не знают и не умеют!!! Учитель начальной школыУчитель основной школы Содержание Цели Технологии

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТА Педагогическая: Воспитание функционально грамотных выпускников, умеющих использовать приобретенные предметные знания и общеучебные умения (универсальные учебные действия) для решения любых задач. Общеобразовательная: обеспечение непрерывного образовательного процесса, направленного на получение нового образовательного результата

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТА 1) Внедрение алгоритма организации непрерывного образовательного процесса в условиях принятия педагогами начальной, основной и старшей школы общих целей, использования единого комплекта учебников и преемственных образовательных технологий. 2) Уточнение представления о новом образовательном результате. 3) Апробация системы развития универсальных учебных действий (ранее – общеучебных умений) учащихся как целевых ориентиров образовательного процесса на стыках начальной и основной, основной и старшей школы. 4) Создание и апробация комплексной диагностики уровня развития универсальных учебных действий при переходе из начальной школы в основную.

Переход в основную школу осуществляется БЕЗ алгоритма организации преемственности. 4 кл 6 кл Диагностика личностных и метапредметных результатов Переход из начальной в основную школу осуществляется по алгоритму организации ПРЕЕМСТВЕННОСТИ. > 4 кл 6 кл Экспериментальные классы Контрольные классы РЕЗУЛЬТАТРЕЗУЛЬТАТ РЕЗУЛЬТАТРЕЗУЛЬТАТ Цели Содержание Технологии Цели Содержание Технологии основная школа «Школа 2100» начальная школа «Школа 2100» основная школа «Школа 2100» начальная школа Другие системы ЗАМЫСЕЛ И ГИПОТЕЗА ЭКСПЕРИМЕНТА

СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ЕДИНЫЙ КОМПЛЕКС ТЕХНОЛОГИЙ «Школы 2100» Продуктивное чтение: вместо скорости прочтения и воспроизведения фактуальной информации… - вычитывание подтекста и концептуальных смыслов – глубокое понимание текста Проблемный диалог - вместо объяснения темы … – постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками Оценивание учебных успехов: вместо внешнего контроля за учениками с помощью отметок… - обучение их комфортному и адекватному самооцениванию своих достижений

УМК – это инструмент, но не сама преемственность Совет координаторов направлений « старые инструменты» «новые инструменты»

СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА – построение единой образовательной среды Процесс обучения Что и как оценивается? Внеклассная жизнь Отношения: Учителя –дети -родители Оформление школы Определение единых ЦЕЛЕЙ и задач всего коллектива педагогов Подбор единого комплекса СРЕДСТВ (технологии, УМК и т.д.) для достижения этих целей и задач Совместно полученный НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Требования к педагогам и детям

Начальная ступень Основная ступень Единая система универсальных учебных действий: Цели Содержание Технологии Единый комплекс: -проблемный диалог, -продуктивное чтение, -оценивание учебных успехов Единый УМК Уровень 3-4 кл. Уровень 5-6 кл. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА 1.Образование временного метод. объединения учителей 4-х и будущих 5-х классов (на календарный год) 2.Договоренность об общих целях (портрет выпускника). 3.Открытые уроки в 4-м кл. для учителей осн. школы. 4.Совместные уроки в 4-м кл. учителей осн. и нач. школы. 5.Диагностика метапредметных результатов на выходе из 4-го кл. 6.Открытые уроки в 5-м кл. для метод. объединения 7.Обсуждение и решение проблем адаптации 5-х классов 8.Определение эффективности – диагностика, анализ

Шаги осуществления алгоритма «Преемственность»

1шаг. Декабрь 2012 г. Метод.объединение начальной и основной школы Создание приказом администрации образовательного учреждения временного метод.объединения учителей начальной и основной школы. Объединение создается на один календарный год – с января (начало второго полугодия одного учебного года) по декабрь (окончание первого полугодия следующего учебного года). «Круглый стол» педагогов начального и основного звеньев Оно должно включать учителей, которые в момент образования объединения ведут 4-е классы в начальной школе и педагогов- предметников, которые будут принимать этих детей в 5-м классе.

Результаты первого шага (создание метод.объединения) Положительный опыт: Обычно диалог между учителями начальной и основной школы начинается, когда дети уже перейдут в 5-ый класс. Причем носит он, как правило, констатирующий характер («не научили..»). В данном же случае, через создание метод. объединения во втором полугодии 4-го класса, пока еще можно договориться и что-то исправить, предполагается посадить педагогов за стол переговоров.

Результаты первого шага (создание метод.объединения) Трудности и методы их преодоления Трудность: Не всегда в декабре известно, кто из учителей будет работать в будущих 5-х классах. Опыт преодоления: Включать в состав метод.объединения несколько учителей по одному предмету с целью их подготовки, а также с тем, чтобы администрация в дальнейшем имела возможность выбора педагогических кадров при распределении нагрузки.

2 шаг. Январь 2013 г. Согласование целей, содержания и технологий Внутри методического объединения должна быть достигнута договоренность: 1. О едином понимании целей, то есть – об уровне универсальных учебных действий, которые необходимо получить на выходе из начальной школы и далее развивать в 5-6 классах. 2. О соблюдении единых технологий и принципов системы «Школа 2100».

2 шаг. Январь 2013 г. Согласование целей, содержания и технологий Компромисс между педагогами начального и основного звена: единый «портрет выпускника начальной школы» данного конкретного образовательного учреждения и единых требований, предъявляемых к нему. При этом педагоги опираются на программу развития общеучебных умений (универсальных учебных действий) «Школы 2100», достраивая ее под себя.

3 шаг. Февраль 2013г. Посещение и анализ уроков в 4-м классе Учителя основной школы посещают уроки в начальной школе по своим предметам. Обсуждение уроков организуется с позиции соблюдения принципов и технологий развивающего образования. Это позволяет учителям-предметникам заранее познакомиться со своими будущими учениками – увидеть их возможности в комфортной для них обстановке. В ходе обсуждения педагоги начального и основного звена уточняют требования, предъявляемые к ученикам и корректируют необходимые умения (процедура устного ответа, правила ведения тетрадей и т.п.).

Совместная разработка урока педагогами начальной и основной школы. 4шаг. Февраль-март 2013 года Совместные уроки в 4-м классе Разработка и проведение учителями основной и педагогами начальной школы совместных уроков в 4-х классах. Учителя начальной школы могут выступать в качестве специалистов в процессе освоения технологий педагогами основной школы, а педагоги основной – консультантами в нюансах своего предмета. На этом шаге, педагоги разных ступеней образования, делая общее дело, смогут почувствовать себя командой единомышленников, скорректировать свои позиции. А ученики 4-го класса познакомятся со своим будущим учителем- предметником, что сделает их переход на новую ступень более подготовленным и комфортным.

Результаты четвертого шага (совместные уроки) Сложилось три варианта реализации – три типа взаимодействия учителя начальной и основной школы: 3) Оба учителя готовят и проводят урок вместе, распределяя между собой эпизоды урока, поддерживая друг друга в течение всего урока. 2) Учителя начальной и основной школы вместе готовят конспект, а проводит урок только учитель основной школы. 1) Готовит и проводит урок только учитель основной школы, а учитель начальной школы дает только информацию о классе, темы, отдельные советы.

Результаты четвертого шага (совместные уроки) 3) Сотрудничество учителей основной и начальной школы устанавливается полностью: вместе готовят урок, вместе проводят, вместе анализируют (при этом сам процесс может идти через острые и трудные споры, но результатом, как правило, довольны оба). + Для учеников (и для учителей) урок проходит в максимально комфортной обстановке, с минимально возможным числом шоковых ситуаций от ощущения новизны и непонятности приемов и стиля общения нового педагога. Формируется установка: «в 5 классе будет хорошо, привычно, не страшно».

5шаг март-апрель 2013 года Диагностика нового результата в начальной школе Диагностика личностных, метапредметных и предметных результатов, а также психологического состояния учеников на выходе из начальной школы и на входе в основную школу. В рамках эксперимента задача-минимум – замерить уровень развития универсальных учебных действий (общеучебных умений) на выходе из начальной школы в экспериментальных классах (которые будут продолжать учиться в условиях преемственности целей, содержания и технологий «Школы 2100») и в контрольных классах, которые в начальном звене обучались по «Школе 2100», но в основной школе продолжат обучение по другим системам и учебникам.

6 шаг сентябрь-октябрь2013 года Анализ уроков в 5-м классе На данном этапе необходимы посещения уроков в 5-м классе руководителем методобъединения и учителями начальной школы. Шестой шаг осуществляется, когда ученики перейдут в основную школу. Педагоги, отвечающие за решение проблемы преемственности должны увидеть, как адаптируются ученики к новым условиям и требованиям. Необходимо советами помогать учителям-предметникам, Например,урок литературы в 5- м классе по технологии продуктивного чтения. реализовывать совместные договоренности о преемственных технологиях.

7шаг октябрь-декабрь 2013 года Решение проблем адаптации Главное на этапе седьмого шага - регулярное проведение методобъединений в 5-м классе, на которых обсуждаются уроки, координируется работа и решаются возникающие проблемы. Принципиально важно в первые же две недели и далее учителям-предметникам регулярно встречаться с учителями бывших 4-х классов, чтобы обсуждать, как Обмен опытом методобъединений по преемственности. проявляют себя ученики в новых условиях, какие возникают трудности учебного или психологического плана. По любой проблеме можно выработать коллективное решение.

Результаты шестого и седьмого шага (в 5-м кл.) Положительный опыт: Создается коллектив единомышленников, позволяющий прислушиваться друг к другу. Учитель начальных классов теперь – желанный гость, он продолжает следить за своими учениками, за их успехами, консультирует учителей. он видит своих учеников в новой ситуации, что позволяет ему определить положительные и отрицательные моменты своей работы и скорректировать свою учебную деятельность. )

8 шаг январь – май 2013 Определение эффективности организации преемственности Эксперимент завершается определением эффективности работы по преемственности – анкетированием, диагностикой нового результата умений, анализом результатов, корректировкой деятельности педагогического коллектива. Подведение первых итогов эксперимента на открытом семинаре Сравнение результатов диагностики в 5-м и 4-м классах показывает нам, как чувствуют себя ученики в новых условиях.

Предполагаемые результаты восьмого шага (эффект) Положительныйельный опыт: Результаты каждого отдельно взятого обучающегося не были снижены по сравнению с 4 классом; имеют хороший уровень мотивации, владеют навыками самостоятельной работы в парах, группах, имеют опыт работы с различными видами источников. Сильного снижения качества по итогам входных контрольных работ не наблюдается. Заметны положительные результаты по устным предметам (истории, окружающему миру, литературе) Учителя – предметники отмечают умение излагать свои мысли, логично строить ответы, выделять главное, высказывать свое мнение.

Результаты восьмого шага (эффект) Трудности и их преодоление: Трудность: Некоторые учителя формально относятся к формированию общеучебных умений (УУД) учащихся. По- прежнему большее внимание уделяется ЗУН (знаниям) учащихся Преодоление: Регулярно вести наблюдение за формированием общеучебных умений (УУД) учащихся не только в виде диагностических срезов, но и через портфолио, результаты педагогического наблюдения и т.д. Шире привлекать психолога к данной работе.

Предполагаемые выводы при условии введения эксперимента «Преемственность»

РЕФЛЕКСИЯ: Ваше отношение к представленному варианту решения проблемы преемственности: 1) Ничего не изменится, проблема останется. 2) Много положительного, но решится лишь около половины проблемы. 3) В основном проблема успешно должна решится.