Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова Основные подходы к конструированию рабочей программы учителя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЕЛЯ Федяшова Наталия Леонидовна, учитель начальных классов МОУ «СОШ 11»
Advertisements

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога. Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться. (Сенека)
РЕКОМЕНДАЦИИ учителю ДЛЯ НАПИСАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Рабочая программа разрабатывается учителем и отражает особенности преподавания учебного предмета в.
( Творческая группа ОС « Перспективная начальная школа ») Учитель начальных классов МОУ СОШ 5 Мокеева П. Е.
Основное содержание учебных предметов на ступени НОО. Рабочие программы по учебным предметам Семинар для Школьных команд Апрель 2011 г.
Рабочая программа по учебному предмету по учебному предмету.
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ «РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС» (для 5 класса) выполнила: Глушаченко Яна Юрьевна, учитель.
Информационно – методический отдел Рекомендации по разработке рабочих программ по предметам.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования.
Методические рекомендации «Как написать рабочую программу по предмету» Заместитель директора по УВР Смирнова Н.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Власова И.А., год. ПЛАН РАБОТЫ 1 Разработка рабочей программы педагога в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2 Отличительные особенности рабочей.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
Структура рабочей программы. Основным документом, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является: государственный.
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 10 – 12 марта 2010 года.
Содержание и структура рабочей программы педагога.
Рекомендации по разработке рабочих программ по учебным предметам в соответствии с ФГОС ООО Зам. директора по УВР Попова Г.И.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Транксрипт:

Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова Основные подходы к конструированию рабочей программы учителя

Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с целью получения результата, определенного стандартом.

Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова Для составления РПУ надо учесть: целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения; состояние здоровья учащихся; уровень подготовки учащихся; степень учебной мотивации; образовательные потребности; возможности педагога; состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова Рабочая программа формируется на основе авторской учебной программы и соответствующего ей учебно-методического комплекта.

Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова Структура типовой рабочей программы : 1)титульный лист; 2)пояснительная записка; 3)планирование учебной деятельности (календарно-тематическое планирование) с выделением характеристик деятельности учащихся; 4)сведения об использовании учителем учебно-методических материалов и об оснащении учебного процесса.

Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова Титульный лист : название учебного предмета; обозначение класса, для которого разработана рабочая программа; название образовательного учреждения; краткая информация об авторе-разработчике данной рабочей программы (Ф.И.О. учителя; его разряд или квалификационная категория, информация о педагогическом стаже, об опыте работы с данным учебно-методическим комплектом); сроки действия рабочей программы (учебный год); место для отметки об утверждении рабочей программы руководителем ОУ. Курсивом в тексте выделена дополнительная информация, которая может содержаться в рабочей программе.

Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова В Пояснительной записке названы: o авторская программа, которая была взята за основу разработки рабочей программы учителя; o учебники, которые (необходимо указать Ф.И.О. авторов, год издания), используются в процессе обучения; o педагогическая цель и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе; o характер обучения в данном классе (развивающее, коррекционно- развивающее, работа с одаренными детьми и т.п.); o особенности и проблемы, существующие в организации работы в данном классе; o информация об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов) с указанием причин и целесообразности изменений; o информация об изменении содержательной части авторской программы с обоснованием необходимости этих изменений и описание резервов, за счет которых они будут реализованы.

Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова Пояснительная записка В основу рабочей программы по русскому языку для 1 класса ГОУ СОШ 000 положена авторская программа, разработанная Н.В. Нечаевой, которая обеспечена учебником (Н.В. Нечаева. «Русский язык: Учебник для 1 класса», - Самара: Издательство «Учебная литература»: ИД «Федоров», – 80 с.); методическими пояснениями (Н.В. Нечаева. Русский язык. 1 класс. Методические пояснения. - Самара: Издательство «Учебная литература»: ИД «Федоров», – 48 с.) Цель курса – освоение учащимися коммуникативной функции языка. Ведущая задача – развитие речи во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной), во всех ее функциях: общения, сообщения, воздействия.

Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова Календарно-тематическое планирование. Вариант 1. Сроки уроков Тема (раздел) Планируемые результаты обучения Возможные виды деятельно- сти учащихся Возможные направления исследователь- ской, проектной деятельности учащихся Предмет- ные умения Универсаль- ные учебные действия

Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова Календарно-тематическое планирование. Вариант 2. Сроки уроков Тема (раздел) Планируемые результаты обучения Возможные виды деятельности учащихся Возможные формы контроля Предмет- ные умения Универсаль- ные учебные действия

Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова Календарно-тематическое планирование. Вариант 3. Сроки уроков Тема (раздел) Планируемые результаты обученияВозможные виды деятельности учащихся Предметные умения Универсальные учебные действия Планирует автор/ методист/ учитель Планирует автор/ методист/ учитель Планирует учитель на основании авторской программы курса Планирует учитель («Программа формирования УУД», авторская программа курса) Планирует учитель (раздел «Характеристика деятельности учащихся» из «Примерных программ по учебным предметам»; авторская программа)

Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова Сроки уроков Тема (раздел) Планируемые результаты обученияВозможные виды деятельности учащихся Предметные знания Универсальные учебные действия Речь устная и письменна я (6 часов) Различать: устную (слушание, говорение) и письменную (чтение, письмо) формы речи; средства устной и письменной речи (в рамках изученного). Различать особенности общения в школе, на улице и дома; со знакомыми … ЛИЧНОСТНЫЕ: проявлять интерес к новому учебному материалу, проявлять интерес к освоению основных норм поведения; РЕГУЛЯТИВНЫЕ: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; Упражнения в понимании и овладении устной речью: в выборе языков ых средств, соотв етствующих цели и условиям общения. Накопление опы та уместного исп ользования средс тв устного обще ния: мелодики речи…

Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова Планируемые результаты обучения Предметные умения Различать: устную (слушание, говорение) и письменную (чтение, письмо) формы речи; средства устной и письменной речи (в рамках изученного). Различать особенности общения в школе, на улице и дома; со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Участвовать в инсценировании предлагаемых речевых ситуаций. Оценивать соответствие средств устного общения речевой ситуации. Пользоваться правилами речевого этикета в соответствие с речевой ситуацией. Анализировать свой жизненный опыт общения, а также ситуации из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов и диафильмов. Обращать внимание на орфоэпические нормы речи, чистоту произношения. Среди данных словосочетаний находить словосочетания с прямым и переносным значением заданного многозначного слова. Находить опасные места при оформлении предложения. Иметь представление о понятии «орфограмма», о соотношении звука и буквы. Уметь давать характеристику звуков в слове. Осваивать написание слов с непроверяемыми орфограммами.

Планируемые результаты обучения Универсальные учебные действия ЛИЧНОСТНЫЕ: проявлять интерес к новому учебному материалу, проявлять интерес к освоению основных норм поведения; РЕГУЛЯТИВНЫЕ: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, вносить необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками, выполнять учебные действия в материале, в устной речи. КОММУНИКАТИВНЫЕ: принимать участие в работе парами и группами, учиться допускать существование различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию, строит ь понятное для партнера высказывание. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться знаками, символами, приведенными в учебниках, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. осуществлять синтез как составление целого из его частей, проводить сравнение, классификацию материала по заданным основаниям, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку), подводить анализируемые объекты под понятие, устанавливать аналогии.

Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова Возможные виды деятельности учащихся Упражнения в понимании и овладении устной речью: в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения. Накопление опыта уместного использования средств устного общения: мел одики речи, логического ударения, паузы, силы, тембр голоса, темпа речи, мимики, жестов, движений (терминологией пользуется учитель) в естественной ситуации общения на уроке, в школе, а также при инсценировании заданной учителем ситуации. Например: «Расскажи, как надо переходить дорогу, используя только мимику, жесты, движения». Разыгрывание ситуаций, предложенных в учебнике: выбор поведения, речевых средств, адекватных роли. Наблюдение соответствия интонационных средств смыслу предложения или текста Оценка и взаимооценка правильности выбора языковых и внеязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста, внесение необходимых коррективов.

Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ Зарегистрирован в Минюст России от 10 февраля 2011 г декабря 2010 г Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год Список учебников, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА Русский язык 189. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука. 190 – 191. Нечаева Н.В. Учебники 1–2 кл. 192 – 193. Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Учебники 3–4 кл. 194 – 197. Полякова А.В. Учебники 1–4 кл. Литературное чтение 250 – 253. Свиридова В.Ю. Учебники 1–4 кл. 238 – 241. Лазарева В.А. Учебники 1–4 кл. Математика 283. Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. и др. Учебник 1 кл. 284 – 286. Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Учебники 2-4 кл. Окружающий мир 314 – 317. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Учебники 1–4 кл. Технология 384 – 385. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Учебники 1–2 кл. 386 – 387. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Учебники 3–4 кл. Музыка 360 – 363. Г.С. Ригина. Учебники 1–4 кл. Физическая культура 396. Шаулин В.Н. 1–4 кл. Здесь и далее порядковый номер учебника в Федеральном перечне.

Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова

ЦЕЛИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Развитие личности – смысл и цель современного образования». (Из Концепции Федерального государственного образовательного стандарта). «Цель обучения - достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья». Л.В. Занков

Новый Стандарт и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют единое психолого-педагогическое основание – теорию Л.С. Выготского. Новый Стандарт и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют единое психолого-педагогическое основание – теорию Л.С. Выготского.

Л.В. Занков: «Общее развитие является надежной основой усвоения знаний, формирования умений и навыков. «Примерные программы начального общего образования»: «Не секрет, что в прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности – уровень знаний и навыков учащихся».

«Структура планируемых результатов, построенных в соответствии с Концепцией на основе системно-деятельностного подхода, должна отвечать основным положениям учения Л.С. Выготского о необходимости определения динамической картины развития на основе выделения уровня актуального развития и ближайшей перспективы развития – зоны ближайшего развития». Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010 (с.7).

Основные результаты начального образования Основные результаты начального образования Формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции. Развитие личности учащегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций»

Дидактические принципы системы развивающего обучения Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Ведущая роль теоретических знаний. Осознание процесса учения. Быстрый темп прохождения учебного материала. Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.

Свойства методической системы (типические свойства, присущие всем учебным предметам): МНОГОГРАННОСТЬ, ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ, КОЛЛИЗИИ, ВАРИАНТНОСТЬ.

В структурировании и отборе содержания учебных курсов системы Л.В. Занкова проявляются такие свойства, как целостность и интегрированность. Интегрированность учебных курсов в системе Л.В. Занкова проявляется, прежде всего, в том, что в них постоянно реализуются связи разного уровня: метапредметные, межпредметные и внутрипредметные, а также отмеченные выше связи по вертикали и горизонтали.

Окружающий мир

Освоение основного базисного содержания программы начального общего образования осуществляется в системе Л.В. Занкова в три этапа: как пропедевтическое изучение будущего программного материала; как его изучение при актуализации существующих связей с прежде изученным материалом; как включение этого материала при изучении новой темы.

Предметные Личностные Опыт предметных и УУД с учебным материалом Метапредметные

Русский язык 94. Прочитай загадки. Назови предмет по его описанию. Это мебель. Это мебель для сидения со спинкой. Это мебель для сидения со спинкой для одного человека, с ручками для опоры локтей. Запиши ту загадку, на которую может быть только один ответ. Запиши название отгаданного предмета. Что ты можешь сказать об этом слове?

Русский язык 95. Прочитай слова. Опиши то, что они называют. Лиса, ёжик, деревья. Твой рассказ раскрыл смысл слов - их лексическое значение. Лексическое значение слов объясняется (истолковывается) в толковых словарях.

Русский язык Теперь расскажи о словах предложения: За густыми деревьями крадётся лиса. Что они обозначают: предмет, признак предмета, действие предмета? Твой ответ раскрыл грамматическое значение слов. Грамматика изучает строй языка, его законы.

Русский язык 96. Учительница спросила первоклассников: - Какими словами можно назвать то, что здесь написано: = ? - Четыре, плюс, пять, равно. - Прочитай записанное выражение, используя эти и другие нужные тебе слова. Ответы разных учеников: - Чему равна сумма чисел четыре и пять? - Четыре плюс пять равно неизвестному числу. - Если к четырём прибавить пять, получится де­вять. - Сколько будет, если к четырём прибавить пять? - Сколько получится, если четыре увеличить на пять? Посмотри, как ученики заставили работать слова. Какие разные предложения они составили! Кстати, все ли из них дали правильные ответы?

Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова