1 Областная конференция работников образования Костромской области Мини-конференция «Модернизация системы профессионального образования в интересах регионального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
Advertisements

Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
Система сертификации квалификаций. Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты Национальная.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
1 Независимая система оценки и сертификации квалификаций Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович Генеральный директор.
Создание системы независимой оценки и сертификации квалификаций Ефимова Светлана, директор ЦПО Самарской области, эксперт Национального агентства развития.
Гуськова Марина Владимировна Заместитель начальника Управления оценки качества образования, к.т.н., доцент Федеральная служба по надзору в сфере образования.
Профессиональные стандарты : разработка и внедрение проф. Александр Лейбович ген. директор,
Независимая оценка качества профессионального образования Институт профессионального образования и исследования рынка труда.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
Обзор региональных нормативных документов, регламентирующих процедуру сертификации квалификаций Заместитель начальника отдела профессионально общественной.
1 Методология формирования системы независимой оценки квалификаций Лейбович Александр Наумович Первый заместитель Федерального института развития образования.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
Система независимой оценки и сертификации квалификаций Система независимой оценки и сертификации квалификаций Прянишникова Ольга Дмитриевна Национального.
«Основные принципы формирования, перспективы и задачи развития независимой системы оценки и сертификации квалификаций в России» Генеральный директор Александр.
Министерство регионального развития Российской Федерации О подготовке кадров в отраслях строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Санкт-Петербург.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Национальное агентство развития квалификаций. Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты.
Сертификация профессиональных квалификаций как инструмент непрерывного профессионального образования Департамент образования и науки Костромской области.
Транксрипт:

1 Областная конференция работников образования Костромской области Мини-конференция «Модернизация системы профессионального образования в интересах регионального рынка труда» 23 августа 2012 г. Будкина Л.В. заведующая кафедрой развития профессионального образования КОИРО Сертификация профессиональных квалификаций: основные принципы и процедуры

2 Понятие сертификации В основе сертификации - результаты обучения, которые могут быть продемонстрированы по завершению обучения/курса/образовательной программы. Эти результаты отражаются в профессиональных стандартах и группируются в квалификации, каждая из которых соответствуют определенному уровню, для чего необходима рамка квалификаций, либо отраслевая, либо национальная. Соответственно, при оценке в рамках процедуры сертификации устанавливается соответствие или несоответствие требованиям профессиональных стандартов, после чего выдается соответствующий сертификат. АНО «Национальное агентство развития квалификаций» Российский союз промышленников и предпринимателей

3 Понятие сертификации В основе сертификации лежит процесс демонстрации кандидатом на сертификацию имеющихся у него знаний, умений и опыта, осуществляемый на добровольной основе. Сертификаты профессиональной квалификации не дублируют дипломы о профессиональном образовании - они предназначены для признания и подтверждения соответствия компетенций граждан требованиям профессиональных стандартов. Типология сертификатов: основные квалификационные сертификаты дополнительные квалификационные сертификаты АНО «Национальное агентство развития квалификаций» Российский союз промышленников и предпринимателей

Зачем нужна независимая сертификация? Сертификация – один из механизмов обеспечения качества профессионального образования Работники, выпускникиПодтверждение своей квалификации, повышение уровня конкурентоспособности, трудовой мобильности Выпускники школ и их родители Обоснованно выбирать образовательное учреждение РаботодателиПодтверждение квалификации соискателей и работников, формирование программ адаптации, повышения квалификации, исходя из реальной квалификации работников Образовательные организации Подтверждение качества подготовки по своим программам Органы управления образованием Формирование программы развития образования, опираясь не реальные результаты и полученные квалификации Федеральные и региональные органы гос. власти Формирование программ развития отраслей и регионов, опираясь на реальные данные о квалификации работников 4

5 Нормативная база ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от ФЗ Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» Соглашение о взаимодействии Министерства образовании и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей от 25 июня 2007 г.

6 Нормативная база Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р) Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р) Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы, задача 3, мероприятие 8 «Развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований ФГОС и профессиональных стандартов » Областная целевая программа «Развитие профессионального образования Костромской области в годах», направление 3. Модернизация региональной государственно- общественной оценки системы качества профессионального образования и поддержка внедрения в учреждениях начального и среднего профессионального образования новых ФГОС

7 Нормативная база национальной системы оценки и сертификации квалификаций 7

8 Основные задачи сертификации объективная, признаваемая работодателями, оценка соответствия квалификации работника требованиям производства и бизнеса, установленным соответствующими профессиональными стандартами; подтверждение права работника выполнять конкретные виды трудовой деятельности вне зависимости от места, времени и способа получения квалификации. АНО «Национальное агентство развития квалификаций» Российский союз промышленников и предпринимателей

Соискатель Административная проверка документов Индивидуальное (очное/заочное) собеседование: согласование порядка, графика, времени и места проведения оценки, заключение договора Проведение оценки компетенций и оформление экзаменационных протоколов Анализ результатов оценки и принятие решений по сертификации Выдача сертификата Апелляция Сертифицированный специалист Ведение реестра и архивирование личных дел Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах 9

10 Соискатели 10 Базовая организация Регистр Центры оценки и сертификации квалификаций Экспертно- методические центры Организации -партнеры Общественно-государственный совет Структура

11 Общественно-государственный совет определяет и утверждает приоритетные направления деятельности утверждает организационно-методические документы наделяет полномочиями центры сертификации квалификаций утверждает требования к экспертам осуществляет контроль за деятельностью Системы принимает решения по вопросам апелляции

12 Базовая организация – Национальное агентство развития квалификаций организация и координация деятельности структур Системы подготовка документов и проведение подготовительных процедур по наделению центров сертификации полномочиями аудит, контроль и мониторинг деятельности экспертно-методических центров; центров сертификации, апелляционных комиссий разработка проектов документов, регулирующих деятельность Системы организация и поддержка работ, обеспечивающих функционирование Системы (экспертиза КИМ, решение апелляционных вопросов и др.)

Базовая организация – Национальное агентство развития квалификаций Независимая сертификация: должна быть рассчитана не только на выпускников образовательных учреждений, но и на граждан, которые в течение своей профессиональной карьеры получают квалификации для работодателей основной мотив заняться созданием независимой системы сертификации - это конкурентоспособность Генеральный директор Лейбович Александр Наумович Лейбович Александр Наумович

15 Экспертно-методический центр выбирается Общественно-государственным советом из организаций, обладающих опытом и необходимой квалификацией на конкурсной основе (ДО объявлен конкурс) подбор и обучение экспертов; ведение реестра экспертов формирование банка КИМ и организационно-методическое сопровождение их экспертизы и актуализации разработка методического обеспечения деятельности центров сертификации консультационная и методическая поддержка центров сертификации

16 Центр сертификации квалификаций организация сертификации выдача и учет сертификатов подбор, организация подготовки и ведение реестра экспертов по сертификации контроль качества мероприятий по оценке квалификаций формирование апелляционных комиссий ведение реестра лиц, прошедших сертификацию подготовка предложений по актуализации ПС и др. www. nark-rspp.ru

17 Центр сертификации квалификаций Создание : по территориально-отраслевому принципу на базе существующих организаций или как самостоятельное юридическое лицо Финансирование: основной источник – договоры с физическими и юридическими лицами дополнительный источник - участие в финансируемых из различных источников проектах и программах

18 Центр сертификации квалификаций Создание центров сертификации квалификаций могут инициировать отраслевые и региональные объединения работодателей, крупные предприятия, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательные организации (по согласованию с учредителем) и их ассоциации.

19 Центр сертификации квалификаций Инициаторы подают заявление о создании центра сертификации квалификаций и комплект установленных документов в Общественно-государственный совет Системы. На основании решения Общественно-государственного совета Системы о целесообразности создания центра сертификации квалификаций между базовой организацией Системы, центром сертификации квалификаций и инициаторами его создания заключается многостороннее соглашение, конкретизирующее приоритетные направления и условия сотрудничества.,

Заявительный порядок наделения организаций полномочиями ЦОСК Организация Центр оценки и сертификации квалификаций Базовая организация Общественно-государственный совет Заявление о наделении полномочиями Справка-обоснование о наделении организации полномочиями центра оценки и сертификации квалификации Копии документов, справки, сведения о квалификации экспертов Ходатайства работодателей и подтверждающие материалы Решение о наделении полномочиями Договор Реестр Центров оценки и сертификации квалификаций Регистр

21 определение стратегии развития системы; использование результатов деятельности системы при разработке нормативно-правовых документов, формировании госпрограмм; участие в отборе и аудите деятельности центров - определение стратегии развития системы; - формирование общих требований к функционированию центров; - организация конкурсного отбора ЭМЦ, отбора ЦОСК; Компании отрасли (Работодатели) - определение стратегии развития региональных сегментов системы; - использование результатов деятельности системы при разработке нормативно- правовых документов, формировании региональных программ; - участие в отборе и аудите ЦОСК для региональных и межрегиональных отраслевых кластеров - определение стратегии развития системы; - участие в отборе и аудите центров по направлениям (отраслям); - разработка проф. стандартов - заказчики и потребители услуг по оценке и сертификации; - обратная связь о процедурах сертификации - реализация процедур оценки и сертификации квалификаций; - выдача сертификатов - консультационно-методическая поддержка ЦОСК; - разработка процедур, методов и оценочных средств; - обучение экспертов по оценке и сертификации квалификаций; -экспертное участие в отборе и аудите ЦОСК Государственные органы исполнительной власти РФ РОСОБРНАДЗОР Объединения работодателей: -.общероссийские (общероссийские, межотраслевые, отраслевые); - межрегиональные (межотраслевые и отраслевые); - региональные (региональные, межотраслевые и отраслевые) Профессиональные сообщества Общественно-государственный совет (ОГС) Центр оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК) - Экспертно-методические центры (ЭМЦ) по направлениям (отраслям) Физические лица Учреждения профессионального образования Региональные органы государственной власти Организационно-функциональная схема (модель) ЦОСК Ведущие компании отрасли (Работодатели) - предоставление ресурсов и услуг для оценки; - заказчики и потребители услуг по оценке и сертификации; - участие в работе комиссий ЦОСК; - обратная связь о процедурах сертификации - аудит центров; - организация обеспечения едиными формами документов; - ведение регистра Системы (реестров выданных сертификатов и баз данных) базовая организация - использование результатов деятельности системы при оценке качества проф. образования, формировании рекомендаций по ФГОС и образовательным программам; в государственных процедурах, при разработке нормативно-правовых документов, формировании госпрограмм

22 Перечень ресурсов для осуществления процесса сертификации Группы ресурсовИмеющиеся ресурсыНедостающие ресурсы МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА Ресурсный центр Учебный центр при предприятии Некоторые виды оборудования (перечень конкретизируется) КАДРЫВысококвалифицированные рабочие, не имеющие опыта педагогической работы Высококвалифицированные преподаватели, не имеющие профессиональной квалификации на современном уровне Управленческие кадры Эксперты, имеющие опыт разработки и применения оценочных материалов для оценки профессиональных квалификаций Управленцы, обладающие опытом организации системы сертификации МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Региональный профессиональный стандарт Стандарты качества предприятия Различные экзаменационные материалы Оценочные материалы предназначенные для оценки профессиональных компетенций Необходимые мощности для тиражирования оценочных материалов ФИНАНСИРОВАНИЕФинансирование ОУ в части проведения промежуточной и итоговой аттестации Бюджет предприятий на повышение квалификации кадров Финансирование повышения квалификации педагогических работников Финансирование процедуры независимой оценки Финансирование системы сертификации в целом

Проект положения Костромской области О центре сертификации Центр сертификации профессиональных квалификаций рабочих кадров (далее Центр сертификации) является структурным подразделением образовательного учреждения. Центр сертификации создается с целью оценки соответствия качества подготовки рабочих кадров требованиям региональных профессиональных стандартов, разработанных с участием работодателей. Сертификация проводится на добровольной основе в соответствии с требованиями региональных профессиональных стандартов по профессиям Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК ). Цели деятельности Центра сертификации: Обеспечение внедрения региональных профессиональных стандартов. Повышение качества профессионального образования. Повышение социальной и личностной готовности выпускников к профессиональной трудовой деятельности в соответствии с требованиями работодателей. Выполнение регионального заказа на подготовку рабочих кадров в соответствии со структурой спроса на рынке труда. Развитие социального партнерства между сферами экономики и образования. 24

Структура центра сертификации рабочих кадров 1. Структура и штатное расписание Центра сертификации утверждается директором образовательного учреждения, а затем согласовывается с департаментом образования и науки Костромской области. Участники системы сертификации Участниками системы сертификации по профессиям Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов(ОК ), выносимых на сертификацию, могут являться: Физические лица (заявители), заканчивающие обучение по образовательным программам начального профессионального образования, среднего профессионального образования и профессиональной подготовки. Физические лица (заявители), работающие в какой-либо отрасли экономики. Физические лица (заявители), временно не работающие. Юридические лица – организации различных организационно-правовых форм, желающие провести сертификацию персонала. Юридические лица – подразделения и организации Федеральной государственной службы занятости населения, желающие провести сертификацию незанятого населения, стоящего на учете или проходящего профессиональную подготовку (переподготовку) по направлению службы занятости. Проект положения Костромской области О центре сертификации

Финансирование Центра сертификации. 1. Работы по сертификации в Центре осуществляются на договорной основе. 2. Оплату работы по сертификации могут осуществлять заявитель, работодатель, объединение работодателей, служба занятости населения, либо какой-либо фонд. 3. Условия оплаты расходов, связанных с проведением сертификации, оговариваются в договоре. 4. Оплата работ по сертификации производится независимо от полученных результатов и возврату не подлежит, если иное не оговорено в договоре. 5. Средства, полученные от сертификации, расходуются на обеспечение деятельности, развитие и совершенствование Центра сертификации, повышение квалификации работников центра, а также на другие цели для эффективной деятельности Центра сертификации. 6. Стоимость работ по сертификации определяется в соответствии с «Правилами по сертификации. Оплата работ по сертификации продукции и услуг», утвержденными постановлением Госстандарта России от 23 августа 1999 г. 44 или устанавливается на договорной основе. 7. Центр сертификации может использовать в своей деятельности финансовые средства, полученные от участия в конкурсах на право осуществления проектов в системе сертификации выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования 26

27 Дополнительная информация размещена на сайте Национального агентства развития квалификаций