«Валеологические принципы обучения» Педсовет 2 Докладчик: заместитель директора по УВР Овсиенко И. М.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
План: 1. Концепция здоровьесберегающего воспитания и обучения. 2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных.
Advertisements

Педагогический совет Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе Использование здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе Автор Учитель биологии высшей квалификационной категории Панцова Н.И. МОУ «Погорельская СОШ»
«Создание здоровьесберегающего пространства в условиях сельской школы»
Системный подход к организации оздоровительной работы Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Психологическое сопровождение детей с проблемами здоровья в процессе образования Особенности психологического сопровождения школьников с проблемами здоровья.
« Организация работы школы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Нетрадиционные формы организации образовательного процесса, как элемент здоровьесбережения.
Подготовила Костина Елена Алексеевна Учитель французского языка МБОУ Одинцовский лицей 2.
«Сложность этой профессии определяется необходимостью тесной взаимосвязи элементов, входящих и в понятие «учитель», и в понятие «музыкант», причем каждое.
ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ МОУ гимназия 2 города Вышний Волочек города Вышний Волочек Тверской области.
Сохранение и укрепление здоровья школьников. Проблема сохранения здоровья формирование основ здорового образа, совершенствование физического воспитания.
Содержание Введение Принципы здоровьесбережения. Критерии здоровьесбережения. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности.
Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам. Сократ.
Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве.
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
Здоровьесберегающие технологии на уроках.. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения.
Заместитель директора по УВР Гаврилова И.А
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 83 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Мониторинг.
Консультация для педагогов « Валеологизация образовательного процесса – одно из условий сохранения здоровья детей»
Транксрипт:

«Валеологические принципы обучения» Педсовет 2 Докладчик: заместитель директора по УВР Овсиенко И. М.

Валеология – междисциплинарная интегральная область знаний, изучающая здоровье человека на всех уровнях; методы, средства, механизмы его формирования, сохранения и укрепления, а так же способы оценки и прогнозирования на основе учета внутренних и внешних факторов.

Составные части валеологии: 1. Обществоведение – философия, история, социология, религиоведение, культурология, экономическая теория. 2. Биология – антропология, генетика, анатомия и физиология человека, гигиена. 3. Экология – социальная и природная. 4. Гигиена – жилища, питания, одежды и т.д. 5. Психология. 6. Педагогика. 7. Физическая культура. 8. Медицина – эпидемиология, реаниматология, фармакология и т.д. 9. ОБЖ.

Педагогическая валеология – это научная концепция формирования, сохранения и укрепления здоровья детей в ходе обучения и воспитания.

Цели педагогической валеологии: 1. Создать условия для формирования, сохранения и укрепления здоровья, как важнейшего фактора развития личности. 2. Предоставить ребенку возможность получить образование без потери здоровья. 3. Сформировать у всех участников образовательного процесса валеологическую культуру.

Создание в малокомплектной школе системы непрерывного валеологического образования позволяет реализовать основные валеологические принципы в практической деятельности по следующим направлениям: 1. Диагностика состояния здоровья и оздоровительная работа; 2. Валеологическое обучение; 3. Консультативная работа и валеологизация УВП в целом.

Диагностика состояния здоровья и оздоровительная работа включает: - комплексную оценку состояния здоровья и физического развития с определением функциональных резервных возможностей организма; - организацию коррекционно-реабилитационной работы, имеющей в качестве основных своих разделов профилактику и коррекцию основных видов патологий, -психотерапевтическую коррекцию неврозных состояний, акцентуаций личности, девиантного поведения учащихся и учителей, предупреждение стрессовых и конфликтных ситуаций в коллективе; - применение физиологических методов оздоровления: закаливания, различных видов гимнастики, точечного и других видов массажа, фитотерапии, аутотренинга, элементов психотерапии; - организацию оптимального с валеологической точки зрения режима труда и реабилитации состояния здоровья учителя.

Валеологизация УВП предопределена необходимостью изменения современного процесса обучения в школе, являющегося одним из основных факторов, негативно влияющих на состояние здоровья учащихся, в особенности на психическое, фактор, способствующий не только сохранению, но и развитию отдельных компонентов, составляющих здоровье.

Валеологизация УВП предлагает: - психолого педагогическую и медико – биологическую оценку готовности к обучению учащихся; - изучение индивидуальных и личностных психо- физиологических особенностей учащихся с целью дифференциации УВП; - анализ и оценку адаптации учащихся к учебным нагрузкам; контроль за функциональным состоянием учащихся в динамике учебного дня, недели, четверти, года, в целях предупреждения возникающего утомления; - развитие и тренировку психических функций учащихся;

- личностно-ориентированное обучение учащихся: использование разнообразных стартовых условий и методов обучения для развития каждой отдельно взятой личности; - валеологически целесообразное структурирование учебного пространства;- валеологически целесообразную организацию урока, его этапов, компонентов; - достаточную двигательную активность детей в процессе обучения, использование режима свободных динамических пауз, организацию активного отдыха на переменах; - введение валеологических технологий и методов обучения (ассоциативный тренинг, развитие сенсомоторной координации, развитие слуховой, зрительной памяти, концентрация внимания, зрительная ориентация и ориентация в пространстве, ориентация в ощущуениях, двигательной памяти и образного мышления, музыкотерапии, релаксации и т.д.) - формирование у учителей потребности в изменении школьных стереотипов взаимоотношений с учениками и процесса обучения в соответствии с валеологической культурой.

Состояние здоровья современного человека зависит не только от внешних условий, но и от собственного отношения к здоровью. Выработка такого отношения – важнейшее условие оздоровления общества, и начинать его необходимо со школы, ведь именно она не может не стать ведущей в сохранении и укреплении здоровья ребенка. Учебно - воспитательный процесс – единственный систематизированный прцесс возможного формирования мотивов полезного для индивида и общества поведения.

В индивидуально – дифференцированном подходе к учащимся(особые условия для этого имеются в малокомплектной школе) с учетом их наиболее значимых особенностей и качеств выделяются важные понятия: возможности учащихся и их соответствие требованиям программ и конкретного педагога; трудности в обучении и их преодоление в учебном процессе; педагогическая асинхрония.Все это тесно связано со здоровьем: во-первых, здоровье учащегося – важный фактор его успеваемости; во-вторых, стиль деятельности педагога непосредственно сказываются на здоровье его учеников.Факторы риска относятся не только к проблеме здоровья, но и к проблеме школьной адаптации. Факторы риска в педагогике – недостижение потенциально возможного уровня образования или социальной зрелости.

Таких факторов три: 1. Реальные условия учебного процесса: освещение, размеры учебной мебели, вентиляция учебных помещений, полиграфические параметры учебников – все то, что подлежит гигиеническому нормированию. 2. Информационная сторона учебного процесса и организация обучения: объем заданий, распределение видов учебной деятельности в течении учебного дня, недели, четверти, учебного года. Сюда относится и проблема учебного плана. 3. Стиль взаимоотношений педагога и учащегося, включающий оценку результатов его учебной деятельности.

Любые нарушения в системе этих взаимоотношений непосредственно отражаются на психологическом состоянии учащихся.В конечном итоге к факторам риска относятся любое несоответствие условий, требований, взаимоотношений в ходе учебного процесса индивидуальным особенностям учащегося. Последними являются природные задатки, состояние здоровья, темпы физического и духовного развития, индивидуальные склонности.

Возрастная физиология изучает естественные закономерности развития человеческого организма, совместно с педагогикой реализует принцип соответствия возможностей учащегося и предъявляемых к нему требований. Ключевые ее понятия: воздействие, условие, ситуация, состояние. Школьная гигиена определяет условия, в которых возможности реализуются без ущерба для здоровья и развития, а совместно с педагогикой – принцип единства состояния здоровья и развития. Таким образом, валеология имеет неразрывную связь с возрастной физиологией, школьной гигиеной и педагогикой, являясь вместе с тем новым направлением в педагогической науке. Академик Амосов утверждал: Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем.

Валеология – новое междисциплинарное научное и практическое движение с целью сохранить и развивать психофизическое, физиологическое, эмоциональное, творческое здоровье населения.Поведение, однако, определяется не знаниями, а мотивами, знание имеет только техническое значение. Если мотивы входят в противоречие со знаниями, то всегда побеждают мотивы. Следовательно, надо формировать мотивы здорового образа жизни.

Идея гуманизации не может быть реализована вне идеи профилактики и вне следования принципам: - единство состояния здоровья и успешности обучения; - соответствия возможностей учащихся и предъявляемых к нему требований.