Роль здоровьесберегающих технологий в условиях модернизации образования Богачева Е.А., к.п.н., проректор по инновационной деятельности КОИРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Advertisements

Из Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года - Концепция утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года.
Содержание Введение Принципы здоровьесбережения. Критерии здоровьесбережения. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе Автор Учитель биологии высшей квалификационной категории Панцова Н.И. МОУ «Погорельская СОШ»
Педагогический совет 28 марта 2011 год «Оптимизация здоровьесберегающей образовательной среды школы как условие формирования ценностных отношений образовательного.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены,
Здоровьесбережение и современные педагогические технологии Методическое объединение учителей начальных классов и учителей – дефектологов интегрированного(
Здоровьесберегающие технологии (для учителей начальных классов)
Учебное занятие. Здоровьесберегающее учебное занятие такая организация процесса обучения, которая такая организация процесса обучения, которая позволяет.
Ключевые особенности ФГОС. ФГОС Совокупность трех систем требований к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации основной образовательной.
МОУ «СОШ 49» г. Барнаула. «Сохранение психического и физического здоровья школьников»
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Автор: доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО к. б.н. Козловская.
1 Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
«Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства» Основная идея инновационного развития образовательного учреждения:.
Системный подход к организации оздоровительной работы Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной.
Реализация ФГТ как фактор преемственности ДОУ и школы Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад 3 «Солнышко» п. Адамовка Волошина Н.А.
Здоровьесберегающие технологии и практика их применения на уроках физической культуры и спорта в условиях реализации ФГОС»
«Создание здоровьесберегающего пространства в условиях сельской школы»
Транксрипт:

Роль здоровьесберегающих технологий в условиях модернизации образования Богачева Е.А., к.п.н., проректор по инновационной деятельности КОИРО

По данным ВОЗ здоровье человека зависит: - на 20% от состояния окружающей среды; - на 15% от состояния здравоохранения; - на 15% от социально- экономической ситуации; - на 50% от образа жизни человека.

Темпы прироста (снижения) первичной заболеваемости детей и подростков в году (в %) Наименование классов и отдельных болезней Дети (0-14лет) Подростки (15-17 лет) Эндокринной системы -27,7130 Мочеполовой системы 5,981.5 Крови и кроветворных органов 12,334,4 Новообразования 9,132,2 Костно-мышечной системы 13,320,1 Органов дыхания 22,319,7 Инфекционные болезни -15,114,8 Периферической нервной системы 43,117,2 Психические расстройства 19,72,8 Травмы и отравления -8,811,7

4

Структура общей заболеваемости детского населения

Здоровье индивидуума, по определению Всемирной организации здравоохранения ( ВОЗ ) Здоровье индивидуума, по определению Всемирной организации здравоохранения ( ВОЗ ) " это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов" " это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов" Физическое благополучие отсутствие болезней или физических дефектов у ребёнка, соответствие биологического возраста календарному, гармоничный рост и развитие ребёнка Душевное здоровье рассматривается как состояние психологического, нервно-психического психического благополучия Социальное здоровье, применительно к школе, - возможность ребенком усваивать программу образования и умение находиться в коллективе

Сухомлинский В.А.: «Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических, духовных сил и венцом этой гармонии является радость творения»

Здоровьесберегающие технологии в образовании В Федеральном законе «Об образовании» устанавливаются социальные гарантии реализации прав граждан на образование. Отдельно в законе прописаны требования по охране здоровья обучающихся, воспитанников.

ПРОТИВОРЕЧИЯ между требованием сохранения и укрепления здоровья обучающихся и: - … - … - …

Из Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года - Концепция утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года 1756-Р(п.2.2) В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования: провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся использования эффективных методов обучения реальной разгрузки содержания общего образования повышения удельного веса и качества занятий физической культурой улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи"

Физиологическая цена учебной нагрузки у учащихся Показатели Массовые школы Дефицит сна Время прогулок меньше физиологической нормы Дополнительная статическая нагрузка (гиподинамия) Повышенный уровень невротизма Сильное и выраженное утомление Жалобы на усталость, головную боль и др. к концу дня, недели Неблагоприятные сдвиги АД в конце недели 50,775,434,547,831,228,840,0

Требования к стандартам второго поколения К результатам освоения основных образовательных результатов К структуре образовательных программ К условиям реализации образовательных программ Планирование и достижение результатов Ресурсы и условия Организация и содержание

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) Общие требования К кадровому обеспечению (70% /30%) К финансово-экономическим условиям К материально-техническому обеспечению К использованию современных образовательных технологий К учебно-методическому и информационному обеспечению К системе оценивания и оценке качества освоения ООП НОО

Проект СанПиН «Гигиенические требования к условиям и организации обучения в ОУ» содержит требования к: К размещению ОУ ( не менее 170 м от дороги, 500 м от дома ) К участку К зданию (не более 1000 чел.; 2,5 кв.м на 1 уч-ся) К воздушно-тепловому режиму ( 18-24, влажность 40-60% ) К водоснабжению и канализации ( питьевой режим ) К освещению (КЕС) К расстановке мебели, организации учебного места К организации учебного процесса К книжным изданиям, компьютерным средствам К школьным ранцам и сменной обуви К организации питания, мед. обслуживанию 14

Факторы риска (внешние): низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья; «забалтывание» проблемы здоровья; сужение понятия здоровья; воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов; воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов; отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения; несовершенство законодательной базы.

Факторы риска (внутренние): Стресс Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным особенностям школьников; Несоблюдение гигиенических требований к организации учебного процесса; Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; Несовершенство процесса физического воспитания; Интенсификация учебного процесса; Функциональная неграмотность педагогов в вопросах здоровья; Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля; Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни

Процесс развития теории и практики русской педагогики здоровья гуманистический (идея всестороннего и гармонического развития личности) - середина XVIII века (И.И. Бецкой, М.В. Ломоносов); 60-е- 80-е XX века (В.А. Сухомлинский, З.И. Равкин, учителя, объединившиеся на платформе «педагогики сотрудничества»: Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф.Шаталов); антропологический (изучение происхождения и эволюции человека) гг. XIX (К.Д.Ушинский), гг. XX века (Л.С.Выготский); физкультурный – на рубеже XIX- XX веков (П.Ф.Лесгафт, Е.А.Покровский), гг. XX века (ученые НИИ школьной гигиены АПН РСФСР); гигиенический – гг. XIX века (Ф.Ф.Эрисман, А.П.Доброславин), гг. XX века (М.В.Антропова, Г.И.Сердюковская, С.М.Громбах)

Компоненты школы здоровья (80 гг. XX века – Алленсворс, Колбе): 1) школьная программа образования в области здоровья; 2) школьная программа физического воспитания учащихся; 3) школьная медицинская служба (профилактика болезней, оказание неотложной помощи); 4) служба питания; 5) служба здоровья персонала школы; 6) психологические, социальные службы; 7) здоровая физическая и психологическая среда в школе; 8) привлечение родителей и общественности к деятельности по повышению здоровья учащихся.

Теоретические основы и принципы деятельности педагогической системы школы здоровья Совокупность подходов системного антропологического аксиологического деятельностного валеологического

Валеологический подход Принцип сохранения здоровья Принцип укрепления здоровья Принцип формирования здоровья (И.И. Брехман, В.В. Колбанов, Г.К. Зайцев, Л.Г. Татарникова ) Принцип здоровьецентризма (В.Н. Ирхин, 1996 г.) Принцип непрерывности Принцип последовательности Принцип преемственности

Педагогическая система школы, содействующей здоровью учащихся: Это целостное, взаимодействующее с внешней средой явление, характеризующееся взаимосвязью компонентов управления, педагогического процесса, медико- психолого-валеологической и социально-педагогической службы, предметно-пространственной среды школы и объединённых целью воспитания, обучения и развития здорового человека.

Миссия школы здоровья: адаптировать растущего человека и само образовательное учреждение к быстро меняющейся и осложняющейся социоэкологической среде, оказать гуманистическое воздействие на происходящие негативные изменения в обществе и системе образования.

Функции здоровьесберегающей деятельности педагога аналитическая; конструктивная; организационно-исполнительская; профилактико-коррекционная; рефлексивно-оценочная

Роль педагога состоит в организации педагогического процесса, сохраняющего здоровье ребенка, воспитывающего ценностное отношение к здоровью. Задача педагога - не формировать личность с заданными свойствами, а помочь ребенку в познании себя; обучить и воспитать детей сообразно природе каждого, приспособить содержание технологий и условий воспитания и обучения к ребенку, а не наоборот.

Компоненты общекоммуникативной компетентности педагога: Личностный (способность вызывать расположение, стрессоустойчивость, коммуникабельность, ответственность и т.д.); Нравственно-этический (нравственные эталоны и образцы поведения); Теоретико-методический (знание психологии общения, социально-психологические знания теории делового общения); Технологический (владение коммуникативными технологиями, компетентное использование вербальных и невербальных способов общения, культура речи, высокий уровень организации диалога/полилога, соблюдение управленческой субординации); Рефлексивный (осмысление и установление эффективности, целесообразности, совместимости приемов и методов, анализ и соотнесение собственного оценивания с таковым у партнеров, осознание возникающих барьеров в общении)

Здоровьесберегающие технологии: управление; организация учебно- воспитательного процесса; организация учебного занятия; содержание учебных дисциплин; формы и методы контроля знаний; предметно-пространственная среда;

Безотметочная система оценивания (риски по здоровью, недостаточная готовность к обучению, общая неуспешность в тестах, несформированность учебных навыков)

Систематика и взаимосвязь здоровьесберегающих технологий Медико-гигиенические Физкультурно-оздоровительные Экологические здоровьесберегающие Технология обучения безопасности жизнедеятельности Здоровьесберегающие образовательные технологии

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - качественная характеристика любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья обучающихся», совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

Отбор педагогических технологий опирается: - на идеи гуманизации образования; - дифференциацию в реализации целей и задач обучения и воспитания; - единство воспитания и самовоспитания

Цель образовательной технологии - достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечение возможности сохранения здоровья обучающегося за период обучения, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

Системообразующий принцип здоровьесберегающей технологии – приоритет заботы о здоровье учащихся

Основная группа технологий здоровьесберегающей педагогики Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, способствующую предотвращению переутомления, гиподинамии и др. дезаптационных состояний Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, а также психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса Учебно-воспитательные технологии, включающие программы по обучению культуре здоровья, профилактику вредных привычек, внеурочную работу со школьниками, просвещение родителей

Психолого-педагогические факторы Психологический климат Стиль педагогического общения Степень реализации индивидуального подхода Соответствие используемых технологий обучения и методических приемов возрастным и функциональным возможностям

Психолого-педагогические факторы (продолжение) Личностные и психологические особенности педагога, его характера и эмоциональных проявлений(отсутствие или подавление в себе конфликтности, агрессивности, ощущения безнаказанности, владение эмоциями) Состояние здоровья педагога, его образ жизни и отношение к своему здоровью Обремененность педагога своими проблемами и его способность к переключению Профессиональная подготовленность педагога по вопросам здоровьесбережения учащихся

Реализация здоровьесберегающих педагогических технологий общение на фоне положительных эмоций; предупреждение психотравмирующих ситуаций; бесконфликтное общение; соблюдение этических и эстетических норм, основанных на понятиях добра и сочувствия; поощрение инициативы и успехов; предупреждение чрезмерного умственного и статического напряжения; формирование культуры здоровья

Здоровьесберегающие образовательные технологии – психолого – педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации педагогических проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Принципы обучения: Принцип сознательности Принцип активности Принцип систематичности и последовательности Принцип повторения умений и навыков Принцип доступности и индивидуализации Принцип учета возрастных особенностей

Принципы обучения: Принцип непрерывности Принцип цикличности Принцип наглядности Принцип комплексного междисциплинарного подхода Принцип активного обучения Принцип оздоровительной направленности

Здоровьесберегающее учебное занятие такая организация процесса обучения, которая позволяет соблюсти соответствие содержания и объема учебного материала, методов и форм учебно- познавательной деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и способностям учащихся, сохраняет их умственную и физическую работоспособность, формирует культуру здоровья, способствует реализации целей обучения, развития и воспитания здоровой личности.

Факторы, снижающие здоровье учащихся на уроке: длительное искусственное сокращение объема произвольной двигательной активности учащихся; недостаточная освещенность рабочих мест учащихся; недостаточный воздухообмен в классном помещении; чрезмерная интенсивность умственного труда и утомительность учебной нагрузки; стрессирующая среда (из-за страха получить плохую отметку, отвечать у доски, быть наказанным и т.д.); авторитаризм педагога; неспособность учащегося справиться с учебной нагрузкой, вследствие игнорирования педагогом индивидуальных особенностей школьников и механизмов развития психики (несоответствие предъявляемых требований возможностям школьника, состояние здоровья учащихся; неготовность ученика к усвоению учебной программы; медлительность ребенка, низкий уровень работоспособности ребенка и т.д.); дидактогения, т.е. негативное психическое состояние ученика, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя. В основе дидактогении лежит психическая травма, полученная ребенком со стороны педагога; неприятие ученика коллективом; чрезмерная длительность урока и отдельных видов учебной деятельности (чтение, письмо, просмотр фильмов и т.п.).

Здоровьесберегающая организация занятия гибкий сценарий, т.е. придерживаясь поставленных целей, взрослый строит процесс их реализации в зависимости от того, что и как происходит «здесь и теперь»; непосредственная связь рассматриваемого содержания и организуемых видов детской деятельности с интересами детей, их опытом, жизненными потребностями; активная деятельность детей, максимально возможные проявления их самостоятельности, инициативности и творчества при поисках решений стоящих перед ними задач; развитие субъектной позиции ребенка по отношению к своей деятельности – к способности проектировать ее, конструировать, анализировать и управлять ею; рефлексия тех средств и способов, с помощью которых детям удается (или, напротив, не удается) решить поставленные ими познавательные и практические задачи; эмоциональная рефлексия процесса и результатов

На какие особенности школьников должен обращать внимание учитель при подготовке и организации урока? –Характеристика возрастных особенностей развития психики школьников и способы работы учителя на уроке –Влияние половых различий школьников на способы и темп усвоения учебной информации, уровень умственной работоспособности и состояния их здоровья –Индивидуальные различия школьников (темперамент, ведущая модальность, способы восприятия информации в зависимости от межполушарной ассиметрии).

Основные направления: мобилизация обучающихся на выполнение поставленных задач и достижение целей непосредственно на учебном занятии; совершенствование структуры урока; повышение познавательной самостоятельности и творческой активности на уроке;

Основные направления: целенаправленный выбор оптимальных вариантов сочетания различных методов, приемов, средств обучения; интенсификация учебно- воспитательного процесса на уроке; осуществление межпредметных и внутрипредметных связей.

Базовые потребности учащегося Школьные факторы риска Здоровьесберегающая деятельность педагога Уважение (одобрение благодарность признание) репродуктивно- иллюстративный подход к обучению; монологический характер обучения кооперативное обучение (создание ситуаций обучающего взаимодействия); создание субъектных ситуаций деятельности учащихся; диалогическое взаимодействие педагога и учащегося; Общение (причастность к группе) неадекватные возможностям учащихся методы обучения и уровень требований; психологический дискомфорт соответствие обучения особенностям учащихся индивидуально- дифференцирован-ный подход к обучению

Безопасность (физическая и психологи- ческая) перегрузка гиподинамия неудовлетворительное состояние школьной среды безопасное оценивание (эффективная обратная связь) создание условий для оценочной самостоятель- ности учащихся доброжелательное, поддерживающее отношение учителя к учащимся организация отношений поддержки, сотрудни- чества, взаимопомощи Базовые потребности учащегося Школьные факторы риска Здоровьесберегающая деятельность педагога

Физиологические (пища, отдых, движение, кислород) перегрузка гиподинамия неудовлетворительное состояние школьной среды соблюдение требований к объему учебной нагрузки рациональное чередование учебной нагрузки обоснованное применение средств обучения, в т.ч. ТСО и ИКТ использование приемов психологической разгрузки, разгрузки органа зрения, динамических нагрузок соблюдение требований к помещению Базовые потребности учащегося Школьные факторы риска З доровьесберегающая деятельность педагога

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА (Смирнов Н.К., к.м.н., профессор) Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока РациональныйНедостаточно рациональный Нерациональный Плотность урокаНе менее 60% и не более 75-80% 85-90% Виды учебной деятельности Продолжительность видов учебной деят-ти Не более 10 мин мин.Более 15 мин. Частота чередования видов уч. деят-ти Не позже чем через 7-10 мин. Через мин.Через мин. Число видов преподавания Не менее 321 Чередование видов преподавания Не позже чем через мин. Через мин.Не чередуются Наличие эмоциональных разрядок 2-31нет

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА (Смирнов Н.К., к.м.н., профессор) Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока РациональныйНедостаточно рациональный Нерациональный Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими нормами С частичным соблюдением В произвольной форме Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель обращает внимание Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует Частые несоответствия позы виду работы. Учитель не контролирует Физкультминутки2 (3 упр. по 3-5 повторений) 1 (недостаточной продолжительности) отсутствуют Психологический климат Преобладают положительные эмоции Имеются случаи отрицательных эмоций. Эмоционально индифферентный урок. Преобладают отрицательные эмоции Момент наступления утомления учащихся, снижение учебной активности Не ранее чем через 40 мин. Не ранее чем через мин. Менее чем через 30 мин.

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ УРОКА С ПОЗИЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ 1.Учитель мобилизует учащихся на урок, создает положительный эмоциональный настрой и рабочую обстановку в классе. 2.Учитель обеспечивает высокий уровень мотивации учебной деятельности учащихся в течение урока. 3.На уроке благоприятный психологический климат, отношения между учителем и учащимися доброжелательные. 4.Содержание учебного материала на уроке способствует формированию валеологической культуры школьников. 5.Методы и формы обучения, используемые учителем, адекватны учебному содержанию, задаче этапа, а также психофизиологическим и учебным возможностям учащихся. 6.Учитель оказывает дозированную помощь учащимся при затруднениях, создает ситуацию успеха.

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ УРОКА С ПОЗИЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ 7.Учитель использует приемы психоэмоциональной разрядки. 8.Учитель снимает у учащихся зрительное утомление, мышечное напряжение, используя различные приемы (физкультпаузы, метод динамических поз, подвижные игры и др.). 9.Методы контроля и оценки знаний учащихся на уроке способствуют сохранению их психического здоровья. 10.Учитель соблюдает гигиенические нормы и требования при организации урока (освещенность, режим проветривания и т.д.). 11.Учитель использует средства обучения в соответствии с гигиеническими требованиями. 12.Характер, объем и дифференцированность домашних заданий соответствует реальным учебным возможностям, индивидуальным особенностям и способностям учащихся.

Определение трудности учебного занятия Степень труд- ности Насыщен- ность учебными элементами Характер деятель- ности учащихся Уровень формирования знаний и умений низкая 1-5Репродук- тивный воспроизведение, выполнение заданий по образцу средняя 5-8 Частично- поиско- вый воспроизведение с элементами логических действий, применение знаний в ситуации высокая свыше 8 Исследова тельский решение творческих задач, применение знаний в новых условиях

Определение степени эмоциональности урока (по М.С.Громбаху) Степень эмоциональности Показатели низкаяУчебно-познавательной деятельностью занята часть учащихся, настроение учащихся обусловлено лишь ответственностью или боязнью плохой отметки средняяЭмоционально, с увлечением работает не более половины учащихся, в основном те, кто получил конкретное задание высокаяБолее 2/3 учащихся эмоционально, с увлечением работают на уроке

Критерии удачного с точки зрения сохранения здоровья учеников урока Отсутствие усталости у учащихся и педагога Положительный эмоциональный настрой Удовлетворение от сделанной работы Желание продолжать работу

Основная задача начальной школы: поддерживать и развивать основные достижения дошкольного периода развития, не прерывая и не подавляя ни одну из линий, формировать на этой основе учебную самостоятельность младших школьников. Достижение этой задачи будет способствовать и успешному учению на следующей ступени. Это возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества – групп детей, объединяемых и объединяющихся для совместной учебной деятельности.

Ожидаемые результаты: преемственность и развитие Ожидаемые результаты: преемственность и развитие деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуника- тивность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследова- тельский интерес саморегуляция УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ = УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ ответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения

Основные результаты начального образования Основные результаты начального образования формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возмож- ность продолжения образования; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познава- тельной, саморегуляции

В результате образовательной деятельности должны формироваться: В результате образовательной деятельности должны формироваться: желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; математическая и языковая грамотность как основа всего последующего обучения; осознанное принятие детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.

Позиционирование учителя Учитель начальной школы Позиция учителя-профессионала демонстрирует культурные образцы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей со-участник, третейский судья Позиция педагогической поддержки оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать

Профессиональное мастерство Проектирование учебного процесса: тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса проектирование «учебных ситуаций» Организация работы учащихся: в группах и парах в мобильных группах индивидуальная поддержка детей организация проектной деятельности Учитель начальной школы

Эффективные учащиеся По результатам исследований PISA и TIMSS выявлено, что учащиеся будут хорошо учиться, если: Они хорошо мотивированы Не тревожны Верят в собственные силы и способности Владеют эффективными стратегиями обучения (включая постановку цели, выбор стратегий, самоконтроль и самооценку процесса обучения) И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в

Эффективные школы в России Более крупные образовательные учреждения – с хорошей материальной базой, –c укомплектованным штатом учителей, –c хорошими образовательными ресурсами (библиотекой, лабораторным оборудованием, компьютерами и т.д.), Более мотивированные учащиеся Доброжелательные отношения между учащимися и учителями Высокие требования к учащимся Хорошая дисциплина и др. И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в

Спасибо за внимание! Богачева Елизавета Алексеевна т/ф:

БИБЛИОГРАФИЯ 1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, М.: Народное образование, Ирхин В.Н., Ирхина И.В. Валеологически обоснованный урок в современной школе: Учебное пособие. – Барнаул: изд-во БГПУ, Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.:АРКТИ, Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, Cеврук А.И., Юнина Е.А. Здоровьесберегающий урок. - М.: Школьные технологии, 2004, Ирхин В.Н. Формирование культуры здоровья на уроках: Учебно-метод. пособие.- Белгород: Политера, 2008.