Информационное общество Обо всём и ни о чём Ершов Владимир Николаевич yvn@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Электронная база данных,как объект информационног о права.
Advertisements

Представление об информационном обществе. Роль и значение информационных революций Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к.
1 О проекте Стратегии развития информационного общества в России Начальник департамента аппарата Совета Безопасности Российской Федерации Анатолий Александрович.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА Представление об информационном обществе Роль информатизации в развитии общества Об информационной культуре © 2007 Богданова В.А.
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2009.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Подготовила асс. кафедры СМК Воробьева Т.А.. Информационное общество - это общественное устройство, основным фактором развития которого признается создание.
- получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа.
Презентация к педсовету Автор: директор МОУ ООШ 27 Белянова Т.Н.
Подготовила ст. преподаватель кафедры СМК Воробьева Т.А.
Концепция развития информационного общества в Тульской области (Основные тезисы)
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Федеральная целевая программа "Электронная Россия ( годы)" 29 марта 2002 г. г. Вена.
Информационно- технологический потенциал Республики Беларусь Выполнила студентка группы ЭС-461 Игнатенко Евгения Геннадьевна.
Информационные технологии в управлении учреждением ГБУК «Самарская областная универсальная научная библиотека» Самара 2012.
Информатизация системы образования Республики Беларусь, текущее состояние и перспективы развития Н.И. Листопад, Директор Главного информационно- аналитического.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ Представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения.
ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 2-ОГО КУРСА ЭФ ИВАНОВА ЕКАТЕРИНА ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Выполнили: Идиятова Э., Юсупова Э.
Транксрипт:

Информационное общество Обо всём и ни о чём Ершов Владимир Николаевич

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Информатизация (англ. Informatization) политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы. (Wikipedia)

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ Информатизация – направленный процесс системной интеграции компьютерных средств, информационных и коммуникационных технологий с целью получения новых общесистемных свойств, позволяющих более эффективно организовать продуктивную деятельность человека, группы, социума.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ - организационный социально- экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. (ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" )

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ широкое использование информационных технологий во всех сферах жизни общества и человека. (Справочник по охране труда)

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ Простые пользователи ИТ специалисты Специализированное ПО Прикладное ПО ИТ - инфраструктура ИТ – архитектура

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ИТ- инфраструктура ИТ-архитектура Люди Простые пользователи ИТ специалисты Специализированное ПО Прикладное ПО ИТ - инфраструктура ИТ –архитектура

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (ИО)

ИО (философия) ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО понятие политологии и социальной философии, которое характеризует постиндустриальное общество в контексте информационной революции.

ИО (политология) ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО термин, применяемый для обозначения современного состояния индустриально развитых стран, связанного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятельности, качественно новым уровнем (размахом) производства, переработки и распространения информации.

ИО - отличие от простого В Африке 2/3 населения занято сельскохозяйственным производством. Экономическая подсистема Политическая подсистема Правовая подсистема Морально- идеологическая подсистема (поддержки образца)

ИО - отличие от простого В США этим занимаются менее 3% активного населения. В промышленном производстве США занято 17%,а в сфере информационных технологий - 80%. Экономическая подсистема Политическая подсистема Правовая подсистема Морально- идеологическая подсистема (поддержки образца) Телекомму- никационная Образова- тельная

ИО - отличие от простого О.Тоффлер пишет, что «в прошлом земля, труд и капитал были ключевыми элементами производства. Завтра – а во многих отраслях промышленности это завтра уже наступило – информация станет главной составляющей». Элвин (Олвин) Тоффлер (англ. Alvin Toffler; родился 4 октября 1928 года) американский социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества. В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрное общество) и второй (индустриальное общество) приходит новая, ведущая к созданию (сверхиндустриальной) информационного, или постиндустриального общества. Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI вв.

Мир информационного общества Будущее современного человека – это мир информационного общества и обществ знаний. Его важнейшие характеристики: 1.Информация и знания становятся главной преобразующей силой общества; 2.Цикл обновления технологий (производственных, социальных, образовательных, медицинских и многих других) опережает темпы смены поколений; 3.Непрерывное образование и при необходимости способность к переквалификации являются условием успеха личности; 4.Жизнь человека зависит от умений своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и эффективно использовать новую информацию.

1. Информация и знания - преобразующие силы общества

2. Цикл обновления технологий опережает темпы смены поколений

3. Непрерывное образование

4. Новая информация

Черты ИО решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом; обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами; главной формой развития станет экономика знаний; в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии; информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека; формируется информационное единство всей человеческой цивилизации; с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации; реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Черты ИО все большее влияние на общество средств массовой информации; информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций; существует проблема отбора качественной и достоверной информации; многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

А оно нам надо?

Индекс готовности к сетевому обществу (NRI) Ежегодно издается Всемирным экономическим форумом и международной школой бизнеса INSEAD начиная с 2002 г. Индекс строится на основе 3 индексов-компонентов (среда, готовность, использование), каждый из которых включает по 3 подындекса, характеризующих, соответственно: рыночную, политическую и инфраструктурную среду; готовность населения, предприятий и органов власти к применению сетевых технологий; использование ИКТ населением, предприятиями и органами управления. Для расчета Индекса в последних выпусках используется 71 показатель. Часть показателей основана на международной статистике, а часть получена на основе экспертного опроса менеджеров предприятий в оцениваемых странах. reports.weforum.org

Индекс готовности к сетевому обществу (NRI) Индекс строится на основе 3 индексов-компонентов (среда, готовность, использование), каждый из которых включает по 3 подындекса, характеризующих, соответственно: рыночную, политическую и инфраструктурную среду; готовность населения, предприятий и органов власти к применению сетевых технологий; использование ИКТ населением, предприятиями и органами управления. Для расчета Индекса в последних выпусках используется 71 показатель. Часть показателей основана на международной статистике, а часть получена на основе экспертного опроса менеджеров предприятий в оцениваемых странах. reports.weforum.org 77/138

Индекс готовности к электронному правительству ООН Раз в два года публикуется Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН, впервые подготовлен в 2001 году. Индекс включает три подындекса, характеризующих состояние человеческого капитала, ИКТ-инфраструктуры и веб-присутствия органов государственной власти. Первые два основываются на официальных статистических данных, а последний строится на основе результатов обследования веб-сайтов правительства и пяти министерств - финансов, здравоохранения, образования, труда, социального обеспечения. Обследование веб-сайтов проводится в рамках подготовки Индекса, они оцениваются с точки зрения информационного наполнения, функциональности, а также их использования для предоставления государственных услуг в электронной форме. unpan.org

Индекс готовности к электронному правительству ООН Индекс включает три подындекса, характеризующих состояние человеческого капитала, ИКТ-инфраструктуры и веб- присутствия органов государственной власти. Первые два основываются на официальных статистических данных, а последний строится на основе результатов обследования веб-сайтов правительства и пяти министерств - финансов, здравоохранения, образования, труда, социального обеспечения. Обследование веб-сайтов проводится в рамках подготовки Индекса, они оцениваются с точки зрения информационного наполнения, функциональности, а также их использования для предоставления государственных услуг в электронной форме. unpan.org 59/

Индекс экономики знаний (KEI) 60/145 Индекс публикуется Всемирным Банком. Индекс характеризует общий уровень продвижения страны или региона к экономике, основанной на знании и включает в себя 4 подындекса – образования, инноваций, ИКТ, экономического и институционального режима. Первые три подындекса образует Индекс знаний (Knowledge Index - KI), который рассчитывается отдельно. info.worldbank.org

Индекс экономики знаний (KEI) Индекс характеризует общий уровень продвижения страны или региона к экономике, основанной на знании и включает в себя 4 подындекса – образования, инноваций, ИКТ, экономического и институционального режима. Первые три подындекса образует Индекс знаний (Knowledge Index - KI), который рассчитывается отдельно. info.worldbank.org 60/145

Что делать?

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Предлагаемые КПЭ В результате реализации Стратегии к 2015 году Россия должна добиться существенного прогресса в диверсификации экономики России, укреплении государственных гарантий прав и свобод человека и гражданина в области информации, повышении эффективности государственного управления и системы обеспечения безопасности национальных интересов в информационной сфере.

Предлагаемые КПЭ Значения контрольных показателей постиндустриального развития: По повышению устойчивости общественного развития, конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан. · Доля добавленной стоимости видов деятельности, связанных с созданием и внедрением информационно-коммуникационных и других наукоемких технологий, в объеме валового внутреннего продукта - не менее 12%; · Доля продукции на базе информационно-коммуникационных технологий в структуре национального экспорта - не менее 8%; · Объем поступлений от экспорта технологий в валовом внутреннем продукте - не менее 0,4% По укреплению государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационном обществе, созданию равных возможностей для граждан по доступу к информации и информационно-коммуникационным технологиям. · Доступ к открытым государственным информационным ресурсам, размещаемым в системе Интернет - не менее 80% населенных пунктов; · Число точек общественного доступа к системе Интернет - не менее 4 на 10 тыс. населения; · Доступ к телефонной связи - 100% населенных пунктов.

Предлагаемые КПЭ По повышению качества образования и здравоохранения. · Доля преподавателей, использующих информационно-коммуникационные технологии в учебной работе, - не менее 50% в средних школах и 70% в вузах; · Доля преподавателей высшей квалификации (докторов и кандидатов наук) в общем числе преподавателей вузов - не менее 60%; · Доля врачей, использующих информационно-коммуникационных технологий для осуществления профессиональной деятельности - не менее 40% По созданию условий для сохранения и развития культурного многообразия и самобытности народов России. · Доля электронных каталогов от общего объема каталогов фондов библиотек - не менее 30%; · Доля электронных каталогов от общего объема каталогов фондов музеев - не менее 50%; · Доля электронных архивных описей от общего числа архивных описей - не менее 15%.

Предлагаемые КПЭ По повышению эффективности государственного управления. · Реализация государственными органами базовых услуг населению, состав которых определяется законодательством, с использованием информационно-коммуникационных технологий (базовые услуги электронного правительства) - 100% По противодействию угрозам использования потенциала информационно- коммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России. · Количество преступлений, совершаемых с использованием информационно- коммуникационных технологий, - устойчивая тенденция к сокращению; · Обеспеченность рынка труда специалистами по информационной безопасности - 100%; · Выполнение требований по обеспечению безопасности информационно- коммуникационных систем, используемых на ключевых объектах инфраструктуры России, - 100%. Достижение определенных Стратегией контрольных показателей развития информационного общества позволит России войти в число стран, лидирующих в области постиндустриального развития, а также существенно укрепить ее информационную безопасность.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

10 самых дорогих проектов

По состоянию на 2012

«Можно сказать, что Интернет, социальные сети, мобильные телефоны и т.п. превратились наряду с телевидением в эффективный инструмент как внутренней, так и международной политики. Это новый фактор, требующий осмысления, в частности, для того, чтобы, продвигая и дальше уникальную свободу общения в Интернете, уменьшить риск его использования террористами и преступниками», рекомендует Владимир Путин

Затраты на программу в 2012 Название подпрограммыСумма расходов на 2012 г., млрд. руб. Информационная среда57 ИКТ-инфраструктура информационного общества 21,9 Информационное государство21,4 Программа развития телерадиовещания 17,1 Безопасность в информационном обществе 11,4 Итого128,8 Источник: Правительство РФ

Целевые показатели Индекс Российской Федерации в международном рейтинге стран по уровню развития информационных и телекоммуникационных технологий Доля населения Российской Федерации, пользующегося преимуществами получения государственных услуг в электронном виде, в общей численности населения Доля радиочастотного спектра, доступного для использования радиоэлектронными средствами гражданского назначения Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет со скоростью не менее 2 Мбит/сек, в общей численности домашних хозяйств Доля организаций, использующих доступ к сети Интернет со скоростью не менее 2 Мбит/сек, в общей численности организаций, зарегистрированных в Российской Федерации

Целевые показатели Доля органов власти, имеющих доступ в сеть Интернет со скоростью не менее 2 Мбит/с, в общем числе органов власти федерального, регионального и местного уровней Доля активных интернет-пользователей в общей численности населения Доля населения, использующего сеть Интернет для заказа товаров и (или) услуг, в общей численности населения Доля организаций, использующих сеть Интернет для размещения заказов на товары (работы, услуги), в общей численности организаций

Целевые показатели Снижение доли жалоб субъектов персональных данных, по результатам рассмотрения которых подтвердились факты нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных Уровни перевода оборудования сетей связи на цифровые технологии Доля телефонизированных населенных пунктов в сельской местности в общей численности населенных пунктов в сельской местности Доля населения, не использующего сеть Интернет по соображениям безопасности, в общей численности населения

Целевые показатели Степень дифференциации субъектов Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития Доля федеральных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), в общем количестве федеральных государственных услуг Доля региональных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на региональном портале государственных услуг, в общем количестве региональных государственных услуг

Целевые показатели Доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме межведомственного документооборота Доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема эфирных цифровых телеканалов, в общей численности населения

Индекс готовности регионов к информационному обществу

Информационное общество Спасибо за внимание!

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА (ИК)

ИК (культурология) ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 1. Совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе (сегодня в науке практически вышло из употребления); 2. Понятие, характеризующее культуру с точки зрения кумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации.

ИК (экономика) ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА знания и навыки эффективного пользования информацией. Предполагает разностороннее умение поиска нужной информации и ее использования, от работы с библиотечным каталогом, компьютерной грамотности до просмотра информации в сети Интернет.

ИК В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В узком смысле - оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

ИК Информационная культура личности – совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе [Гендина, Н.И. Колкова Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях].

Критерии информационной культуры человека умение адекватно формулировать свою потребность в информации; эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов; перерабатывать информацию и создавать качественно новую; вести индивидуальные информационно-поисковые системы; адекватно отбирать и оценивать информацию; способность к информационному общению и компьютерную грамотность.