УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Advertisements

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
Нормативно-правовое и методическое сопровождение профориентационной деятельности.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
ПЕДСОВЕТ 2 1. Вопросы: 1. Анализ целей образования «старых» и «новых» стандартов образования (Камалова О.Г.) 2. Сравнение учебного плана ФГОС ООО с ныне.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Власова И.А., год. ПЛАН РАБОТЫ 1 Разработка рабочей программы педагога в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2 Отличительные особенности рабочей.
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения образовательных стандартов второго поколения Семинар 8.
Новые подходы к учебно- методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
КПК «Деятельность педагогических коллективов школ по реализации Федерального государственного образовательного стандарта основной (5-9 классы) школы» г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Координационный совет по введению ФГОС общего образования при Минобрнауки России Республика Саха (Якутия), 9-10 ноября 2011 г. Новые подходы к учебно-
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Создание условий для реализации ФГОС средней школы в переходный период. Построение системы профильного обучения учащихся в соответствии с требованиями.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Направление анализа Метод анализа и определения необходимых изменений _ Существующие и реализуемые результаты образования Существующий процесс образования:
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Транксрипт:

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Понятие системы как средства решения проблем Направление анализа 2

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ВЫХОД: ОСНОВНЫЕ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ- ЦЕННЫЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДРУГИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОПЫТ ВХОД, ТО ЧТО ПЕРЕРАБАТЫВАЕТСЯ И ПЕРЕРАБАТЫВАЕТ : ОСНОВНОЙ- УЧАЩИЕСЯ; РЕСУРСЫ: ВРЕМЕННЫЕ, КАДРОВЫЕ, МОТИВАЦИОННЫЕ, НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ, МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКИЕ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ, ФИНАНСОВЫЕ. 3

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Содержание образовательной деятельности Дидактические системы (развивающее обучение, традиционное обучение) Методы образовательной деятельности: наглядно- иллюстративные, активные, интерактивные: объяснение, лекция, семинар, учебная игра, дискуссия и др. Системы организации образовательного процесса: классно-урочная, индивидуальная, блочно-модульная, постоновочная, поточная, лекционно-семинарская Формы организации деятельности учащихся: парная, групповая, коллективная (коллектино- распределительная), фронтальная, индивидуальная Технологии: проектная, модульное обучение, критическое мышление, дебаты, учебное исследование и др. 4

Метод анализа и определения необходимых изменений _ Существующие и реализуемые результаты образования Существующий процесс образования: содержание и технологии Существующие ресурсы: кадровые, учебники, программы, оборудование кабинетов Требования ФГОС к планируемым результатам Требования ФГОС к процессу образования: содержание и технологии Требования ФГОС к ресурсам: кадровым, учебникам, программы, оборудование кабинетов _ _ 5

АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС Перечень целей, которые ранее не ставились; ранее ставились, но требуют корректировки. ранее ставились и достигались ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеучебных программ или требуемых для их достижения ресурсов; 6

Личностные результаты освоения основной образовательной программы 1.воспитание российской гражданской идентичности 2.формирование ответственного отношения к учению 3.формирование целостного мировоззрения 4.формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; 5.освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; 6.развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения; 7.формирование коммуникативной компетентности в общении; 8.формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; 9.формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления; 10.осознание значения семьи в жизни человека и общества; 11.развитие эстетического сознания. 7

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1.умение самостоятельно определять цели своего обучения; 2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей; 3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; 4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 8

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1.умение определять понятия, создавать обобщения; 2. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 3. смысловое чтение; 9

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1.умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; 2. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; 3.умение планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 4.формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции); 5.формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 10

ЗАДАНИЕ 1 ПРОВЕСТИ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ, РАСПРЕДЕЛИТЬ ИХ ПО 4 ГРУППАМ СТАВИЛИСЬ, УСПЕШНО РЕАЛИЗОВАНЫ СТАВИЛИСЬ, НО НЕ ВЫПОЛНЯЛИСЬ СТАВИЛИСЬ, НО ТРЕБУЮТ КОРРЕКЦИИ НЕ СТАВИЛИСЬ 11

СИСТЕМА ИЗМЕНЕНИЙ ПРИ ВВЕДЕНИИ ФГОС Изменения в целях Постановка новых целей ИЛИ прежних, которые не достигались Изменения в образовательной деятельности -Содержании образовательных программ - Формах, методах, технологии образовательной деятельности -Организации учебного процесса (системах) Изменения в ресурсах -Учебниках, программах -Квалификации кадров -Материально-техническом оснащении образовательного процесса -Нормативно-правовом обеспечении образовательного процесса - В системе методической работы -В системе стимулирования труда и вознаграждения кадров -В системе оценки и аттестации кадров 12

ВИДЫ ИННОВАЦИЙ НОВШЕСТВО - это средство, введение которого в образовательную систему, при соответствующем использовании, способно улучшить результаты ее работы СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ (ДРУГИХ ВИДОВ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СОЦИАЛЬНЫЕ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ И ПРАКТИКИ ШКОЛЬНИКОВ ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ КАК ПРИНЦИИ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ УКЛАД ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ШКОЛЫ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧИТЕЛЕЙ НСОТ САЙТ ШКОЛЫ, ОТКРЫТЫЙ ШКОЛЬНЫЙ ДОКЛАД ШКОЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ 13

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИННОВАТИКИ Нововведение (инновация) – это целенаправленное изменение в образовательной системе за счет введения в нее и использования в ней какого-то новшества. Инновационный процесс – это процесс развития образовательных систем за счет создания, распространения и освоения новшеств. Этапы инновационного процесса Осознание потребности в изменениях Выбор новшеств (разработка, доработка) Запуск новшеств Апробация новшеств Освоение новшеств Перевод новшеств в норму, институализация 14

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ И ВЫБОРА НОВШЕСТВ 1.Актуальность 2.Потенциальная полезность: 2.1.инновационный потенциал новшества; 2.2.надежность получения ожидаемого полезного эффекта; 2.3.перспективность новшества. 3.Реализуемость: уровень требований новшества к 3.1.временным, 3.2.кадровым, 3.3.материально-техническим, 3.4.финансовым ресурсам; 3.5.организационному, 3.6.программно-методическому, 3.7.правовому обеспечению. 4.Контролируемость. Интегративная (суммарная) оценка новшества 15

МЕТОДИКА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНИЙ Новая цель: умение самостоятельно определять цели своего обучения; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Изменения в образовательном процессе. В технологиях: развивающее обучение, проблемное обучение, учебное исследование, метод проектов, личностно-ориентированные проекты в предпрофильной подготовке; формирующее оценивание, рефлексия результатов учебной деятельности, портфолио. Изменения в обеспечивающих процессах Организация учебного процесса: переход на гибкое расписание учебных занятий с учетом потребностей инновационных технологий и обучения на основе ИУП Методическая работа: обучение учителей формированию данных метапредметных результатов ( должны быть освоены: понятия, лежащие в основе результатов, технологии, позволяющие сформировать данные результаты, проектирование учебного процесса в новых технологиях) Индивидуальный план профессионального развития учителя. Управление саморазвитием учителя через план, ежегодную внутришкольную оценку и аттестацию. Работа с родителями: заключение договоров 16

МЕТОДИКА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНEНИЙ Новая цель: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Изменения в образовательном процессе. В технологиях учебной и внеучебной деятельности: обучение в сотрудничестве, социальные проекты, практики, волонтерство, система ученического самоуправления: Республика беспокойных сердец, ГОУ (участие школьников в работе органов ГОУ) Деятельность вне школы, коллективные творческие дела, детско-взрослые проекты. Содержание образования: элективные курсы (тренинги) конфликтология, социальная психология Изменения в обеспечивающих процессах Методическая работа: психологическое образование учителей в вопросах психологии общения, социальной психологии, вопросах социализации личности, конфликтологии. Обучение на рабочем месте, переподготовка, стажировки. Внешние связи школы Работа с родителями: школа дистанционного обучения для родителей, совместные детско-взрослые проекты Социальное партнерство с различными учреждениями и организациями. Договоры, отражение на школьном сайте. 17

МЕТОДИКА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНИЙ Элементы системы работы школы Перечень вводимых новшеств (изменений) и их связь с метапредметными целями Содержание учебной урочной и внеурочной деятельности Русский язык как средство общения, Риторика -3 Олимпиада по риторике - 3 Использование интернет-ресурсов в обучении 1,3 Использование сетевого взаимодействия школьников в обучении по всем предметам учебного плана -1,3 Технологии учебной деятельности Проектная технология – 1, 3 Развивающее обучение - 2, 3 Дистанционное обучение и поддержка. 1 Обучение на основе ИУП - 1 Изменение системы домашней работы (комплексные, индивидуальные задания, задания по выбору и т.д.) - 1. Проекты в предпрофильном обучении, тьюторское сопровождение. 1. Портфолио - 1 Содержание, формы и методы организации внеучебных видов деятельности: самоуправление, волонтерство, трудовая Ученическое самоуправление: КТД, работа в органах ученического самоуправления и ГОУ. 1, 3 Практика в муниципальных органах местного самоуправления. 1, 3 Методическая работа, повышение квалификации кадров Курсы повышения квалификации Индивидуальные планы профессионального развития Семинар: инновационные технологии при переходе на ФГОС ( по договору) Все цели 18

СОПРОТИВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМ СОПРОТИВЛЕНИЕ – СКРЫТОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НОВОМУ ПРИЧИНЫ: ТРЕВОЖНОСТЬ, НЕЖЕЛАНИЕ ТРАТИТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСИЛИЯ, ИННОВАЦИОННАЯ УСТАЛООСТЬ, НЕВИДЕНИЕ ПРОБЛЕМ, УБЕЖДЕННОСТЬ, В ТОМ, ЧТО РЕЗУЛЬТАТЫ УЖЕ ДОСТИГНУТЫ, НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ ИЛИ ПОЛЬЗЕ НОВШЕСТВА, НЕПОНИМАНИЕ РАЗНИЦЫ, ТРУДНОСТИ ПЕРЕСТРОЙКИ, БОЛЬШИЕ ЗАТРАТЫ. ФОРМЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ВНЕДРЕНИЕ ОТЧЕТНОЕ ВНЕДРЕНИЕ ВЕЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПОЭЛЕМЕНТНОЕ ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТ: ЗАТУХАНИЕ, ОСТАНОВКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА, НЕ ИНСТИТУАЛИЗИРУЕТСЯ НОВШЕСТВО, ФИЛЬТРАЦИЯ НОВШЕСТВА (ИЗМЕНЕНИЕ СУЩНОСТИ) ФИЛЬТРЫ: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО, МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ, ВЛАСТЬ. 19

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КОНТРОЛЬ РУКОВОДСТВО 20

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1. Проанализировать личностные результаты освоения основной образовательной программы 21 Результаты Не ставились Требуют коррекции Ставились и выполнялись Ставились, но не выполнялись, Что препятствует их достижению в существующей системе Гражданская идентичность + Отсутствие практической внеучебной деятельности. Противоречие ценностей внешней среды. Квалификация кадров. Ответственное отношение к учению + Репродуктивные методы мотивации в создании и освоении знаний. Немотивирующий характер контроля и оценки знаний. Отсутствие самооценки. Необходимость прикладывать слишком большие усилия, перегрузки. Не учитываются индивидуальные особенности учащихся. Квалификация кадров. Целостное мировоззрение + Отсутствие интеграции предметного содержания образования. Узкая специализация труда. Предметная квалификация кадров. Ценностное отношение к другому человеку + Авторитарные методы взаимодействия с учащимися. Преобладание фронтальных форм работы в ущерб коллективным и групповым. Противоречие ценностей внешней среды. Недостаток психологической компетенции кадров и учащихся в области общения

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1.Разработать перечень новшеств (изменений), которые нужно будет внести в образовательную систему и ресурсы школы, чтобы она стала обеспечивать результаты, соответствующие требованиям ФГОС. Обосновать их выбор актуальностью и полезностью для достижения новых целей. 22 Элементы системыИзмененияЛичностные результаты Содержание основного общего образования. Учебная деятельность: образовательная система, технологии, формы организации, методы преподавания. Внеучебная деятельность: технологии, формы и методы организации Квалификация кадров, состав, методическая работа. Научно-методическое обеспечение Материально-техническое, финансовое обеспечение Управление школой, внешние связи. Организационные условия, нормативное правовое обеспечение, информационные условия.

Спасибо за внимание!