Образ истории народа Выполнила Земская Елена Львовна Земская Елена Львовна Учитель ИЗО МОУ СОШ 2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске, в казачьей семье. Крестился 13 января во Всесвятской церкви. Великий русский живописец, мастер масштабных.
Advertisements

СУРИКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ музыка Руденко Максим.
Изобразительное искусство реализма. Жанровая и историческая живопись в творчестве И.Е.Репина.
Брюллов Карл Павлович Выполнила: Жаркимбаева А. 10 А Учитель Щеголева Е.В г.
Исторический жанр в изобразительном искусстве. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР, один из основных жанров изобразительного искусства, посвящен историческим событиям прошлого.
Василий Суриков
Русская живопись 2 половины 19 века. Илья Репин Репин Илья Ефимович (1844–1930), русский художник. Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля 1844.
Василий Иванович Суриков. Васи́лий Ива́нович Су́риков(24 января 1848, Красн оярск 19 марта 1916, Мос ква) русский живописе ц, мастер масштабных истор.
Валентин Александрович Серов Дата рождения: 7 (19) января7 (19) января 1865( )1865 Место рождения:Санкт-ПетербургСанкт-Петербург Дата.
Репин Илья Ефимович ( ). «Воскрешение дочери Иаира» Илья Репин родился 24 июля 1844 года в семье военного поселенца Ефима Васильевича Репина ( )
Николай Николаевич Ге Николай Ге родился в Воронеже, в семье помещика. Дед художника эмигрировал из Франции в конце XVIII века (по-французски.
Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Р.К.Жуковского и И.Н.Крамского и в Петербургской.
Родился 24 июля 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Свои первые художественные навыки Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857),
Крестьянский вопрос в русской живописи XIX века. Алексей Гаврилович Венецианов 1780 – 1847 гг. Русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской.
Реалистическая живопись И.Е.Репина и В.И. Сурикова. (рассказывают по картинам ученики) Социальная тематика в творчестве русских художников – передвижников.
Василий Иванович Суриков Русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры Изобразительное искусство 7 класс.
«»»»»»»»» »»» « «» Я исчезаю...»»»» »»»»»»»»» » ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ (1848 – 1916) великий русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.
Василий Иванович Суриков ( ).
{ Выполнила: Зотова Оксана, 11 класс. Илья́ Ефи́мович Ре́пин - русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Мемуарист,
Транксрипт:

Образ истории народа Выполнила Земская Елена Львовна Земская Елена Львовна Учитель ИЗО МОУ СОШ 2

Василий Суриков Василий Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске, в казачьей семье. Василий Иванович начал рисовать в раннем детстве. Первым учителем рисования для Сурикова стал Николай Васильевич Гребнёв – учитель рисования Красноярского уездного училища. После завершения обучения в уездном училище Суриков устроился работать писцом в губернское управление. У семьи не было денег на продолжение образования в гимназии. Во время работы в губернском управлении рисунки Сурикова увидел губернатор Енисейской губернии П. Н. Замятнин. Губернатор нашёл мецената красноярского золотопромышленника П. И. Кузнецова, который оплатил обучение Сурикова в Академии художеств.

11 декабря 1868 года Суриков с обозом Кузнецова Петра Ивановича выехал из Красноярска в Санкт-Петербург. Суриков не смог поступить в Академию, и в мае-июле 1869 года учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художеств. Осенью 1869 года Василий Иванович сдал экзамены, стал вольнослушателем Академии художеств, а через год был зачислен воспитанником. С 1869 по 1875 год Суриков учился в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Во время учёбы Суриков за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище "Композитор".

Первая самостоятельная работа Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт- Петербрурге» (1870 год)

В 1878 году Василий Иванович начал работать над картиной «Утро стрелецкой казни». Картина была завершена в 1881 году.

Меньшиков В Березове. (1883)

Боярыня Морозова (1887)

8 апреля 1888 года умерла жена Сурикова. В начале лета 1889 года Суриков вместе с дочерьми уехал в Красноярск, где прожил до осени 1890 года. В Красноярске художник создаёт полотно «Взятие снежного городка» (завершено в 1891 году, хранится в Русском музее). «Взятие снежного городка» на международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль. Взятие снежного городка.

Во время посещения Сибири Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов и др. В 1891 году началась работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Этюды для картины Суриков писал на р. Обь. Летом 1892 года Василий Иванович жил на золотых приисках Кузнецова в Хакассии. Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» продолжилась на Дону в 1893 году, а закончилась в 1895 году. С 1893 года Суриков действительный член петербургской Академии художеств. Покорение Сибири Ермаком Холст, масло. 285 x 599 см Государственный Русский музей

В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году – в 100- летие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена императором. Переход Суворова через Альпы.

Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году. Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. Прототипом Степана Разина стал красноярский учёный Иван Тимофеевич Савенков, или его сын – Тимофей Иванович. Возможно, что ранние этюды делались с Ивана Тимофеевича, а поздние с его сына. В 1907 году Суриков стал членом Союза русских художников, покинув ряды Товарищества передвижников. Степан Разин [1906] Холст, масло. 318x600 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Остался неосуществлённым замысел картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». Картина была задумана в 1909 году во время поездки на озеро Шира. Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами

В 1910 году Суриков вместе с зятем художником П. П. Кончаловским посещает Испанию. В Красноярске в 1910 году по инициативе Сурикова и Л. А. Чернышева открылась рисовальная школа. Суриков прислал из Петербурга наглядные пособия для школы. В 1915 году Василий Иванович уезжает на лечение в Крым. Суриков скончался в Москве 6 (19) марта 1916 года от склероза сердца. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Его имя присвоено Московскому художественному институту. На родине художника, в Красноярске, в 1954 году поставлен памятник (скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. Д. Кирхоглани), там же в 1948 году открыт дом-музей Сурикова, ныне Музей-усадьба. Собрание живописи и различных предметов краеведческого музея составила основу коллекции при открытии дома-музея. В честь Сурикова назван кратер на Меркурии.

Николай Гё Никола́й Никола́евич Ге (15 (27 февраля) (13 июня) 1894) знаменитый русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Николай Ге родился в Воронеже, в семье помещика. Раннее детство Николая прошло в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию. По окончании гимназии поступил на физико-математический факультет сначала Киевского, потом Петербургского университета.

В 1850 году Ге бросил университет и поступил в Академию художеств, где занимался под руководством П. Басина. В академии Ге пробыл семь лет. За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» он в 1855 году получил малую золотую медаль. Работа «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 году принесла ему уже большую золотую медаль и командировку за границу. В Париже на него сильное впечатление произвели Салон 1857 и посмертная выставка произведений Поля Делароша. В Риме он познакомился с А. Ивановым году Ге начал писать «Тайную вечерю», а в 1863 году привёз её в Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств. Картина произвела на публику сильное впечатление. За «Тайную вечерю» Ге получил звание профессора, минуя звание академика. В 1870 году Ге возвращается в Петербург. Неудача с его последними картинами на религиозные темы заставила Ге бросить на время подобные сюжеты, и он вновь обратился к истории, на этот раз русской, ему родной и близкой. На первой выставке передвижников 1871 года он выставил свою картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».

Ге Н. Н. "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" Третьяковская галерея. Москва.

В 1882 году Ге в Москве познакомился с Л. Н. Толстым, а в 1884 году написал его портрет. Затем последовал новый ряд картин на религиозные сюжеты «Выход с Тайной вечери» (1889), «Что есть истина?» (1890), «Иуда» (Совесть) (1891), «Суд Синедриона. Повинен смерти» (1892) и, наконец, «Распятие» в нескольких вариантах. В то же время он пишет портреты Лихачёвой, Костычева, Н. И. Петрункевича, автопортрет; делает рисунки к повести Л. Н. Толстого «Чем люди живы» и лепит бюст Л. Н. Толстого. Снова во всех газетах разгорелась полемика по поводу последних произведений Ге. Картину «Что есть истина?» сняли с выставки; один из поклонников Ге повёз её по Европе и в Америку, но там особого впечатления она не произвела. Та же участь постигла «Суд Синедриона», а в 1894 году и «Распятие»; последнюю картину ходили смотреть на частной квартире, где она была помещена после её удаления с выставки, затем её увезли в Лондон. Ге был доволен тем впечатлением, которое произвели его картины, в них он нашёл себя. Ге скончался на своём хуторе 1 (13 июня) 1894 года. Главная заслуга Ге заключалась в том, что он первый уловил новое реалистическое направление в библейских композициях, которое унесло его очень далеко.

Совесть. Иуда [1891] На евангельский сюжет (Ин. 18:3,12-13). Холст, масло. 149x210 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Н. Гё. «Что есть истина?» Христос и Пилат Н. Гё. Голгофа г.

Иван Крамской КРАМСКОЙ Иван Николаевич [27 мая (8 июня) 1837, Острогожск, ныне в Воронежской области 24 марта (5 апреля) 1887, Санкт-Петербург], русский художник, критик и теоретик искусства. Один из самых значительных мастеров русского реализма 19 в. Родился в бедной мещанской семье. Крамской: был канцеляристом-переписчиком, подмастерьем у иконописца, работал ретушером у странствующего фотографа. Учился в Академии художеств ( ). Жил и работал в Петербурге.

И. Н. Крамской. «Христос в пустыне» (1872, Третьяковская галерея). Тогда [после Крещения] Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола, и постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» Этапное значение имеют сюжетно-тематические полотна Крамского. Наряду с Н. Ге он выступил как реформатор религиозной картины, придавая ей актуально-политическое звучание. Его «Христос в пустыне» (1872, там же) выглядит как собирательный образ современного человека в момент мучительного внутреннего выбора.

Крамской проявил себя, прежде всего как замечательный портретист. Он утверждает идеалы гордой, нравственно сильной личности не идеализируются сверх меры, впечатляя убедительностью характера и деталей. Та же мягкая живописность, четкая ясность пластической композиции выделяет и крестьянские образы Крамского, которые по-своему значительны и внутренне-величавы. Мастер часто применял в портретах монохромную технику соуса (живопись смесью черного красящего порошка с клеем и водой), добиваясь особой тонкости светотеневых переходов. И. Н. Крамской. «Портрет Л. Н. Толстого» год. И. А. Гончаров.1874 гА. С. Грибоедов 1873 г.

И. Н. Крамской. «Неизвестная» Третьяковская галерея.

Борис Кустодиев КУСТОДИЕВ Борис Михайлович [23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань 26 мая 1927, Ленинград], российский художник. Прославился своими национально- романтическими произведениями, благодаря которым стал одним из самых популярных мастеров русского модерна. Выходец из семьи преподавателя духовной семинарии. Для его становления как художника наибольшее значение имели уроки И. Е. Репина в петербургской Академии художеств, где он учился в Был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Особое впечатление всегда оказывали на художника города и села Верхней Волги Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Здесь зарождались его прославленные образы крестьянского, мещанского, купеческого быта, «ярмарки», «масленицы», «деревенские праздники», которые складывались в большие серии картин маслом, гуашей и акварелей, где художник многократно варьировал исходный мотив с неизменно красочным, пестрым, мажорным, колористически близким народному искусству эффектом. Б. М. Кустодиев. «Ярмарка» год. Третьяковская галерея.

Б. М. Кустодиев «Масленица», Б. М. Кустодиев «Масленица», 1916.

Мастер пишет также жанровые портреты-типажи, где фигуры предстают олицетворениями русской провинции как таковой («Купчиха», 1915; «Купчиха за чаем», 1918; оба Русский музей), окружает живой жанрово-пейзажной средой и собственно портретных персонажей («Ф. И. Шаляпин», 1922, там же). С годами в его композициях нарастает иронически-театральное начало, крепнет общее чувство идиллической, либо чуть печальной и ностальгической, ирреальности («все мои картины сплошная иллюзия», говорил сам мастер). Поэтому сценография как таковая (оформление «Блохи» Е. И. Замятина во 2-м МХАТе, 1925, и др. спектакли, в том числе по пьесам А. Н. Островского) предстает естественным продолжением его станковых работ. Б. М. Кустодиев. «Купчиха за чаем» Русский музей.

«Ф. И. Шаляпин». Портрет работы Б. М. Кустодиева год. «М. А. Волошин». Портрет работы Б. М. Кустодиева г.

Тяжелая болезнь приковывает Кустодиева с 1916 к инвалидному креслу, но он продолжает работать чрезвычайно активно и самобытно. Мотивы радостного обновления доминируют в его картинах с новой, революционной тематикой («Большевик», 1920, Третьяковская галерея; «Праздник II конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Русский музей). Он создает агитационную графику в духе народного лубка, часто выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке «Русь» (с текстом Е. И. Замятина; 1923) и др. циклах, продолжает работать и как скульптор (модели для фарфоровых статуэток).

Карл Брюллов К. П. Брюллов. Автопортрет г. БРЮЛЛОВ Карл Павлович ( ), русский живописец и рисовальщик. Брат А. П. Брюллова. В и с 1850 жил в Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности. Произведения Брюллова отмечены утверждением чувственно-пластической красоты человека («Вирсавия», 1832), драматической напряженностью образов («Последний день Помпеи», ), реалистическими тенденциями, тонким психологизмом (портрет М. Ланчи, 1851, автопортрет, 1848). Блестящий мастер парадного портрета («Всадница», 1832). Будучи профессором Академии художеств в , Брюллов оказал большое воздействие на русское изобразительное искусство и как педагог.

К. П. Брюллов. «Всадница». Портрет Джованины и Амацилии Паччини, воспитанниц гр. Самойловой Ю. П г.

К. Брюллов. Портрет М. А. Бек с дочерью г.

К. Брюллов. Вирсавия г

К. Брюллов. Итальянский полдень. К. Брюллов. Турчанка гг.

Обуреваемый жаждой большой исторической темы, в 1830, побывав на месте раскопок древнего города, Брюллов начинает работу над полотном «Последний день Помпеи». Результатом становится величественная «картина-катастрофа» (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее), которая иконографически примыкает к целому ряду родственных по духу произведений мастеров романтизма (Т. Жерико, У. Тернера и др.) произведений, возникающих по мере того, как череда политических потрясений, вызванных начальным сейсмическим импульсом Великой французской революции, охватывает разные страны Европы. Трагический пафос картины усиливается бурной пластической экспрессией фигур и резкими светотеневыми контрастами. Брюллову удалось изобразить охваченную единым порывом толпу граждан в роковой момент ее исторического бытия, создав тем самым первый пример той многофигурной исторической картины-итога, которую вся русская живопись 19 века осознавала в качестве своей сверхзадачи. «Последний день Помпеи».

«Последний день Помпеи» производит фурор как на родине мастера, так и за рубежом. В Италии и Франции картину приветствуют как первый триумф русской художественной школы. Н. В. Гоголь посвящает ей одноименную восторженную статью (1834), назвав ее «полным, всемирным созданием», где «все отразилось», отразилось в образе «сильных кризисов, чувствуемых целой массой». Политический заряд «Помпеи» чутко ощутил и А. И. Герцен («Новая фаза русской литературы», 1864).

Дмитрий Левицкий ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич (ок ), русский живописец. Отец будущего мастера Григорий Кириллович Нос (изменивший фамилию на «Левицкий») священник села Маячка (Полтавская область Украины) и один из выдающихся граверов украинского барокко [известны его иллюстрации к «Апостолу» и «Евангелию» (оба издания 1737) и другие религиозные и светские композиции, в том числе гравированные портреты] был и первым учителем сына Дмитрия. Приехав в Петербург около 1758, Левицкий-младший учился у А. П. Антропова. В юности писал иконы; в 1762 в качестве подмастерья при Антропове участвовал в декоративно- живописном оформлении Москвы по случаю коронации Екатерины II.В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненностью образов, красочным богатством углубленно- индивидуальны по характеристикам, сдержанны по цвету интимные портреты. В поздний период Левицкий отчасти воспринял влияние классицизма. Д. Г. Левицкий. «Портрет писателя Н. И. Новикова» Третьяковская галерея.

А. Ф. Кокоринов. Портрет работы Д. Г. Левицкого г. Первая достоверная из сохранившихся его работ портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, за который Левицкому было присвоено звание академика ( , Русский музей); стандарты парадного портрета века Просвещения, с плодами трудов (в данном случае чертеж здания Академии художеств), на которые гордо указывает герой образа, освоены тут уверенно и мастеровито. К числу лучших работ Левицкого принадлежат также камерны и парадные портреты.

Д. Левицкий. Портрет П. А. Демидова Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме Богини Правосудия. Начало 1780-х г.

Портрет М. А. Дьяковой Портрет Агаши Левицкой, дочери художника

Илья Репин РЕПИН Илья Ефимович ( ), русский живописец, передвижник, мастер портретной, бытовой и исторической живописи. Родился в местечке Чугуеве, ныне Харьковская область Украины, в семье военного поселенца. Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов. Переехав в Петербург, с 1863 учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств (в т. ч. у И. Н. Крамского) и (в ) в Академии художеств. Как пенсионер Академии провел годы в Италии и Франции. Совершал неоднократные поездки по России и в зарубежные страны Европы. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Соединил крепкую традицию реализма 19 в. с новациями рубежа веков, завоевав славу своими полотнами, будоражившими общественное сознание.

В 1877 возвратился в Чугуев, затем жил в Москве и (с 1882) в Петербурге, а с 1900 в Куоккале, в своем имении «Пенаты».( Ныне дом-музей им. И. Репина)

« Бурлаки на Волге» ( , там же) пишутся как академический заказ. Но Репин создает на базе многочисленных натурных этюдов в основном написанных во время путешествия по Волге с художником Ф. А. Васильевым в 1870 году картину, которая, сразу сделав молодого мастера знаменитостью, производит сенсацию. Зрителей впечатляет и яркая выразительность натуры народных типов и ощущение грозной силы социального протеста, назревающей в этих нищих изгоях. Весь красочный и композиционный строй картины выражает уже не только величие Волги и ее тружеников, но саму политическую атмосферу общества, его чаяния и тревоги.

Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря. И. Репин. Бурлаки на Волге гг.

Итогом этих поисков стал новый шедевр «Крестный ход в Курской губернии» ( ). «Вся Русь», как бы сведена тут воедино в многолюдной церковной процессии; при этом удивительная характерность типов, натурная правда пейзажа не утверждают, а развенчивают привычные историко-бытовые стереотипы: вместо благостной «соборности» мы видим массовую инерцию толпы, которая, двигаясь по иссохшему, выжженному солнцем оврагу, среди мертвых вырубок, в буквальном смысле прет в «никуда», в некий незримый, но явственно ощутимый тупик. И. Е. Репин. «Крестный ход в Курской губернии» Третьяковская галерея.

Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют его портреты. А. П. Бородин. Портрет работы И. Е. Репина г. Русский музей. А. К. Глазунов. Портрет работы И. Е. Репина г. Русский музей.

И. Е. Репин. «Осенний букет» Третьяковская галерея. И. Е. Репин. «Протодиакон» год. Третьяковская галерея.

И. Е. Репин. «Царевна Софья» Третьяковская галерея. «М. П. Мусоргский». Портрет работы И. Е. Репина.

Портрет в графике. З. Н. Гиппиус е г. Л. Н. Толстой за чтением В. А. Серов Виртуоз разных техник (наиболее известные его графические работы исполнены графитным карандашом или углем), Репин проявил себя и как высокоодаренный педагог. Был профессором руководителем мастерской ( ) и ректором ( ) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников Б. М. Кустодиев и И. Э. Грабарь. Давал также частные уроки В. А. Серову.

Фёдор Рокотов РОКОТОВ Федор Степанович [1735(?) 1808], русский живописец. Один из лучших мастеров русского портрета века Просвещения. Выходец из семьи крепостных; был, скорее всего, незаконным ребенком, лишь приписанным к этой семье, поскольку числился «вольнорожденным». Учился в петербургской Академии художеств с Жил в Петербурге, с 1765 в Москве, где имел частную школу. Усвоил стилистику западноевропейского парадного портрета в духе рококо. Изучал произведения русских и западноевропейских мастеров. Вероятно, сотрудничал с М. В. Ломоносовым, когда тот налаживал мозаичное дело в России; в 1758 году последний рекомендует заказать портрет императрицы Елизаветы Петровны (для последующего перевода в мозаику) «Федору».

Портрет Екатерины II

Портрет Орлова Портрет Шувалова

Более удачны интимные портреты Рокотова, которые принято целиком связывать с его московским периодом. Среди ранних вещей этого периода особенно значителен портрет В. И. Майкова (около 1765, Третьяковская галерея), излучающий бодрую, мажорную уверенность поэта в себе, в своих творческих силах; гораздо живее и легче становится мазок, гармоничней колорит, в котором цветовые контрасты смягчаются за счет теплых тонов грунта, проступающих через верхние слои краски. Портрет В. И. Майкова. около 1765, Третьяковская галерея

К лучшим работам Рокотова принадлежат также портреты: А. П. Струйской (1772), неизвестной в розовом платье (1770-е гг.), И. И. Барятинского (начало 1780-х гг). Обычно поясные, часто овального формата, эти образы лишены сильных, внешних эффектов, вкрадчиво выявляя внутреннюю жизнь модели. Композиционные приемы Рокотова стереотипны и достаточно однообразны, что вообще характерно для портретного искусства 18 в. Портрет неизвестной в розовом платье е гг.

Ф. С. Рокотов. «Портрет А. П. Струйской» год. Третьяковская галерея. Лирическое и несказанно загадочное обаяние Александры Струйской, запечатленной мастером, отразилось в «Портрете» (1953), одном из лучших стихотворений Н. А. Заболоцкого «Ее глаза как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза как два обмана, Покрытых мглою неудач... Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза».