Программа подготовки тьюторов «Порядок и процедуры оценки и сертификации квалификаций» Методический семинар АНО «НАРК» 17 мая 2013 года Презентационный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Advertisements

Обзор региональных нормативных документов, регламентирующих процедуру сертификации квалификаций Заместитель начальника отдела профессионально общественной.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
Деятельность НП «Экспертный клуб» промышленности и энергетики» в рамках формирования современной квалификационной системы Разработка методики определения.
Профессиональные стандарты : разработка и внедрение проф. Александр Лейбович ген. директор,
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
МЕТОДИКА ПРИВЕДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИЕ РОССИЙСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ WSI НОВОСИБИРСК 2015.
Структура и содержание оценочных средств для проведения процедуры независимой оценки и сертификации квалификаций Волженина Н.В., директор научно-методического.
Национальное агентство развития квалификаций. Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты.
Создание и организация работы Центров оценки сертификации квалификаций Карп С.А. Директор ОГАОУСПО «Ангарский техникум общественного питания и торговли»
Независимая оценка качества профессионального образования Институт профессионального образования и исследования рынка труда.
1 Независимая система оценки и сертификации квалификаций Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович Генеральный директор.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
ТЕМА 4: «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ УкрСЕПРО»
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
2015 г. П 11. Перечня поручений Президента РФ от 17 июля 2012 г «При выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.
Транксрипт:

Программа подготовки тьюторов «Порядок и процедуры оценки и сертификации квалификаций» Методический семинар АНО «НАРК» 17 мая 2013 года Презентационный материал к выступлению Перевертайло А.С.

- Нормативная база системы оценки и сертификации квалификаций - Квалификационные требования к экспертам по оценке и сертификации квалификаций - Порядок оценки и сертификации квалификаций: общие положения - Общие требования к процедурам, осуществляемым центром оценки и сертификации квалификаций - Особенности организационной структуры центра оценки и сертификации квалификаций, связанные с реализуемыми им процедурами - Процедуры допуска к оценке компетенций - Проверка заявительных документов соискателя Модуль 1 Основные нормативно- организационные документы системы оценки и сертификации квалификаций

Тема 1. Профессиональные стандарты Терминология От разрозненных шагов по модернизации квалификационных структур – к формированию современной системы квалификаций, отвечающей перспективным задачам экономического развития, учитывающей: - специфику высокотехнологичных производств, - специфику новых трудовых процессов в отраслях экономики, - ведущие международные тренды.

Профессиональный стандарт - многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням: систематизирует представления о содержании профессиональной деятельности с опорой на основные бизнес-процессы описывает именно функционал, при этом с учетом возможностей карьерного роста работника осуществляет связь систем стандартизации и унификации сфер труда и подготовки кадров по видам экономической деятельности и областям профессиональной деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.) решает широкий круг задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификации должностей; отбора, подбора и аттестации персонала, планирования карьеры)

Структура описания квалификаций в ПС

Область профессиональной деятельности ПС ОПД Термины ПС: Совокупность (группа схожих) видов профессиональной деятельности, имеющая общую интеграционную основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в т.ч. средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения. Корреспондируется с одним или несколькими видами экономической деятельности.

Область профессиональной деятельности ПС ОПД Отрасль ОПД; ОПД Отрасль; ОПД ВЭД Управление организацией, управление персоналом, наноиндустрия… Корреспондирующиеся термины экономики: а) Отрасль – 1. (англ. Industry) совокупность качественно однородных групп хозяйственных единиц, характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда и играющих специфическую роль в процессе расширенного воспроизводства; 2. (нем. die Volkswirtschaft) объективно обособившаяся часть народного хозяйства, объединяющая хозяйственные единицы, обладающие общностью производимой продукции, технологий и удовлетворяемых потребностей; 3. (Федеральный закон 165-ФЗ от г.) совокупность производителей аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, либо тех из них, доля которых в общем объёме производства в Российской Федерации составляет большую часть. б) Вид экономической деятельности - 1. Единица классификации экономической деятельности по конечному продукту производственного процесса, в который вовлекаются ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) 2. Производственный процесс на основе объединения того или иного вида ресурсов (оборудования, рабочей силы, технологии и пр.) с целью производства продукции (оказания услуг), предназначенной для реализации. Является объектом классификации ОКВЭД.

Вид профессиональной деятельности Как правило, ВПД = «наименование ПС» Термины ПС: 1.Составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций 2.Область описания профессиональным стандартом квалификации работника 3.Совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда. Схожие термины сферы образования: Определенные методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования Виды профессиональной деятельности - Профессиональные функции, каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы – ФГОС НПО, СПО Трактовка ГОС ВПО: научно-исследовательская; производственно- технологическая; организационно-управленческая; проектно-конструкторская

Новое понимание бизнесом термина «профессия» как вида деятельности, а не характеристики человека (например, профессия – нанесение защитных покрытий, а не маляр) Термины сферы бизнеса: Профессия – 1) наименование вида трудовой деятельности или группы видов трудовой деятельности; 2) Основная обобщенная характеристика профессионально-квалификационной структуры отрасли на основе анализа формирования жизненного цикла продукции. Термины сферы образования: Профессия - общественно признанный относительно устойчивый вид профессиональной деятельности человека, который определен разделением труда в обществе. Вид профессиональной деятельности – синоним «профессия» Как правило, ВПД = «наименование ПС»

Квали фикац ионны е уровн и Исследования и разработкиТехнологии и производствоСервисное обслуживание 6 и 7Разработка проектной документации в области… Организация и проведение экспериментов на специализированных стендах… Организация и проведение проектировочных расчетов характеристик технологического оборудования… Нанотехнологии в (металлургическом) производстве … Нанотехнологии в производстве (…продукции) Производство (…продукции) с использованием нанотехнологий Производство (…продукции) на основе наноматериалов Производство (…продукции) в области наноэлектроники и оптоэлектроники Производство полупроводниковых материалов, приборов и интегральных микросхем с использованием нанотехнологий Техническое обслуживание и ремонт производственного (испытательного, измерительного) оборудования в области наноэлектроники и оптоэлектроники Техническая поддержка по … (деятельность) Метрологические работы в области наноструктурированных материалов Измерения параметров продукции и технологических процессов в наноэлектронике и оптоэлектронике 7 и 8Руководство работами (проектами) по … (деятельность) Организация контроля выполнения технологических маршрутов производства изделий с использованием нанотехнологий (на основе наноматериалов) Руководство работами (проектами) по … (деятельность) Примеры формирования наименований видов профессиональной деятельности «формула»: Специалист по… виду профессиональной деятельности

Интерпретация вида профессиональной деятельности Обобщенное наименование структурного подразделения Основной продукт Характер деятельности специалиста Производство и технология отрасль производства / бизнес-процесс Направление производства (наноматериалы) отрасль экономики/ характер производства Наименование должности и кв. уровня Инженер – технолог 2 категории 1Б. Производство(у) (изготовление(ю)) 2. катализаторов … 3. на основе наноматериалов 1А. Руководство работами по Ведущий инженер – технолог

Профессионально-квалификационная структура отрасли Соотношение отраслевых и межотраслевых профессий Основные профессии (ВПД) отрасли Отраслевые центры сертификации Межотраслевые центры сертификации Межотраслевые профессии

Применение модели полного жизненного цикла продукта/услуги для формирования профессиональной структуры отрасли Вывод из эксплуатации (утилизация) Эксплуатация (послепродажное обслуживание) Реализация (сбыт) Исследование спроса и планирование Сертификация Проектирование и разработка Производство Инверсия рассмотрения цикла жизни продукта

Включенность ВПД в большие организации и системы отрасли Крупная организация (компания) Структурная единица 2 Профессиональная группа 1 Структурная единица 1 ……. Структурная единица 3 ……. Структурная единица N Профессиональная группа 2

Участие представителей профессии в процессах организации Носители профессии 1 Носители профессии 2 Организация Процессы

Описание набора функций для каждого квалификационного уровня Уровень 2 fff Уровень 3 fff Уровень 7 fff Уровень N fff ……….. ………… 1 N 25 Процессы в организации

Регистрация ПС в отраслевом объединении НП «ОАР» Наименование профстандартаРегистрационный номер Диапазон квалификацион ных уровней Дизайнер автомобилестроенияСтОАР Конструктор по автомобилямСтОАР Логист автомобилестроенияСтОАР Специалист металлообрабатывающего производства СтОАР Специалист по окраскеСтОАР Специалист по инструментальной оснасткеСтОАР Специалист по металлоконструкциямСтОАР Специалист по мехатроникеСтОАР Специалист по мехатронным системам автомобиля СтОАР Специалист по сборке агрегатов и автомобиляСтОАР Специалист промышленного инжинирингаСтОАР Технолог машиностроительного производства по металлообработке СтОАР

Неравномерность распределения функциональной нагрузки по квалификационным уровням Процессы, шт. Кв. уровни, N

Профессиональные стандарты, разработанные в настоящее время - РСПП

Обобщенная трудовая функция Единица ПС Совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном (бизнес-) процессе, и имеющая специфические объекты, условия, характер и результаты труда. Корреспондирующиеся термины сферы труда: Вид трудовой деятельности (синоним: группа занятий) - единица обобщенной классификации трудовых занятий (ОКЗ), должностей и квалификаций работников (ЕТКС, ЕКСД) для целей статистики и тарификации в отрыве от производственных задач (бизнес-процессов). Корреспондируется с видом профессиональной деятельности. Направление деятельности работников - синоним (укрупненных) должностных обязанностей

Трудовая функция Ключевой термин ПС 1. Интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий в составе обобщенной трудовой функции, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения 2. Совокупность взаимосвязанных трудовых действий, направленных на решение одной или нескольких задач в процессе труда. Толкования, не относящиеся к ПС: Работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (ст. 15; 57 Трудового Кодекса РФ).

Трудовое действие 1.Процесс взаимодействия работника с предметом труда, в котором достигается определенная, заранее поставленная, цель 2.Законченная часть технологического процесса по изменению одного или одновременно нескольких предметов труда, выполняемая на одном рабочем месте одним или группой работников, либо без их участия. Иные толкования сферы труда, не относящиеся к ПС: 3. Объект нормирования на производстве, законченная элементарная работа (в трудовом праве) 4. Способ осуществления работником трудового процесса, характеризующийся составом приемов, последовательностью операций и их взаимосвязью 5. Однократное перемещение рабочего органа исполнителя (корпуса, ног, рук, кистей рук, пальцев) с целью взятия, перемещения, совмещения, освобождения предмета, поддержания его в состоянии покоя

Квалификация Термины ПС: 1)готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности; 2) официальное признание освоения компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовой деятельности в рамках конкретной профессии Схожие термины сферы образования: Результаты (профессионального) обучения 1) освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования 2) общие и профессиональные компетенции, соответствующие определенному уровню образования и квалификации. 3) социально и профессионально значимые характеристики качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования

Квалификационный уровень Термины проекта НРК: совокупность требований к компетенциям работников, дифференцируемых по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов - совокупность требований к умениям, знаниям, уровню квалификации* в зависимости от полномочий и ответственности работника * уровень квалификации работника** - порядковое место в тарифно- квалификационной системе России: класс, разряд, категория ** Трудовой кодекс Российской Федерации; ЕТКС, ЕКСД (Постановление Правительства Российской Федерации 766 от ) Применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников

Компетенция Не является термином ПС 1) способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности - РСПП 2) сумма знаний, умений и опыта, синергия которых давала бы в итоге способность работника выполнять требуемые функции - Минпромторг Схожие термины сферы образования: профессиональная компетенция -Способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности Общие компетенции (ФГОС НПО/СПО), синоним - общекультурные компетенции (ФГОС ВПО) - 1) Способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности. 2) Совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне

Умения Не является термином ПС, но используемый в качестве дескриптора 1) (англ. ability, skills) - промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на к.-л. правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач 2) освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков 3) способность к целенаправленной и результативной деятельности 4) возможность эффективно выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать

Знания Не является термином ПС, но используемый в качестве дескриптора 1) результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике; 2) адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения, теории)

Опыт, практический опыт, практический профессиональный опыт Не является термином ПС, но используемый в качестве дескриптора (англ. experience) 1) Совокупность знаний и умений, приобретенных на основе и в процессе непосредственного практического взаимодействия индивида с внешним миром. 2) Основанное на практике познание действительности. 3) Способ приращения квалификации (наряду с обучением и самообразованием)

Навыки Профессиональные навыки = навыки выполнения трудовых действий 1. Перечень способностей, характеризующих практический опыт (сфера труда, исп. в резюме) 2. Способность, умение применять на практике в повседневной трудовой деятельности накопленные знания и опыт (Приказ Ростехрегулирования от N 2358 "Об организации работы по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии«) Схожие термины сферы образования (ГОС ВПО): 1) Деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма 2) Доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид профессиональной задачи Термины ЕС: Навыки – способности выполнять конкретные производственные задачи Термины ПС США: Профессиональные навыки, способности - синоним умений, общих компетенций и требований к личностным качествам: чтение, активное слушание, осмысление сказанного, комплексное решение проблем, критическое мышление, генерация идей, умение правильно разобраться и принять решение, чистота речи, выразительность речи, выразительность письма, осмысление написанного, мониторинг, активное обучение, координация, упорядочивание информации, дедуктивное мышление, индуктивное мышление, категорийная гибкость

Тема 2. Система оценки и сертификации квалификаций Нормативная база системы независимой оценки качества профессионального образования От внутренней оценки процесса – к внешней оценке конечного результата

Сертификация «персонала» или «квалификаций»? Система добровольной сертификации система, созданная одним или несколькими юридическими и/или индивидуальными предпринимателями для проведения работ по сертификации. Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Объектами сертификации являются: продукция; работы (услуги); системы менеджмента; персонал. Общественно-государственная система оценки и сертификации квалификаций на основе профессиональных стандартов – составная часть системы независимой оценки качества профессионального образования, с одной стороны, и национальной системы квалификаций, с другой стороны. Основная задача - обеспечение объективной признаваемой всем профессиональным сообществом (работодателями) оценки соответствия квалификации человека (его знаний, умений и практического опыта) требованиям производства и бизнеса, установленным соответствующими профессиональными стандартами, и подтверждать его готовность выполнять конкретные виды трудовой деятельности вне зависимости от места, времени и способа получения квалификации. Профессиональные стандарты - единая система представлений о содержании профессиональной деятельности с опорой на основные бизнес-процессы, описание квалификаций, связанных общими производственными задачами MBA, IT, HR, сертификация бухгалтеров, оценщиков, персонала неразрушающего контроля (по международным стандартам), судебных экспертов и др., «частная добровольная сертификация» (сертификация приобретения юридических и профессиональных прав использования специфических продуктов, услуг или методов, выходящих за рамки общепрофессионального) и др. «общая добровольная сертификация» в области профессиональной деятельности, в виде экономической деятельности, в виде трудовой деятельности

Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от 1 декабря.2007г. 307-ФЗ Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г р; Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г р; Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования, утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП от 31 июля 2009г. АФ-318/02. Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП от 31 июля 2009г. АФ-317/03. Нормативная база. Основные документы.

Руководство ИСО/МЭК 2 "Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности". Руководство ИСО/МЭК 16 "Свод правил по Системам сертификации третьей стороной на основе соответствующих стандартов". Руководство ИСО/МЭК 39 "Общие требования к приемке Органов контроля". Руководство ИСО/МЭК 40 "Общие требования к приемке Органов по сертификации". Руководство ИСО/МЭК 56 "Орган по сертификации, методика оценки внутренней системы обеспечения качества". Стандарт ИСО (ч.1) "Общие руководящие указания по проверке систем качества." Стандарт ИСО "Качество. Словарь". ГОСТ Р (ЕМ 45013) "Общие критерии для органов, проводящих сертификацию персонала".. ГОСТ Р "Государственная регистрация систем добровольной сертификации и их знака соответствия". EN ISO/IEC 17024:2003 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по сертификации персонала». Нормативная база. Российские и международные стандарты в области стандартизации и сертификации.

Регламент Общественно-государственного совета Системы независимой оценки качества профессионального образования (протокол 1 от 20 октября 2010 г.) Состав Общественно-государственного совета Системы независимой оценки качества профессионального образования (протокол 1 от 20 октября 2010 г.) Состав Комиссий Общественно-государственного совета Системы независимой оценки качества профессионального образования (протокол 1 от 20 октября 2010 г.) Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол 2 от 15 декабря 2010 г.) Порядок конкурсного отбора организаций для наделения полномочиями экспертно-методических центров системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол 2 от 15 декабря 2010 г.) Порядок наделения организации полномочиями центра оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол 2 от 15 декабря 2010 г.) Общие требования к экспертам системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол 2 от 15 декабря 2010 г.) Типовая конкурсная документация для проведения открытого публичного конкурса по отбору организации для наделения полномочиями экспертно-методических центров (протокол 3 от 12 апреля 2011 г.) Типовой договор на выполнение функций центра оценки и сертификации квалификаций (протокол 3 от 12 апреля 2011 г.) Положение о квалификационном сертификате (протокол 5 от 20 июля 2012 г.) Рекомендации по расчету тарифов на выполнение работ по оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол 5 от 20 июля 2012 г.) Нормативная база. Документы, принятые Общественно-государственным советом независимой оценки качества профессионального образования.

Перечень Поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по формированию резерва управленческих кадров 23 июля 2008 г. Перечень Поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам социального положения рабочих и развития профессионально-технического образования, 27 апреля 2011г. Перечень Поручений, данных Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным во время совещания по вопросу «О подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике» 23 декабря 2011 г. в г. Санкт – Петербурге Перечень Поручений по реализации положений статьи Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» от 13 февраля 2012 г. ВП-П от 27 марта 2012 г. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на годы (заключено 29 декабря 2010 года, протокол N 11 заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) Нормативная база. Иные документы.

Соискатели Регистр Базовая организация Регистр Экспертно- методические центры Центры оценки и сертификации квалификаций Организации - партнеры Общественно-государственный совет Положением об оценке и сертификации квалификации определена организационная структура системы оценки и сертификации квалификаций, которую образуют следующие элементы: общественно-государственный совет; базовая организация; экспертно-методические центры; центры оценки и сертификации квалификаций. Базовой организацией управляется единая информационная среда системы – регистр. Организационная структура опирается на сетевой принцип организации управления с использованием договорных отношений, механизмов бизнес-менеджмента.

ЭМЦ (в области (виде) деятельности – ВЭД, ОПД, ВТД) Общественно – государственный совет Формирует требования Центры оценки и сертификации квалификаций Оказывает методическую поддержку, участвует в отборе Проводит обучение Эксперты Разрабатывает критерии оценки и сертификации квалификаций в соответствующих областях (видах) деятельности, основанные на НРК, ОРК и ПС Разрабатывает требования к порядку и процедуре сертификации для различных профессий и уровней квалификации Разрабатывает регламенты и организационно- методические документы в соответствующих областях (видах) деятельности Регистр Разрабатывает измерительные материалы (оценочные средства) по соответствующим областям (видам) деятельности Участвует в разработке / разрабатывает профессиональные стандарты (ПС), проводит адаптацию международных ПС Работодатели и органы гос.власти Проводит взаимодействие по вопросам экспертного и методического сопровождения оценки и сертификации Экспертно-методический центр (функционал)

Организация Экспертно- методический центр Базовая организация Общественно-государственный совет Заявка на участие в конкурсе Конкурсная документация Копии документов, справки, сведения о возможностях подготовки экспертов и наличии методических материалов Рекомендации работодателей и подтверждающие материалы Договор Реестр Экспертно- методических центров Регистр Утверждение Информация об условиях конкурса Конкурсная комиссия Утверждение Списка победителей Итоги конкурса Интернет - сайты, СМИ Процедуры конкурсного отбора ЭМЦ

определение стратегии развития системы; использование результатов деятельности системы при разработке нормативно- правовых документов, формировании госпрограмм; участие в отборе и аудите деятельности центров - определение стратегии развития системы; - формирование общих требований к функционированию центров; - организация конкурсного отбора ЭМЦ, отбора ЦОСК; Компании отрасли (Работодатели) -- определение стратегии развития региональных сегментов системы; - использование результатов деятельности системы при разработке нормативно-правовых документов, формировании региональных программ; - участие в отборе и аудите ЦОСК для региональных и межрегиональных отраслевых кластеров - определение стратегии развития системы; - участие в отборе и аудите центров по направлениям (отраслям); - разработка проф. стандартов - заказчики и потребители услуг по оценке и сертификации; - обратная связь о процедурах сертификации - реализация процедур оценки и сертификации квалификаций; - выдача сертификатов - консультационно-методическая поддержка ЦОСК; - разработка процедур, методов и оценочных средств; - обучение экспертов по оценке и сертификации квалификаций; - экспертное участие в отборе и аудите ЦОСК Государственные органы исполнительной власти РФ в т.ч. в образовании Объединения работодателей: -.общероссийские (общероссийские, межотраслевые, отраслевые); - межрегиональные (межотраслевые и отраслевые); - региональные (региональные, межотраслевые и отраслевые) Профессиональные сообщества Общественно-государственный совет (ОГС) ЦОСК Экспертно-методические центры (ЭМЦ) по направлениям (отраслям) Физические лица Учреждения профессионального образования Региональные органы государственной власти Ведущие компании отрасли (Работодатели) - предоставление ресурсов и услуг для оценки; - заказчики и потребители услуг по оценке и сертификации; - участие в работе комиссий ЦОСК; - обратная связь о процедурах сертификации - аудит центров; - организация обеспечения едиными формами документов; - ведение регистра Системы (реестров выданных сертификатов и баз данных) базовая организация - использование результатов деятельности системы при оценке качества проф. образования, формировании рекомендаций по ФГОС и образовательным программам; в государственных процедурах, при разработке нормативно-правовых документов, формировании госпрограмм Центр оценки и сертификации квалификаций: функционал и взаимодействие с участниками и партнерами системы

Процедуры наделения полномочиями ЦОСК (заявительный принцип) Организация Центр оценки и сертификации квалификаций Базовая организация Общественно-государственный совет Заявление о наделении полномочиями Справка-обоснование о наделении организации полномочиями центра оценки и сертификации квалификации Копии документов, справки, сведения о квалификации экспертов Ходатайства работодателей и подтверждающие материалы Решение о наделении полномочиями Договор Реестр Центров оценки и сертификации квалификаций Регистр

Экспертно- методический центр Регистр (отраслевой сегмент) Схема внутренних информационных потоков отраслевого сегмента системы оценки и сертификации квалификаций Центры оценки и сертификации квалификаций Договор о сотрудничестве между ЦОСК и ЭМЦ Договор о разработке методов и КИМ Договор о повышении квалификации экспертов Порядок взаимодействия ЭМЦ и ЦОСК Протокол согласования расходов ЭМЦ Сметы расходов ЭМЦ Финансовые предложения Техническое задание на повышение квалификации экспертов Методики расчета стоимости услуг Техническое задание на разработку методов и КИМ Мониторинговая информация ЦОСК Отчеты ЦОСК Отчеты об аудиторских проверках ЦОСК Реестр сертифицированных специалистов Банк КИМ Организационно- методические документы Реестр экспертов Информация по запросу Консультирование Информационный запрос

Автоматизированная информационная система (информационный обмен) Услуги Подотчетность Прямой информационный обмен Регистр (отраслевой сегмент) Схема информационных потоков ЦОСК отраслевого сегмента Системы и внешних контрагентов Центр оценки и сертификации квалификаций Мониторинговая информация ЦОСК Отчеты ЦОСК Реестр сертифицированных специалистов Реестр экспертов Информация по запросу Консультирование Информационный запрос Компании (Работодатели) Объединения работодателей Региональные органы государственной власти Рекрутинговые (кадровые) агентства Научные организации Учреждения профессионального образования Физические лица СМИ Отчеты ЦОСК Договоры на оказание услуг Информация в рамках договоров на оказание услуг Иные организации Государственные органы исполнительной власти РФ

Бизнес-процессы центра

Центры оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК) Экспертно- методические центры (ЭМК) Реестр экспертов по оценке и сертификации, завершивших обучение в ЭМЦ Программы обучения экспертов Единый банк контрольно-измерительных материалов для проведения оценки квалификаций Реестры экспертов ЦОСК по ВЭД Фонд нормативных и организационно-методических документов Системы в области оценки и сертификации квалификаций Обновляемый Банк профессиональных стандартов Единая база выданных сертификатов (Реестры выданных сертификатов ЦОСК, Реестры сертифицированных лиц по ВЭД) Каталоги контрольно-измерительных материалов ЦОСК по ВЭД Обновляемый реестр центров оценки и сертификации квалификаций Обновляемый реестр Экспертно-методических центров База аудиторских проверок и отчетов работы ЦОСК и ЭМК База данных по апелляционным вопросам Базовая организация Иные учетные документы Системы РЕГИСТРРЕГИСТР Состав Регистра Системы

Базовая сеть Все пользователи Internet Работодатели Сертифицированные лица Локальные (корпоративные) сети экспертно- методических центров Локальные сети центров оценки и сертификации квалификаций Информационные ресурсы открытого доступа (Портал Базовой организации, сайты ЭМЦ и ЦОСК) Информационные ресурсы ограниченного доступа Сетевой центр Эксперты Система защиты информации Структура Регистра

Регистр системы оценки и сертификации Единый информационный ресурс разрабатывается в рамках проектов Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 гг. и других источников финансирования -Исполнитель госконтракта компания «Кацит» разрабатывает федеральную информационную базу (СУБД), в т.ч. по обработке персональных данных по вопросам сертификации квалификаций, в 2013 году будут завершены испытания и начата ее опытная эксплуатация. -Исполнители госконтрактов по разработке отраслевых моделей сети ЭМЦ и ЦОСК в 13 отраслях в 2013 году завершат формирование отраслевых баз данных для отраслевых ЦОСК (реестры и отчетность) -НАРК к 2013 году завершит формирование и запустит в эксплуатацию информационно-аналитическую базу данных (СУБД) по деятельности ЦОСК и ЭМЦ (реестры, отчетность, КИМ (КОС), документы) -Минтруд России совместно с НИИ труда и исполнителем госконтракта в рамках реализации Национального плана развития профессиональных стандартов в 2013 году завершат формирование и запустят в 2014 году в эксплуатацию информационный портал и СУБД по сопровождению разработки ПС и регистр ПС -НАРК в 2012 году ввел в эксплуатацию новый портал, разделы которого посвящены национальной системе оценки и сертификации квалификаций, и которые будут иметь ссылку на регистр. Все функциональные и технические требования к создаваемым по проектам информационным ресурсам согласованы. -В 2013 году планируется объединение созданных СУБД и порталов с выделением Регистра национальной системы оценки и сертификации квалификаций - систематизированной управляемой организацией-регистратором (базовой организацией) единой информационной сети, объединяющей информационные базы данных системы оценки и сертификации квалификаций и содержащей нормативные документы, реестры зарегистрированных лиц и организаций, а также материалы, имеющие учетное, правовое и организационно-методическое значение для функционирования системы

Основные субъекты и партнеры взаимодействия в бизнес-процессе сертификации квалификаций выпускников и персонала компаний Региональные органы государственной власти Органы управления образованием Объединения работодателей: - региональные (региональные, межотраслевые и отраслевые) Общественно-государственные консультативные органы (советы, комиссии, рабочие группы) и общественные организации регионального уровня в области профессионального образования, кадровой политики, качества трудовых ресурсов Структурно-функциональные элементы национальной системы сертификации квалификаций Профессиональные сообщества (гильдии, ассоциации, партнерства) Профессиональные сообщества (гильдии, ассоциации, партнерства) Организации работодателей: - «Опора России», - «Деловая Россия» и др. Торгово-промышленные палаты Организации – партнеры и организации – посредники: методические и консультационные центры, институты исследования рынка труда, региональные агентства развития квалификаций Ресурсные центры профессионального образования Государственные образовательные организации, реализующие программы начального, среднего, дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки Предприятия самостоятельные и межотраслевых (холдинговых) и отраслевых компаний (Работодатели) Кадровые службы предприятий Учебно-производственные центры предприятий Межотраслевые (холдинговые) и отраслевые компании и корпорации (Работодатели) Службы управления персоналом Корпоративные университеты, тренинговые центры, центры подготовки кадров, НОУ Государственная региональная система профессионального образования и подготовки рабочих кадров Корпоративная система дополнительного профессионального образования и подготовки рабочих кадров Соглашение о сотрудничестве Стейкхолдеры и переговорные площадки Соглашение о сотрудничестве Положение, приказ, схема закрепления Экспертно-методический центр Центры оценки и сертификации квалификаций Дого воры

Процессы Структуры Блок-схема «Участие субъекта Российской Федерации в осуществлении оценки и сертификации квалификаций» Шаг 2 Обеспечение деятельности регионального сегмента независимой системы оценки и сертификации квалификаций Ша г 2 Определение стратегии развития регионального сегмента системы оценки и сертификации квалификаций Участие в отборе и аудите ЦОСК Формирование заказа на услуги по оценке и сертификации квалификаций Региональный общественно- государственный орган (Совет, комиссия) в сфере кадровой политики и формирования стратегии развития квалификаций Региональные объединения работодателей, профессиональные сообщества Региональные государственные органы исполнительной власти Организации, бизнес- структуры использование результатов деятельности системы при оценке качества проф. образования, формировании рекомендаций по ФГОС и образовательным программам; в разработке образовательных программ; в государственных процедурах, при разработке нормативно- правовых документов, формировании региональных программ; в кадровой политике Предоставление ресурсов и услуг для оценки и сертификации квалификаций Участие в работе комиссий ЦОСК 4 5 Образовательные организации

Тема 3. Система оценки и сертификации квалификаций Требования к унифицированным процедурам Эксперты - главный кадровый ресурс формируемой общероссийской системы оценки и сертификации квалификаций

Соискатель Административная проверка документов Индивидуальное (очное/заочное) собеседование: согласование порядка, графика, времени и места проведения оценки, заключение договора Проведение оценки компетенций и оформление экзаменационных протоколов Анализ результатов оценки и принятие решений по сертификации Выдача сертификата Апелляция Сертифицированный специалист Ведение реестра и архивирование личных дел Порядок оценки и сертификации квалификаций

Руководитель Центра оценки и сертификации квалификаций Совет Центра оценки и сертификации квалификаций Административная группа (отдел) Группы информационного и организационно- технического обеспечения, реестров и архивирования (отделы) Апелляционные комиссии Экзаменационные комиссии по областям (видам) деятельности Сертификационные комиссии по областям (видам) деятельности Структура Центра Финансовые, кадровые юридические и хозяйственные службы (отделы) Проверка документов и заключение договора с получателем услуги Обеспечение соискателя информационными материалами Определение графика оценки и сертификации Организация оценочных процедур и оформление экзаменационных протоколов Принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата Выдача сертификата Рассмотрение и принятие решений по апелляционным вопросам Проведение оценки квалификации соискателя Выдача сертификатов, приостановление, прекращение или продление действия выданных сертификатов Подготовка предложений по актуализации профессиональных стандартов; по актуализации организационно-методических документов в области оценки и сертификации квалификаций Подбор и организация подготовки экспертов; представление отчетов о своей деятельности Формирование апелляционных комиссий Ведение реестра экспертов Консультирование работодателей, образовательных учреждений, других заинтересованных организаций и лиц в пределах своей компетенции Предоставление соискателям по их требованию необходимой информации в пределах своей компетенции Основные функции Центра Процедуры оценки и сертификации квалификаций Особенности структуры центра

Экзаменационная комиссия по области (виду) деятельности Сертификационная комиссия по области (виду) деятельности Апелляционная комиссия по области (виду) деятельности Менеджер по области (виду) деятельности Руководител ь центра группа экспертов по области (виду) деятельности председатели экзаменационных комиссий председатели сертификационных комиссий председатели апелляционных комиссий (наблюдательный) совет центра Сервисные подразделения и специалисты: группа информационного обеспечения, реестров и архивирования; группа организационно-технического обеспечения; группа маркетинга и сопровождения контрактов; бухгалтерия; менеджер по кадрам; юрист Административная группа (отдел)

Административная проверка документов Соискатель форма заявления; требования к комплектности документов об основном и дополнительном образовании и профессиональной подготовке: сертификатов, удостоверений, свидетельств, аттестатов и дипломов (наличие листов - вкладышей к дипломам и др.); образцы резюме, характеристик (эти документы не должны являться обязательными); указание формы медицинской справки (для отдельных видов трудовой деятельности); требования к дополнительным документам, установленным по видам трудовой деятельности соответствующими экспертно- методическими центрами; бланки договора и платежной квитанции на оказание услуг по проверке документов; эталон «входных требований» по каждому квалификационному уровню и виду трудовой деятельности в соответствии с профессиональным стандартом (по знаниям, умениям, практическому опыту) ИНФОРМАЦИЯ ЦЕНТРА, содержащаяся в открытом доступе ЗАЯВИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ письменное заявление с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, должности и домашнего адреса соискателя, формы освоения квалификаций, подлежащих оценке (формальное образование, неформальное обучение), а также вида трудовой деятельности и квалификационного уровня, на который претендует соискатель; копии трудовой книжки и документов об образовании, резюме, характеристики работодателей, образовательных организаций и других заинтересованных организаций, две фотографии (3х4), медицинскую справку (для отдельных видов трудовой деятельности), ранее выданный сертификат (при необходимости продления срока), а также документ, подтверждающий оплату услуг; дополнительные документы, устанавливаемые по видам трудовой деятельности соответствующими экспертно- методическими центрами. документация представлена в полном объеме и надлежащего качества; соискатель обладает образованием и (или) опытом работы, необходимым для допуска к сертификации; соискатель ознакомлен с требованиями соответствующего профессионального стандарта, процедурой оценки и сертификации; соискатель согласен на обработку персональных данных. ЦЕНТР (административная группа) Анализ документов Этап 2 Индивидуальное (очное/заочное) собеседование Да Письменный отказ Апелляция Нет

Анализ документов проводится с целью определения адекватности (т.е. полноты, степени соответствия, взаимосвязей, отсутствия противоречий) документов соискателя установленным требованиям. Эталон «входных требований» по каждому квалификационному уровню и виду трудовой деятельности задается соответствующим экспертно- методическим центром с учетом дескрипторов отраслевой и национальной рамок квалификаций.

Задания на самостоятельную работу по модулю (Методические материалы, раздел 7) Самостоятельное изучение материалов: Глоссарий системы оценки и сертификации квалификаций Нормативная база системы оценки и сертификации квалификаций Структура и содержание профессиональных стандартов Квалификационные требования к экспертам по оценке и сертификации квалификаций Порядок оценки и сертификации квалификаций: общие положения Общие требования к процедурам, осуществляемым центром оценки и сертификации квалификаций Особенности организационной структуры центра оценки и сертификации квалификаций, связанные с реализуемыми им процедурами Процедуры допуска к оценке компетенций Проверка заявительных документов соискателя

Выполнить практическое задание - сформировать комплект проектов документов по одной из выбранных слушателем функций ЦОСК (собеседование/ оценка / сертификация / апелляция), документы выбрать из списка: - приказ о формировании экзаменационной комиссии - должностная инструкция председателя экзаменационной комиссии - должностная инструкция эксперта экзаменационной комиссии - должностная инструкция секретаря экзаменационной комиссии - должностная инструкция организатора экзаменационной комиссии - форма соглашения о вхождении в экзаменационную комиссию в качестве наблюдателя - формат графика заседаний экзаменационной комиссии - приказ о формировании сертификационной комиссии - должностная инструкция председателя сертификационной комиссии - должностная инструкция эксперта сертификационной комиссии - должностная инструкция секретаря сертификационной комиссии - форма соглашения о вхождении в сертификационную комиссию в качестве наблюдателя - формат графика заседаний сертификационной комиссии - приказ о формировании апелляционной комиссии - должностная инструкция председателя апелляционной комиссии - должностная инструкция эксперта апелляционной комиссии - должностная инструкция секретаря апелляционной комиссии - требования к комплектности документов об основном и дополнительном образовании и профессиональной подготовке: сертификатов, удостоверений, свидетельств, аттестатов и дипломов (наличие листов - вкладышей к дипломам и др.) - образцы резюме, характеристик - требования к дополнительным документам, установленным по видам трудовой деятельности - форма заявления соискателя на оценку и сертификацию квалификаций - инструкция специалистам ЦОСК по выявлению соответствия между установленными профессиональным стандартом «входными» требованиями квалификационных уровней по опыту, знаниям и умениям для заявляемого вида трудовой деятельности и представленной в заявительной документации соискателя информации, подтверждающей образование и (или) опыт работы, необходимые для допуска к сертификации.

- Подготовка к собеседованию: формат, порядок и методика проведения - Техника ведения собеседования с соискателем - Экспертная документация Модуль 2 Собеседование с соискателем с целью определения порядка и графика оценки и сертификации квалификаций

Индивидуальное (очное/заочное) собеседование СоискательЦЕНТР (административная группа, эксперт) Структурированное интервью / письменное анкетирование уточнение области сертификации определение требований к структуре и содержанию портфолио (если это требуется для подтверждения практического опыта при проведении процедур сертификации); уточнение области оценки и обоснованности исключения из нее элементов единиц профессионального стандарта (действий, знаний, умений), по которым соискателем представлены документы и свидетельства (в т.ч. портфолио) о прохождении соответствующего обучения и наличии опыта работы; определение основных элементов трудовых функций (действий, знаний, умений), по которым будет проводиться оценка квалификации; установление готовности к оценке и выявление проблемных областей; установление готовности к сертификации по элементам единиц профессионального стандарта (действий, знаний, умений), по которым соискателем представлены документы и свидетельства (в т.ч. портфолио) о прохождении соответствующего обучения и наличии опыта работы. Рекомендации эксперта Результаты собеседования графики заседаний экзаменационной и сертификационной комиссий Индивидуальный график оценки и сертификации квалификаций согласование порядка оценки единовременный накопительный Договор на оценку и сертификацию Этап 3 Оценка компетенций

Этапы интервьюирования (анкетирования) 1. Уточнение области сертификации Форма освоения компетенций (формальное образование, неформальное обучение) Вид профессиональной деятельности Профессиональный стандарт Квалификационный уровень, на который претендует соискатель Документы соискателя в качестве приложений к заявке Ранее выданный сертификат Обобщенные трудовые функции (единицы профессионального стандарта), подлежащие сертификации 2. Обозначение требований к структуре и содержанию портфолио, подтверждающего наличие компетенций: а) Перечень трудовых действий в составе трудовой функции *При необходимости: б) Перечень знаний, необходимых для выполнения трудовых действий в составе трудовой функции в) Перечень умений, необходимых для выполнения трудовых действий в составе трудовой функции Необходимые дополнительные свидетельства в составе портфолио: документы (дипломы/свидетельства/удостоверения/сертификаты о повышении квалификации/переподготовке/профессиональной подготовке/стажировке; документы о научной степени, наградах, почетных званиях, достижениях, победах в конкурсах, сертификаты систем сертификации персонала/ навыков, в т.ч. зарубежные, и др.): свидетельства о выполненных/выполняемых работах (трудовые контракты и выполненные проекты / работы / программные продукты и др.; публикации; научные труды; фотографии и видеозаписи выполнения трудовых действий и др.): отзывы (рекомендации работодателей; отзывы с мест работы/обучения от непосредственного руководителя/ руководителя образовательной организации; отзывы потребителей (клиентов) и заказчиков о качестве выполненных работ и др.).

Этапы интервьюирования (анкетирования) 3. Уточнение области оценки Трудовые функции (единицы профессионального стандарта) а) Перечень трудовых действий в составе трудовой функции *При необходимости: б) Перечень знаний, необходимых для выполнения трудовых действий в составе трудовой функции в) Перечень умений, необходимых для выполнения трудовых действий в составе трудовой функции 4. Идентификация готовности к оценке Проблемные области (компетенции отсутствуют): а) Перечень трудовых действий в составе трудовой функции *При необходимости: б) Перечень знаний, необходимых для выполнения трудовых действий в составе трудовой функции в) Перечень умений, необходимых для выполнения трудовых действий в составе трудовой функции 5. Идентификация готовности к сертификации Проблемные области (компетенции не подтверждены или имеющихся подтверждений недостаточно): а) Перечень трудовых действий в составе трудовой функции *При необходимости: б) Перечень знаний, необходимых для выполнения трудовых действий в составе трудовой функции в) Перечень умений, необходимых для выполнения трудовых действий в составе трудовой функции 6. Формирование индивидуального графика 7. Выдача рекомендаций

Задания на самостоятельную работу по модулю Выполнить практическое задание (Методические материалы, раздел 7) Сформировать проекты двух документов, самостоятельно выбрав их из списка: - анкеты для заочного анкетирования соискателя, вопросы которых структурированы по трудовым функциям (единицам профессионального стандарта) – на примере ПС по виду деятельности - инструкция к стандартизированному очному интервью с соискателем, вопросы которого структурированы по трудовым функциям (единицам профессионального стандарта) – на примере ПС по виду деятельности - индивидуальный график оценки и сертификации квалификаций соискателя - формат рекомендаций эксперта соискателю по результатам собеседования

Тема 3.1. Деятельность экзаменационной комиссии - Требования к методам и критериям оценки, обзор методов оценки - Виды КОС (СИМ) - Оценка когнитивных компетенций - Оценка практических компетенций - Экспертная документация Модуль 3 Деятельность комиссий центра оценки и сертификации квалификаций

Оценка компетенций (процедурные вопросы) СоискательЦЕНТР (экзаменационная комиссия) Документированные результаты оценки, экспертные документы Этап 4 Сертификация Программа экзамена Методы оценки Оценочные средства Регистрация Инструктаж по работе с оборудованием / программными средствами/ по охране труда Правила проведения этапов экзамена, инструктажа, оценочных процедур, выдачи результатов экспертизы работ и подведения итогов Оценочные процедуры Инструкции Продолжение Этапа 3 Формирование протокола заседания комиссии Согласие с результат ами оценки Окончание процедур Выписка из протокола Апелляция Критерии оценки Удовлет воряющи й критерия м результа т Да Нет Да График заседаний экзаменационной комиссии

Состав и порядок формирования экзаменационной комиссии Член комиссии Основные функцииОсобые права и обязанностиПорядок назначения в комиссию Председатель (эксперт) Руководство работой комиссии Осуществление оценочных процедур Документирование оценочных процедур Анализ и утверждение решений членов комиссии. ПРАВА: Принятие решений по вопросам оценивания компетенций соискателя Вынесение экспертных суждений как устно, так и письменно в отчетах, экзаменационных таблицах и протоколах ОБЯЗАННОСТИ: Обеспечение соблюдения установленных процедур Объективность. Беспристрастность. Ответственность. Соблюдение этических норм. Соблюдение конфиденциальности Логичность, убедительность и доказательность. Контракт с центром (срочный трудовой договор) Должностная инструкция Приказ о формировании комиссии Экзаменаторы (эксперты) Осуществление оценочных процедур Документирование оценочных процедур ПРАВА: Принятие решений по вопросам оценивания компетенций соискателя Вынесение экспертных суждений как устно, так и письменно в отчетах, экзаменационных таблицах и протоколах ОБЯЗАННОСТИ: Объективность. Беспристрастность. Ответственность. Соблюдение этических норм. Соблюдение конфиденциальности Контракт с центром (срочный трудовой договор) Должностная инструкция Приказ о формировании комиссии Секретарь Организационно-техническое обеспечение работы комиссии Оформление сводных протоколов и актов ОБЯЗАННОСТИ: Аккуратность Внимательность. Исполнительность. Знание правил документирования оценочных процедур Соблюдение этических норм. Соблюдение конфиденциальности Контракт с центром Должностная инструкция Приказ о формировании комиссии Наблюдатели Профессионально- общественный контроль за соблюдением установленных процедур и за качеством проведения оценки ПРАВА: Высказывание своего мнения как устно, так и письменно в экзаменационных протоколах ОБЯЗАННОСТИ: Невмешательство в ход процессов оценивания и процедуры принятия решений по оцениванию компетенций Соблюдение этических норм. Соблюдение конфиденциальности Заявление Протокол о вхождении в состав комиссии в качестве наблюдателя Приказ о формировании комиссии

Задания на самостоятельную работу по модулю (Методические материалы, раздел 7) Анализ собственной профессиональной компетентности по вопросам: - Содержание процедур оценки компетенций - Требования к методам и критериям оценки, обзор методов оценки - Виды КОС (СИМ) - Оценка когнитивных компетенций - Оценка практических компетенций - Экспертная документация

Выполнить практическое задание - сформировать комплект проектов документов : - номенклатура контролируемых элементов единиц профессионального стандарта, входящих в область сертификации соискателя – на примере ПС по виду деятельности - экспертные документы по различным вариантам КОС– на примере ПС по виду деятельности

Тема 3.2. Деятельность сертификационной комиссии - Содержание сертификационных процедур - Порядок экспертизы документов - Метод портфолио - Экспертная документация

Нет СоискательЦЕНТР (сертификационная комиссия) Комплектование документов Формирование протокола заседания комиссии Согласие с решение м Выписка из протокола Апелляция Решение о выдаче сертифи ката График заседаний сертификационной комиссии Дополнительно направляемые документы о прохождении соответствующего обучения и свидетельств (в т.ч. портфолио), о наличии опыта работы Комплект заявочных документов соискателя. Индивидуальный график оценки и сертификации квалификации соискателя; рекомендации эксперта, проводящего собеседование с соискателем. Протоколы заседаний экзаменационной комиссии; документированные результаты оценки, экспертные документы административная группа центра экзаменационная комиссия центра Направление документов эксперту Анализ номенклатуры контролируемых элементов единиц ПС, входящих в область сертификации соискателя, включающий проверку полноты комплекта документов, проверку достаточности или избыточности контролируемых параметров. Проверка соответствия дополнительно направленных документов (портфолио или иных свидетельств) требованиям к ним. Оценка достоверности и адекватности (полноты, степени соответствия, отсутствия противоречий) дополнительно представленных документов требованиям соответствующих элементов единиц ПС Экспертиза документов экспертный отчет Коллегиальное рассмотрение материалов и принятие решения по сертификации Внесение в реестр Выдача сертификата Да Сертификация квалификаций (процедурные вопросы) При тождественности предмета рассмотрения (компетенций соискателя) в отличие от оценочных процедур, объектом которых выступает лично соискатель, сертификационные процедуры оперируют документированной информацией

Состав и порядок формирования сертификационной комиссии Член комиссииОсновные функцииОсобые права и обязанностиПорядок назначения в комиссию Председатель (эксперт) Руководство работой комиссии Осуществление сертификационных процедур Документирование сертификационных процедур Анализ и утверждение решений членов комиссии. ПРАВА: Принятие решений по вопросам сертификации квалификаций соискателя Вынесение экспертных суждений как устно, так и письменно в отчетах и протоколах ОБЯЗАННОСТИ: Обеспечение соблюдения установленных процедур Объективность. Беспристрастность. Ответственность. Соблюдение этических норм. Соблюдение конфиденциальности Логичность, убедительность и доказательность. Контракт с центром (срочный трудовой договор) Должностная инструкция Приказ о формировании комиссии Эксперты Осуществление сертификационных процедур Документирование сертификационных процедур ПРАВА: Принятие решений по вопросам сертификации квалификаций соискателя Вынесение экспертных суждений как устно, так и письменно в отчетах и протоколах ОБЯЗАННОСТИ: Объективность. Беспристрастность. Ответственность. Соблюдение этических норм. Соблюдение конфиденциальности Контракт с центром (срочный трудовой договор) Должностная инструкция Приказ о формировании комиссии Секретарь Организационно- техническое обеспечение работы комиссии Оформление сводных протоколов ОБЯЗАННОСТИ: Аккуратность Внимательность. Исполнительность. Знание правил документирования сертификационных процедур Соблюдение этических норм. Соблюдение конфиденциальности Контракт с центром Должностная инструкция Приказ о формировании комиссии

Задания на самостоятельную работу по модулю (Методические материалы, раздел 7) Анализ собственной профессиональной компетентности по вопросам: - Содержание сертификационных процедур - Порядок экспертизы документов - Метод портфолио - Экспертная документация

Выполнить практическое задание - сформировать проект одного из документов, выбрав его из списка: - структура портфолио и описание требований к форматам предоставляемых материалов– на примере ПС по виду деятельности - формат экспертного отчета– на примере ПС по виду деятельности - протокол заседания сертификационной комиссии– на примере ПС по виду деятельности

Тема 3.3. Деятельность апелляционной комиссии - Виды апелляционных вопросов - Содержание апелляционных процедур - Экспертная документация

Решение апелляционных вопросов Апелляции Жалобы Претензии Письменные требования получателя услуг об устранении нарушений исполнения обязательств по оказанию услуг, обозначенных в договоре, приведших к нарушению его прав и законных интересов в ходе проведения процедур Письменные требования соискателей об устранении нарушенных прав и законных интересов в результате несправедливых и необоснованных решений в ходе проведения процедур Рекламации Письменные заявления (работодателей) об обнаруженных недостатках в профессиональной деятельности держателей квалификационных сертификатов Предварительное рассмотрение Коллегиальное рассмотрение и анализ ситуации Принятие решения Инспекционный выезд Запрос в подразделениях центра дополнительных документов Выявление круга вопросов, составляющих предмет апелляции Формирование плана и инструментария (анкеты) инспекционного выезда Заседание комиссии Протокол Рекомендации об устранении нарушений и вынесении решений об ответственности Приказ

Состав и порядок формирования апелляционной комиссии Член комиссииОсновные функцииОсобые права и обязанностиПорядок назначения в комиссию Председатель (эксперт) Руководство работой комиссии Осуществление процедур рассмотрения апелляционных вопросов и принятия решений по ним Документирование процедур рассмотрения апелляционных вопросов и принятия решений по ним Анализ и утверждение решений членов комиссии. ПРАВА: Принятие решений по апелляционным вопросам Вынесение экспертных суждений как устно, так и письменно в отчетах и протоколах ОБЯЗАННОСТИ: Обеспечение соблюдения установленных процедур Объективность. Беспристрастность. Ответственность. Соблюдение этических норм. Соблюдение конфиденциальности Логичность, убедительность и доказательность. Контракт с центром (срочный трудовой договор) Должностная инструкция Приказ о формировании комиссии Эксперты Осуществление процедур рассмотрения апелляционных вопросов и принятия решений по ним Документирование процедур рассмотрения апелляционных вопросов и принятия решений по ним ПРАВА: Принятие решений по апелляционным вопросам Вынесение экспертных суждений как устно, так и письменно в отчетах и протоколах ОБЯЗАННОСТИ: Объективность. Беспристрастность. Ответственность. Соблюдение этических норм. Соблюдение конфиденциальности Контракт с центром (срочный трудовой договор) Должностная инструкция Приказ о формировании комиссии Секретарь Организационно- техническое обеспечение работы комиссии Оформление сводных протоколов ОБЯЗАННОСТИ: Аккуратность Внимательность. Исполнительность. Знание правил документирования процедур рассмотрения апелляционных вопросов и принятия решений по ним Соблюдение этических норм. Соблюдение конфиденциальности Контракт с центром Должностная инструкция Приказ о формировании комиссии

1. Требования к профессиональной (экспертной) компетентности Общественно- государственный совет Экспертно-методические центры (в областях (видах) деятельности – ВЭД, ОПД, ВТД) иметь высокий уровень профессиональной компетентности в области предмета, по которому проводится оценка и сертификация квалификаций иметь соответствующе е образование, подтвержденное документом установленного образца иметь опыт работы (практический, научный, управленческий) в одном или нескольких видах профессиональной деятельности иметь определенные достижения в данном виде профессиональной деятельности (профессиональную квалификацию, дипломы, аттестаты, награды, ученые звания, публикации, признание со стороны профессионального сообщества и др.) иметь необходимые знания в области оценки и сертификации квалификаций, подтвержденные соответствующим документом об обучении иметь практический опыт работы по организации и (или) проведению оценки и сертификации квалификаций, подтвержденный соответствующими документами 2. Требования к образовательному цензу эксперта (зависят от уровня и вида экспертной деятельности) 3. Содержательные требования, предъявляемые к экспертам 4. Запреты, устанавливаемые с целью обеспечения отсутствия конфликта интересов не долже н прини мать участи е в обучен ии соиска теля не должен работать в иной комиссии Центра (в ходе оценки и сертификации квалификаций соискателя и решения апелляционных вопросов, связанных с соискателем) не должен принимать участие в проведении индивидуального собеседования с соискателем с целью определения графика и сроков оценки и сертификации уметь аргументиро вать свою позицию по профессион альным вопросам, соблюдать этические нормы уметь анализи ровать докумен тацию, предост авляему ю в соотв. комисси ю знать установленн ый порядок рассмотрения апелляций и принятия решений по апелляционн ым вопросам быть компетентным в той области профессиональн ой деятельности, в рамках которой осуществляется оценка и сертификация квалификаций знать установле нный порядок принятия решений по результата м оценки квалифика ции уметь органи зовыва ть экзаме ны и подгот авлива ть отчеты уметь разраб атыват ь КИМы для провед ения экзаме нов Общие требования к экспертам

Эксперты – 1)квалифицированные специалисты в определенной области (ОПД, ВТД), 2)обладающее официальным статусом, 3)имеющее необходимую компетентность для выполнения работ по оценке и сертификации квалификаций, 4)прошедшие подготовку по программам обучения экспертов и 5)привлекаемые в этом качестве для проведения собеседования с соискателями, проведения экзаменов, принятия решений о сертификации квалификаций соискателей, рассмотрения апелляционных вопросов.

Эксперты системы оценки и сертификации квалификаций ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ И ОПЫТУ: высшее профессиональное образование по специальности / направлению подготовки; дополнительное (к высшему) профессиональное образование по специальности / направлению подготовки___________________; опыт работы (практический, научный, управленческий) не менее ___ лет в данном или близком виде деятельности или стаж работы не менее ____ лет в качестве эксперта по оценке и сертификации квалификаций достижения в данном или близком виде деятельности (дипломы, сертификаты, награды, ученые звания, публикации, признания со стороны профессионального сообщества Специфические знания: нормативные правовые акты, другие руководящие и организационно- методические документы, регламентирующие работы по оценке и сертификации квалификаций; предъявляемые квалификационные требования к экспертам оценки и сертификации квалификаций; порядок оценки и сертификации квалификаций; условия, методы и процедуры оценки и сертификации квалификаций Специфические умения: планировать свою деятельность в качестве эксперта; оперировать понятиями системы оценки и сертификации квалификаций Трудовые функции: 1. Осуществление работ по проведению индивидуальных собеседований с соискателями с целью определения порядка, графика и сроков оценки и сертификации квалификации 2. Осуществление работ по оценке компетенций соискателей 3. Осуществление работ по сертификации квалификаций соискателей 4. Осуществление работ по рассмотрению апелляционных вопросов Действия, знания умения

Эксперты по оценке и сертификации квалификаций Трудовая функция: 1. Осуществление работ по проведению индивидуальных собеседований с соискателями с целью определения порядка, графика и сроков оценки и сертификации квалификации - выяснение потребности соискателя в необходимости подтверждения (признания) квалификации; - рассмотрение предоставленных соискателем документов; - разъяснение соискателю процедур и сертификации квалификаций; проведение очного интервью (заочного анкетирования) с соискателем - принятие совместно с соискателями решений по результатам очного интервьюирования (заочного анкетирования) с соискателем, подготовка заключений (рекомендаций), в том числе по выявленным «узким местам» в компетенциях соискателей, проектирование вариантов образовательных программ (наборов учебных модулей), обеспечение объективности и достоверности заключений (рекомендаций); - определение совместно с соискателями порядка проведения оценки и сертификации квалификаций соискателей (единовременно или поэтапно по отдельным трудовым функциям, которые в итоге дают возможность получения сертификата); - формирование совместно с соискателями индивидуального графика оценки и сертификации квалификаций соискателя, содержащую информацию об области оценки и области сертификации (перечни трудовых функций, действий, знаний, умений), сроках и последовательности проведения оценки квалификации, сроках и последовательности процедур сертификации, и корреспондирующегося с графиками заседаний экспертной и сертификационной комиссий по виду деятельности; - консультирование соискателей по всем вопросам проведения оценки и сертификации квалификации Трудовые действия: Специфические знания: требования и установленный порядок проведения индивидуального собеседования с соискателями с целью определения порядка, графика и сроков оценки и сертификации квалификации Специфические умения: применять технику проведения собеседования с соискателями в соответствии с установленными требованиями, в т.ч. подготавливать вопросы для индивидуального собеседования с соискателями с целью определения порядка, графика и сроков оценки и сертификации квалификации, анализировать полученную в ходе собеседования информацию, подготавливать заключения (рекомендации) по результатам собеседования, обеспечивая их объективность и достоверность

Эксперты по оценке и сертификации квалификаций Трудовая функция: - планирование собственной деятельности в составе экзаменационной комиссии; - реализация программ теоретических и практических экзаменов; - обоснованное, на основе установленных критериев, осуществление оценки компетенций соискателей; - документирование оценочных процедур; - аргументированное информирование соискателей о результатах оценки; - составление отчетов о проведении оценки Трудовые действия: Специфические знания: требования и установленный порядок проведения оценки компетенций соискателей и документирования результатов оценки; установленный порядок принятия решений по результатам оценки квалификации требования и правила оформления экспертной документации Специфические умения: организовывать оценку квалификаций, применять оценочные средства и подготавливать отчеты о результатах теоретических и практических экзаменов; анализировать документацию, подготовленную по результатам оценки квалификации аргументировать принятые решения по оценке квалификаций; работать с документацией, подготавливать экспертную документацию 2. Осуществление работ по оценке компетенций соискателей

Эксперты по оценке и сертификации квалификаций Трудовая функция: - планирование собственной деятельности в составе сертификационной комиссии; - проведение анализа и экспертизы документов соискателей, полученных в ходе всех этапов оценки и сертификации квалификаций и подтверждающих соответствие квалификации установленным требованиям профессионального стандарта, в том числе: - анализ номенклатуры контролируемых элементов единиц профессионального стандарта (действий, знаний, умений), входящих в область сертификации соискателя, включающий проверку полноты комплекта документов, представленных на экспертизу, проверку достаточности или избыточности контролируемых параметров; - проверка соответствия дополнительно направленных в сертификационную комиссию соискателем документов (портфолио или иных свидетельств) требованиям к ним; - оценка достоверности и адекватности (т.е. полноты, степени соответствия, отсутствия противоречий) дополнительно представленных соискателем документов о прохождении соответствующего обучения и свидетельств (в т.ч. портфолио) и наличии опыта работы требованиям соответствующих элементов единиц профессионального стандарта (действий, знаний, умений); - анализ объектов экспертизы и формирование экспертного отчета, содержащего оценку по каждому контролируемому параметру области сертификации (трудовая функция; действие, знание, умение) и обоснование оценки; - принятие решений о выдаче (отказе в выдаче) сертификата; - аргументированное информирование соискателей о результатах сертификации; - составление отчетов о результатах сертификации Трудовые действия: Специфические знания: требования и установленный порядок проведения экспертизы документов соискателей и документирования результатов экспертизы; установленный порядок принятия решений по результатам сертификации квалификации Специфические умения: анализировать документацию, представленную в сертификационную комиссию; аргументировать принятые решения по сертификации квалификаций; работать с документацией, подготавливать экспертную документацию 3. Осуществление работ по сертификации квалификаций соискателей

Эксперты по оценке и сертификации квалификаций Трудовая функция: планирование собственной деятельности в составе апелляционной комиссии; - выполнение установленного порядка рассмотрения апелляций (рекламаций, претензий и жалоб); - выявление круга вопросов, составляющих предмет апелляции; - формирование запроса (при необходимости) дополнительной информации в структурных подразделениях и комиссиях центра оценки и сертификации квалификаций, в том числе письменных объяснений экспертов и/или должностных лиц; - составление плана и инструментария (анкеты) инспекционного выезда; - проведение анализа соблюдения установленных процедур оценки и сертификации, закрепленных в соответствующих документах, анализа документов с целью выявления фактов несоблюдения экспертами и/или должностными лицами центра оценки и сертификации квалификаций на указанном заявителем этапе (эпизоде) оценки и сертификации квалификаций нормативно установленных процедур; - проверка правильности экспертных суждений и обоснованности принятых решений; - осуществление инспекционного контроля по отношению к владельцу сертификата, включая выезд в составе апелляционной комиссии к предъявителю рекламации с целью инспектирования на месте; - проведение встречи и переговоров (интервью) с работодателем, подавшем рекламацию; проведение интервью с владельцем сертификата; - разработка вариантов решения апелляционной/конфликтной ситуации/спора с учетом мнений всех задействованных сторон; - принятие решений по апелляционным вопросам; - аргументированное информирование заинтересованных сторон о принятых решениях по апелляционным вопросам; - составление отчетов о результатах рассмотрения апелляционных вопросов Трудовые действия: Специфические знания: установленный порядок рассмотрения апелляций и принятия решений по апелляционным вопросам требования и правила оформления экспертной документации Специфические умения: анализировать документацию, представленную в апелляционную комиссию; аргументировать принятые решения по решению апелляционных вопросов; работать с документацией, подготавливать экспертную документацию 4. Осуществление работ по рассмотрению апелляционных вопросов

Задания на самостоятельную работу по модулю (Методические материалы, раздел 7) Анализ собственной профессиональной компетентности по вопросам: - Виды апелляционных вопросов - Содержание апелляционных процедур - Экспертная документация

Выполнить практическое задание - самостоятельно подобрать и предложить проект документа «Порядок подачи в апелляционную комиссию и рассмотрения апелляций (рекламаций, претензий и жалоб)» с учетом специфики отрасли, которую представляет соискатель

Задание на итоговую работу (Методические материалы, раздел 8) 1. Предложить перечень документов, необходимых для учета отраслевой специфики при выполнении работ по оценке и сертификации квалификаций для выбранного слушателем вида трудовой деятельности (профессионального стандарта), включая профессиональный стандарт, применяемые отраслевые нормативы и регламенты, специфические нормативные требования к квалификации работников, документы по видам деятельности, регулируемым структурами государственного надзора и контроля (при наличии). 2. Предложить перечень работ эксперта для заданных схем оценки и сертификации квалификаций и представить его в виде алгоритма, используя приведенные ниже графические символы:

Задание на итоговую работу (Методические материалы, раздел 8) 3. Предложить кейс - портфолио соискателя для выбранного слушателем вида трудовой деятельности (профессионального стандарта) и квалификационного уровня в следующем составе: документ об образовании государственного образца с листом- вкладышем (при наличии) - описание; выписка из трудовой книжки и/или справка с места работы и/или копии приказов (трудовых договоров) - описание; резюме - пример; рекомендация и/или характеристика с места работы - пример; документ о наличии аттестации и/или разряда установленного в отрасли (на предприятии) образца и/или документ, подтверждающий достижения в профессиональной области (повышение квалификации) - описание. Для данного набора документов определить область оценки компетенций соискателя, описав ее в структурированном виде (трудовые функции, навыки выполнения трудовых действий, умения, знания).