Евгений Иванович Носов (15 января 1925-13 июня 2002год)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ев Курска. Носов Евгений Иванович, прозаик. Родился 1 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное.
Advertisements

Носов Евгений Иванович. O Евгений Иванович Носов (15 января 1925, с. Толмачово Курской области 13 июня 2002, Курск ) русский писатель, прозаик, автор.
В Иркутской области впервые была проведена акция "Покормите птиц!" Её инициировали крупнейшие областные газеты в память о писателе Евгении Носове. В январе.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне Грянул год, пришёл черед, Нынче мы в ответе За Россию, за народ И за всё на свете. А.Твардовский.
9 мая 1945 года Победителям За все, что есть сейчас у нас, За каждый наш счастливый час, За то, что светит солнце нам, Спасибо доблестным солдатам, Что.
Гордиться славою своих предков Не только можно, но и должно. А.С. Пушкин.
В этом году исполняется шестьдесят пять лет со дня Победы советских войск над фашистами Германией в Великой Отечественной войне. Об этом событии мы узнаем.
Боевой путь Снегирёв Михаил,10 «а» МОУ СОШ 77 г.Екатеринбурга.
Валентин Петрович Катаев. Цели урока: -обобщить знания детей о творчестве В. Катаева, -пробудить интерес к творчеству писателя, -воспитывать трудолюбие,
Урок внеклассного чтения и истории на тему : « Проявление русского характера как черты национальной принадлежности в ходе Великой Отечественной войны (
Митин Владимир Николаевич Мой дедушка родился 7 января 1925 года в простой семье : его мама была колхозницей, а папа – бухгалтером.
«Правда о войне Тема: «Правда о войне в современной отечественной прозе» Выполнила ученица 11 класса Выполнила ученица 11 класса Ундалова Евгения учитель.
Презентацию для детей старшего дошкольного возраста подготовила: ст. воспитатель ГБОУ г. Москвы детский сад 400 Волокитина Наталья Анатольевна.
Песни Великой Отечественной войны Презентацию подготовили ученики 11 класса МОУКадетская школа Патриот Вилков Максим Андреева Мария.
Всероссийский фестиваль творческих работ учащихся НПО, СПО и общеобразовательных школ, посвященный 68-летию Победы в Великой Отечественной войне «Подвиг.
1 В этот Великий день принято бывать на могилах погибших воинов, возлагать венки, живые цветы тем, кто не вернулся с войны. 4.
К 65-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Героям Война – это страшное слово, Война – это слово-герой, Ведь многие дедушки наши С войны не вернулись.
ко Дню Победы - 9 мая для дошкольников и младшего школьного возраста
Презентация для детей старшего дошкольного возраста Автор – Гребнева Т.В. воспитатель ГДОУ детский сад 40 Кировского района Санкт-Петербурга.
Мы родились,когда всё было в прошлом, Ведь столько лет уже победе той, Но разве позабыть возможно Те годы,опалённые войной?
Транксрипт:

Евгений Иванович Носов (15 января июня 2002год)

Евгений Носов родился 15 января 1925 года в семье потомственного мастерового, кузнеца. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля 23 августа 1943 года) ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.

Евгения Носова можно отнести к представителям «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе XX века «окопной правде». Важнейшие его темы военная и деревенская. Много печатался в журналах «Наш современник», «Новый мир», где вышли лучшие его рассказы и повести, занимая достойное место в русской литературе.

Рассказ впервые опубликован в журнале "Наш современник" (1969, No 11). Отдельной книгой вышел в издательстве "Современник" (М., 1979; иллюстрации художника С. Косенкова). Военная история молодого рассказчика в произведении повторяет факты из биографии самого писателя. В небольшом по объему рассказе Евгений Носов рисует госпиталь под Москвой, где лежат раненые, привезенные с полей войны, шедшей уже за пределами России. Главный герой, от имени которого ведется повествование, поначалу не может привыкнуть к белизне тумбочек и простыней, к белизне гипсов и лиц без кровинки. Белый, белая, белое… Там, на войне, он сражался, а здесь сделал открытие: какие же все уязвимые, обыкновенные, «серийные». Но знакомство с ранеными и медперсоналом постепенно разрушает это представление.

Здесь и волгарь Селиванов, и мезенский мужик-лесовик Бородухов, и крестьянин из деревни Сухой Житень Пензенской области Копёшкин, и молдаванин Михай, и сибиряки Саенко и Бугаёв. Но, хотя каждый из них убеждает соседей по палате в преимуществах своего края, родина у них общая. И за молдаван, и за сибиряков за всех отдавали свои жизни молодые и старые солдаты, все они крещены в купели войны, а потому все они братья. И Копешкин, и Саша Самоходка, и Бугаев, и тетя Зина, и сестра Таня – все они прекрасны и индивидуальны.

Ранение, по Носову, для любого человека испытание, и не важно, ранен он в первый раз, как герой рассказа, или в четвёртый, как Бородухов. Сущность этого испытания раскрывается писателем в экспозиции рассказа. Читатель знакомится с фронтовой операционной в роще, недалеко от которой идёт танковый бой. Сдержанность повествования сильнее передаёт ужас происходящего, чем прямые восклицания. Мы словно сами оказываемся в огромной очереди к хирургическому ножу, видим раненых, лежащих поперёк столов с интервалом железнодорожных шпал. Носов концентрирует внимание на таких деталях, что мы понимаем: в происходящем нет ничего необычного. Кошмар войны не только в смерти на поле сражения, но и в её зловонном дыхании, от которого некуда скрыться. Для хирурга с красными от бессонницы глазами, горбящегося над столом сутками, для медсестры, приговаривающей с механической однотонностью какие-то слова солдатам, для санитаров, привычными движениями затирающих столы от крови, это изнурительная работа. Их борьба со смертью превратилась в обыкновенное дело. И, хотя мы и читаем о том, что с людьми не играли в прятки, что некогда было щадить их этикой милосердия, мы понимаем, что гуманность не побеждена войной. Обыденность происходящего во фронтовой операционной отражает не только мрачный лик войны, но и скрытую теплоту патриотизма, о которой писал ещё Л.Н. Толстой.

Раненый Копешкин все смотрит за окно, пытаясь разглядеть лес и поле, возможно, такие же, как и у него в деревне. Милая Таня жалеет Михая, у которого ампутировали руку. Тетя Зина помогает ему справиться в туалете, не брезгует. Самоходка, калека, все мечтает о «девчонке». «Я вдруг ощутил, что госпитальные часы отбили какое – то иное, новое время… Что –то враз обожгло меня внутри гулкими толчками, забухала в подушку напрягшаяся жила на моем виске», - говорит главный герой накануне 9 мая.

Наступило 9 мая. Едва дождавшись рассвета, все, кто мог, повалили на улицу. Коридор гудел от скрипа и стука костылей. Госпитальный садик наполнялся гомоном людей. И вдруг грянул неизвестно откуда взявшийся оркестр: «Вставай, страна огромная…». Начальник госпиталя строгий полковник Туранцев по прозвищу Дед приказывает начхозу не только застелить всем свежее бельё (хотя ведь только что меняли!), не только заколоть к обеду кабана, но и достать где угодно вина. Не водки, а настоящего вина. И начхоз выполняет приказание. Потом зареванная тетя Зина разносила суп из кабана, а Звонарчук внес поднос с несколькими темно-красными стаканами: «С победою вас, товарищи».

Самый тяжёлый раненый Копёшкин, которого, кажется, зовут Иван (никто толком не знает), не успевает выпить вина, потому что умирает. Уходит совсем тихо, даже не слышно, в какую минуту. И тогда «ходячий» Саенко берёт стакан, оставшийсяна тумбочке Копёшкина, выплёскивает несколько красных капель прямо на белую подушку, на опустевшее изголовье, а потом разносит стакан по кругу, и каждый в палате выпивает по глотку. За окном палаты тех, кто лежит на койках неподвижно, видны только верхушки тополей с первыми зелёными намёками на листья, зато очень хорошо слышно. За окном сразу всё: частушки, какая-то женщина причитает в голос, ребёнок её уговаривает, играет оркестр…

«Я онемело смотрел на взбитую подушку, на ее равнодушную белизну, и вдруг с пронзительной очевидностью понял, что ее хозяин уже ничто… Его просто вынесли из палаты – его нет вовсе. Нет!..» Так Е.Носов своим рассказом утвердил очень важную мысль: правда жизни и правда искусства должны быть в согласии, и никогда нельзя забывать, что праздничное вино, вино победы, красно всегда – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем: в нем кровь наших солдат.

Но почему же именно красное вино? Красным вином причащают в христианских храмах кровью причастили советских людей в войну. Крещённый равнодушным металлом, поливший землю своей кровью, наш народ искупил грехи человечества, как когда-то искупил их Христос. Смертию смерть поправ, советский человек отстоял жизнь. Красное вино пьют солдаты в рассказе Носова, пьют за победу жизни над смертью. Белая госпитальная палата озаряется отблесками рубиновых стаканов, и люди чувствуют волнение, словно совершается небывало-торжественное… таинство