ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ Волкова Любовь Альбертовна-к.п.н., доцент кафедры педагогических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сообщение: Формирование интеллектуальных компетенций учащихся через проектную деятельность в учебно- воспитательном процессе Учителя русского языка и литературы.
Advertisements

Волкова Любовь Альбертовна-доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Методы познания химии Метод (от греческого слова «методос» путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Реализация основных требований ФГОС ООО ©Бодрых О.Р., зам.директора по УВР МАОУ гимназии 32.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
1 СТАНДАРТЫ 2004 – 2009: «покой на только снится».... С.А.Бешенков Москва 2009.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Особенности организации деятельности над исследовательской работы Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет,
Исследование Волкова Л.А.- доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО.
Дополнительное образование в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Роль психологической службы в реализации стандартов нового поколения Связь универсальных учебных действий с учебными предметами 9 февраля 2011 г.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Транксрипт:

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ Волкова Любовь Альбертовна-к.п.н., доцент кафедры педагогических инноваций 4 АПРЕЛЯ 2013 КОИРО Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Костромской областной институт развития образования» ФЦПР О

Из ФГОС полного среднего образования «Предметные результаты на интегрированном уровне должны быть ориентированы на освоение обучающимися в рамках интегрированных курсов ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области и обеспечивающих реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, формирование общей культуры обучающихся на основе освоения ими относящихся к отдельным областям знаний».

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ Что такое интеграция? Какой она бывает в образовании? Что такое интегрированное исследование? В чём заключаются особенности сопровождения интегрированного исследования старшеклассника? Чем интегрированное исследование в старших классах отличается от интегрированного исследования на других ступенях образования ? Зачем это нужно?

ФГОС (фундаментальное ядро образования) Требования к результату по стандарту не ЗУН, а УУД по стандарту Содержание обучения не столько предметно-распределённое (исследование в рамках содержания конкретного учебного предмета) сколько интегрированное с другими учебными предметами (системно-обобщённое) Технологии обучения не показательно-иллюстративные, а деятельностные технологии Цель использования способов учебного исследования не знания и не только умения – а развитие личности (личность с аналитическими способностями) Как один из результатов: развитие у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности: образовательной, учебно- исследовательской и проектной, социальной, информационно- исследовательской, художественной и др.

Соотношение частей основной образовательной программы Ступени образования Обязательная часть в % Вариатив ная часть в % Кол-во учебных предметов Начальная школа 8020 Основная школа 6040 Старшая школа 4060 Сокращение предметов с 18– 21 предмета до 12). (4+2) 6 предметных областей

Понятие «интеграция» в словарях Интеграция – (лат. Integratio от integer - целый) процесс, с помощью которого части соединяются в целое; восстановление, восполнение. В личностном плане - все составляющие элементы личности, его черты или качества действуют согласованно как единое целое. Понятие, означающее состояние связанности отдельных разных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию (например, интеграция в науке, экономическая интеграция). как внутригрупповой процесс - создание внутреннего единства, сплоченности, что выражается в идентификации коллективной, сплоченности группы как ее ценностно-ориентационном единстве, объективности в возложении и принятии ответственности за успехи и неудачи в деятельности совместной. В педагогике (в образовании) - это содержательный приём, позволяющий получить результат по эффективности превосходящий сумму компонентов согласно поставленной образовательной или воспитательной цели.

Основные понятия темы по акценту «исследование» Учебное исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, доказательностью, точностью; имеет два уровня - эмпирический и теоретический. Исследование в старшей школе – метапредметная учебно- научная деятельность школьников с использованием совокупности исследовательских методик при работе с метапредметным содержанием Интегрированное исследование старшеклассника – это исследование: - одного объекта, но разными технологическими и техническими способами (возможна параллельная деятельность и последовательно выполняемая деятельность); - одного объекта, но рассматриваемого в плоскостях разных научных областей; - разных объектов, объединённых, какими-либо характеристиками; - использование источников для исследования из разных областей знаний

Виды интеграции в учебном исследовании 1.Интеграция содержательная – использование для исследования источников, относящихся к разным областям знаний (метапредметный подход) Например: традиции какого-либо народа (история, литература география, искусство, математика и др.) природное явление (география, физика, химия, история и т.д.) 2.Интеграция технологическая (способы, методы) - соединение разных способов учебного исследования в одну технологию, либо исследование объекта разными способами, относящимися к разным областям (науки, жизни и т.д.) Например: Соединение способов в одну технологию: (исследование традиций) - анализ источников, моделирование ситуации (ситуации), анализ климатических условий и традиций как следствия и т.д. Последовательное, использование способов: сначала : исследование (традиций) посредством алгоритмов наблюдения и описания Затем исследование (традиций) посредством анализа письменных источников и умозаключений т.д. Интеграция коммуникативная ( групповое взаимодействие, педагог и учащийся (ся) 3. Интеграция техническая – использование разлиного оборудования для достижения одной цели 4. Интеграция личтостных характеристик индивидуума ( формирование и применение различных личностных характеристик как совокупности или как формируемая совокупность) как достижение

Содержательная интеграция при учебном исследовании в старших классах Что с чем интегрировать? Предметная область (предметные области) + аспект темы (тем) из личного плана учащегося + аспект внеучебного содержания или Предметный аспект содержания + другой предметный аспект содержания (другой учебный предмет, другая предметная область) Пример темы исследования с интегрированным содержанием 10 класс:«Влияние металлов на здоровье человека» содержательные компоненты: биология, химия, физика, возможно география, медицина)

Технологическая интеграция (способы) исследования Эмпирические способы исследованияТеоретические способы исследования 1.Наблюдение - целенаправленное восприятие объектов в результате, которого наблюдатель получает знание о характеристиках и свойствах объекта. Исследователи различают «включённое» и «не включённое» наблюдение. 2.Описание - закрепление и передача результатов наблюдений устным или письменным способом. Различают описание, статичных и подвижных объектов. 3.Опыт ( эксперимент)- практическая проба, практический способ ответа на вопрос исследования, конкретное действие с целью получения заданного результата. 4.Экспертиза - (франц. expertise - от лат. expertus - опытный), оценка объекта компетентным специалистом (экспертом), в педагогике понимается, как совокупность способов получения информации об объекте. 5. Индукция - (от лат. inductio - наведение), метод исследования, на котором общий вывод строится на основе частных посылок. Рассуждение и обобщение строится от единичного достоверного к общему вероятностному. 6.Аналогия - (от греч. analogia - соответствие), вид умозаключения; сопоставление объекта исследования с другим объектом имеющим те же характеристики. Анализ - – ( от греч. analysis - разложение, расчленение), предполагает изучение элемента, как части целого. Анализ является ведущим исследовательским методом. Выделяют: наглядно-образный, наглядно- действенный и словесно логический анализ Синтез - – (от греч synthesis - сочетание, составление), предполагает системное соединение элементов изучаемого объекта в целое. Синтез также является ведущим исследовательским методом и не существует отдельно от анализа. Формализация -– (от лат. forma вид, образ), предполагает отображение результатов мышления в точных понятиях и утверждениях. Предъявление информации в виде знаков и формул; построение абстрактных моделей. Аксиоматика - ( от греч. axioma значимое, принятое положение) предполагает построение доказательств на основе положений, которые принимаются в качестве исходных. На базе данных положений, не требующих доказательств, логическим путём происходит утверждений нового знания. Истинность аксиом переносится на выводимые из них следствия. Дедукция -(от лат. deductio - выведение), доказательство от «общего» знания к «частному» знанию. Метод необходим для систематизации полученной информации, достраивания, выявления причинно- следственных связей Абстрагирование- (от лат. abstractio - удаление, отвлечение), «отвлечение» от ряда свойств и отношений с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений.

Компоненты типового исследовательского алгоритма, которые могут приобретать характеристики интеграции 1. Тема – это фраза, которая показывает по поводу чего происходит исследование. (если лежит на стыке разных научных областей знания) 2.Проблема – трудность на преодоление которой направлено исследование (если относится к разным сферам деятельности человека, науки, имеет двойственную характеристику: двойная проблема) 3. Цель - это деятельность которая приводит к результату. 4. Объект – то, что будет исследоваться (если характеристики относятся к разным сферам научного знания) 5.Предмет ( характеристика, параметр)–связанный с объектом будет исследоваться ( если рассматриваются предметы (относящиеся к разным областям научного знания. 6. Гипотеза – предположение того, что докажет исследование ( захватывает разные области научного знания) 7. Задачи – действия при помощи которых будет происходить исследование ( если отвечаем на вопросы из разных областей знания, планируем получения результата используя разное по специфике и назначению оборудование) 8. Способы исследования – как именно будет происходить исследование? ( если используются действия из разных областей знаний или УУД) 9.Способы фиксации результатов – отображение результатов в визуальном или ином виде (разные способы фиксации результатов как совокупный продукт исследования) 11. Применение результатов – зачем нужны результаты исследования, что они могут, что-то изменить? – где и как будут отмечаться показатели исследования

Интеграция способов исследования (эмпирического + теоретического) при исследовании одного и того же объекта Тема: Исследование ценностных ориентиров старшеклассников Эмпирические способыТеоретические способы Анкетирование - описаниеУмозаключение по ситуации- абстрагирование, индукция, дедукция тестирование – проба, описаниеРассмотрение проблемы, выбора и другого по частям ( по акцентам) - анализ Пробы (опыт, эксперимент)Соединение известного и предполагаемого - синтез

интеграция способов исследования при групповом взаимодействии Урок- исследование в 11 классе " Слово Солженицына» Исследовательская цель: выявить особенности «языка» Солженицына по его произведениям 1 группа: дать характеристику языка произведений А.И.Солженицына. Прочитать рассказы из цикла «Крохотки». 2 группа: выявить приёмы обновления лексики, используемой писателем в его произведениях «Двучастные рассказы» А.И.Солженицына. 1 группа + 2 группа = результат Деятельность группы1 : проанализировать произведение, выявить языковые особенности, классифицировать, сделать обобщающий вывод Деятельность группы 2: проанализировать произведение (другое содержание), выявить приёмы обновления лексики, доказать наличие обновления группа1 +группа 2 = результат по цели урока

Техническая интеграция при исследовании Достижение результата интегрированными техническими средствами

Обратите внимание на слова: различные стратегии, другая точка зрения, средства различных технологий ( в т.ч. Коммуникативных, информационных)

Интеграция сопровождения исследования старшеклассника И Н Т Е Г Р И Р О В А Н О е исслед ование -Предложение базовых алгоритмов - Провокация на возможный выход из ситуации -Предоставление координат ( ФИО, , ссылка, телефон и др.) для взаимодействия -Рекомендации - Поддержка в выборе, опорные действия -Диагностика возможностей старшеклассника - и подобное

Интеграциия исследовательских компетентностей

Пример интеграции формируемых компетентностей при учебном исследовании

Интегрированное исследование старшеклассников и его сопровождение Метапредметное содержание Универсальные учебные действия Содержание из разных предметных областей Для применения к разному, общий, всеобщий

Особенности сопровождения интегрированного учебного исследования старшеклассника Сопровождение (тьюторство) в педагогике понимается как: - посреднические действия; - консалтинг; - индивидуализация процесса; - ситуативное действие (взаимодействие) - педагогическая поддержка Возрастные особенности старшеклассника Сознательная избирательность: - коммуникаций; - содержания обучения ; -видов и способов деятельности Прагматичность -предприимчивость, -значимость, выгода, -нацеленность на будущий результат Накопление содержательного, технологического опыта Личностные характеристики - снижение доверчивости --снижение внешней эмоциональности - повышение интереса к оценке окружающих 1.Интегрированное исследование как часть персонального учебного плана учащегося 2. Интегрированное исследование как часть профессионально -ориентационной деятельности учащегося 3. Интегрированное исследование как инструмент корректировки возрастных проблем старшеклассника 4. Интегрированное исследование с целью совершенствования УУД учащегося в старшей школе

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ особенности сопровождения интегрированного исследования старшеклассника: - соотнесение с индивидуальным учебным планом, профильным обучением, запросом, возрастными особенностями Интегрированное исследование старшеклассника отличается: самостоятельностью, сложностью и полнотой действий, Большей степенью интеграции Цель- выполнения требований ФГОС Интеграция бывает: содержательная технологическая Техническая личностная В педагогике ( в образовании) - это содержательный приём, позволяющий получить результат по эффективности превосходящий сумму компонентов согласно поставленной образовательной или воспитательной цели. Интегрированное исследование старшеклассника – это исследование: - одного объекта, но разными способами - одного объекта, но рассматриваемого в плоскостях разных научных областей; - разных объектов, объединённых, какими-либо характеристиками;

"Нет лучшего метода сообщения уму знаний, чем методом преподнесения их в возможно более разнообразных формах. Когда проникающие в ваш ум различными путями идеи объединяются в крепости ума, занимаемое ими положение становится неприступным". (Максвелл)

Спасибо за внимание!