Нормативно-правовое и «Нормативно-правовое и финансово- экономическое обеспечение профильного обучения» Всероссийская научно-педагогическая конференция.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Ю. Г. Петрученя, руководитель КММЦ, методист профильной сети Кировского района.
Advertisements

Модели реализации межшкольными учебными комбинатами профориентационной работы со школьниками в рамках сетевого взаимодействия и расширения социального.
Модели реализации межшкольными учебными комбинатами профориентационной работы со школьниками в рамках сетевого взаимодействия и расширения социального.
Тенденции и перспективы развития школьной сети в регионах: что удалось достичь в рамках КПМО Директор Центра прикладных экономических исследований и разработок.
Организация профильного обучения и предпрофильной подготовки в образовательных учреждениях Центрального района Любовь Николаевна Судьина, заведующая отделом.
1 Введение предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени общего образования Коллегия управления образования администрации Калининградской.
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы 10 города Фурманова на годы «Адаптивная школа.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Профильное обучение-вектор развития. Основные модели профильного обучения однопрофильное многопрофильное по индивидуальным учебным планам на основе сетевого.
Организация работы по подготовке к переходу МОУ городского округа Тольятти на ФГОС в учебном году Сергеева О. А., начальник отдела общего и дополнительного.
Главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества образования, создание новой модели школы 1.Новые образовательные стандарты.
создание оптимальных условий для перехода на профильное обучение.
Комплексный проект модернизации образования субъектов РФ Федеральная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.
Организация профильного обучения в школе. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки.
Общие положения организации предпрофильной подготовки девятиклассников.
Какими особенностями обладают финансово - экономические механизмы реализации ФГОС С ( П ) ОО Сообщение - рассуждение ведущего консультанта С. В. Кузьминой.
Модель сетевой организации профильного обучения в старшей школе Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 95 Г. Краснодар.
Проект введения ФГОС СОО в пилотных общеобразовательных учреждениях Курагинского района г. Красноярск г.
Районный семинар руководителей ОУ МОУ – СОШ 4 г. Петровска Саратовской области 14 апреля 2009 г.
Транксрипт:

Нормативно-правовое и «Нормативно-правовое и финансово- экономическое обеспечение профильного обучения» Всероссийская научно-педагогическая конференция Всероссийская научно-педагогическая конференция «Профильное обучение: содержание, технологии, эффективность» директор Учреждения РАО «Институт управления образованием» д.п.н. С.С. Кравцов

Институт управления образованием РАО Профильное обучение на старшей ступени общего образования – комплексная педагогическая инновация Ключевая идея профильного обучения – обновление третьей ступени школьной практики для расширения возможности выбора и определения каждым школьником необходимого содержания образования, его объёма, индивидуальной траектории движения в образовательном пространстве школы.

Институт управления образованием РАО Профильная школа - одна из институциональных форм реализации профильного обучения 1.Многопрофильная школа: с профильными классами с профильными одновозрастными группами с профильными разновозрастными группами обучение по ИУП 2. Однопрофильная школа

Институт управления образованием РАО Перспективные формы организации профильного обучения Обучение по индивидуальному учебному плану в многопрофильной школе Сетевые формы взаимодействия ОУ, выводящие реализацию образовательных стандартов и программ за рамки отдельного общеобразовательного учреждения

Институт управления образованием РАО Инструктивно-методические письма по организации профильного обучения ( годы)

Институт управления образованием РАО «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА И СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ» ( ) Для организации качественного обучения старшеклассников НЕОБХОДИМО использование образовательных ресурсов учреждений дополнительного, начального и среднего профессионального образования, различных структур довузовского и дистанционного образования.

Институт управления образованием РАО Основу образовательной сети составляют: 1) система отношений (включая управление, распределение/присвоение ответственности, отношений собственности, предметов ведения, регламентов принятия решений, схемы финансирования); 2) распределенность работ по участникам сети; 3) узлы сети; 4) нормативно-правовое обеспечение сети.

Институт управления образованием РАО а ) возможность осуществления перемещений учащихся и (или) учителей ОУ, входящих в сеть; б) наличие в сети различных ОУ и организаций, предоставляющих учащимся действительную возможность выбора; в) экономическая эффективность сетевого взаимодействия; г) возможность организации зачета результатов по учебным курсам и образовательным программам. Необходимые условия организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций):

Институт управления образованием РАО Модели организации образовательного пространства школ, реализующих профильное обучение (по типам поселений) МодельГорода Сельские районы Мегаполисы В целом по РФ Однопрофильная школа 26,1%16,2%0,0% 14,3% Многопрофильная школа с профильными классами 46,3%29,5%30,5% 35,7% Многопрофильная школа с профильными одновозрастными группами 16,7%33,9%69,0% 39,4% Многопрофильная школа с профильными разновозрастными группами 2,7% 0,0% 1,8% Обучение по индивидуальному учебному плану 8,2%17,7%0,5% 8,8%

Институт управления образованием РАО «ОБ ОЦЕНКЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩЕГОСЯ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ» (2009) В профильном обучении используются внешняя и внутренняя система оценки качества образования. Наряду со стандартизированными внешними экзаменами применятся новые методы оценивания, отражающие индивидуальные творческие образовательные достижения ребенка.

Институт управления образованием РАО Индивидуальные образовательные достижения учащихся в системе профильного обучения: 11 -Учебные результаты по предметам, входящим в инвариантный и вариативный набор учебных курсов. -Результаты прохождения социальных, производственных и других практик. - Результаты внеучебной деятельности.

Институт управления образованием РАО «О привлечении для педагогической работы в системе профильного обучения кадров из системы профессионального образования и из необразовательной сферы, в т.ч. не имеющих педагогического образования» (2009) В целях обеспечения качества и результативности образовательного процесса предпрофильной подготовки и профильного обучения в отношении привлекаемых для педагогической работы в общеобразовательных учреждениях специалистов, не имеющих педагогического образования, необходима реализация особой кадровой политики. Формирование системы методической работы с данной категорией кадров профильного обучения (наставничество, внутришкольное повышение квалификации, участие в работе методических объединений и др.) Разработка и реализация в региональных учреждениях педагогического образования (ИПК) специальных, в том числе краткосрочных программ повышения квалификации для данной категории кадров профильного обучения, нацеленных на повышение их педагогической и психолого-педагогической компетенции.

Институт управления образованием РАО «О РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ» ( ) Основные виды элективных учебных курсов предпрофильной подготовки Ориентационные элективные курсы – создаются для оказания помощи учащемуся в его профильном профессиональном и социальном самоопределении. Пробные элективные курсы - создаются для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего учения. Имеют два подвида: –предметно-ориентированные пробы; –профессиональные пробы. Элективные курсы являются неотъемлемыми компонентами вариативной системы образовательного процесса основной и старшей школы, обеспечивающими успешное профильное и професиональное самоопределение обучающихся.

Институт управления образованием РАО Охват школ предпрофильной подготовкой (по федеральным округам) ГодПараметр СЗФОЦФОЮФОПФОУФОСФОДВФО 2007 Предпрофильная подготовка в целом 71%76%79%62%90%88%81% 2009 Информационная работа 97%65%100%93%100%83%88% Профильная ориентация 84%58%100%87%100%83%100% Элективные курсы 78%74%100%89%95%86%100%

Институт управления образованием РАО Основные виды элективных учебных курсов профильного обучения Предметные элективные курсы решают задачи углубления, расширения знания учебного предмета, входящего в базисный Учебный план школы. Межпредметные и надпредметные элективные курсы выполняют функции общекультурного развития и удовлетворение интересов учащихся к различным областям знаний, отстутставующих в традиционном учебном плане. Прикладные элективные курсы имеют своей целью обеспечить знакомство учащихся с важнейшими применениями знаний по предмету на практике, развитие интереса учащихся к современной профессиональной деятельности. Социальная практика - внеурочная форма организации образовательной деятельности учащихся.

Институт управления образованием РАО «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» (проект письма, 2010) Дополнительное образование нацелено на решение проблем социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников, которые являются одними из центральных в системе профильного обучения и предпрофильной подготовки.

Институт управления образованием РАО Механизмы взаимодействия общего и дополнительного образования: 17 реализация программ предпрофильной подготовки и профильного обучения на основе сетевого взаимодействия общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей; создание творческих объединений дополнительного образования детей непосредственно в общеобразовательных школах и вовлечение их в решение задач предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Институт управления образованием РАО МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОГО ПЛАНА ШКОЛЫ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (на основе ИУП) 1.Федеральный базисный учебный план (2004 г.) на основе всех его компонентов предоставляет возможность старшекласснику сформировать свой профиль. 2.Учащийся может иметь или не иметь право самостоятельного выбора элективных курсов из школьного компонента ОУ. 3.Уровень вариативности при ИУП ограничивается только числом предложений, которые делает школа (или группа школ) своим ученикам.

Институт управления образованием РАО Возможность выбора профиля выпускниками основной школы (исследования 2009 г.) Доля выпускников 9-х классов, которым доступен выбор: Города Сельские районы МегаполисыВ целом по РФ Обучение по ИУП 3,8%12,4%2,6%8,8% Более 6 профилей 12,1%5,0%5,1%7,7% 4-5 профилей 16,7%15,7%9,9%15,9% 2-3 профиля 31,4%25,6%25,9%27,8% Один профиль или универсальный класс 15,8%16,1%40,3%16,8% Только универсальный класс 20,1%22,5%16,3%21,4% Комфортные ситуации выбора 15,9%17,4%7,7%16,5% Дискомфортные ситуации выбора 35,9%38,6%56,6%38,2%

Институт управления образованием РАО Социальные эффекты, вызванные введением профильного обучения Внутренние эффекты (относительно системы образования): уменьшение учебных перегрузок, повышение степени учебной мотивации и качества подготовки старшеклассников; увеличение степени комфортности образовательной деятельности педагогов; снижение дополнительной нагрузки на бюджеты домохозяйств, вызванной затратами на подготовку детей к поступлению в вузы.

Институт управления образованием РАО Социальные эффекты, вызванные введением профильного обучения Внешние социальные эффекты: повышение сбалансированности распределения выпускников школ по профилям и по уровням образования; уменьшение издержек, связанных с ошибочным выбором профессионально- образовательного маршрута, профессии и специальности; повышение учебной успешности деятельности студентов колледжей и вузов за счёт сформированности у них общих компетенций, самостоятельности и ответственности; повышение эффективности трудовой деятельности работников.

ВОПРОСЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Институт управления образованием РАО ФИНАНСИРОВАНИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Модель 1- внутришкольная профилизация Модель 2 – централизованная профилизация Выделяется норматив подушевого финансирования профильного обучения одного обучающегося в год по соответствующим профилям 12 3 Ресурсный центр 1 Ресурсный центр 2 456

Институт управления образованием РАО ФИНАНСИРОВАНИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Модель 3 – сетевая профилизация Выделяются нормативы профильного обучения одного обучающегося в час по каждому профилю

Институт управления образованием РАО Уточнение методики расчета НБФ ( выделение норматива на профильное обучение); Нормирование наполняемости классов(групп); Определение понятия «повышенный уровень» применительно к профильному обучению; Определение условий оплаты труда учителей в профильных классах (группах); Определение порядка и условий финансирования дистанционного обучения; Определение оптимального соотношения базовых и профильных учебных часов;

Институт управления образованием РАО Профильное обучение по каждому (или группе) профилю оформляется как отдельная образовательная услуга Формируется государственное (муниципальное) задание на профильное обучение Устанавливается право ОУ на передачу средств в другое ОУ (или другую организацию) по договору Расчет объема средств производится на основе норматива профильного обучения и численности обучающихся по соответствующему профилю Нормативы устанавливаются на обучение одного ученика в час

Институт управления образованием РАО Информационная поддержка профильного обучения в РФ ИУО РАО 15