Выполнила: учащаяся 8 класса Кустова Юлия Алексеевна. Руководитель: учитель истории и КРК Тренюшева Тамара Муратовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Зимние занятия восточных славян». Ткачество Ткацкий станок у восточных славян был в каждой семье. Долгими зимними вечерами славянки занимались прядением.
Advertisements

Загадки: Сестра с братом зимой и летом купаются. (ведро) Мужик с толстым животом, с множеством поясов. (бочка) Материал: деревянные дощечки. Дощечки укреплены.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ИСТОРИИ « РЕМЁСЛА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН» Составитель: Мартыненко Галина Фёдоровна Составитель: Мартыненко Галина Фёдоровна Учитель истории.
Растительный мир лесов умеренного пояса Моргунов Николай 2 «Б» класс МОУ «Лицей» 41 г. Владивосток МОУ «Лицей» 41 г. Владивосток Учитель: Лебедева Л.В.
Народные промыслы и ремесла Тамбовского края Народные промыслы и ремесла Тамбовского края Выполнила : Горбачева Е. С. 31 группа 3 курс.
Одним из самых используемых материалов коми народа была береста – сюмод. Лёгкая, красивая, эластичная, водонепроницаемя, она была незаменима в крестьянском.
Изготовление лаптей Ношение лаптей Писаные лапти В зимнюю пору одним из самых распространенных домашних ремесел было плетение лаптей. Плетеная обувь из.
Берестяные плетёнки Составила слайды: учитель начальных классов Томаровская С.А.
«Сказ о русской избе» Фрагмент занятия кружка «Юный эколог-краевед» Руководитель: Кукушкина Ирина Николаевна.
Из чего сделана наша одежда? Светлана и Юля,
Роль народных промыслов в жизни народов мари и Уэльса. Выполнила ученица 10 класса Казакова Мария.
В данном разделе представлены предметы быта в.в. В музее собраны коллекции самоваров, утюгов. Представлены орудия труда применяемые в сельском хозяйстве.
Открываем дверь – перед нами крестьянская изба. В углу русская печь со всем убранством: чугунами, железной заслонкой, деревянной лопатой, ухватами. Раньше.
Люблю березку русскую …. Задачи проекта: 1.Исследовать, узнать новые знания о берёзе; 2. Узнать, что делают из берёсты, как применялась и ис- пользовалась.
МОУ «Верхне – Савинская средняя общеобразовательная школа», 2008 год.
Художественные промыслы России. Народные промыслы – одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий.
Чегодайкина Марина Валерьевна. Стремление человека украсить свою одежду, жилье лежит в основе народного искусства. жители всегда заботливо украшали предметы.
Чегодайкина Марина Валерьевна. Стремление человека украсить свою одежду, жилье лежит в основе народного искусства. жители всегда заботливо украшали предметы.
Кружевоплетение Разновидности кружев Коклюшки Плетение кружев – чрезвычайно красивое народное ремесло. Разнообразие и причудливость кружевных узоров целиком.
Урок изо 5 класс. Вспомним, какой вид росписи мы изучали? Круглые, железные, В хозяйстве полезные. Черные, желтые, красные, Удивительно прекрасные! (Жостовские.
Транксрипт:

Выполнила: учащаяся 8 класса Кустова Юлия Алексеевна. Руководитель: учитель истории и КРК Тренюшева Тамара Муратовна.

Основными видами промыслов с давних времен и вплоть до революции в Кувакине были: плотничество, столярное дело, кузнечное, гончарное и бондарное производство, связанное с поделкой сельскохозяйственного инвентаря и шорных изделий. Несмотря на примитивный инструмент и полное отсутствие условий труда, Кувакино в прошлом славилось мастерами своего дела, о них знали далеко за пределами села. Трудолюбие, смекалка, мастерство, любовь к своему делу не знали у некоторых мастеров границ и пределов в творческих поисках. Как рассказывал житель села, Паршин Петр Егорович, его дед по матери, Канаков Михаил, 1840г.р., сделал бочонок без единого обруча с четырьмя отделениями, в которых одновременно можно было хранить молоко, воду, растительное масло и вино. Бочонок был отправлен в Москву, откуда мастеру пришла грамота, к сожалению сгоревшая при пожаре впоследствии.

Бондарное производство в селе было представлено фамилиями Паршиных, Мальчушкиных, Канаковых. Занимались они изготовлением деревянной посуды, как-то ведер, лоханей, шаек.

Глина с давних пор служила хорошим материалом для изготовления кирпича, из которого делались печи. С успехом глина применялась и для гончарного производства. До нас дошли фамилии гончаров, которые были признанными мастерами своего дела – семья Павлушкиных. Весь процесс производства ее был кустарный: глину месили руками и ногами, посуда изготовлялась на ножных кругах, обжиг производился в земляной яме, затем посуда обмазывалась смолой, посыпалась пережженным свинцом или обливалась суриком, разведенным водой. Обжиг изделий производился не менее восьми часов.

Одним из самых распространённых деревьев является берёза. С незапамятных времён специально обработанную берёзовую кору – бересту – использовали для изготовления самых разнообразных предметов. Из бересты делали посуду, коробки, лукошки и многое другое. Береста - это верхний слой берёзовой коры, прочный, достаточно эластичный, приятного белого цвета. Его аккуратно снимают с дерева, очищают от верхнего белого слоя и выворачивают так, чтобы гладкая внутренняя поверхность стала лицевой стороной изделия. Чаще всего из бересты делали туеса (или бураки) – легкие, удобные, прочные. Туесок имеет цилиндрическую форму, плоское дно и крышку. Прежде чем туесок начинали делать, нужно было сходить в лес найти берёзу, чтобы кора на ней была целой, толстой и прочной. Бересту снимают в самый жаркий день и только тогда когда берёза цветёт. В это время берёза внутри белая, а как отцветает она в нутрии становиться красной.

Круглое дно и крышку для туесов делают из ели, т.к. ель не сохраняет никаких запахов. Донце и крышку хорошо просушивают, чтобы не рассохлись и не дали трещину. Затем края берестяной пластинки скрепляют плотным швом. Существуют разные способы соединения. Можно соединить края «в замок», как пальцы рук, а можно сшить тонким гладким прутиком или корешком черёмухи. Снаружи берестяной цилиндр обшивали ещё одним слоем бересты. Для большей прочности верх и низ туеска дополнительно укрепляли берестяными поясками. Берестяной цилиндр размачивали в кипятке и вставляли в него сухое еловое донце. Когда береста высохнет она так плотно обожмёт донце, что и вода их него не вытечет и будет туесок служить долгие годы. Туеса очень широко применялись в быту – в них хранили ягодный сок (из деревянной посуды сок частично испарялся, а из берестяной никогда), во время сенокосов и полевых работ в них брали с собой молоко, квас воду. Делали из бересты и стаканы, чашки, солонки, ковши, корзинки. В старину делали из бересты даже своеобразные галоши, которые надевали на валенки, и берестяная обувь если она была сделана хорошо не промокала.

Помимо луба и бересты к крестьянском хозяйстве использовалось и лыко. Лыко – это верхний слой древесины липы, который сдирается вместе с корой со срубленных молодых деревьев весной (не толще 11 см.). Лыко использовали для плетения. Вообще плетёные изделия из различных растительных материалов были известны ещё в Египте. При раскопках гробницы Тутанхамона были обнаружены два плетёных стула, которые хорошо сохранились и выглядят вполне современно.

Бельё русские женщины стирали в деревянных корытах, после чего несли полоскать на реку. Для выколачивания из белья воды применялись деревянные (преимущественно дубовые или берёзовые) вальки. После полоскания бельё сушилось, а затем разглаживалось («каталось») при помощи рубеля («катала») и скалки. Утюги стали применять только с конца 19 века.

Сплетённые на прялки нити свивались на мотовиле в мотушке и золились (клались в зольный щелок и ставились в печь), а затем прополаскивались и высушивались. Затем из ниток на ткацких станках ткались холсты (из льняных ниток) и сукна (из шерстяных ниток). После тканья одноцветные холсты добеливались на солнце, для чего их расстилали ранней весной на снегу, а летом – на лужайках. Для получения цветных тканей пляжу предварительно окрашивали красителями (ольховая кора давала желтый или коричневый цвета; дубовая кора – серый и черный…). Некоторые хозяйства целиком специализировались на изготовлении холстов, которые потом сбывались на базарах и ярмарках. Из холстов шили одежду, полотенца, скатерти и старались украсить изделия вышивкой или кружевом. В каждой местности существовал свой стиль вышивания. В моём селе Кувакино любили вышивать растительные и геометрические орнаменты, иногда их сочетания. Вышивки делались как разноцветные, так и белыми нитями, могли сочетаться с кружевам. Ткали женщины села Кувакино и дорожки – половинки. Для этого из остатков изношенной ткани делались узкие полоски, сматывались в клубки, а затем ткались как полотно в соответствии с задуманным рисунком.

В долгие зимние вечера вся семья собиралась вокруг стола. Для каждого находилось занятие. Женщины занимались рукоделием, мужчины плели лапти, корзины, мастерили орудия труда. Без освещения здесь не обойтись. Работали при свете лучины. «Свет от лучины», «собраться при лучине», «мастерить при лучине». А куда же вставлялась лучина? Или может её держали в руках? Нет. В каждом доме был светец – необходимая в любом хозяйстве вещь, предназначенная для освещения. Светец бывает напольный и настольный. Напольный светец встречался одно- или двухрожковый. «Рожок» - приспособление для закрепления лучины – представлял из себя четыре перевитых между собой коротких железных прута. Именно между этими железными прутьями укреплялась лучина. В настольном светце этот своеобразный «рожок» крепился к довольно толстой и массивной деревянной подставке. И это не случайно. Ведь в этой подставке делалось углубление. В это углубление наливалась вода. Падавшие с лучины искры, попадая в воду, гасли. Настольный светец был, как правило, однорожковый