Русский язык Программа Т.Г. Рамзаевой УМК «Классическая начальная школа» Раздел «Лексика» Выполнил учитель начальных классов МОУ СОШ 123 Н.С. Чекалова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Advertisements

Лексика и фразеология. Выполнила: учитель русского языка и литературы Базаркина Н.А.
Учитель начальных классов МОУ СОШ 7 г. Урюпинска Волгоградской области Педагогический стаж 22 года Образование - высшее.
КВН «Мы и фразеологизмы» МОУ «Южно-Подольская СОШ» Черлакского района Омской области Руководители: Ивашко Елена Ивановна, Карпенко Ирина Афанасьевна.
Пятое октября. Классная работа. Синонимы и антонимы. Омонимы.
Слова в русском языке делятся на большие группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия,
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ Фронтальная работа с классом. Выполнение задания «Проверь себя!» 1.Определи,какие слова являются однозначными,
Лексика Синонимы (лексические, стилистические, синтаксические) Антонимы (контекстуальные) Омонимы (омоформы, омофоны, омографы) Паронимы Однокоренные слова.
Урок - зачет по теме «Лексика». 6 класс. Цель урока: Повторить, обобщить знания по Повторить, обобщить знания по разделу « Лексика »
Словосочетанием называются два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. По характеру связи между словами словосочетания.
Ознакомление учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов. Ознакомление учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания.
Контрольное тестирование по разделу «Лексика. Фразеология. Лексические нормы»
Обобщающий урок по теме Лексика и фразеология. Лексикология - это раздел науки о языке, в котором изучается слово, как основная единица языка и его словарный.
Тулейкина И. Б. учитель 1 КК МОУ гимназии 45. Аспекты овладения речью: Усвоение литературной языковой нормы;Усвоение литературной языковой нормы; Усвоение.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СЛОВОГРАД. синонимы антонимы фразеологизмы.
Русский язык Выполнила учитель русского языка и литературы Суворова Елена Геннадьевна МОУ СОШ 8 г. Кирова.
Что такое антонимы? Как они употребляются в речи? Урок русского языка 2 класс Программа: «Начальная школа 21 века» Учитель МАОУ СОШ 2 Соглаева Т.А.
Имя существительное. 1. Что обозначает имя существительное? А) Действие В) Признак предмета С) Предмет 2. На какие вопросы отвечает имя существительное?
Фразеологизмы – языковые самородки Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ 15» п.Светлый РС(Я) Зауэр Мария Александровна.
Списать предложения, заменив выделенные слова фразеологизмами Вера Сергеевна объясняет решение задачи, а Вася не слушает. Нина узнала, что поездка откладывается,
Транксрипт:

Русский язык Программа Т.Г. Рамзаевой УМК «Классическая начальная школа» Раздел «Лексика» Выполнил учитель начальных классов МОУ СОШ 123 Н.С. Чекалова

Актуальность раздела Системный подход в усвоении лексических понятий Знакомство со словом, его значением Изучение грамматики на лексической основе Обогащение словарного запаса

Задачи раздела Привлечение внимания к лексической стороне слова. Обогащение словарного запаса детей. Знакомство с синонимами, антонимами, омонимами.

Результаты освоения раздела классзнатьуметь 1 класс Простейшие случаи многозначности слова. Вычленять слова из предложения. 2 классСлова, обозначающие предметы, признаки и действия предметов. Слова – синонимы, омонимы, антонимы. Различать слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? что делает? Ставить к ним грамматические вопросы. Подбирать сходные и противоположные по значению слова.

Результаты освоения раздела классзнатьуметь 3 классЛексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Распознавать части речи и грамматические признаки. Видеть и употреблять в тексте синонимы и антонимы. Пользоваться толковым словарем. 4 классИмя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, числительное, предлог, союз. Производить фонетический разбор слов по составу и разбор слова как части речи. Пользоваться словарями разных типов.

Изучение раздела по классам 1 классПропедевтика 2 класс Тема «Слово» Лексическое значение слова (общее понятие) Многозначность слова 3 класс Тема «Лексика» Лексическое значение слова Многозначные слова Слова в прямом и переносном смысле Синонимы, антонимы Устаревшие и новые слова 4 классСовершенствование знаний и умений

Методы и формы организации деятельности Методы 1.Проблемная ситуация 2.Частично- поисковый(эвристичес кий) 3.Игровой 4.Объяснительно- иллюстративный Формы 1.Индивидуально- групповая 2.Фронтальная 3.Дифференцированная 4.Самостоятельная работа

На базе фонетических знаний и знаний морфемного состава слова дети овладевают орфографическими навыками Связь лексики с другими разделами фонетикасинтаксисморфологиясловообразование

Работа с синонимами 1.Подбор слов, близких по смыслу. 2.Выделение слов (синонимов) в тексте. 3.Выяснение понимания слов учащимися. 4.Введение слова в другой контекст. 5.Использование слов-синонимов в связной речи.

Виды работ с синонимами 1. Прочитать группу слов. Составить ряды по возрастанию размеров Огромный, гигантский, большой; маленький, крохотный. микроскопический. 2. Подбери синонимы к словам. Запиши. Смешной -, работать -, метель Прочитайте предложения. Замените выделенные слова синонимами. Я читал интересную книгу. Мальчик споткнулся и упал. Лиса обманула медведя.

Памятка (синонимы) 1. Синонимы - это слова, которые по-разному называют один и тот же предмет (грусть -печаль), один и тот же признак (грустный - печальный), одно и то же действие (грустить -печалиться). 2. Синонимов в одном ряду может быть два, три и больше (печальный - веселый - грустный; смелый - бесстрашный - храбрый - мужественный - отважный). 3. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.

Работа с антонимами Подбор антонимов к словам Составление предложений с антонимами Замена антонимов в предложении Продолжение начатого предложения с антонимами Подбор антонимов к многозначным словам

Виды работ с антонимами 1. Подберите к данным словам антонимы Тьма -, вверх -, холодный -, уходить Закончите предложения словами – антонимами. Заяц бегает быстро. – Черепаха ползает …. Зимой холодно. – Летом… 3. Найдите в пословицах слова антонимы. Старый друг лучше новых двух. Раздружиться друг – хуже недруга. 3. Прочитайте. Фея хочет, чтобы все дети были: Добрыми Здоровыми Сильными Щедрыми Чистыми Умными Смелыми Веселыми Чего же хочет колдунья? (Подбери противоположные по значению слова).

Памятка (антонимы) 1. Антонимы - это слова с противоположным значением: веселье - грусть, веселый -грустный, веселиться - грустить. 2. Антонимами могут быть не только слова с разными корнями (весело - грустно), но и однокоренные слова (весело - невесело, убегать - прибегать). 3. Не все слова имеют антонимы.

Работа с многозначными словами Подбор слов, которые имели бы по 2-3 значения Сравнить значения слов в сочетаниях Подобрать близкие по смыслу слова к каждому значению данных слов Подобрать противоположные по смыслу слова

Виды работ с многозначными словами 1. Объясни значения следующих слов: Ножка, спинка, горлышко, язычок, нос, ушко, гребешок, молния. 2. Сравни значения слов в сочетаниях. Идут часы – идут дети – идет строительство; стоят часы – стоят машины; камень на дороге – камень на сердце. 3. Докажи, что здесь написано шесть слов. Запиши их через запятую. Поля. Косит. Нора. Устно составь с каждым словом предложение.

Виды работ над многозначными словами Найдите на картинках многозначные слова

Работа с фразеологизмами а) нахождение фразеологических оборотов в тексте и словаре; б) выяснение лексического значения; в) отграничение фразеологизмов от свободных сочетаний; г) подбор синонимов и антонимов; д) замена слов и словосочетаний фразеологическим оборотом; е) нахождение и исправление ошибок в употреблении фразеологизмов

Виды работ с фразеологизмами Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите. 1. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. 2. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила. 3. Кирилл целый день бездельничал. 4. Мы догадывались, что он нас обманывает. 5. Первого сентября Уля проснулась очень рано. Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

Памятка (фразеологизмы) 1. Многие устойчивые обороты (крылатые слова, выражения, фразеологизмы) близки по значению одному слову: прикусить язык - замолчать; как снег на голову - внезапно. 2. В устойчивых оборотах нельзя заменять одно слово другим, переставлять слова. 3. Устойчивые обороты, как и слова, могут иметь синонимы (дать нагоняй; намылить шею; разделать под орех) и антонимы (рукой подать - у черта на куличках; пропустить мимо ушей - навострить уши).

Подбор синонимов 1 класс 2009/2010 уч.г. 2 класс 2010/2011 уч.г. Диагностика уровня развития словарного запаса учащихся.

Подбор антонимов 1 класс 2009/2010 уч.г. 2 класс 2010/2011 уч.г.

Диагностика уровня развития словарного запаса учащихся Составление словосочетаний 1 класс 2009/2010 уч.г. 2 класс 2010/2011 уч.г.

Диагностика уровня развития словарного запаса учащихся Составление предложений 1 класс 2009/2010 уч.г. 2 класс 2010/2011 уч.г.

Перспектива изучения раздела «Лексика» в 3 классе Употребление слов в прямом и переносном значении. Изучение устаревших и новых слов.

Спасибо за внимание!