Сопровождение индивидуального учебного проекта старшеклассника Волкова Любовь Альбертовна-к.п.н., доцент кафедры педагогических инноваций Дата: 16 апреля.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектная и исследовательская деятельности как средство реализации ФГОС.
Advertisements

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Проектная деятельность в начальной школе.. «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Г.Э. Лессинг.
Развитие познавательных навыков учащихся; развитие умений самостоятельно конструировать свои знания; развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
"Проект" от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда.
МБОУ «Будницкая ООШ». В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности обучающихся,
Развитие коммуникативных умений через разработку творческого проекта.
Аспекты организации проектной деятельности. Требования ФГОС 2-го поколения к результатам освоения учащимися программы основного общего образования: освоение.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Организация самостоятельной деятельности школьников.
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь!» МЕТОД ПРОЕКТОВ 1919г. «МЕТОД ПРОБЛЕМ» (Дьюи, Лай, Торндайк…)
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
Транксрипт:

Сопровождение индивидуального учебного проекта старшеклассника Волкова Любовь Альбертовна-к.п.н., доцент кафедры педагогических инноваций Дата: 16 апреля 2013г Место: КОИРО Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Костромской областной институт развития образования» ФЦПР О

Требования к проектным умениям старшеклассников, отражённые в ФГОС Требования к структуре основной образовательной программы Разделы Целевой Содержательный Организационный Содержание образования, направленное на формирование компетенций обучающихся в области учебно- исследовательской и проектной деятельности; Механизмы и систему условий, при которых учащиеся смогут освоить проектно- исследовательск ие компетентности Сформированнос ть проектно- исследовательск их умений как целевая установка и оценка достижений Результаты: метапредметные, предметные личностные, проявляемые в проектно-исследовательской деятельности Привлечение содержания для проектирования и исследования Обеспечение условий для проектно- исследовательской деятельности

Основные понятия темы Слово Проект происходит от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает предварительный текст (модель, рисунок, замысел план и т.п.), какого-либо будущего объекта. Исследование - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Проектное исследование – проект с элементами исследования Исследовательский проект (проект исследования) - разработка исследования как идеи Исследование может быть частью проектной деятельности, если исследователь столкнулся с препятствием

Особенности индивидуального проекта (исследовательского проекта) старшеклассника Проектно - исследовательская деятельность учащегося сопровождается педагогом ( основное обучение данному виду деятельности происходило в основной школе). Учащийся выполняет долгосрочные исследования и проекты (1 учебный год). Проектно- исследовательская деятельность учащегося старших классов осуществляется на основе метапредметных знаний посредством и посредством УУД, которые используются системно. Результаты проектно - исследовательской деятельности старшеклассника может быть использована для решения социальных, коммуникативных и других проблем в реальной жизни. Проектно- исследовательская деятельность учащегося старших классов в большинстве случаев связана с профильной направленностью

«Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?». 1.главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель: цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, цель исследовательской деятельности - уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. 2.Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга (в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование). 3.исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами. Основными этапами проектной деятельности являются: Этапы научно-учебного исследования: Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта; Формулирование целей и задач Обсуждение возможных вариантов проектирования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей; Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений; Подготовка и защита презентации; Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта. Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выбор метода (методики) проведения исследования. Описание процесса исследования. Обсуждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Особенности сопровождения интегрированного учебного исследования старшеклассника Сопровождение (тьюторство) в педагогике понимается как: - посреднические действия; - консалтинг; - индивидуализация процесса; - ситуативное действие (взаимодействие) - педагогическая поддержка Возрастные особенности старшеклассника Сознательная избирательность: - коммуникаций; - содержания обучения ; -видов и способов деятельности Прагматичность -предприимчивость, -значимость, выгода, -нацеленность на будущий результат Накопление содержательного, технологического опыта Личностные характеристики - снижение доверчивости --снижение внешней эмоциональности - повышение интереса к оценке окружающих 1.Интегрированное исследование как часть персонального учебного плана учащегося 2. Интегрированное исследование как часть профессионально -ориентационной деятельности учащегося 3. Интегрированное исследование как инструмент корректировки возрастных проблем старшеклассника 4. Интегрированное исследование с целью совершенствования УУД учащегося в старшей школе

Создание условий учащимся для формирования проектно-исследовательских компетентностей Начальная ступень образования Основная ступень образования Старшая школа Учитель предлагает учащимся проектно- исследовательские задачи и творческие задания как элементы проектно- исследовательской деятельности Исследования и проекты как деятельность по типовому алгоритму с оказанием необходимой помощи со стороны учителя Как блоки элементов Проекты- внеурочное время Исследование на уроке Исследования и проекты по выбору. Алгоритмы подбираются (конструируются) учащимся. Учитель –эксперт, консультант, партнёр. Высокий уровень самостоятельности и ответственности Как полноценные проекты исследования Провоцирующие на поиск и мыследеятельность ситуации Совместный поиск сложных решений Изменение алгоритмов Несложные проекты и исследования в условиях коммуникаций ( с учителем, с учащимися) Индивидуальная деятельность

Типы учебных проектов по доминирующей деятельности, предложенные Е.С. Полат информационно - познавательные- направлены на сбор информации о каком- либо объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов., Исследовательские подчинены логике научного исследования, требуют продуманной структуры, целей, актуальности предмета исследования для всех участников, применения исследовательских методов. Творческие предполагают свободную форму работы над проектом, вариативность представления результатов. Практико-ориентированные (прикладные) - отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, требуют тщательно продуманного сценария всей деятельности. Игровые - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. По предметно-содержательной области: предметные, межпредметные. По продолжительности: от кратковременных (планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке) до длительных - продолжительностью от месяца и более.

Компоненты типового исследовательского алгоритма, которые могут приобретать характеристики интеграции 1. Тема – это фраза, которая показывает по поводу чего происходит исследование. (если лежит на стыке разных научных областей знания) 2.Проблема – трудность на преодоление которой направлено исследование (если относится к разным сферам деятельности человека, науки, имеет двойственную характеристику: двойная проблема) 3. Цель - это деятельность которая приводит к результату. 4. Объект – то, что будет исследоваться (если характеристики относятся к разным сферам научного знания) 5.Предмет ( характеристика, параметр)–связанный с объектом будет исследоваться ( если рассматриваются предметы (относящиеся к разным областям научного знания. 6. Гипотеза – предположение того, что докажет исследование ( захватывает разные области научного знания) 7. Задачи – действия при помощи которых будет происходить исследование ( если отвечаем на вопросы из разных областей знания, планируем получения результата используя разное по специфике и назначению оборудование) 8. Способы исследования – как именно будет происходить исследование? ( если используются действия из разных областей знаний или УУД) 9.Способы фиксации результатов – отображение результатов в визуальном или ином виде (разные способы фиксации результатов как совокупный продукт исследования) 11. Применение результатов – зачем нужны результаты исследования, что они могут, что-то изменить? – где и как будут отмечаться показатели исследования Какими средствами можно это сделать и какова роль учителя на каждом этапе исследования старшеклассника ?

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ особенности сопровождения интегрированного исследования старшеклассника: - соотнесение с индивидуальным учебным планом, профильным обучением, запросом, возрастными особенностями Интегрированное исследование старшеклассника отличается: самостоятельностью, сложностью и полнотой действий, Большей степенью интеграции Цель- выполнения требований ФГОС Интеграция бывает: содержательная технологическая Техническая личностная В педагогике ( в образовании) - это содержательный приём, позволяющий получить результат по эффективности превосходящий сумму компонентов согласно поставленной образовательной или воспитательной цели. Интегрированное исследование старшеклассника – это исследование: - одного объекта, но разными способами - одного объекта, но рассматриваемого в плоскостях разных научных областей; - разных объектов, объединённых, какими-либо характеристиками;

Каковы способы проектирования и роль учителя на каждом этапе проектирования? 1. Описание проблемы, на решение которой направлен проект. 2. Выделение целевой аудитории. 3. Формулирование цели и задач. 4.Описание необходимых ресурсов 5. Описание этапов проекта. 6. Организационный план 7.Описание результата. 8. Анализ рисков 9. Последствия проекта или дальнейшее развитие. Темы проектов Школа … как школа будущего : Устранение транспортных «пробок» в г. Костроме Состояние экологии в… Имидж старшеклассника Типовой проектный алгоритм

Основные требования к использованию метода проектов (по Е.С. Полат) 1." Наличие значимой в творческом плане проблемы или задачи, требующей для своего решения актуализации опыта творческой деятельности учащихся. 2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 3." Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. " Структурирование содержательной части проекта. 4." Использование исследовательских методов. Работа над учебным проектом должна включать несколько стадий. 5.Важную роль в организации проектной деятельности учащихся играет умение учителя определить тип проекта и его приоритетное направление, соответственно этому разработать цели, содержание и методику реализации проекта. ( Как это выявить? Кто это сделает в старших классах ( учитель ученик)?

Темы конкурсных работ старшеклассников (Компания Сименс) Безотходное использование энергоресурсов Экологические аспекты использования энергоресурсов Энергосберегающие технологии - возможности их применения Технологии очистки воды, воздуха, почвы Переработка и безопасная утилизация производственных отходов Новые методы борьбы с природными катаклизмами (пожарами, наводнениями, землетрясениями и пр.) Эффективное использование территории городов Модернизация инфраструктуры городов (с учетом их географического положения, экологии и т.п.) Повышение безопасности транспорта Решение проблемы загруженности дорог и автомагистралей Умный дом: технологии будущего Биопромышленные технологии производства лекарств

проведение SWOT- АНАЛИЗ а проектной и исследовательской деятельности старшеклассников 1. Определение причины, вызвавшие создание проекта. 2 Определение сильных сторон, позволяющих реализовать деятельность. 3. Определение слабых сторон, мешающих реализовать деятельность. 4. Выявление скрытых ресурсов (то. что возможно, но еще не задействовано) Пример выявленных слабых сторон проектной деятельности учащимися: 1 повышается агрессивность участников 2 низкий уровень культуры учащихся 3 слабая заинтересованность 4 низкая рефлексивная способность учащихся 5 неумение строить коммуникативные связи. Пример выявленных сильных сторон проектной деятельности учащимися 1.возможность организации последующих дискуссий и рефлексии 2. Обнаружены компетентности над которыми надо работать

Информация со студенческого сайта или ( Чему не научили старшеклассников в школе). «На сегодняшний день особенно заметно, что навыков и методики проектирования у большинства студентов явно не хватает. Иначе бы не было вопросов о необходимости: - обзора и сравнения возможных вариантов решений для проекта (даже краткого!) - обоснования сделанного выбора - подготовки промежуточных и финальных отчетов по проектированию и т.п.» Можем ли мы утверждать, что все перечисленные проблемы решаются, если сегодня в старших классах применяется следующее -Предложение базовых алгоритмов - Провокация на возможный выход из ситуации - Предоставление координат - ( ФИО, , ссылка, телефон и др.) для взаимодействия по проекту со знатоками - Рекомендации выбора способов - Поддержка в выборе, опорные действия - Диагностика возможностей старшеклассника - и подобное

Проблемы разработки и осуществления исследовательского проекта учащимися 1. Ищут разрешение проблем (ответы на вопросы) в готовом виде (интернет, литература); 2.Могут потерять интерес к теме, если её разработка рассчитана на учебный год; 3. Уходят от жизненных реалий; 4. Слишком велико вмешательство педагога в проектно - исследовательские действия учащихся; 5. Педагоги затрудняются в использовании интегрированного содержания 6. Учителя не всегда готовы решать проблемы УУД учащихся совместно

Особенности подготовки старшеклассника к исследованию в случаях значимых затруднений в данном виде деятельности 1. Научить учащихся исследовательским процедурами на простых примерах; 2. Сформировать у учащихся понятие об исследовательской логике; 3. Научить работать с информацией (для чего?) 4. Определить место и долю своего участия в работе учащихся; 5. Устраивать после каждого исследования «разбор полётов» и рефлексию, определять совместно с учащимися суть затруднений в ходе исследования и способы их преодоления;

Подходы к ведению проекта ( исследования старшеклассников ) Взаимодействие В процессе работы над проектом организуется и осуществляется широкое взаимодействие участников проектной группы между собой; возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности; Опора на субъектный опыт участников проектной группы. Работая над проектом необходимо применять уже имеющийся собственный опыт и знания; Учёт индивидуальности каждого: интересов, темпа работы, уровня обученности; Свободный выбор: темы проекта, подтемы, партнёров в разработке проекта, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов. Возможность выбора способствует повышению ответственности каждого за результат, мотивацию, познавательную активность; Связи исследования (проекта)с реальной жизнью. Происходит соединение академических знаний и практических действий. Предполагается, что проектная (исследовательская) работа в той или иной степени направлена на улучшение окружающего мира; проект имеет прагматическую направленность на результат; Трудная, но достижимая цель. Этот принцип важно учитывать, поскольку легко достижимый результат не является для многих мобилизующим фактором.

Рекомендации к разработке Программы развития проектно-исследовательских умений старшеклассников Выберите тему проекта (проектного исследования) Выявите компетенции учащегося нуждающиеся в развитии Определите содержание, на основе которого будет происходить развитие старшеклассника Подберите задания для индивидуальной проверки сформированности проектно-исследовательских умений Определитесь с мерой помощи учащемуся в разработке индивидуального проекта(исследования) Обсудите с учащимся место презентации и применения исследования (проекта) учащегося

Параметры внешней оценки проекта, которые могут быть привлечены для оценки труда старшеклассника Значимость и актуальность выдвинутых проблем Соответствие используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов проведенного проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов

Спасибо за внимание!